ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

А.Б.Серых, доктор педагогических наук, доктор психологических наук
И.И.Капалыгина, кандидат педагогических наук, доцент

Здоровьесбережение, компетентность здоровьесбережения, компетенции здоровьесбережения, личностное развитие, информационно- образовательное пространство, мотивационно-ценностная сфера личности, школьник, поведение.

Решение проблемы измерения количественных и качественных изменений, происходящих в процессе здоровьесбережения школьников, связано с определением критериев и уровней сформированности знаний, умений и навыков в данной области. В основе их определения лежит компетентностно- деятельностный подход, который определяет методологическую основу исследования в заданном направлении. В своеобразии психических свойств, действий и поступков школьника проявляются особенности личностного развития, физического, психического и социального здоровья. Характеристика здоровьесбережения школьников может быть выражена определенными уровнями, с помощью которых оценивается степень сформированности компонентов компетентности здоровьесбережения. Определению критериев и уровней сформированности здоровьесбережения школьников в информационно- образовательном пространстве посвящается данная статья.

 

Исследование здоровьесбережения школьников осуществлялось на протяжении многих лет в различных направлениях. Показателями здоровья учащихся выступали как физиологические, так и психологические параметры. Их выбор обусловлен влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы – социальная среда, культура, материально-бытовые и природные условия – определяют условия жизнедеятельности. Внутренними или психолого-педагогическими детерминантами и условиями являются мотивационно-ценностная сфера личности, ее интересы, потребности, отношения, индивидуальные свойства и особенности.

В методологических исследованиях можно выделить следующие подходы к определению критериев и уровней сформированности здоровьесбережения школьников в информационно-образовательном пространстве:

– социальный подход, авторы которого пытались выделить главные признаки здоровья, основываясь на правилах и нормах поведения, направленного на сохранение здоровья человека [6, 12, 14];

– медико-биологический подход, критериальной основой которого являются медицинские и физиологические показатели жизнеспособности человеческого организма [7, 8];

– физиологический подход, в рамках которого рассматриваются резервы и возможности организма человека по различным показателям двигательной активности, выносливости и силы [1, 3, 15];

– психолого-педагогический подход, представители которого за критериальную основу принимают индивидуальные проявления личности в различных сферах деятельности, отношение к себе с позиции ценностного отношения к здоровью, включение в жизнедеятельность новых поведенческих форм [2, 4, 9, 10, 11, 13].

Внешние проявления личности обусловлены определенными индивидуальными изменениями, происходящими в ее внутренней структуре. Диагностические процедуры не могут ограничиваться лишь выявлением особенностей характера и поведения школьников. В своеобразии психических свойств, действий и поступков ребенка проявляется степень развития его личности, в частности физического психического и социального здоровья [13]. В связи с этим важнейшими критериями являются: сформированность мотивационной сферы младшего школьника к здоровьесбережению; наличие у учащихся определенных знаний в области поддержания своего здоровья; степень развитости и сформированности умений и навыков в здоровьесберегающей области; осмысление и осознание правил поведения, направленного на здоровьесбережение; мера требовательности к себе и другим людям относительно индивидуального и общественного здоровья.

Все подходы имеют свое место в передовой педагогической науке. Не принижая достоинств каждого из них, опираясь на идеи лич- ностно-ориентированного образования, мы разработали критерии, с помощью которых можно оценить здоровьесбережение школьников в информационно-образовательном пространстве. В основе их определения лежит компетентностно-деятельностный подход. Компетентность мы рассматриваем как результат когнитивного научения, а компетенцию – в качестве общей способности и готовности применять знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция предполагает способность личности находить взаимосвязь между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации [5].

Нами определены следующие компоненты компетентности здоровьесбережения школьников в условиях информационно-образовательного пространства: владение знанием содержания компетентности; опыт проявления компетентности; отношение к содержанию компетентности; эмоционально-волевая регуляция проявления компетентности; готовность к проявлению компетентности.

При помощи данных критериев, компонентов компетентности можно определить структурные составляющие сформированности компетентностиздоровьесбережения школьников. С учетом особенностей жизни, возраста школьников, воспитательных воздействий сформированность структурных составляющих может быть различной. Например, у одного учащегося сформированы знания в области здоровьес- бережения, однако еще отсутствует опыт проявления сформированной компетенции на практике. Другие дети могут иметь мотивацию к применению умений в области здоровьесбережения, но не иметь при этом соответствующих знаний и умений. Следовательно, определив уровень знаний в области здоровьесбережения, степень развитости умений, сфор- мированность ценностно-смысловой основы поведения и социально-нравственных поступков, а также уровень мотивации к применению умений, проверив устойчивость умений, проявляющихся в поведении и деятельности школьников, можно констатировать сформи- рованность у учащихся определенного уровня компетентности здоровьесбережения.

Характеристика здоровьесбережения школьников может быть представлена уровнями, позволяющими определить степень сформированности отдельных компонентов компетентности здоровьесбережения школьников, а также их проявления в поведении и деятельности детей. Поэтому под уровнем сформированности компетентности здоровьесбережения следует понимать количественную и качественную оценку ее характеристики в зависимости от степени сформированности содержательно-структурных компонентов и их проявления в поведении и деятельности школьников.

Низкий уровень сформированности компетентности здоровьесбережения школьников характеризуется в основном отсутствием знаний и неразвитостью умений в области здоро- вьесбережения. Школьники характеризуются несформированностью ценностно-смысловой основы поведения и социально-нравственных поступков. Отношение к информации, критическое отношение к рекламе, своим действиям в информационно-образовательном пространстве носит противоречивый характер. Данный уровень характеризуется отсутствием эмоционально-волевой регуляции в поведении и несформированностью мотивации к применению умений в области здоровьесбережения. Такие учащиеся часто встречаются в школьной среде. Они легко поддаются групповому давлению, влиянию интернета на личность, не проявляют стремлений приобрести определенные знания, умения в области здо- ровьесбережения, не мотивированы на нравственное отношение к поведению в информационной среде.

Уровень сформированности компетентности здоровьесбережения школьников, характеризующийся как ниже среднего, отличается от предыдущего небольшими преобразованиями в структуре личности. Имеется некоторая положительная динамика: ребенок стремиться улучшить свое поведение, повысить свой уровень сформированности здоровьесбережения. Однако из-за отсутствия необходимой информации (знаний), а также из-за влияния сверстников его поступки оставляют желать лучшего. Этот уровень характеризуется наличием частично сформированных знаний развитостью небольшой части умений в области здоровьесбережения. Ценностно-смысловая основа поведения и социально-нравственных поступков у такого школьника частично сформирована, эмоционально-волевая регуляция не выражена. Положительные мотивы к здоровьесбережению ситуативны и кратковременны.

Средний уровень сформированности компетентности здоровьесбережения школьников описывает средние показатели среди заявленных. Таких школьников большинство. Учащиеся демонстрируют неплохой уровень знаний и умений в области здоровьесбереже- ния. Ценностно-смысловая основа поведения и социально-нравственных поступков у таких детей почти сформирована. Наблюдается положительная устремленность к здоровьесбережению, которая обусловлена в основном инициативой взрослого. Присутствуют потребности и мотивы к здоровьесбережению. Дети осознают необходимость здоровьесбережения и соблюдения правил информационной безопасности в современных условиях жизни. При умелой работе над собой и с помощью педагогических усилий со стороны педагогов и родителей школьники могут повысить свой уровень сформированности здоровьесбережения.

Высокий уровень характеризуется довольно высокой степенью интеграции всех компонентов компетентности здоровьесбережения школьников: наличие осознанной системы знаний, высокая степень развитости умений в области здоровьесбережения и их устойчивость; сформированность ценностно-смысловой основы поведения и социально-нравственных поступков; присутствие в поведении учащихся эмоционально-волевой регуляции. Школьники с таким уровнем сформированности рассматриваемой компетентности самостоятельны и настойчивы в выборе и принятии решений, инициативны в групповом взаимодействии. Уровень мотивации отличается проявлением усиления чувства долга и ответственности за здоровье в настоящем и будущем.

Таким образом, предложенная система критериев и уровней сформированности здоровьесбережения школьников отражает содержание внутренней структуры личности.

Теоретической базой при определении методических оснований диагностики выступают следующие положения.

Во-первых, при изучении сформированности здоро- вьесбережения обучающихся важно исходить из того, что полученные диагностические показатели необходимо сравнивать и сопоставлять с реальным уровнем сформированности здоровьесбережения, на котором они находились до проведения воспитательных воздействий на них.

Во-вторых, важной причиной необходимости совершенствования диагностики является то, что при измерении сформированности здоровьесбережения обычно учитывают конечный результат, а все промежуточные звенья в расчет не принимаются. Поэтому определение критериев и характеристик должно основываться на том, что сформированная компетентность обладает внутренней содержательно-психологической структурой, уровень сформированности составляющих компетентности обусловливает содержание и направленность деятельности и поведения школьников.

В-третьих, диагностическая работа не является лишь инструментом познания личности. Педагог не должен смотреть на учащегося только как на объект исследования. Школьник является субъектом образовательного процесса. Следовательно, диагностику следует рассматривать и как инструмент воспитания.

В-четвертых, формирование личности происходит путем педагогических воздействий, а также воздействий пространства общения детей, семьи, интернета и других факторов социального пространства. Диагностика сфор- мированности здоровьесбережения школьников не дает возможности с достоверностью определить, какие компоненты компетентности сформировались в семье, какие – под влиянием сверстников, а какие – в результате целенаправленной работы педагогов. Тем не менее в структуре педагогической деятельности диагностика школьников имеет важное значение для организации воспитательного процесса и оценки эффективности педагогических мероприятий.

Выявление индивидуально-психологических признаков сформированности компетентности здоровьесбережения ребенка направляет диагностические процедуры на исследование внутреннего мира школьника, поиск потенциальных возможностей его формирования в заданном направлении. В связи с этим необходимо выявить функции диагностики сформированности компетентности здоровьесбережения, показать их значение в организации воспитательной работы с учащимися.

Информационно-аналитическая функция позволяет учителю на начальном этапе формирования необходимых компетенций иметь информацию о ребенке, его уровне сформированности компетенций для того, чтобы в дальнейшем эти компетенции формировать.
Проектировочно-прогностическая функция, ее роль очевидна в том случае, если планировать педагогическую деятельность с ориентацией на позитивный результат в дальнейшем.

Коррекционно-направляющая функция отвечает за контроль процесса формирования компетентности здоровьесбережения, осуществляемый с целью (и для возможности) оперативно вмешиваться и изменять его.
Оценочно-рефлексивная функция предполагает оценку результатов педагогической деятельности, того, насколько точно удалось решить поставленные задачи, а также анализ того, что не получилось и по каким причинам.

Таким образом, теоретические основы диагностики, основывающиеся на принципах личностно-ориентированного подхода, обладают практической направленностью, выражающей целостный процесс формирования компетентности здоровьесбережения, его прогнозирование, осуществление, совершенствование и оценку результативности.

Подводя итог рассмотрению критериев и уровней сформированности здоровьесбережения школьников в информационно-образовательном пространстве, следует отметить существование в методологических исследованиях различных подходов к определению таких критериев и уровней: социального, медико-биологического, физиологического, психолого-педагогического, компетентностно-деятельностного. Принимая во внимание исследования других ученых, мы выделяем следующие критерии: наличие знаний в области здоровьесбережения; степень развитости умений в области здоровьесбережения; сформированность ценностно-смысловой основы поведения и социально-нравственных поступков; устойчивость умений, проявляющихся в поведении и деятельности; сформированность мотивации к применению умений в области здоровьесбережения. В соответствии с критериями нами были определены критериальные показатели, соотносящиеся с компетенциями здоровьесбережения школьников в информационно-образовательном пространстве. Согласно принципам педагогической диагностики характеристика здоровьесбережения школьников в нашем исследовании представлена конкретными уровнями, позволяющими оценить степень сформированности компонентов компетентности здоровьесбережения школьников, а также степень их проявления в поведении и деятельности детей: высокий, средний, ниже среднего и низкий. В целях производственной необходимости, связанных с осуществлением диагностической процедуры, нами определены функции диагностики сформированности компетентности здоровьесбережения: информационно-аналитическая, проектировочно-прогностическая, коррекционно-направляющая и оценочно-рефлексивная.

Библиографический список:

1. Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие. Гродно, 1995. 68 с.
2. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. М.: Вентана-Графф, 2003. 64 с.
3. Глазырин А. А., Глазырина Л.Д., Лопатик Т. А. Физическая культура и здоровье: прогр. и учеб. нормативы по физическому воспитанию учащихся V-VII классов. Мн.: БГПУ, 2007. 83 с.
4. Дурейко Л.И. Человек и его здоровье. Подгот., 1-3 класс: Учебно-методическое пособие для учителей. Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2000. 300 с.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
6. Кривцун-Левшина Л.Н. Методологические аспекты здорового образа жизни // Проблемы формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15 17 окт. 1997 г. Мн., 1997. С. 24-25.
7. Кунцевич З.С. Валеологическое образование / З.С. Кунцевич, А.Н. Косинец, А.В. Козулин; под ред. З.С. Кунцевич. Витебск: ВГМУ, 2002. 244 с.
8. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. Мн.: Утверсттэтскае, 1998. 220 с.
9. Леванова Е.А., Серых А.Б., Пушкарева Т.В., Трегубова Л.В. Образовательная среда вуза // Глобальный научный потенциал. 2012. № 10. С. 212-214.
10. Цибульникова В.Е., Леванова Е.А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: Учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов. М.: МПГУ, 2017. 148 с.
11. Орехова Т.Ф. Теория и практика здоровьетворящего образования в школе: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2002. 45 с.
12. Поляков В. А. Моделирование системы здорового образа жизни. Модель успеха. Мн.: ВЭВЭР, 2000. 201 с.
13. Серых А.Б., Капалыгина И.И. Практические аспекты исследования информационно- образовательного пространства школьников // Наука и бизнес: пути развития. 2017. № 6 (72). С. 144-146.
14. Шаталов А.Т. Мировоззренческо-методологические проблемы здоровья в современной культурной традиции // Философия здоровья / Отв. ред. А.Т. Шаталов. М., 2001; Электронная библиотека «Полка букиниста» // URL: http://polbu.ru/shatalov_health (дата доступа – 12.04.2008).
15. Яроцкий А.И. Научно-объективное понятие здоровья // Эколого-физиологические проблемы адаптации: материалы 8-го международного симпозиума, Москва, 27-30 января 1998 г. М., 1998. – С. 267-269.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (54) 2018

Просмотров: 35

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code