ТЕНЕВЫЕ СУБЪЕКТЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

А.А.Иванова, Н.Н.Черногор, д-р юрид. наук, профессор

Аннотация. В данной статье дается комментарий таким спорным понятиям, как теневое право, рассматриваются основные субъекты правоотношений на арт-рынке, анализируются причины выбора нелегальных путей в осуществлении этих правоотношений, объясняются предпосылки для становления теневых субъектов. Описываются ключевые условия для развития нелегального поведения субъектов данных правоотношений на примере оборота произведений изобразительного искусства в Швейцарии. Предлагаются рекомендации для дальнейшего правового регулирования отношений, связанных с оборотом произведений изобразительного искусства.

Ключевые слова: арт-рынок, мошенничество, уклонение от налогообложения, субъекты правоотношений, теневое право.

 

Что такое теневая экономика известно давно, дискуссия же о теневом праве продолжается многие годы1. Некоторые ученые говорят об отсутствии такового (есть либо право, либо неправовые способы регулирования), а некоторые, например, В.М. Баранов утверждают, что теневое право – форма неправа или опасная разновидность неофициального права, где, образуя теневой правопорядок, участники правоотношений сами устанавливают правила поведения и санкции2.

Ю.А. Тихомиров, исследуя вопросы теневого права, приходит к выводу, что оно либо обессиливает формальное право и его институты, либо противодействует им, либо порождает полезные социальные регуляторы («разрешено все, что не запрещено законом»), либо способствует формированию новых правовых регуляторов. В этом контексте он определяет признаки неформальных институтов, отличая их от формальных: доминанты частного, группового и корпоративного интереса перед признанным публичным интересом; саморегулирование с использованием неправовых социальных норм; создание альтернативных способов решения вопросов; квазиправовое поведение при использовании дозволенных институтов; неправомерное поведение .

1 См.: Баранов В.М. Теневое право как антиюридическая жизнь.
2 См.: Баранов В.М. О теневом праве.

Интересным объектом изучения и с точки зрения теневой экономики, и теневого права представляется арт-рынок. Арт-рынок можно рассматривать с экономической, исторической, культурной, социальной точки зрения. В широком понимании арт-рынок – это общие художественные тенденции и предпочтения общества в определенном периоде времени, отрасль экономики, система взаимоотношений между создателями произведений искусства, потребителями и посредни- ками . В узком смысле это взаимоотношения художника и покупателя, оборот произведений искусства. В любом случае эти отношения требуют четкой правовой регуляции, которая до сих пор не выстроена в силу непрозрачности данного рынка. Некоторые участники и ученые называют его даже криминальным. Для понимания данного феномена нужно разобраться в тонкостях отношений между участниками рынка. В данной статье рассматривается вторичный арт-рынок, где произведения искусства уже переданы посредникам .

Переходя непосредственно к субъектам отношений (правоотношений), возникающих в данной сфере, можно выделить семь составляющих:

1. Покупатели (физ. лица и юр. лица, осуществляющие покупку произведений изобразительного искусства).

2. Коммерческо-посреднические организации (галереи, аукционы, ярмарки, дилеры).

3. Консалтинго-посреднические организации (услуги по экспертизе, регистрации, оценке, страхованию, правовому регулированию, охране, логистике, аудиту и т.д.).

4. Финансовые организации.

5. Юридические организации (организации, оказывающие правовую поддержку субъектам правоотношений, возникающих при обороте арт-объектов).

6. Контролирующие субъекты (различные ассоциации, союзы, фонды, следящие за неправомерными действиями субъектов рынка; налоговые органы, таможенные органы и т.д.).

7. Экспертные и информационные субъекты (СМИ; критики, искусствоведы как экспертное сообщество; музеи).

Эти субъекты между собой взаимодействуют, вступая в те или иные экономические, а затем и в юридические отношения. То есть теневыми субъектами могут быть признаны любые участники рынка, решившиеся на незаконные правоотношения. Остановимся более подробно на основных тенденциях, влияющих на причины выбора нелегальных путей для осуществления тех или иных правоотношений для каждой из групп.

Покупатели. В последнее время наблюдается тенденция сокращения «среднего» рынка, т.е. вход на рынок искусств возможен при первоначальном капитале от 1 млн. долл. Соответственно несложно предположить, что главными покупателями или потребителями искусства являются очень состоятельные люди. Не все они законопослушные граждане и часто уклоняются от уплаты налогов и отмывают деньги. Интересный факт, что 1/3 покупателей составляют финансисты. Особо крупные игроки передают управление своими активами в различные созданные ими фонды.

Коммерческо-посреднические организации. Все начинается с того, что сами галеристы часто заказывают подделки, пользуясь своей деловой репутацией, доверием клиентов. Мотивацией здесь, кроме наживы, выступает убыточность многих галерей. Подтасованные результаты аукционов в целях завышения рыночных цен – обычное явление на арт-рынке. Ключевым моментом в скрытости сделок является тайна (практически невозможно проследить конечную цену проданной работы, а тем более узнать покупателя, который пытается скрыть свои доходы).

Для консалтинго-коммерческих организаций завышение счетов при оценке арт-объекта, сговор с другими участниками, а также продвижение подделок не редкость.

Финансовые организации. Поскольку банки сами должны проверять происхождение денег клиентов, выработалась своя схема. Изначально покупатель переводит денежные активы на банковские счета в оффшорные зоны, так называемые «налоговые оазисы», оттуда они поступают на счета в крупный коммерческий банк, например в Лондоне, который должен убедиться в законности выполняемых переводов. Затем деньги поступают в другие финансовые учреждения, допустим, Берлина, Вены, Цюриха, которые доверяют банку, совершившему транзакцию. Далее со счетов легко оплачиваются покупки недвижимости, автомобилей, антиквариата, и произведений искусства в том числе .

Юридические организации в разработке документов и сопровождении сделок могут сами выступать авторами махинаций и преступных схем.

Контролирующие субъекты. Недостоверное декларирование, коррумпирование госорганов также способствуют развитию нелегальных отношений между субъектами. Проверка складов налоговыми органами в Швейцарии возможна только при расследовании дел.

Экспертные и информационные субъекты. Некорректные заключения экспертов, находящихся под влияниям определенных кругов, – обыкновенное явление для данных субъектов. Музеи не всегда правомерно заполучают предметы искусства. СМИ идут на сговор с некоторыми участниками рынка и искажают информацию (клевета).

В реальных условиях, на примере Швейцарии, убедимся в том, что для такого неправомерного поведения всех субъектов рынка существуют свои базисные условия.

Швейцария является центром свободной торговли и искусства и славится сбытом краденых работ, что пропагандирует незаконность. Там сконцентрирована примерно 1/3 финансовых активов мира, существуют налоговые льготы, к тому же нет ограничений на сделки «наличными». Более того, в Швейцарии находится более 800 посредников на арт-рынке, экспонаты могут располагаться на бесчисленных складах.

Подведем итог: стимулирование к легальному поведению субъектов данных правоотношений безусловно приведет к положительным результатам в борьбе с отмыванием денег и уклонением от налогообложения. А для установления правового регулирования необходима прозрачная экономическая деятельность, которая крайне затруднена. А так как тенденция инвестировать в искусство с каждым годом растет во всем мире, то заниматься разработкой законных путей регулирования нужно уже сейчас.

Библиографический список

1. Баранов В.М. Теневое право как антиюридическая жизнь. URL: https://cyberleninka.ru/article/n (Дата обращения: 20.10.2017).
2. Баранов В.М. О теневом праве. http://legalconcept.org/wp- content/uploads/ (Дата обращения: 19.10.2017).
3. Тихомиров Ю.А. Право официальное и неформальное. https:// www.lawmix.ru/comm/1040 (Дата обращения: 21.10.2017).
4. Deloitte: Art & Finance Report 2016. http://www.deloitte. com/lu/en/pages/art-finance/articles/art-finance-report.html
5. Автономов Ю.А. Взгляд на искусство через призму экономической теории. Спрос на рынке изобразительного искусства. http: //magazines.russ.ru/nz/2003/6/a10.html (Дата обращения: 8.09.2017).
5. Ригель Ханс Петер. Экономика. Неприглядное искусство. Рынок искусства это площадка для людей, занимающихся отмыванием денег. http://www.inoantiqpressa.com/finearts/fineartsanalisys/ (Дата обращения: 22.10.2017).
6. ЕС разрабатывает меры по борьбе с незаконной торговлей предметами древности и искусства, прибыль от которой идет на финансирование терроризма. https://www.occrp.org/ru/daily/ (Дата обращения: 22.12.2017).
№ 2 (65) 2018

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (65) 2018

Просмотров: 40

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code