НУЖЕН ЛИ РОССИИ ЗАКОН О МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

В.В.Дюкарев, канд. юрид. наук, доцент

Аннотация. Статья посвящена проблеме правового регулирования молодежной политики в России. Вопросы регламентации деятельности молодежи интересуют законодателей из Совета Федерации, Молодежного парламента при Государственной Думе, которые ратуют за принятие федерального закона, где наделить молодежные совещательные органы правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации. Оппоненты же говорят о том, что этот закон может представлять собой кодификацию норм, касающихся молодежи, в Кодекс законов о молодежи и нет смысла в его принятии.

Ключевые слова: молодежная политика, законопроект, социальные лифты, молодежное самоуправление.

 

В России нет федерального закона о молодежной политике. Вопрос о его принятии поставлен давно, но до сих пор рассуждения на тему: нужен ли он, продолжаются.

Члены комитета по социальной политике, экспертного совета по государственной молодежной политике, палаты молодых законодателей при Совета Федерации подготовили законопроект о молодежи и государственной молодежной политике в РФ. При этом подчеркивается, что «… разработать закон – это наш шанс сформировать такую систему управления государственной молодежной политикой, которая будет способствовать обеспечению эффективной межведомственной координации всех ведомств, участвующих в реализации государственной молодежной политики и добиваться в итоге результатов ее реализации .

Представители Молодежного парламента при Государственной Думе, Молодежного парламента Алтайского края, региональной молодежи Дальнего Востока, Самарской губернской Думы предлагают законодателям разработать и принять общефедеральный закон, гарантирующий подрастающему поколению поддержку государства и социальные лифты за активную общественную деятельность (определенные привилегии юным волонтерам и общественникам при устройстве на работу или приравнять стаж общественной деятельности ребят к стажу государственной гражданской и муниципальной службы, внести изменения в Закон «Об образовании», дополнив показатели Единого госэкзамена общественными достижениями абитуриента, т.е. речь идет о начислении дополнительных баллов по ЕГЭ за проявление активной гражданской позиции), обязать выпускников вузов, учившихся на бюджетном отделении, отработать по профессии в течение нескольких лет, чтобы «вернуть долг» государству, влиять на принятие тех или иных решений в интересах подрастающего поколения через создание федерального координационного органа по реализации молодежной политики при Президенте или Правительстве, создать единую государственную программу «Молодежь России», где:

– прописать систему развития дистанционного образования, а также бесплатных курсов дополнительного образования на базе столиц регионов и райцентров для сельской молодежи;

– наделить молодежные совещательные органы правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации;

– гарантировать право на заключение договора о целевом обучении с органом государственной власти с обязательством последующего прохождения государственной гражданской или муниципальной службы после окончания обучения в течение определенного срока разработчикам пяти и более молодежных проектов, имеющих положительные результаты практической реализации, отраженные в установленном порядке в личной книжке молодежных инициатив.

Но ведь решение предлагаемых проблем не требует концептуального, в законе, утверждения. Эти аспекты могут быть реализованы как в программах на федеральном уровне, так и в законодательстве субъектов России.

В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определено, что «молодежь» – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, – до 35 и более лет.

Напрашивается вопрос: зачем нужен России закон о молодежной политике? Очевидно, что законопроект может представлять собой кодификацию норм, касающихся молодежи, Кодекс законов о молодежи (КЗоМ).

Между тем место и прерогативы молодежи, как то: вопросы дееспособности – сделкоспособности, труда, образования, воспитания, военной службы и даже юридической ответственности, определены в различных нормативных правовых актах, некоторые из них приведены ниже.

Высшие органы власти страны не отказываются от идеи совершенствования молодежной политики. Например, рассматривая в начале 2017 г. проект федерального закона «О молодежной политике в РФ» профильный комитет Государственной Думы, отмечая важность поставленной авторами законопроекта задачи определить формы и систему участия молодежи в управлении делами государства, систему органов по делам молодежи, порядок формирования молодежного кадрового резерва, а также порядок создания молодежных совещательных органов, органов молодежного самоуправления, тем не менее отметил, что в отдельных случаях проектируемые нормы не соотносятся с действующим законодательством и являются избыточными, в частности, какие-либо совещательные органы в качестве субъекта права законодательной инициативы российским законодательством не предусмотрены, а обязательство последующего прохождения государственной гражданской или муниципальной службы разработчикам пяти и более молодежных проектов, имеющих положительные результаты практической реализации после окончания их обучения в течение определенного срока, противоречит принципу конкурсного отбора для заключения подобного договора .

В.В. Путин в своем ответе на просьбу ускорить прохождение «молодежного» закона в федеральных органах государственной власти обратил внимание на то, что: «Мы много говорим об этом, и тема, конечно, очень чувствительная. Она есть у нас вообще, молодежная политика, или нет? И «да» и «нет». Понимаете, проблемы молодых людей они требуют к себе особого внимания, и понятно почему. Потому что это такая категория наших граждан, которая наиболее уязвима. У них пока нет опыта работы, нет никакого стартового капитала, много чего нет. И поэтому, конечно, особое внимание государства к этой категории наших граждан востребовано, и оно является правильным. Вопрос: «Как это упаковать?» .

Действительно, одна из главных причин, из-за которой в России «тормозится» принятие «молодежного» закона, видится в том, что сегодня не проведены четкие юридические границы между молодежной политикой и другими видами государственной политики .

История правового регулирования молодежной политики в современной России берет свое начало с Закона СССР от 16.04.1991 № 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» и Указа Президента РФ от 15.09.1994 № 1922 «О федеральной программе «Молодежь России» .

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики можно выделить несколько уровней :

– Конституция РФ содержит общие положения, применяемые при решении вопросов разработки и применения молодежной политики, а также фундаментальные положения, касающиеся порядка и деятельности общественных организаций, в том числе и молодежных. В то же время Конституция напрямую не обозначает молодежную политику в качестве предмета своего ведения, в ней отсутствует само понятие «молодежная политика»;

– федеральные законы, рассматривающие вопросы молодежной политики и регулирования основ деятельности молодежных объединений: Федеральный закон «Об общественных объединениях», Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» и ряд других законов. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О детях-сиротах», ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс РФ, Кодек РФ об административных правонарушениях РФ и др.

Специальное законодательство по вопросам разработки и проведения единой государственной политики в отношении молодежи отсутствует, но действует в частности Федеральный закон от 28.06.1998 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» ; Федеральный закон по вопросам добровольчества (волонтерства) , Указ Президента РФ от 15.09.1994 № 1922 «О федеральной программе «Молодежь России» , Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 13.10.2017) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» , Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (Раздел 9. Молодежная политика) , Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» .
Нужно отметить, что большинство субъектов РФ, не дожидаясь федеральной инициативы, приняли свои законы о молодежной политике. Например, в Москве в 2007 г. принято Постановление Правительства Москвы «О городской целевой Программе «Молодежь Москвы» (2007-2009 гг.) (аналогичные программы действовали на периоды 2001-2003 гг. и 2004-2006 гг.), а в настоящее время действует Закон г. Москвы «О молодежи» от 30.09.2009 № 39 .

Таким образом, вопрос: «зачем нужен России закон о молодежной политике?» – остается открытым.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства РФ. 03.07.1995. № 27. Ст. 2503, http://www.pravo.gov.ru
2. Федеральный закон от 5.02.2018 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» // Собрание законодательства РФ. 12.02.2018. № 7. Ст. 975 http://www.pravo.gov.ru
3. Указ Президента РФ от 15.09.1994 № 1922 «О федеральной программе «Молодежь России» // Собрание законодательства РФ. 26.09.1994. № 22. Ст. 2459.
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 13.10.2017) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» // Собрание законодательства РФ. 11.01.2016. № 2 (ч. I). Ст. 368. http://www.pravo. gov.ru
5. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. Ст. 5489. http://www.pravo.gov.ru
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» // Собрание законодательства РФ. 15.12.2014. № 50. Ст. 7185. http://www.pravo.gov.ru
7. Закон г. Москвы «О молодежи» от 30.09.2009 № 39 (ред. от 14.12.2011) http://www.garant.ru/products/
8. Законопроект о молодежи и государственной молодежной политике в РФ подготовили в Совете Федерации. https:// news.rambler.ru/ education
9. России нужен закон о молодежной политике // https:// www.pnp.ru/politics
10. Путин В.В. Выступление на Межрегиональной партийной конференции в Брянске. 9.03.2011. // http://www.edinros-37.ru
11. Кочетков А.В. // https:// mgimo.rufiles

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (65) 2018

Просмотров: 44

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code