НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

И.С.Землянская, кандидат экономических наук

Введение: статья посвящена выявлению проблем, связанных с развитием рынка налогового консультирования в Российской Федерации, поскольку институт налогового консультирования и деятельность налоговых консультантов оказывают существенное влияние на состояние предпринимательской активности граждан, формирование бюджета государства и в целом на экономическое развитие государства. С этой целью автор изучает структуру, состояние и тенденции развития рынка налогового консультирования. С помощью методов научного познания, прежде всего метода системного анализа, установлено, что становление и развитие налогового консультирования в России происходило фактически с момента образования налоговой службы. Проводится анализ и оценка деятельности налоговых консультантов и крупнейших консалтинговых групп и компаний России в сфере налогообложения. Результаты: указывается на то, что, несмотря на сложившуюся практику функционирования налогового консалтинга, на сегодняшний день до сих пор отсутствуют нормативное регулирование консалтинговой деятельности и законодательное закрепление термина «налоговое консультирование». Анализ численности работников ФНС России и количества налоговых консультантов за период 2014-2016 гг., а также определение достаточности количества налоговых консультантов как соотношение налоговый инспектор – налоговый консультант в отношении примерно 10/11 позволяют сделать вывод, что в России в настоящее время должно действовать примерно 140 000-145 000 налоговых консультантов. Отмечается, что востребованность сферы налогового консалтинга подтверждается достаточно стабильным спросом на услуги данной сферы. Выявлены причины неоднозначной динамики прибыли крупнейших консалтинговых групп и компаний России в сфере налогообложения за период 2014-2016 годов. Выводы: принятие Федерального закона о налоговом консультировании позволит регламентировать единые механизмы, стандарты и правила установления ответственности, регулирования и развития деятельности налоговых консультантов в России. Предлагается рассмотреть как перспективное направление совместную организацию работы налоговых консультантов и государственных органов с целью обсуждения актуальных проблем налогового консультирования, что позволит снизить уровень налоговых конфликтов.

Ключевые слова: налоговое консультирование, налоговый консультант, категории налогового консультанта, Палата налоговых консультантов РФ, Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ), Единый реестр аттестованных налоговых консультантов, налогообложение.

 

Введение

В настоящее время одним из важнейших элементов сферы услуг являются консультационные (консалтинговые) услуги. В условиях часто меняющегося налогового законодательства к услугам налогового консультирования обращаются все больше людей и организаций, а налоговые консультанты приобретают статус важного участника налоговых отношений. Так, в общую часть Налогового кодекса Российской Федерации, действующую с 1 января 2000 г., вносились поправки более 200 раз [7]. А.В. Брызгалин, выступая 5 октября 2016 г. на научно-методическом семинаре Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, приводит данные, что в 2014 г. в сфере налогообложения и «вообще по фискалитету (это бухгалтерский учет, налоговый учет – все, что примерно вокруг налогов связано)» было принято 555 федеральных и конституционных законов [6, с. 38].

Постоянные изменения в налоговом законодательстве определяют важную роль и значение налогового консультирования на современном этапе развития экономики. «Вместе с тем общественный запрос на услуги налогового консультирования возрастает в силу активного развития системы налогового администрирования, в том числе в части налогового администрирования физических лиц» [17].

Становление и развитие налогового консультирования в РФ

Несмотря на то что «налоговое консультирование начало развиваться в нашей стране где-то с 2001 г.», до сих пор не принят основной нормативно-правовой акт, регулирующий налоговое консультирование в России [23]. Отсутствует и законодательное закрепление термина «налоговое консультирование». В таблице 1 приведены определения данного термина из нескольких редакций проекта Закона «Об организации налогового консультирования в Российской Федерации» и позиция некоторых российских ученых и экономистов по его формулировке.

Ключевые мероприятия в истории формирования налогового консультирования в России представлены в таблице 2.

Таблица 1
Трактовка термина «налоговое консультирование»

Таблица 2
Основные даты становления и развития налогового консультирования в РФ

Составлено автором по: [23].

Таким образом, история развития налогового консультирования в России началась фактически с момента образования налоговой службы. Однако, несмотря на сложившуюся практику функционирования налогового консалтинга, на сегодняшний день до сих пор отсутствует нормативное регулирование консалтинговой деятельности.

Профессия налоговый консультант в РФ

В 2002 г. было создано профессиональное сообщество – Палата налоговых консультантов, некоммерческой организации, которая объединила на добровольной основе субъектов налогового консультирования. Ее основателями стали: РосНОУ, Институт экономики и финансов «Синергия», Московский социально-экономический институт, ГУУ и Научно- методологический центр при Министерстве по налоговым сборам.

По мнению П.Л. Алтухова и О.А. Чурба- новой, «сегодня можно уверенно говорить о том, что налоговое консультирование в России оформилось как явление». Указанные авторы приводят интересные данные по количеству налоговых консультантов. Так, по состоянию на май 2014 г. Единый реестр консультантов по налогам и сборам содержал 8 023 записи (для сравнения: в 2001 г. – 14 записей, в 2003 г. – 757 записей, в 2005 г. – 3 221 запись) [1].

По официальным данным Палаты налоговых консультантов РФ общая численность налоговых консультантов, аттестованных с 2002 г. по 31 декабря 2015 г., составила 15 238 человек [21]. В настоящее время в Едином реестре аттестованных налоговых консультантов (по состоянию на 10.11 2017 г.) указано всего 3 735 аттестованных налоговых консультантов, действующих на территории Российской Федерации [10]. Данный реестр позволяет определить:

1) регион проживания налогового консультанта;

2) город проживания;

3) номер аттестата налогового консультанта;

4) дату выдачи аттестата налогового консультанта;

5) дату окончания действия аттестата налогового консультанта;

6) категорию специалиста.

I категория присваивается налоговому консультанту II категории, успешно прошедшему тематическое собеседование в Палате налоговых консультантов РФ, при наличии действующего свидетельства о продлении срока действия квалификационного аттестата и стажа работы в области экономики и/или права не менее 10 лет из последних 12.

II категория присваивается:

– налоговому консультанту, прошедшему обучение по программе «Налоговое консультирование» объемом 380 или 180 акад. ч и успешно сдавшему квалификационный экзамен;

– налоговому консультанту III категории в порядке, определяемом в зависимости от оснований присвоения III категории.

III категория присваивается: во-первых, налоговому консультанту, прошедшему обучение по программе «Налоговое консультирование» объемом 240 акад. ч и успешно сдавшему квалификационный экзамен; во-вторых, налоговому консультанту, не имеющему достаточного опыта работы, но прошедшему обучение по программе «Налоговое консультирование» объемом 380 акад. ч и успешно сдавшему квалификационный экзамен; в-третьих, налоговому консультанту, сдавшему квалификационный экзамен на присвоение квалификации «Консультант по налогам и сборам II категории», но набравшему по его итогам 4244 балла (ниже базового проходного балла) (действует в отношении налоговых консультантов, прошедших подготовку до 01.09 2017 г.).

Кроме указанных трех категорий налогового консультанта, Палатой налоговых консультантов проводится обучение:

– по программе, предназначенной для повышения квалификации специалистами, практикующими в сфере экономики и желающими получить прикладные знания в сфере налогообложения бизнеса, с выдачей сертификата «Налоговый экономист» Палаты налоговых консультантов;

– по программе, предназначенной для повышения квалификации специалистами, практикующими в сфере юриспруденции и желающими получить прикладные знания в сфере налогообложения бизнеса, с выдачей сертификата «Налоговый юрист» Палаты налоговых консультантов.

По состоянию на 10.11 2017 г. 94 % налоговых консультантов имеют II категорию, все остальные категории являются менее значительными (табл. 3).

Таблица 3 Количество и доля категорий налоговых консультантов в РФ

Составлено и рассчитано автором по: [10].

Данные Единого реестра аттестованных налоговых консультантов позволяют также проанализировать долю налоговых консультантов, получивших аттестат налогового консультанта и продолжающих свою деятельность по настоящее время. Так, 91 % (3 390 чел.) налоговых консультантов, дата выдачи аттестата налогового консультанта которых с 2007 по 2017 г., продолжают свою деятельность и по настоящее время.

Самую низкую долю (0,08 %) составляют налоговые консультанты, продолжающие свою деятельность в настоящее время, выдача аттестата которых датируется 2000 годом. Данные о количестве и доле налоговых консультантов, получивших аттестат налогового консультанта в 2001-2006 гг. и продолжающих свою деятельность по настоящее время, представлены в таблице 4.

В 2013 г. в интервью Д. Черник, отвечая на вопросы о том «Сколько сейчас в России практикующих налоговых консультантов?» и «Достаточно ли этих специалистов для квалифицированной помощи налогоплательщикам?», сказал, что «количество специалистов, которые прошли обучение (сегодня это более 12 тыс. человек), и число людей, которые работают непосредственно налоговыми консультантами, не совпадают. Последних значительно меньше» [15]. По данным на 2013 г. Д. Чер- ник приводит интересные данные о сравнении количества налогоплательщиков в зарубежных странах и России. Так, «в Австралии на 18 млн населения приходится 18 тыс. работников Австралийского налогового управления и 21 тыс. налоговых консультантов». В России в данный период насчитывалось примерно 140 тыс. налоговых работников и 5 тыс. налоговых консультантов, реально действующих, за исключением тех, кто работал внутри компаний. Д. Черник делает в связи с этим вывод, что в России должно действовать около 155 тыс. налоговых консультантов [15].

«В таких странах, как США, Англия, Франция, Германия, Австрия, соотношение налоговый инспектор – налоговый консультант примерно 10/11. В России примерно 142 тыс. налоговых инспекторов, то есть потребность в налоговых консультантах – 155 тыс., а реально есть семь тысяч» [24].
Анализ распределения и изменения числа работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти свидетельствует о том, что общая численность работников ФНС России в 2008 г. по сравнению с 2005 г. выросла на 4 %, составив при этом в 2005 г. всего 176 475 единиц, а в 2008 г. – 183 596 единиц [5]. В таблице 5 представлены данные по численности работников ФНС России и доля численности работников ФНС России в общей численности работников федеральных государственных органов власти за период 2014-2016 годов.

Таблица 4
Количество налоговых консультантов, продолжающих свою деятельность по настоящее время (2000-2017 гг.)

Составлено и рассчитано автором по: [10].

Таблица 5
Численность работников ФНС России за период 2014-2016 гг.

Составлено автором по: [2-4].

Динамика численности работников ФНС России за период 2005-2016 гг. неоднозначна, поскольку за указанный период было как увеличение, так и сокращение штата работников. За период 2014-2016 гг. можно констатировать снижение численности работников ФНС России в 2016 г. по отношению к 2014 г. на 3,7 %. Как было отмечено выше, в Едином реестре аттестованных налоговых консультантов (по состоянию на 10.11 2017 г.) указано 3 735 аттестованных налоговых консультантов, действующих на территории Российской Федерации. Таким образом, если исходить из зарубежной практики определения достаточности количества налоговых консультантов как соотношение налоговый инспектор – налоговый консультант в отношении примерно 10/11, то в России, исходя из приведенных данных о численности работников ФНС России выше, можно явно судить о их недостаточности.

На сайте поиска работы «Trud.com» представлен обзор статистики зарплат профессии «налоговый консультант» в Российской Федерации. В России, согласно данным указанного сайта, наибольшее количество вакансий профессии «налоговый консультант» открыто в Московской области (37,1 %). На втором месте – Ленинградская область (8,7 %), на третьем – Республика Татарстан (3,5 %), на четвертом – Свердловская область (3,1 %), на пятом – Воронежская область и Краснодарский край (3 %). Далее по убыванию следуют Ростовская область (2,8 %), Новосибирская область (2,6 %), Самарская область (2,4 %). Во всех остальных субъектах РФ количество вакансий незначительное и в целом составляет 33,8 %.

По статистике сайта поиска работы «Trud.com» профессия налоговый консультант является наиболее высокооплачиваемой в Республике Татарстан, где уровень средней заработной платы составляет 100 000 рублей.

Затем следуют Московская и Челябинская области [20]. Таким образом, помимо таких проблем в сфере развития налогового консультирования, как отсутствие законодательного регулирования, недостаток высококвалифицированных кадров, слабая конкуренция на рынке налогового консалтинга, проблема высокой стоимости услуг консультантов по вопросам налогообложения является также весьма актуальной.

Анализ рынка крупнейших консалтинговых групп и компаний РФ за период 2014-2016 гг.

Ежегодно рейтинговое агентство «Эксперт РА» представляет «Обзор рынка крупнейших консалтинговых групп и компаний России», в котором приводится список крупнейших консалтинговых групп и компаний, структура выручки участников рэнкинга, темпы роста выручки участников рэнкинга по видам услуг. Кроме того, данное исследование содержит мнение и позицию ведущих специалистов в сфере ИТ-консалтинга, налогового и юридического консалтинга, финансового консалтинга и оценки, консалтинга по производству товаров и услуг, стратегического планирования и консалтинга в области маркетинга. Приведем данные анализа рынка услуг налогового и юридического консалтинга рейтингового агентства «Эксперт РА» за период 2014-2016 годов. В 2014 г. сегмент услуг налогового и юридического консалтинга был весьма емким, так как суммарно на их долю пришлось 14 % (13,4 млрд рублей от общего дохода участников рэнкинга, где 7,4 млрд рублей – выручка в сегменте налогового консалтинга, 6 млрд рублей – выручка в сегменте юридического консалтинга). Сегменты показали прирост в 2 и 15 % соответственно [27].

Суммарная выручка от услуг налогового и юридического консалтинга в 2015 г. составила 13,2 млрд рублей, из которых на сектор налоговых консультаций приходится 7,39 млрд рублей, а на юридические консультации – 5,85 млрд рублей. Прирост к прошлому рэнкингу за 2014 г. по сопоставимым данным – 0 и 5 % соответственно [18]. Суммарный оборот по сектору юридических услуг составил в 2016 г. 3,69 млрд рублей (прирост 26 %). На сектор налогового консалтинга приходится 2,77 млрд руб. [19].

Выручка крупнейших консалтинговых групп и компаний России за 2014-2016 гг. представлена в таблице 6.

Проанализировав выручку крупнейших консалтинговых групп и компаний России по итогам 2014-2016 гг., мы получаем неоднозначную динамику прибыли участников рынка налогового консультирования за период 2014-2015 гг., при этом наблюдается снижение прибыли практически у большинства представленных в таблице 6 компаний в 2016 году. Таким образом, можно предположить, что на налоговый консалтинг за анализируемый период оказали влияние ряд факторов. В 2014 г. на увеличение спроса на услуги налоговых и юридических консультантов (правовые заключения, разработка методик и документов, налоговое планирование и аудит и т. д.) оказали в основном влияние деофшоризация и ужесточение налогового администрирования.

В 2015 г. увеличение спроса на налоговое консультирование сопряжено с помощью вопросов трансфертного ценообразования и контролируемых иностранных компаний, условий применения правил «тонкой капитализации», операций российских компаний с офшорными и «квазиофшорными» юрисдикциями.

В 2016 г. небольшую динамику сектора юридических услуг, в том числе налогового консалтинга, обеспечило оспаривание кадастровой стоимости, обусловленное желанием собственников и арендаторов недвижимости снизить сумму имущественных налогов. Снижение суммарных доходов участников рынка крупнейших консалтинговых групп и компаний России по итогам 2016 г. на 8 % связано, по мнению экспертов, с обещаниями государством стабилизации в сфере налогообложения и улучшением администрирования.

Выводы

Таблица 6
Выручка крупнейших консалтинговых групп и компаний России по итогам 2014-2016 гг.

Составлено и рассчитано автором по: [14].

Проведенное исследование позволяет автору сделать ряд следующих выводов и предложить направления по решению проблем, существующих в настоящее время в налоговом консультировании.

Во-первых, как уже указывалось в наших ранних работах, мы концептуально поддерживаем введение и применение упорядоченного налогового консультирования, которое, на наш взгляд, повысит уровень предоставления услуг в данной сфере консалтинга [13, с. 97]. Анализ выручки крупнейших консалтинговых групп и компаний России по итогам 2014-2016 гг. свидетельствует о достаточно стабильном характере спроса на услуги налогового консалтинга и, несмотря на снижение в отдельные периоды под воздействием усиления административного давления, активизации мероприятий налогового контроля, а также вследствие сложной экономической ситуации доказывает востребованность данной сферы консалтинга. В связи с этим принятие Федерального закона о налоговом консультировании позволит регламентировать единые механизмы, стандарты и правила установления ответственности, регулирования и развития деятельности налоговых консультантов в России.

Во-вторых, анализ численности работников ФНС России и количества налоговых консультантов за период 2014-2016 гг., а также определение достаточности количества налоговых консультантов как соотношения налоговый инспектор – налоговый консультант в отношении примерно 10/11 позволяют сделать вывод, что в России должно действовать примерно 140 000-145 000 налоговых консультантов.

В-третьих, в рамках развития института налогового консультирования в России перспективным представляется совместная организация работы налоговых консультантов и государственных органов с целью обсуждения актуальных проблем налогового консультирования. Информационно-консультационная поддержка налогоплательщиков как со стороны органов государственной власти, так и налоговых консультантов оказывает существенное воздействие на качество налоговых отношений, снижая уровень налоговых конфликтов. Так, М. Мишустин, подводя итоги работы налоговых органов за 2017 г., отметил, что в настоящее время основной акцент ФНС России делает на побуждение налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды и добровольному уточнению налоговых обязательств. Кроме того, он заявил, что «тренд на снижение жалоб бизнеса по результатам выездных проверок продолжается – в 2017 г. их количество снизилось на 11 %, а за 5 лет – более чем на 32 % (с 10,2 до 7 тысяч). Количество жалоб в 2017 г. по сравнению с 2013 г. снизилось почти в 5 раз (с 53 до 11 тысяч), в том числе в 2017 г. – более чем на 9 %» [25].

17 февраля 2017 г. в Институте налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ «Высшая школа экономики» состоялся круглый стол на тему «Налоговый консалтинг в современных условиях налогового администрирования. Проблемы и перспективы развития». В рамках данного мероприятия заместитель руководителя ФНС России Д.Ю. Григо- ренко в своем докладе особое внимание уделил вопросу роли налогового консалтинга в конструктивном взаимодействии с налогоплательщиками [16]. Таким образом, можно говорить о наметившихся тенденциях в России по организации совместной работы налоговых консультантов и государственных органов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алтухов, П. Л. Основные направления налогового консультирования в Российской Федерации / П. Л. Алтухов, О. А. Чурбанова // Налоги. – 2015. – №> 3. – С. 45-48.
2. Анализ расходов и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основе данных формы 14 и формы 14 МО за 20132014 годы (без Минобороны России, МВД России ФСТЭК России, СВР России, ФСБ России, ГУСП, загранаппарата федеральных государственных органов). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://minfin.ru (дата обращения: 10.02.2018). – Загл. с экрана.
3. Анализ расходов и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основе данных формы 14 и формы 14 МО за 2015 год (без Минобороны России, МВД России ФСТЭК России, СВР России, ФСБ России, ГУСП, загранаппарата федеральных государственных органов). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://minfin.ru (дата обращения: 10.02.2018). – Загл. с экрана.
4. Анализ расходов и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основе данных формы 14 и формы 14 МО за 2016 год (без Минобороны России, МВД России ФСТЭК России, СВР России, ФСБ России, ГУСП, загранаппарата федеральных государственных органов. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://minfin.ru (дата обращения: 10.02.2018). – Загл. с экрана.
5. Аналитический обзор Счетной палаты Российской Федерации по результатам экспертно-ана- литического мероприятия «Анализ эффективности использования государственных средств территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и региональными органами исполнительной власти, выделяемых на реализацию функций управления». – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://audit.gov.ru (дата обращения: 12.01.2018). – Загл. с экрана.
6. Брызгалин, А. В. Баланс частных и публичных интересов как залог повышения эффективности налоговой системы / А. В. Брызгалин // Аналитический вестник. – 2016. – № 51 (650). – С. 37-44.
7. Горовцова, М. Налоговое консультирование: новая эпоха? / М. Горовцова. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://garant.ru (дата обращения: 12.01.2018). – Загл. с экрана.
8. Дедкова, Е. Г. Место и роль налогового консультирования в современной экономике / Е. Г. Дед- кова // Экономические и гуманитарные науки. – 2011. – № 7. – С. 92-99.
9. Демишева, Т. А. Организация и методика налогового консультирования / Т. А. Демишева. – М. : МФЦ, 2007. – 160 с.
10. Единый реестр аттестованных налоговых консультантов (по состоянию на 10 ноября 2017 г.). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http:// base.garant.ru (дата обращения: 12.01.2018). – Загл. с экрана.
11. Законопроект, авторское мнение Ф.А. Гуд- кова. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://palata-nk.ru (дата обращения: 15.03.2018). – Загл. с экрана.
12. Законопроект, авторское мнение А.И. Соло- манина. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://palata-nk.ru (дата обращения: 15.03.2018). – Загл. с экрана.
13. Землянская, И. С. К вопросу о проекте Федерального закона № 529626-6 «О налоговом консультировании» / И. С. Землянская // Образование в XXI веке: путь к новым кризисам? : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (17 июня 2014 г.) : в 2 ч. Ч. 1 / отв. ред. А. Н. Плотников. – Саратов : Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. – С. 97-98.
14. Исследование рынка крупнейших консалтинговых групп и компаний России по итогам 20142016 гг. рейтингового агентства «Эксперт РА». – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http:// raexpert.ru (дата обращения: 25.02.2018). – Загл. с экрана.
15. Колодина, И. Все решат за вас / И. Колодина // Российская бизнес-газета: Налоговое обозрение. – 2013. – № 897 (19). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://rg.ru/2013/05/21/nalogi.html (дата обращения: 15.03.2018). – Загл. с экрана.
16. Круглый стол по теме: «Налоговый консалтинг в современных условиях налогового администрирования. Проблемы и перспективы развития». – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://re.hse.ru (дата обращения: 02.03.2018). – Загл. с экрана.
17. Об Ассоциации налоговых консультантов. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://nalog-ank.ru (дата обращения: 26.02.2018). – Загл. с экрана.
18. Обзор рынка крупнейших консалтинговых групп и компаний России по итогам 2015 года. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://raexpert.ru (дата обращения: 25.02.2018). – Загл. с экрана.
19. Обзор рынка крупнейших консалтинговых групп и компаний России по итогам 2016 года: советники держат оборону. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://raexpert.ru (дата обращения: 25.02.2018). – Загл. с экрана.
20. Обзор статистики зарплат профессии налоговый консультант в России. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://russia.trud.com/salary/692/ 6775 (дата обращения: 10.02.2018). – Загл. с экрана.
21. Общее собрание членов Палаты налоговых консультантов. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://palata-nk.ru (дата обращения: 15.03.2018). – Загл. с экрана.
22. Проект Федерального закона № 529626-6 «Об организации налогового консультирования в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 23.05 2014 г.). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 15.03.2018). – Загл. с экрана.
23. Профессия Налоговый консультант: описание, где учиться, необходимые качества. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://profguide.ru (дата обращения: 18.01.2018). – Загл. с экрана.
24. России нужно 150 тыс. налоговых консультантов). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://rosnou.ru/important/palata_nalog/ (дата обращения: 15.03.2018). – Загл. с экрана.
25. Руководитель ФНС России Михаил Мишу- стин подвел итоги работы налоговых органов за 2017 год. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://nalog.ru (дата обращения: 08.02.2018). – Загл. с экрана.
26. Черник, Д. Г. Налоговое консультирование : учеб. пособие / Д. Г. Черник, Л. С. Кирина, В. В. Ба- лакин. – М. : Экономика, 2009. – 439 с.
27. «Эксперт РА»: спад на рынке консультаций в 2014 году не зафиксирован. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://audit-it.ru/news/ audit/830106.html (дата обращения: 25.02.2018). – Загл. с экрана.

«Legal Concept = Правовая парадигма». 2018. Т. 17. № 2

Просмотров: 106

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code