15.1. Понятие и классификация информационных технологий

Глава 15. Информационное обеспечение раскрытия и расследования преступлений

Информационная зависимость человека в современном обществе, – факт бесспорный. Ни один из видов деятельности в современном обществе не может быть полностью реализован без должной информационной поддержки. Среди таких видов деятельности можно выделить образовательную, финансовую, административную, правоохранительную и многие другие.

Информационную зависимость можно трактовать как постоянную необходимость получения актуальной информации . Термин «информация» происходит от латинского «information» – разъяснение, изложение, осведомленность. Согласно ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Результатом взаимодействия объектов материального мира является отражение их свойств друг в друге. В процессе отражения между взаимодействующими объектами возникает связь, установленная через систему произведенных изменений. Данная система изменений позволяет сформировать картину взаимодействия и представить ее в виде информационной модели. Картина взаимодействия формируется по совокупности данных, полученных инструментальными методами или сведений описательного характера, полученных от субъектов. Созданный образ может существовать независимо от материального объекта в виде информационной модели. Главным требованием, предъявляемым к информационным моделям является адекватность реальным объектам и процессам. Адекватность построенной модели будет зависеть от полноты, своевременности, точности, достоверности, полезности, актуальности полученной исходной и корректирующей информации. Информация может быть разделена по временным, пространственным, функциональным, ситуационным и информационным критериям.

Специфика деятельности правоохранительных органов заключается в непрерывности получения, обработки и реализации больших массивов разнородной информации. Поддержание этих процессов на высоком уровне при постоянном увеличении объемов информации представляет очень сложную задачу. Ее решение сводится к использованию знаний, разработке методов и средств работы с информацией на уровне технологии. Совершенствование методов и средств работы с информацией представляет своего рода искусство, мастерство, умение, что в переводе с греческого именуется технологией (techne), а применительно к рассматриваемому предмету, информационной технологией. Технология включает в себя комплекс общенаучных и специальных знаний, реализованных в приемах труда через использование материальных, технических, энергетических, трудовых ресурсов, а также способы их совместного использования с целью создания нового ресурса, отвечающего требованиям профессиональной деятельности.

Стратегическая цель, которая преследуется в уголовном судопроизводстве, определена исходя из его назначения (ст. 6 УПК РФ): защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод; уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания, равно как и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. Информационные технологии должны согласовываться с назначением уголовного судопроизводства и способствовать его реализации. Согласно ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Целью использования информационных технологий является информационное обеспечение правоохранительной и правоприменительной деятельности, удовлетворение информационной потребности в профессиональной деятельности. Однако территориальная распределенность источников информации не способствует быстрой передачи информации по назначению. Для этих целей активно используются информационно-телекоммуникационные сети, представляющие собой технологические системы, предназначенные для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Информационная технология – это совокупность процессов создания и эффективного использования информационных ресурсов, объединенных в единую технологическую цепь. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов получения, обработки и реализации информации (рис. 1).

Рис. 1. Система информационных технологий

Под информационным ресурсом понимается концентрация имеющихся фактов, документов, данных и знаний, отражающих реальное изменяющееся во времени состояние исследуемой системы, и используемых в научных исследованиях, материальном и нематериальном производстве[1].

Рис. 2. Роль информационной технологии в цикле создания информационного ресурса

Информационные ресурсы – это стратегические ресурсы, знания, которые имеют материальное или нематериальное воплощение в виде массивов документов, баз данных и баз знаний, программ, алгоритмов (рис. 2). Полезность и содержательность являются определяющими для понятия «информация» по той причине, что один и тот же информационный продукт имеет разную ценность для специалистов разных сфер деятельности.

Таким образом, информационная технология является средством (инструментом), позволяющим создавать, накапливать и использовать знания и полученный опыт, которые человечество пытается объединить в единый информационный ресурс.

К основным видам информационных технологий относят:

– высокие интеллектуальные информационные технологии, реализующие ситуационное моделирование, позволяющие выявлять связь элементов, их динамику и обозначать объективные закономерности среды;

– вспомогательные информационные технологии ориентированы на выполнения определенных функций: накопление и обработка статистических данных, обеспечение электронного документооборота, системы стратегического управления и другие;

– коммуникационные информационные технологии, призванные обеспечивать развитие телекоммуникации и ее систем[2].

Информационные технологии характеризуются совокупностью свойств:

– предметом (объектом) обработки являются данные или сведения;

– целью и результатом информационного процесса является получение информационного продукта;

– средствами информационного процесса являются программное, аппаратное обеспечение и программно-аппаратные вычислительные комплексы;

– процессы обработки данных разделяются на этапы, операции и действия;

– выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение;

– критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность и полнота[3].

Информационные технологии многообразны, что объясняется многообразием видов обрабатываемых данных, решаемых задач и необходимых форм представления полученных результатов. Классификация информационных технологий может быть проведена по нескольким основаниям:

по методологическому подходу: централизованная и децентрализованная технология обработки данных;

по способу получения информации: синхронная (присутствие при определенных событиях) и асинхронная (опосредованное получение информации по результатам записи);

по способу представления информации:

– аналоговая – представление информации в виде непрерывного сигнала, физической величины, адекватной количественным и качественным показателям информации. Характеризуется простой реализацией и удобством восприятия;

– цифровая – дискретный способ представления информации в виде чисел. Высокая защищенность информации от помех при передаче по каналам связи;

по функциональному назначению в правоохранительной деятельности различают технологии:

– обработки данных (статистическая, обработка учетных данных);

– управления;

– автоматизации рабочих мест;

– поддержки принятия решений;

– экспертные системы.

по виду обрабатываемой информации: мультимедийные, телекоммуникационные, геоинформационные.

по роду решаемых задач: получение и фиксация информации; обработка; запись, хранение; представление пользователю; передача, связь; защита, контроль и доступ к информационным ресурсам.

Информационные технологии развиваются в теоретическом, исследовательском и прикладном направлениях.

Отличия информационных технологий выражаются в способе отображения информации, точности и полноте отображения категорий: признак, объект, логическое объединение, параметр, взаимосвязь, ситуация, событие, процесс[4]. Между данными категориями устанавливается связь через описание качественных и количественных характеристик объектов и через информационное наполнение.

Таблица 1

Соотношение решаемых задач и применяемых информационных технологий

Решаемые задачи фиксация первичной информации Формализация, обработка, анализ Запись,

хранение

Представление в удобной для восприятия форме Автоматизация рабочих мест, телекоммуникации, связь Защита, контроль доступа
технологии Фото, видео, аудио, спутниковая навигация Компьютерные программные комплексы Магнитные, оптические и электронные средства записи, средства архивирования, копирования, сжатия (MPEG) Мультимедиа (текст + графика + звук + видео) Технологии проводной (оптоволоконной) и беспроводной передачи данных, IP- телефония Технологии авторизации и идентификации (биометрические системы), криптография, сигнализация.

В практической деятельности информационные технологии применяются комплексно для достижения максимального эффекта в плане качества и оперативности получения сигнальной, ориентирующей, розыскной, доказательственной информации в реализации единого информационного процесса. Комплекс задач определяет комплекс информационных технологий, необходимых для их решения (табл. 1).

Создание информационного продукта основано на обработке данных или сведений с помощью аппаратно-программных средств, работающих по определенному алгоритму. Каждый алгоритм представляет точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от переменного (непостоянного) количества исходных данных к результату.

Развитие современных информационных технологий строится в нескольких направлениях:

– разработка единых правовых, методологических, методических, программно-технических и технологических положений по организации информационного обеспечения;

– формирование многоуровневой системы интегрированных банков данных разнородной и логически связанной информации, организация быстрого доступа к информационным ресурсам любого уровня;

– достижение баланса между количественной и содержательной составляющей, оптимизация числа информационно важных характеристик объектов, формализуемых и участвующих в процессе обработки информации;

– создание локальных и глобальных вычислительных сетей по единой технологической схеме.

__________________

[1] Дрот В.Л., Новиков Ф.А. Толковый словарь современной компьютерной лексики. СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999; Першиков В.И. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1999.

[2] Ковалева Н.Н. Информационное право России: Учебное пособие. – М., Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2007 г. С. 119.

[3] Информационные процессы и технологии // http://malaka.farpi.uz/kurs/monografiya/1-glava/1_02_files/text.css

[4] БРАВО Технология – Описание технологии БРАВО // http://www.bravosoft.ru/main.css

Содержание

Просмотров: 183

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code