СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Г.Г.Павлова, кандидат юридических наук

Статья посвящена неоднозначной позиции органов государственной власти по вопросу социальной защиты приемных детей и родителей в части вознаграждения приемных родителей и предлагается выработка четкой позиции и совершенствование в процессе управления органов государственной власти. Наиболее спорным и неоднозначным является вопрос ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы.

Ключевые слова: орган опеки, приемный родитель, ребенок-инвалид, вознаграждение, заработная плата, договор о создании приемной семьи, мера социальной поддержки.

 

В настоящее время одним из наиболее значимых и сложных вопросов, связанных с приемными семьями, является вопрос социальной защиты приемных родителей, а также выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1-й группы. Неоднозначное нормативное регулирования по данному вопросу, приводит к отсутствию единообразной позиции органов государственной власти.

Попытаемся разобраться в данной проблеме.

Особенностью и отличительным признаком приемной семьи является договор о создании приемной семьи. Законодательство не дает прямого и четкого ответа на вопрос, в каких правоотношениях состоят приемные родители и органы опеки и попечительства.

В литературе существует несколько точек зрения по данной проблеме. Первая группа ученых утверждает о том, что договор о создании приемной семьи является трудовым, вторая — полагает, что он является семейно-правовым, третья считает его разновидностью гражданско-правовых договоров и четвертая — смешанным договором.

По мнению Г. С. Скачковой [1], воспитание ребенка в приемной семье является определенной трудовой функцией. Причем такая работа производится приемными родителями по найму за вознаграждение, выплачиваемое им органами опеки и попечительства, которые выступают в данном случае в качестве работодателя.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ, трудовой договор — соглашение, по которому «работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка».

При этом необходимо отметить, что деятельность приемного родителя ничем не отличается от «кровного» родителя и состоит в том, что на него возлагаются обязанности воспитывать ребенка, заботиться о его физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии. При исполнении своих обязанностей родитель (приемный) не ограничен во времени, распорядок дня определяет самостоятельно. Кроме того, в соответствии с законодательством трудовая функция заключается в выполнении работы по определенной специальности, квалификации, должности. Однако ни Семейный кодекс, ни Положение о приемной семье не предъявляют к приемным родителям таких требований.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что приемный родитель не выполняет конкретную трудовую функцию, а отношения между ним и органом опеки и попечительства не являются трудовыми.

Вторая группа ученых придерживается точки зрения о том, что договор о передаче ребенка в приемную семью не следует рассматривать как разновидность гражданско-правовых договоров [2], т. к. данный договор имеет свои особенности в силу своей специфики и целей.

По мнению П. В. Крашенинникова и П. И. Се- дугина, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью имеет смешанную семейно- и гражданско-правовую природу .

Однако, на наш взгляд, правоотношения между приемными родителями и органом опеки и попечительства в том виде, в котором они существуют на данный момент, следует рассматривать как семейно-правовые.

Вместе с вопросом квалификации отношений, возникающих между приемными родителями и органом опеки и попечительства, другой взаимосвязанной и важной проблемой является вознаграждение приемных родителей, которое недопустимо отождествлять с оплатой труда в смысле применение к данным отношениям положений трудового права о заработной плате. Наиболее спорным и неоднозначным в судебной практике является вопрос ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1-й группы.

Так на основании Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1-й группы «неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1-й группы, производится установление ежемесячных выплат» .

В соответствии с п. 12 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми- инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1-й группы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 мая 2013 г. № 397, осуществление ежемесячной выплаты прекращается, в том числе в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы .

Законом Челябинской области от 27 октября 2007 г. № 212-30 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» предусмотрено, что к мерам поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дополнительные гарантии лицам, взявшим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, в детские дома семейного типа.

Согласно ст. 9.1 указанного закона, за воспитание приемного ребенка (приемных детей) в приемной семье устанавливается ежемесячное вознаграждение, размер которого зависит от количества детей, принятых на воспитание, и по иным основаниям, предусмотренных данной нормой закона.

Выплата вознаграждения, причитающегося приемному родителю, и социальные гарантии приемной семье являются расходными обязательствами Челябинской области (ст. 1).

Таким образом, из положений указанных нормативных правовых актов следует, что приемная семья является одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, выплата вознаграждения приемному родителю за воспитание ребенка относится к мерам государственной поддержки, оказываемой лицам, взявшим детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью.

В связи с чем осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы.
Аналогичную позицию занимают некоторые судебные инстанции, в том числе и Верховный Суд РФ.

Кроме того, вознаграждение за труд по воспитанию детей-инвалидов не является тождественным понятием выполнения работы в смысле, придаваемом этому понятию трудовым законодательством, поскольку в силу ст. 15 Трудового кодекса РФ предметом трудовых отношений является выполнение работником трудовой функции по определенной трудовым договором профессии, специальности, конкретного вида поручаемой работы, по установленному режиму работы, с подчинением работника правилам внутреннего трудового распорядка.

В соответствии с договором о приемной семье, приемный родитель по отношению к принятому на воспитание приемному ребенку, является его законным представителем. А в соответствии со ст. 148.1 СК РФ приемный родитель обязан выполнять аналогичные функции, что и предусмотрены для родного родителя в соответствии с гл. 12 СК РФ, за исключением имущественных прав и обязанностей, которые определяются гражданским законодательством и ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Таким образом, из анализа указанных правовых актов, можно сделать следующий вывод, законный представитель, выполняющий функции приемного родителя на основании заключенного с ним договора о приемной семье выполняет не оплачиваемую работу, регулируемую трудовыми отношениями, а социальную помощь и поддержку, установленную государственным обеспечением и дополнительными гарантиями и соответственно органы государственной власти, в частности Управление пенсионного фонда РФ должны занимать однозначную позицию по вопросам социальной защиты приемных родителей и выплатам, причитающимся им в соответствии с законом.

Список литературы

1. Скачкова, Г. С. Особенности правового регулирования труда приемных родителей / Г. С. Скачкова // Трудовое право. — 2003. — № 8. — С. 27— 8.
2. Фетюхин, М. И. Приемная семья как форма опеки и попечительства / М. И. Фетюхин, С. Ю. Ко- четкова, Ю. М. Фетюхин. — Волгоград : Перемена, 2000. — С. 5.

Источник: Научный журнал “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета”
2017. № 1

Просмотров: 41

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code