Часть 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по расследованию преступлений, предусмотренных статьями 198, 199 УК РФ, совершаемых в строительном комплексе

4. Особенности производства первоначальных следственных действий

Выемка. По  рассматриваемой категории налоговых дел выемка может произ­водиться в бухгалтерии, сметном отделе, юридическом отделе, проектном отделе, архиве, складах, кабинетах, занимаемых руководством строитель­ных организаций (предпринимателем). Некоторые виды документов могут быть изъяты при проведении выемок у контрагентов субъекта строительной деятельности (договоры, акт сверок, сметы, счета-фактуры, акты-приемки выполненных работ, платежные документы), в кредитных учреждениях, в аудиторских фирмах, лицензирующих и налоговых органах.

Следует отметить, что в строительстве существует два вида актов с одинаковым названием: «Акт приемки выполненных работ». Один акт служит для промежуточной приемки заказчиком месячного объема работ, произведенного подрядчиком при длительном строительном цикле (в разговорной практике чаще упоминается как « процентовка»). Второй акт необходим именно для окончательной, итоговой приемки всего законченного строительством объекта.

В ходе выемки важно обеспечить изъятие именно тех документов, которые имеют значение для дела, т.е. надлежащий документ, его оригинал, а не копия. Изъятые в ходе выемки копии впоследствии могут быть  не признаны судом доказательствами. Поэтому замена подлинников документов их копиями возможна лишь в исключительных случаях и при условии, что такие копии будут заверены соответствующим образом.

По многим уголовным делам, возбужденным по фактам уклонения от уплаты налогов с организаций субъектами строительной деятельности, количество изымаемых документов достигает нескольких тысяч, что не способствует их скорейшему  изъятию и осмотру.

Нередко выемка таких документов осложняется и тем, что вследствие плохо налаженного учета, многие из них находятся в разобщенном, не систематизированном виде. В таких случаях следователю необходимо поручить оперуполномоченному, а лучше  специалисту в области бухгалтерского учета в строительстве, привлеченному к выемке, систематизировать все изымаемые документы (по наименованию, хронологии, видам обязательных платежей). После этого систематизированные документы рекомендуется прошить, пронумеровать и упаковать в специально приготовленные коробки, отразив все эти действия в протоколе.  Вскрытие коробок и осмотр данных документов производится позднее, о чем составляется самостоятельный протокол осмотра.

Обыск. Отысканию и изъятию при расследовании преступных уклонений от уплаты налогов в строительстве подлежат следующие объекты: черновики расчетов налогов, первые варианты бухгалтерской и налоговой отчетности, отдельные листы документов аналитического учета, гарантийные письма по оплате строительных материалов и работ; расписки о полученных денежных средствах или товарах  за строительные материалы или выполненные строительные работы; записки, письма, записные книжки в которых затрагиваются вопросы коммерческой деятельности субъекта строительства и его партнеров; печати и штампы несуществующих фирм – поставщиков или покупателей строительных материалов, фирм – субподрядчиков; документы по списанию различных строительных материалов; накладные на вывоз строительных материалов; договоры с заказчиками или подрядчиками (субподрядчиками) строительных работ, проектно-сметные документы; сведения о количестве постоянно работающих в строительной организации лиц и лиц, привлекаемых для выполнения строительных работ со стороны; черновые записи о выполненных объемах строительных работ, о количестве приобретенных и фактически использованных строительных материалов, о взаимных расчетах, не отраженных в документах; книга покупок и книга продаж строительных материалов; журнал учета выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат; компьютеры и другие носители электронной информации; нормативные документы с пометками в тексте и на полях, которые могут свидетельствовать об осведомленности определенных лиц о нормативном порядке учета объектов налогообложения в строительной деятельности и порядке расчета и уплаты налогов и сборов.

В практике замечено, что место сокрытия искомых объектов нередко оказывается связанным с профессиональной деятельностью обыскиваемого, например, строитель может расположить тайник либо скрываемые им предметы и документы непосредственно в стене здания, а также потолочных или половых  перекрытиях.

При сплошном (последовательном) обыске обследуется, как правило, все административное помещение, занимаемое строительной  организацией, включая склады хранения строительных материалов. Обыскивающий  передвигается по спирали от периферии к центру или вдоль условных полос,  на которые разбивается обыскиваемая территория.

При выборочном (частичном) обыске обследуется определенная часть соответствующего объекта. Данный вид обыска применяется в случаях, когда имеются достаточные основания предполагать нахождение искомых предметов в определенном месте. Например, если следователю необходимо отыскать сметы, чертежи, проекты и т.п., то в число обыскиваемых помещений    включаются отделы, готовившие эти документы, а также бухгалтерия, куда они передаются для учета. В случае, когда в ходе обыска предстоит обнаружить неучтенные или списанные строительные материалы и документы по ним, обыск должен проводиться в складских помещениях, отделе снабжения и в бухгалтерии. Если выборочный обыск не дал  результатов, то  приступают к последовательному обыску.

Основным средством фиксации обыска является протокол. К нему могут быть приложены схемы и планы обыскиваемых помещений, а также  мест, в которых были обнаружены искомые объекты. Протокол рекомендуется составлять после завершения обыска и обязательно на месте его проведения.

Осмотр. Применительно к налоговым преступлениям, совершаемым в сфере строительной деятельности, наиболее распространенным является осмотр документов, в которых отражены финансово-хозяйственные операции строительства. Реже объектами осмотра являются (компьютеры, печати, штампы) и помещения (строительные площадки, склады строительных материалов, объекты строительства и т.п.).

Цель осмотра документов – выявить и зафиксировать такие их признаки, которые придают документам значение вещественных доказательств, а также установить удостоверенные ими или изложенные в них обстоятельства и факты, имеющие значение для дела.

При расследовании преступлений в сфере налогообложения строительной деятельности следователь в ходе осмотра чаще всего может  столкнуться со следующими документами, являющимися объектами осмотра: чертежи, сметы, счета, акты приемки работ, наряды, ведомости, накладные, схемы, журналы учета выполненных работ и затрат и т.д.

Детальный осмотр предпочтительнее начинать с тех документов, которые содержат наиболее существенную для расследования информацию.

Осмотр необходимо начинать с тщательного изучения основного текста документа, а также всех имеющихся в нем надписей, пометок, резолюций и реквизитов. Затем следует обратить внимание на наличие и содержание реквизитов и подписей, необходимых для данного вида документов, правильность их оформления.  В целях выявления возможных несоответствий необходимо произвести сопоставление сведений, содержащихся в документах, относящихся к различным учетам, но отражающих одни и те же финансово-хозяйственные операции.

Так, анализируя содержание актов приемки выполненных работ, необходимо обращать внимание на несоответствие указанных в них сведений (о стоимости работ), информации, отраженной в бухгалтерских регистрах, рабочих нарядах, журнале учета работ, справках о стоимости выполненных работ, Данный метод позволяет обнаружить интеллектуальный подлог, т.е. внесение заведомо ложных сведений в подлинный документ.

Далеко  не всегда при осмотре бухгалтерских, налоговых, проектно-сметных документов субъекта строительной деятельности можно определить степень их относимости к расследуемому событию. В таких случаях к производству осмотра может быть привлечен специалист в области бухгалтерского и налогового учета в строительстве.

Особое внимание следует уделять выявлению негативных обстоятельств, т.е. таких, которые противоречат общей картине происшедшего события и логике предполагаемого его развития. Например, согласно осмотренных актов выполненных строительных работ на объекте выполнялись бетонные работы, однако при выезде в место его нахождения выяснилось, что такие работы не выполнялись.

В ходе осмотра могут быть также составлены схема строительного производства или эскиз объекта строительства. Выполнение схемы или эскиза может быть поручено следователем лицам, обладающим специальными техническими знаниями, участвовавшими в осмотре. При этом необходимо проследить за тем, чтобы составляемые эскизы или схемы правильно отражали действительность.

Расследование некоторых дел, возбужденных по фактам уклонения от уплаты налогов субъектами строительной деятельности, может потребовать от следователя производства осмотра строительной площадки, проводимого в соответствии с общими правилами осмотра.

Особенностью данного вида осмотра является необходимость участия в нем специалиста, поскольку только лицо, хорошо разбирающееся в тонкостях строительного дела, сможет подсказать следователю на какие  обстоятельства следует обратить внимание.

Иногда в ходе такого осмотра может возникнуть необходимость в проведении контрольного обмера. С его помощью проверяется: соответствие количества и характера уплаченных по актам приемки работ, работам, утвержденным проектом и сметой; соответствие оплаченных объемов работ, выполненным в натуре и соответствие выполненных в натуре работ тем расценкам, по которым производилась оплата.

К примеру, для выяснения соответствия объемов выполненных в натуре работ объемам, оплаченным по актам приемки, необходимо произвести обмер (инструментальный замер рулеткой, метром, гиодезическим инструментом и пр.), используя в качестве вспомогательного материала документы строительства, в которых фиксируются объемы выполненных работ. Такими документами являются: журнал работ; акты инструментальных и гиодезических замеров; журналы забивки свай, бетонирования; данные бухгалтерского учета стройки о списании на производство строительных материалов и оборудования.

Все операции в строительстве, как-то, выплата заработной платы, реализация объектов строительства, приобретение строительных материалов (машин, строительного инструмента) их хранение, использование и реализация, подлежат обязательному отражению в бухгалтерском учете налогоплательщика. Исходя из этого в целях обнаружения следов – документов, свидетельствующих о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, объектами осмотра могут выступать: кабинеты руководителей строительной организации (помещение, занимаемое предпринимателем, осуществляющим строительство); кабинеты бухгалтерии, сметного, проектного и юридического отделов; складские и производственные помещения. Путем осмотра этих помещений можно установить: места хранения, имеющих значение для дела, документов; строительных материалов (склады); установить фактические размеры складских помещений и их пригодность для хранения тех или иных строительных материалов и т.п.

Осмотр помещений производится в присутствии представителя администрации строительной организации. Роль данного представителя в осмотре разнообразна и может выражаться в оказании помощи следователю для объективного выяснения: состояния учета и контроля за движением товарно-материальных ценностей (строительных материалов); значения и смысла отдельных документов (сметы, акты приемки выполненных работ); авторства изготовления и подписания документа строительства; места изготовления документа; цели составления документа; его предназначения.

Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.  Часть 4.  Часть 5.   Часть 6.

Просмотров: 47

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code