ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

А.В.Ишханов, доктор экономических наук, профессор, Е.Ф.Линкевич, доктор экономических наук, доцент, М.А.Половченко, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация. В статье анализируется состояние внешней торговли России. Авторами выявляются наиболее значимые факторы, оказывающие негативное влияние на торговые отношения РФ со странами дальнего зарубежья и СНГ, а также на состояние российской экономики. Рассматриваются основные причины сокращения внешнеторгового оборота России, а также объемов розничной торговли внутри страны. Авторы приходят к выводу, что первостепенной причиной сокращения российского импорта является девальвация национальной валюты, обусловленная существенным снижением мировых цен на нефть и ставшая причиной удорожания товаров, поставляемых на рынки страны из-за рубежа.

Определяется также влияние на внешнюю торговлю России взаимных западно-российских санкций. Авторы доказывают, что сложившаяся ситуация создает условия для ускоренного развития некоторых отраслей национальной экономики. Обосновываются наиболее перспективные направления российской торговой политики, направленной на защиту внутреннего рынка при условии укрепления российского рубля и отмены ограничений на поставку продовольствия из-за рубежа в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В статье представлен комплекс мер государственной поддержки, направленных на обеспечение условий для ускоренного развития сельскохозяйственной отрасли страны.

Авторы считают целесообразным обеспечить поддержку российского агропромышленного комплекса посредством разработанной системы льготного кредитования сельскохозяйственных предприятий, а также мероприятий по улучшению сельской инфраструктуры и государственных закупок для поддержки населения в рамках социальных программ. Предлагаемые методы поддержки российского аграрного производства определены авторами данной статьи с учетом требований и норм ВТО, членом которой в настоящее время является Россия.

Ключевые слова: внешняя торговля, международные торговые отношения, торгово-экономическая политика, регулирование внешней торговли, динамика товарооборота России.

 

Динамика внешней и внутренней торговли любой страны зависит от многих факторов. На торговые отношения оказывают влияние состояние национальной экономики, уровень потребительской инфляции, волатильность курса национальной валюты, а также политика государства, приоритетными задачами которой являются обеспечение защиты внутреннего производства и экономической безопасности.

Особую роль в обеспечении эффективного функционирования экономики играет внешняя торговля. Внешнеторговые отношения могут способствовать ускоренному развитию экономики и повышению уровня жизни населения, или, наоборот, сдерживать развитие целых отраслей.

В настоящее время торговые отношения России со многими странами дальнего и ближнего зарубежья кардинально меняются, что требует корректировки государственной политики в области внешнеторговых отношений. При этом основные направления регулирования внешней торговли должны соответствовать общим целям экономического развития.

Для выявления наиболее перспективных направлений дальнейшего развития внешней торговли России проанализируем тенденции изменений товарооборота страны за период с 2005 по 2014 год. Судя по данным, представленным в таблице 1, в 2014 г. товарооборот России в стоимостном выражении существенно уменьшился.

В 2015 г. наблюдалось дальнейшее уменьшение объемов экспорта и импорта России. За период с января по сентябрь 2015 г. товарооборот сократился практически со всеми основными торговыми партнерами РФ (см. табл. 2). В таблицах 1 и 2 представлена динамика товарооборота России со странами дальнего и ближнего зарубежья. При этом рассмотрены стоимостные объемы экспорта и импорта, что не может давать ясного представления о физическом товарообороте. Как известно, динамика товарооборота в стоимостном выражении отражает не только изменение физических объемов поставок, но и влияние цен. Под воздействием мировых цен объемы экспортных и импортных поставок в стоимостном выражении могут значительно изменяться, что далеко не всегда связано с изменением физических объемов товарооборота.

Таблица 1
Динамика внешнего торгового оборота России за период с 2005 по 2014 г. (млрд долл. США)

Примечание. Составлено по: [8].

Для составления более полного представления об импортно-экспортных тенденциях следует проанализировать динамику показателей в постоянных ценах. В таблице 3 приведены данные, позволяющие оценить тенденции изменения в торговле России более объективно. По данным, представленным в таблице 3, можно сделать вывод, что физический объем поставок из России за рубеж не уменьшился. В 2014 г. отмечалось только замедление темпов роста, который возобновился в 2015 году. Следует отметить, что рост физических объемов экспорта за рассматриваемый период обеспечивался увеличением поставляемых товаров в страны дальнего зарубежья. В страны СНГ в 2014 г., а также за период с января по сентябрь 2015 г., поставки сокращались.

Сокращение объемов экспорта в стоимостном выражении объясняется снижением мировых цен на углеводороды. Как известно, более 70 % российского экспорта (в текущих ценах) составляют поставки за рубеж продукции нефтегазового комплекса. При этом с середины 2014 г. наблюдалось снижение цен на энергоресурсы. Так, с июля 2014 по январь 2015 г. цены на нефть уменьшились более чем в два раза (рис. 1).

Судя по данным таблицы 3, физические объемы импорта в Россию сокращаются с 2013 года. При этом в 2015 г. отмечено снижение объемов поставок более чем на 30 %. Снижение физических объемов зарубежных поставок обусловлено несколькими причинами.
Следует отметить, что на объемы поставок в Россию существенно повлияла девальвация национальной валюты (рис. 2).

С мая 2014 по январь 2015 г. рубль обесценился по отношению к доллару США почти в два раза (с 33,50 до 65,60 руб. за доллар США). В дальнейшем наблюдалось некоторое укрепление российской валюты (до 50 руб. за доллар США в мае 2015 г.). Однако за период с июня по сентябрь 2015 г. курс рубля опять существенно снизился (до 67 руб. за доллар США).

Девальвация рубля привела к существенному удорожанию импортных товаров на российском рынке и, соответственно, снижению спроса на них со стороны населения, что послужило причиной сокращения зарубежных поставок. Как известно, девальвация национальной валюты практически всегда способствует сокращению импорта.

Таблица 2
Объемы внешней торговли России за период с января по сентябрь 2014-2015 гг.

Примечание. Составлено по: [8].

Таблица 3
Показатели 2013 г. 2014 г. Январь – сентябрь 2015 г.

Примечание. Составлено по: [8; 9].


Рис. 1. Динамика мировых цен на нефть за период с января 2013 по сентябрь 2015 г. (долл. США за баррель)

Примечание. Составлено по: [7].

Рис. 2. Динамика курса российского рубля к доллару США за период с января 2013 г. по сентябрь 2015 г. (руб. за долл. США)

Примечание. Составлено по: [7].

Кроме того, на сокращение объемов российского импорта оказывают влияние совместные российско-западные санкции, введенные из-за событий, связанных с Украиной. Судя по данным таблицы 2, объемы импорта в большей степени сократились из стран, поддержавших антироссийские санкции. Соответственно, именно на поставки отдельных видов продовольственных товаров из этих стран Россией было наложено эмбарго. Так, импорт из Евросоюза сократился на 43,1 %, Японии – на 40,3 %, США – на 40,1 %, Швейцарии – на 39,8 %. Более чем на 50 % сократились объемы поставок в Россию из Украины. Учитывая достаточно весомую долю перечисленных стран в товарообороте России, можно сделать вывод, что на сокращение объемов торговли нашей страны оказало определенное влияние введение взаимных санкций.

Сокращение объемов поставок из-за рубежа, а также удорожание импорта по причине обесценения рубля привели не только к росту потребительских цен на продовольствие, но и к сокращению объемов розничной торговли внутри страны (табл. 4). Судя по данным, приведенным в таблице 4, объемы товарооборота в России за период с января по сентябрь 2015 г. снизились по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 8,5 %, а продуктами питания – на 8,3 %. Кроме того, в розничной торговле России отмечено сокращение доли импортных товаров.

Внешняя торговля во многом определяется состоянием экономики страны, а также государственным регулированием. Посредством эффективной внешнеторговой политики возможно сглаживание кризисных явлений, проявившихся в экономике страны под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Отсутствие государственного регулирования в данной области или неграмотная внешнеторговая политика, напротив, могут привести к обострению негативных явлений в экономике, финансовой и социальной сферах страны.

В настоящее время необходимо учитывать влияние на торговые отношения и экономику страны таких негативных факторов, как снижение цен на нефть, девальвация российской валюты, взаимные российско-западные санкции, снижение реальных доходов населения.

Таблица 4
Объемы розничного торгового оборота в России за период с 2005 по 2014 г.

Примечание. Составлено по: [9].

Следует отметить, что рынок нефти очень нестабилен. Существенное снижение цен на нефть неизменно будет сопровождаться значительным обесценением рубля, пока доля топливно-сырьевых ресурсов в российском экспорте остается на уровне 70 % [1].

Для снижения зависимости национальной экономики от внешних ценовых шоков необходима диверсификация экспорта. Конечно, это потребует долгих лет упорной работы.

Сокращение доли топливно-энергетической продукции в поставках за рубеж предполагает ускоренное развитие других отраслей, а также налаживание торговых связей с зарубежными партнерами. Однако в сложившейся непростой ситуации процессы продвижения российских товаров на зарубежные рынки могут ускориться, так как значительное обесценение российского рубля создает дополнительные ценовые преимущества для экспорта. Наиболее перспективным при этом представляется активное развитие автопрома и увеличение поставок российских грузовых и легковых автомобилей на рынки стран СНГ.

Сокращение импортных поставок на российские рынки также открывает новые возможности для развития целых отраслей национальной экономики. Девальвация рубля, а также эмбарго на ввоз в Российскую Федерацию некоторых видов продовольствия, могут дать новый импульс развитию сельского хозяйства.

Замещение импорта продовольствия из Евросоюза поставками из более дружественно настроенных по отношению к России стран в настоящее время не представляется возможным по объективным причинам. Во-первых, обвал рубля привел к существенному удорожанию импортируемых товаров, и, соответственно, снижению на них спроса со стороны населения. Во-вторых, для увеличения поставок на российский рынок необходимо расширение их производства, что требует определенного времени. Ждать со стороны иностранных производителей активных действий, направленных на увеличение производства товаров, спрос на которые в России падает, не представляется целесообразным. Соответственно, восполнить товарный дефицит более рационально за счет расширения внутреннего производства. При этом рост цен на продукты питания, ставший причиной снижения уровня жизни населения, является стимулом для развития российского сельскохозяйственного сектора [6].

Конечно, ускоренное развитие аграрной промышленности невозможно без государственной поддержки. Следует учитывать, что для активного развития сельского хозяйства необходимы значительные финансовые ресурсы. Наиболее целесообразным является расширение системы льготного кредитования аграрных предприятий [2].

В международной практике при льготном кредитовании чаще всего применяется система субсидирования ставки по кредитам, предполагающая возмещение коммерческим банкам разницы между рыночной и сниженной ставкой по кредиту за счет средств государственного бюджета. Недостаток данного метода в том, что расходы, связанные с возмещением, могут быть достаточно обременительны для федерального бюджета (или региональных бюджетов) [3].

Возможен также вариант формирования сети специальных банков для выдачи и обслуживания кредитов предприятий сельскохозяйственного сектора. Средства для кредитования аграрных предприятий таким банкам могут предоставляться ЦБ России по пониженным ставкам (значительно ниже ставки рефинансирования) [5]. К сожалению, данный метод предполагает дополнительную эмиссию денежных средств, и, соответственно, увеличение денежной массы в экономике страны, что в перспективе может способствовать повышению уровня инфляции.

Авторы данной статьи считают наиболее рациональным сочетание двух описанных методов в единой системе кредитования аграрных предприятий. Это позволит избежать чрезмерных бюджетных расходов и значительного расширения эмиссии денежных средств.

Кроме того, для развития сельского хозяйства необходима государственная помощь в решении проблем, связанных с улучшением инфраструктуры (подключением газа, электричества, строительством дорог и т. д.). Финансирование таких расходов может осуществляться посредством программ развития регионов.

Также поддержка сельскохозяйственных предприятий возможна в рамках социальных программ, особенно актуальных в условиях сокращения реальных доходов населения. Например, в рамках оплаты из государственных бюджетных средств поставок продуктов в детские дома, школы и дошкольные учреждения.

Описанные методы поддержки сельскохозяйственных предприятий не противоречат нормам Всемирной торговой организации, членом которой является Россия, и достаточно активно применяются в США и странах Евросоюза.

Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Российские аграрные предприятия в настоящее время относятся с осторожностью к перспективе расширения производства, опасаясь возобновления поставок импортных продуктов питания на российские рынки в случае, во-первых, отмены санкций, а во-вторых, укрепления российского рубля к доллару США. По оценкам аналитиков, возобновление роста цен на нефть возможно уже в середине 2016 г., что обеспечит повышение курса российской валюты. В этом случае российские продовольственные товары могут оказаться невостребованными на внутреннем рынке [10].

В 2013 г. доля продовольственного импорта составляла 36 % оборота розничной торговли. За период с января 2014 по сентябрь 2015 г. эта доля существенно сократилась и составила 30 %. Физические объемы продовольственных товаров как российского, так и иностранного производства в розничной торговле, согласно данным таблицы 4, также снизились (на 8,3 %). Однако не исключено, что после отмены торгового эмбарго и возобновления роста курса рубля доля продовольственного импорта опять значительно возрастет.

С целью защиты внутренних производителей необходимы меры, вводимые на уровне государства. Наиболее рациональным представляется введение ограничения на долю продовольственного импорта в розничной торговле. Данное ограничение создаст определенные конкурентные преимущества для российского аграрного сектора. Для стимулирования развития внутреннего производства возможно введение ограничений на долю импорта в розничной торговле и для других видов товаров [4].

Конечно, в настоящее время ограничение на импорт продовольствия не требуется, так как поставки в страну из-за рубежа и так сократились по объективным причинам. Применение защитных мер станет целесообразным при формировании в российской экономике предпосылок для укрепления курса рубля.

Российская экономика давно нуждается в масштабных структурных реформах, что особо остро проявилось в условиях снижения мировых цен на нефть и введения группой стран антироссийских санкций. Однако сложившаяся ситуация не только создает экономические и социальные проблемы для нашей страны, но и предопределяет условия для ускоренного развития целых отраслей. Для преодоления негативных последствий в экономике страны необходима разработка мер по импортозамещению, улучшение условий ведения бизнеса, государственная поддержка стратегически значимых отраслей. При этом защита национальных рынков и внутреннего производства должна быть определяющей целью торговой и экономической политики России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ишханов, А. В. Зависимость валютных показателей российской финансовой системы от мировых цен на нефть / А. В. Ишханов, Е. Ф. Линкевич // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2010. – № 4. – С. 20-23.
2. Ишханов, А. В. Конкурентоспособность аграрно-промышленного комплекса через призму национальной продовольственной безопасности / А. В. Ишханов, Е. Ф. Линкевич, Д. Е. Кононов // Экономический анализ: теория и практика. – 2011.- № 39. – С. 2-11.
3. Ишханов, А. В. Мировая продовольственная проблема: анализ и прогноз / А. В. Ишханов // Экономика: теория и практика. – 2011. – N° 1 (21).- С. 3-8.
4. Ишханов, А. В. Сущность и многообразие форм межстрановых конкурентных отношений / А. В. Ишханов // Финансы и кредит. – 2004. – № 2 (140).- С. 48-54.
5. Ишханов, А. В. Транснационализацион- ные процессы в банковской сфере / А. В. Ишханов, Т. С. Малахова, С. А. Ширинян // Финансы и кредит. – 2011. – № 13 (445). – С. 2-7.
6. Можаев, Е. Е. К вопросу об экономических санкциях против России: возможности импортозамещения в отраслях российской экономики / Е. Е. Можаев, Н. С. Сафронов // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. – 2014.- № 7-9. – С. 1116.
7. Официальный сайт Межконтинентальной лондонской биржи. ГСЕ.Лондон. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.ereport.ru/ stat.php?razdel=metal. – Загл. с экрана.
8. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index2.php ?option=com_content&view=article&id=20494& Itemid=1976. – Загл. с экрана.
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.gks.ru. – Загл. с экрана.
10. Российская экономика в условиях кризиса / А. Френкель, Я. Сергиенко, Б. Тихомиров, Л. Рощина // Экономическая политика. – 2015. – Т. 10, №4. – С. 113-155.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. “Экономика. Экология. 2016. № 1 (34)

Просмотров: 279

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code