15.2. Правовая регламентация использования информационных технологий в уголовном судопроизводстве

Нормативной базой для проведения крупномасштабных работ по компьютеризации и информатизации ОВД является «Концепция развития системы информационного обеспечения ОВД в борьбе с преступностью», утвержденная приказом МВД России от 12 мая 1993 г. №229, на основе которой разработаны принципы создания интегрированных вычислительных сетей (ИВС), предложены типовые архитектурные и программно-технические решения, разрабатываются комплексы прикладных программных средств. Работы по реализации данной Концепции были продолжены на основании Программы Министерства внутренних дел Российской Федерации «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» (утв. Приказом МВД РФ от 08.06.2006 № 420)[1]. Основной целью данной Программы является совершенствование информационного обеспечения органов внутренних дел посредством реконструкции и оборудования объектов ОВД новыми и перспективными телекоммуникационными и программно-техническими комплексами с использованием современных телекоммуникационных, информационных и биометрических технологий. Реализация данной цели осуществляется через решение частных задач:

– создание интегрированной универсальной транспортной среды связи ОВД, обеспечивающей взаимодействие с телекоммуникационными системами органов государственной власти;

– развитие автоматизированных банков данных общего пользования на базе унифицированных программно-технических комплексов информационно-аналитических и экспертно-криминалистических центров ОВД;

– совершенствование информационно-технологического обеспечения ОВД путем создания специализированных территориально-распределенных автоматизированных систем;

– интеграция создаваемых в рамках Программы автоматизированных банков данных общего пользования, специальных территориально распределенных информационных систем и уже существующих автоматизированных информационных систем в единое информационное пространство ОВД, обеспечение санкционированного доступа к информационным ресурсам в режиме реального времени;

– обеспечение необходимого уровня информационной безопасности при информационно-телекоммуникационном обеспечении ОВД.

Основным законом, регулирующим экспертную деятельность является ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ. Закон определяет общие принципы производства экспертиз и экспертных исследований. Закон регулирует и информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений.

Работы в области развития информационного обеспечения экспертизы направлены на внедрение в практику современных компьютерных технологий, создание основных элементов автоматизированных рабочих мест экспертов. Их результатами являются автоматизированные информационно-поисковые системы криминалистически значимых характеристик объектов, электронные книги, справочники и каталоги, программно-технические комплексы, предназначенные для решения экспертных задач.

Системой информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений является система криминалистической регистрации ОВД. Порядок формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел РФ определяет Инструкция по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел РФ, утвержденная Приказом МВД России от 10 февраля 2006 №70. Данная Инструкция регламентирует возможность автоматизированного ведения картотек экспертно-криминалистических учетов, но при условии обеспечения специальными средствами архивирования, контроля и защиты от несанкционированного доступа к учетным данным.

В процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации происходит накопление дактилоскопической информации. Общий порядок формирования и ведения информационного массива, единые подходы к технологии получения дактилоскопической информации определяет Положение о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, утвержденное Приказом МВД РФ №643 от 17 ноября 1999 г.

Положение закрепляет, что автоматизированный способ формирования и ведения дактилоскопического массива предусматривает использование автоматизированной дактилоскопической системы, которая по своему составу и программному обеспечению должна быть совместима с действующей системой оперативно-справочных учетов органов внутренних дел. Но при этом обязательно формирование архивного ручного дактилоскопического массива.

Не менее важным является принятие Федерального Закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», который также допускает использование и ведение федеральных банков данных геномной информации на основе информационных технологий[2].

В целях информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности активно используются автоматизированные информационные, информационно-поисковые и аналитические системы.

Осуществление оперативно-розыскной деятельности в РФ регулируется ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ от 12 августа 1995 г. Закон, наряду с содержанием оперативно-розыскной деятельности, системой гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, регламентирует возможность создания и использования информационных систем для формирования и ведения оперативных учетов (картотек, фото-, фоно- и видеотек, коллекций и следотек), содержащих сведения о различных объектах, попадающих в сферу оперативно-розыскной деятельности.

Порядок внедрения технических средств для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий на различных сетях связи устанавливается Приказом Министерства РФ по Связи и Информатизации «О порядке внедрения систем технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования» №130 от 25 июля 2000 г.

Снятие информации с технических каналов связи представляет собой негласное получение информации по техническим каналам связи (телетайп, компьютерные сети, электронная почта и т.п.) регламентировано ст. 64 Федерального Закона от 7.07.03 г. № 126-ФЗ «О связи».

Одним из средств получения информации в процессе оперативно-розыскной деятельности является полиграф. Применение метода опроса с использованием полиграфа регулируется Инструкцией ФСБ о порядке применения органами федеральной службы безопасности опроса с использованием полиграфа. Современный полиграф представляет собой программно-технический комплекс, получающий данные от подключены датчики. С их помощью происходит измерение и фиксирование ряда физиологических показателей, относящихся к деятельности вегетативной нервной системы.

Инструкция устанавливает, что информация, получаемая от опрашиваемого лица в результате опроса с использованием полиграфа, имеет только ориентирующее значение для проводимой органом оперативно-розыскной деятельности работы, а результаты такого опроса доказательствами не являются. Опрос с использованием полиграфа может осуществляться только на основе заявления о добровольном согласии опрашиваемого на такие исследования. Отказ от опроса с использованием полиграфа не может рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого лица к совершению преступления, и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений или повлечь за собой ущемление его законных прав и интересов.

_____________________

[1] http://www.w3.org/1999/xhtml.

[2] Законопроект, внесенный правительством РФ, «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» Государственная дума РФ одобрила в первом чтении 27 июня 2008 г. См. подробнее: Госдума поддержала введение ДНК-регистрации. – http://www. regnum.ru. – 27.06.2008

Содержание

Просмотров: 42

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code