ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

БАШИНСКАЯ И.Г., кандидат юридических наук, доцент
АШХОТОВА Л.А.

Компетенция, практико-ориентированный подход, образовательный процесс, профессиональные навыки, задачи, сотрудник полиции, контрольная работа, заочная форма обучения, образовательная организация системы МВД России.

Статья посвящена вопросам формирования профессиональных навыков образовательными организациями системы МВД России. В работе актуализируется значение практико-ориентированного подхода в процессе обучения, рассматривается опыт формирования комплекса практико-ориентированных заданий для контрольных работ слушателей факультета заочного обучения. Делается вывод о том, что практико-ориентированный подход к формированию заданий позволяет оценить уровень как поэтапного формирования отдельных компетенций, так и сформированности их комплекса, определенного образовательными стандартами.

 

Современные стандарты профессионального образования ориентированы на подготовку квалифицированных кадров, готовых с первого дня приступить к качественному выполнению служебных обязанностей. Целеполагание федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее – ФГОС ВО) обусловило изменения в традиционных образовательных процессах системы МВД России за счет усиления прикладного значения обучения путем внедрения интенсивных технологий, позволяющих обеспечивать связь единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства [1, с. 72]. Результатом такой образовательной деятельности является формирование компетентности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, способных самостоятельно решать проблемы в служебной деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт обучающихся. В связи с этим перед образовательными организациями системы МВД России поставлена задача усиления практико-ориентирован- ной направленности обучения.

Организация такого процесса обучения требует создания условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения проблем и определения критериев оценки качества результатов, основанных на анализе уровней образованности, достигнутых на определенном этапе обучения. Формирование в процессе обучения навыков самостоятельного принятия решений в конкретных ситуациях происходит, как правило, в результате включения в содержание задач событий из окружающей действительности и повседневной работы сотрудников полиции. Использование материалов (или материальных объектов) профессиональной деятельности, отражающих фрагменты реальных (либо смоделированных) событий, позволяет «окунуть» обучающихся в решение «жизненной» ситуации, связанной со служебной деятельностью сотрудника полиции [2, с. 110].

Практико-ориентированные задачи в образовательном процессе обеспечивают профессиональную ориентацию обучения, демонстрируют востребованность и ситуативность применения ранее полученных знаний, умений и навыков, что способствует мотивации к саморазвитию.

Эффективность занятий, проводимых в активных формах, зависит, с одной стороны, от наличия у обучающихся сформированных базовых компетенций, позволяющих решать задачи, представленные фрагментами профессиональной деятельности. С другой, – от компетентности (междисциплинарных знаний, формирующих компетенцию) и профессионализма преподавателя (умений и навыков их применения на практике), позволяющих контролировать процесс формирования межкомпе- тентностых связей. Преподавание юридических дисциплин в образовательных организациях системы МВД России, помимо компетентности и профессионализма, требует еще и педагогического мастерства их передачи, навыков регулярного мониторинга законодательства и ведомственных нормативных актов, поскольку практико-ориентированный подход в процессе обучения будущих сотрудников полиции базируется на формировании навыков применения норм закона и действия в соответствии с нормативными правовыми актами.

При условии адаптации каждой изучаемой темы к конкретной профессиональной компетенции, наличия логической структурной связи в рамках последовательности их освоения практико-ориентированный подход к обучению, в зависимости от вида и цели занятия, позволяет не только формировать профессиональные навыки, но и контролировать, а при необходимости – корректировать, процесс их формирования.

Актуализация вопроса о формировании и оценке качества профессиональных навыков имеет непосредственное отношение к образовательному процессу на факультете заочного обучения (далее – ФЗО), где учебный план подготовки специалистов не отличается от аналогичного документа для очной формы обучения. Определяющая черта заочного образования состоит в самообучении слушателей: 70% материала они осваивают самостоятельно. Ограничение педагогического потенциала в процессе формирования компетентности слушателей ФЗО, компенсированное предоставлением самостоятельности в изучении дисциплин, вызывает определенные затруднения при осуществлении контроля и оценки качества получаемого образования. Разрешение данного вопроса видится в расширении практики применения активных и интерактивных форм обучения [3, с. 25] и включении их в процесс самообразования [4, с. 238].

В связи с этим представляет интерес опыт применения практико-ориентированного подхода к организации письменных контрольных работ слушателей ФЗО Краснодарского университета МВД России. С целью придания письменной контрольной работе практической направленности, для совмещения способа проверки и корректировки освоения теоретического учебного материала с процессом познания и получения новых профессиональных знаний кафедрой уголовного процесса Краснодарского университета МВД России по дисциплине «Дознание в органах внутренних дел» разработан комплекс практико-ориенти- рованных заданий для письменных контрольных работ слушателей ФЗО. Задача комплекса – преобразование процесса выполнения контрольной работы в активную форму самостоятельной деятельности, позволяющую продемонстрировать практические навыки, соответствующие перечню компетенций, реализуемых в рамках конкретной дисциплины.

Комплекс заданий представлен теоретическими вопросами и нестандартными по структуре задачами, подготовленными на основе ситуаций из практической деятельности органов внутренних дел. В качестве методического обеспечения такого комплекса предлагаются список литературы с полнотекстовыми источниками (имеющимися в библиотеке вуза или на электронном носителе) и запись видеоматериала конкретного события из профессиональной деятельности сотрудников полиции. Для ответа на теоретический вопрос необходимо изучить литературу (или нормативные акты), проанализировать ее в контексте действующих норм законодательства и конкретного вопроса задания, а затем мотивированно обосновать ответ. Для решения практической задачи необходимо просмотреть видеоролик (его длительность не превышает 10-15 минут), определить алгоритм действий сотрудника полиции и принять необходимое решение в соответствии с заданием. Затем обучающемуся предлагается задокументировать событие (составить соответствующие документы), дать правовую оценку действиям должностного лица, определить «идеальную» модель профессиональной деятельности в представленной ситуации, сформулировать и обосновать предложения, направленные на совершенствование деятельности, либо предложить более рациональный подход к разрешению ситуации, представленной в видеоролике.

Каждый сюжет видеоролика подлежит комплексному анализу, что позволяет решать вопрос индивидуального контроля знаний, умений и навыков всех слушателей учебной группы. Например, в видеоролике демонстрируется факт нахождения нескольких граждан в квартире, систематически предоставляемой для изготовления и потребления наркотических средств. Из сюжета понятно, где происходит событие (адрес), кто находится в квартире (присутствующие в квартире лица представляются и поясняют цель своего пребывания в квартире), видна вещная обстановка. Индивидуальность подхода к каждому обучаемому обеспечивается конкретным вопросом, позволяющим «примерить» на себя роль сотрудника полиции, определенную видеосюжетом (либо иных должностных лиц, действия которых могут быть конкретизированы), и предложить учебный проект решения. Применительно к указанному видеосюжету могут быть сформулированы разные письменные задания: составить осмотр места происшествия, согласованный план следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, протоколы допросов подозреваемого или свидетеля, принять решение о возбуждении уголовного дела или назначении той или иной судебной экспертизы и т.д.

Подобная форма задания, используемая для письменной контрольной работы, исключает возможность заимствования правильного ответа у другого лица, поскольку каждая составляющая практико-ориентированного задания направлена на организацию деятельности обучающихся, а не воспроизведение ими готовой информации. Важными отличительными особенностями прак- тико-ориентированных заданий по сравнению со стандартными теоретическими вопросами и фабулами задач являются:

– значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию обучающихся;

– условие задачи сформулировано в виде сюжета, ситуации или проблемы и представляет собой комплексную задачу, для разрешения которой необходимо использовать комплекс знаний нормативных правовых актов и дисциплин, формирующих конкретную компетенцию;

– в заданиях имеются четко распознаваемые объекты, содержится достаточно сведений для решения (информация может быть представлена в различной форме: видеозапись, фотография, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что позволяет точно оценить полученные результаты.

Следует акцентировать внимание на видеопросмотре как на удобном способе постановки проблемы, демонстрирующем желательные (или нежелательные) варианты образцов поведения, позволяющем (вне учебного полигона) представить условие задачи, связанное с конкретной ситуацией из практической деятельности сотрудников органов внутренних дел, избежав избыточности или недостаточности, а также противоречивости данных в объемной формулировке письменного условия задачи.

Использование подобного рода заданий предполагает деятельностное обучение, построенное на интенсивных игровых технологиях, позволяющих перейти от пассивной формы предоставления ответа на вопрос, заимствованного, как правило, из учебника или Интернета, к самостоятельной активной познавательной деятельности каждого обучающегося с учетом его особенностей и исходного профессионального уровня. Эффективность использования практико-ориентированных заданий обеспечивается, таким образом, их индивидуальностью и профессиональной ориентацией.

Опыт Краснодарского университета МВД России показал, что внедрение практико-ориентированных заданий в стуртуру письменных контрольных работ позволяет превратить процесс их выполнения в интерактивное игровое занятие, соответствующее современным практическим ситуациям, позволяющее задействовать собственный опыт обучающихся, использовать его как материал, который анализируется, пересматривается и перестраивается в ходе рецензирования преподавателем.

Роль преподавателя по отношению к слушателю традиционно сводится к трем функциям: информационной, консультационной и экспертной. Первая связана с передачей слушателю информации определенного вида и объема, вторая – с предоставлением рекомендаций по решению той или иной практической задачи, третья – с итоговой оценкой работы.

В завершении следует отметить, что подобные комплексы практико-ориентированных заданий могут использоваться при проведении различных видов занятий в рамках как изучаемой дисциплины, так и других, реализующих элементы аналогичных профессиональных компетенций. В зависимости от цели занятий одни и те же материалы могут рассматриваться с позиции конкретно изучаемой темы, в комплексе с ранее изученными темами и в межкомпетентностной связи с другими дисциплинами. Таким образом, практико- ориентированный подход к формированию заданий, реализуемых при проведении учебных занятий, позволяет оценить уровень как поэтапного формирования отдельных компетенций (по дисциплинам), так и сформированности их комплекса, определенного ФГОС ВО, соответствующий уровню готовности служить в органах внутренних дел.

Библиографический список:

1. Тебеньков К. А., Гитман Е.К. Формирование инновационной компетентности адъюнктов военных вузов // Вестник Пермского государственного гуманитарно- педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. ПГГПУ. 2015. Вып. 2. С. 70-76.
2. Колдыбаев С.К., Макеев А.К. О роли практико-ориентированных задач в обучении математике // Мир науки, культуры, образования. 2015 № 10. С.110-113.
3. Гривенная Е.Н. Мониторинг качества высшего профессионального образования в системе МВД России с использованием рейтинговых технологий: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Краснодар, 2015.
4. Карабаш Д.В., Щуров Е. А. Ценности и ценностные ориентации в профессиональном саморазвитии курсантов вузов МВД России // Общество и право. 2014. №1 (47). С. 236-239.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (54) 2018

Просмотров: 27

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code