Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований

 Комментарий к статье 13 Федерального закона N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”

1. В большинстве случаев размещение отходов производства и потребления производится на территории соответствующего муниципального образования, в связи с чем в значительной степени регулирование указанных аспектов деятельности относится к компетенции органов местного самоуправления. Нормы комментируемого Закона призваны урегулировать лишь основные направления деятельности органов местного самоуправления в области размещения отходов, которые конкретизируются актами соответствующих органов местного самоуправления, т.е. применительно к территории соответствующего муниципального образования. Пункт 1 настоящей статьи указывает на необходимость регулярной очистки территории муниципального образования от отходов, не устанавливая при этом понятия “периодичности”. Одновременно закон формирует отсылочное положение, в соответствии с которым периодичность очистки определяется экологическими, санитарными и иными требованиями.

Сбор отходов от жилых и административных строений, объектов социальной сферы производится в урны, контейнеры для отходов, установленные на оборудованных площадках, и специальный автотранспорт, работающий по установленному графику. Контейнерные площадки должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие, быть освещены, ограничены ограждениями или зелеными насаждениями, иметь удобные пути для подъезда машин и подхода жителей. Количество устанавливаемых контейнеров определяется расчетами накопления отходов. Периодичность удаления ТБО определяется в зависимости от сезона, погодных условий и эпидемиологической обстановки. При хранении отходов в контейнерах, открытых площадках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Срок хранения в холодное время года (при -5°C и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время года (при выше -5°C) – не более одних суток (ежедневный вывоз). Сбор отходов на территории комплексов объектов мелкорозничной торговли (мини-рынков, торговых комплексов площадью более 50 кв. м) производится в контейнеры. Территории рынков очищаются их владельцами до начала и по окончании торговли; в теплое время года – с обязательной предварительной их поливкой. Текущая уборка рынка проводится непрерывно, в течение всего торгового дня. Один раз в неделю проводится санитарный день с тщательной уборкой и дезинфекцией павильонов, оборудования всей территории рынка. Для сбора мусора на территории рынков их владельцами устанавливаются мусоросборники и урны, которые ежедневно по окончании торговли очищаются и хлорируются. Вывоз и утилизация отходов с территории комплексов объектов мелкорозничной торговли должны осуществляться ежедневно по договорам между владельцами объектов мелкорозничной торговли и специализированными организациями.

Вывоз и утилизация отходов с территории некоммерческих организаций осуществляется по договорам соответствующей некоммерческой организации со специализированными организациями. Вывоз отходов с территории некоммерческих организаций осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в месяц. Ответственность за организацию сбора и вывоза отходов лежит на руководителе некоммерческой организации.

Сбор отходов, образующихся при проведении работ по строительству, ремонту и реконструкции объектов, осуществляется в контейнеры, специальные емкости или места, определяемые проектом до накопления транспортных партий. Из образующихся отходов выделяются бытовые отходы для вывоза на полигон ТБО и строительные отходы. При проведении работ на объектах ремонта и реконструкции без отведения строительной площадки или при отсутствии специально обустроенных мест складирования отходы допускается хранить в специальных емкостях на улице, около объекта ремонта и реконструкции; при этом не допускается ограничение свободного проезда автомашин, прохода людей и захламление газонов. Не допускается хранить отходы до их вывоза более трех суток. Малоопасные строительные отходы (бой кирпичных и бетонных изделий) допускается использовать при отсыпке дорог, карьеров и других объектов.

Сбор бытовых отходов на территории предприятия производится в:

– урны;

– контейнеры для отходов, установленные на оборудованных площадках;

– специальный автотранспорт, работающий по установленному графику.

Все юридические лица – собственники предприятий, а также владеющие или управляющие имуществом предприятия по основанию, предусмотренному законодательством или договором, обязаны:

– обеспечивать чистоту на площадках по сбору отходов и прилегающей к ней территории, своевременно очищать их от снега;

– обеспечивать исправность, чистоту и покраску мусорных контейнеров;

– в весенне-летний период проводить специальную обработку и дезинфекцию контейнеров;

– контролировать соблюдение графика вывоза мусора.

В целях обеспечения чистоты территории муниципального образования запрещается:

– складирование в контейнерах и иных местах сбора и размещения ТБО химически и эпидемиологически опасных отходов, материалов, веществ, отработанных горюче-смазочных материалов, автошин, аккумуляторов, металлолома, биологических отходов;

– засор проезжей части улиц, тротуаров, дворов, набережных, скверов, парков, городских лесов, пляжей и других мест общего пользования; устройство несанкционированных свалок;

– оставление на улицах и во дворах не вывезенного собранного мусора, нечистот, снега, сколов льда, строительных и бытовых отходов;

– сброс бытовых и промышленных отходов, грязи, хозяйственно-бытовых стоков, сколов льда и загрязненного снега в смотровых и дождевых колодцах, водоотводных канавах, водоемах, водоохранных зонах, на газонах, под деревьями и кустарниками, на проезжей части дорог, тротуары, в городских лесах и других, не отведенных для этого местах;

– слив нечистот на улицах, дворовых территориях;

– переполнение мусорных контейнеров и урн;

– сжигание мусора, опавших листьев, автопокрышек и других ТБО (в том числе в контейнерах для сбора ТБО);

– использование сборников, предназначенных для пищевых отходов, для сбора иных видов отходов;

– перевозка мусора, летучих и распыляющих веществ (отходов), строительных материалов способом, приводящим к загрязнению окружающей среды.

Органы местного самоуправления могут в рамках своих нормативных актов предусмотреть и иные правила очистки территории. Определяющим в данном случае выступает критерий периодичности, который конкретизируется применительно к отдельным видам субъектов.

2. Анализ действующих актов органов местного самоуправления свидетельствует о том, что в большинстве своем очистка территории муниципального образования вменяется в обязанности хозяйствующих субъектов. Органы местного самоуправления в данном случае наделены лишь контрольно-надзорными полномочиями. В структуре большинства местных администраций образуются экологические отделы, в ведении которых находится и контроль за деятельностью, связанной с обращением с отходами. Должностные лица указанных подразделений вправе осуществлять проверки деятельности подведомственных им хозяйствующих субъектов, причем такие проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Следует также отметить, что анализ деятельности структурных подразделений администраций отдельных муниципальных образований свидетельствует о том, что основным результатом проведения проверок являются факты привлечения к ответственности, в первую очередь административной.

Пример: основанием для судебного разбирательства стал факт выявления административным органом, образования отходов в результате деятельности, осуществляемой предпринимателем. При этом отсутствовали документы (договор, талоны на вывоз ТБО, ЖБО (жидких бытовых отходов)), подтверждающие передачу отходов на объекты их размещения, что является нарушением п. 1.8, 1.11 СанПиН 42-128-4690-88 “Санитарные правила содержания территорий населенных мест”. Данное обстоятельство явилось основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу п. 1.8 СанПиН 42-128-4690-88 планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы. В п. 1.11 СанПиН 42-128-4690-88 определено, что при осуществлении удаления отходов методом “самовывоза” должна применяться талонная система. Доказательства того, что договор и талоны на вывоз ТБО и ЖБО имелись у предпринимателя на момент проверки, материалы дела не содержат. Суд пришел к выводу, что в действиях предпринимателя содержится событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку им не выполнена обязанность, возложенная на него требованиями вышеуказанных норм (подробнее см. Постановление ФАС Уральского округа от 23 января 2012 г. N Ф09-9073/11 по делу N А71-5452/2011).

3. Еще одним направлением нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами выступает разработка и утверждение порядка сбора отходов на территории соответствующего муниципального образования. Применительно к данному нормативному акту Закон устанавливает два принципиальных требования. Он должен отражать разделение отходов на виды и соответствовать экологическим, санитарным и иным установленным требованиям.

Сбор бытовых отходов производится в емкости, предназначенные для временного хранения отходов малой емкости (урны, баки), контейнеры для отходов, установленные на оборудованных контейнерных площадках. Сбор жидких отходов производится в оборудованные выгребы для жидких отходов в неканализованных зданиях. Вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в неблагоустроенном жилищном фонде, осуществляется специализированной организацией специализированным автотранспортом, оборудованным необходимым инвентарем и защитными средствами.

Сбор отходов производится в контейнеры, размеры и конструкция которых должны быть согласованы производителем (собственником) отходов со специализированными организациями, выполняющими работы по транспортировке отходов. Контейнеры размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных площадках.

В большинстве своем действующие акты органов местного самоуправления, устанавливающие порядок сбора отходов, предусматривают общие требования к отдельным видам отходов, обусловленные предписаниями соответствующих санитарных норм и правил. Например, Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утвержденный решением Совета народных депутатов Солонешенского сельсовета Солонешенского района Алтайского края от 27 апреля 2011 г. N 157, отражает общие положения, ограничиваясь лишь двумя основными видами отходов: твердые и жидкие, что в большей степени предоставляет свободу действий хозяйствующих субъектов, а соответственно, дает им возможность не соблюдать ряд установленных требований, поскольку местными нормативными актами такие требования не отражены. В данном случае следует также учитывать специфику муниципального образования. Если речь идет о сельском поселении, то производственная деятельность на его территории минимальна, в большинстве случаев она ограничивается отдельными видами сельскохозяйственной направленности, вследствие чего изменяются и виды образуемых отходов. В сельской местности практически отсутствуют отходы производства. В большинстве своем они замещаются отходами потребления. Указанные обстоятельства также должны учитываться органами местного самоуправления при реализации предоставленного им права нормотворчества.

К содержанию

Просмотров: 2114

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code