Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

 Комментарий к статье 12 Федерального закона N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”

1. Размещение отходов должно производиться в местах, к которым обеспечен минимальный доступ граждан, а также удаленных от мест проживания населения. Одним из первоочередных требований является общее положение о соблюдении установленного порядка регулирования данного вида деятельности государством. В данном случае соблюдение указанного порядка заключается в необходимости получения лицензии (разрешения уполномоченного органа государства) на осуществление рассматриваемого вида деятельности. Порядок получения и использования лицензии рассмотрен детально в рамках комментария к специальной правовой норме комментируемого Закона, регламентирующей лицензирование деятельности по обращению с отходами, в том числе и их размещению (см. комментарий к ст. 9). Лицензия отнесена к числу основных документов, предъявляемых при приеме отходов на размещение соответствующим субъектом, осуществляющим данный вид деятельности.

2. Наиболее значимым при размещении отходов является выбор места их размещения, т.е. территории земельных участков, на которых планируется возведение необходимых объектов инфраструктуры для размещения отходов производства и потребления. Нормы комментируемого Закона в рамках п. 2 настоящей статьи предусматривают лишь общие абстрактные предписания, в соответствии с которыми при выборе такого места должны быть учтены все нормативные требования – геологические, гидрологические и т.п. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80 утверждены и введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 “Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления”.

Выбор участка для размещения объектов осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений. Объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Размещение объекта складирования не допускается:

– на территории I, II и III поясов зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников;

– во всех поясах зоны санитарной охраны курортов;

– в зонах массового загородного отдыха населения и на территории лечебно-оздоровительных учреждений;

– в рекреационных зонах;

– в местах выклинивания водоносных горизонтов;

– в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов.

Выбор участка для размещения объекта осуществляется на альтернативной основе в соответствии с предпроектными проработками. Участок для размещения полигона токсичных отходов должен располагаться на территориях с уровнем залегания подземных вод на глубине более 20-ти метров; на расстоянии не менее 2-х метров от земель сельскохозяйственного назначения, используемых для выращивания технических культур, не используемых для производства продуктов питания. Не допускается размещение полигонов на заболачиваемых и подтопляемых территориях. Размер участка определяется производительностью, видом и классом опасности отходов, технологией переработки, расчетным сроком эксплуатации на 20 – 25 лет и последующей возможностью использования отходов.

Функциональное зонирование участков объектов зависит от назначения и вместимости объекта, степени переработки отходов и должно включать не менее 2-х зон (административно-хозяйственную и производственную). На территории объектов допускается размещать автономную котельную, специальные установки для сжигания отходов, сооружения мойки, пропарки и обеззараживания машинных механизмов. Размещение отходов на территории объекта осуществляется различными способами: террасами, терриконами, грядами, в котлованах, в траншеях, в цистернах, в емкостях, накопителях, на картах, на платформах. Хранение и захоронение отходов на объекте осуществляется с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов.

3. Захоронение отходов 1 класса опасности, содержащих водорастворимые вещества, следует производить в котлованах в контейнерной упаковке, в стальных баллонах с двойным контролем на герметичность до и после их заполнения, помещаемых в бетонный короб. Заполненные отходами котлованы изолируются слоем грунта и покрываются водонепроницаемым покрытием. При захоронении отходов, содержащих слаборастворимые вещества 1 класса опасности, должны быть предусмотрены дополнительные меры по гидроизоляции стен и дна котлованов.

Без ограничения в количестве на полигоны принимаются и используются в качестве изолирующего промежуточного слоя промышленные отходы 4 класса опасности, имеющие однородную структуру с размером фракций менее 250 мм при условии сохранения в фильтрате уровня биохимического потребления кислорода (БПК20) на уровне 100 – 500 мг/л, ХПК – не более 300 мг/л.

Объекты должны быть обеспечены централизованными сетями водоснабжения и канализации, допускается использование привозной воды для хозяйственно-питьевых целей в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением. Для очистки поверхностного стока и дренажных вод предусматриваются локальные очистные сооружения. В проекте полигона по всему периметру зоны захоронения должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 м. Не допускается попадание ливневых и талых вод с участков карт полигона, на которых захоронены токсичные отходы, на любую территорию, особенно используемую для хозяйственных целей. Сбор этих вод осуществляется на специальные карты – испарители внутри полигона. Для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт, грунты предусматривается гидроизоляция дна и стен ложа уплотненными глинистыми, грунтобитумно-бетонными, асфальтобетонными, асфальтополимербетонными и другими материалами, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение.

4. Пункт 3 настоящей статьи также отражает общие требования к деятельности, связанной с обращением с отходами, – проведение мониторинга состояния окружающей среды в местах размещения отходов. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти – Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство сельского хозяйства РФ и другие органы исполнительной власти.

Экологический мониторинг осуществляется в целях:

– наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

– оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

– обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

5. Наряду с мониторингом одной из мер охраны окружающей среды является контрольно-надзорная деятельность уполномоченных субъектов, зачастую применительно к осуществлению контроля и надзора речь идет об одном из направлений деятельности органов государственной власти, реже – органов местного самоуправления. Однако следует учитывать, что экологическое законодательство не ограничивается исключительно государственным и муниципальным контролем. Оно также указывает на необходимость осуществления производственного и общественного контроля. По смыслу п. 4 настоящей статьи в отношении пунктов размещения отходов должен в полной мере реализовываться производственный контроль. Основным критерием разграничения отдельных видов контроля является его субъектный состав. Производственный контроль реализуется самим природопользователем, т.е. в контексте комментируемого Закона – собственником объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов. Производственный экологический контроль – непосредственная деятельность руководителя (предприятия, организации) по управлению воздействием на окружающую среду.

Основными задачами контроля, предусмотренного настоящей статьей, являются:

– минимизация воздействия на окружающую среду;

– организация и обеспечение деятельности по предупреждению экологических аварий и аварийных ситуаций;

– своевременное предоставление информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системой государственного экологического мониторинга;

– экологическое информирование и образование персонала.

Одновременно результаты контроля зачастую выступают основой для расчета платы за загрязнение окружающей среды в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. N 204 “Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду”.

6. В качестве специального императивного требования комментируемый Закон устанавливает запрет захоронения отходов в границах населенных пунктов, а также на иных территориях, определенных п. 5 настоящей статьи. Указанный запрет обусловлен необходимостью обеспечения охраны окружающей среды и безопасности человека. Размещение мест захоронения отходов на указанных территориях способствует непосредственному воздействию на состояние здоровья человека, в связи с чем увеличивает уровень потенциальной опасности таких объектов. Более того, указанный запрет предусмотрен не только нормами комментируемого Закона, но и предписаниями ряда подзаконных актов, определяющих дислокацию мест размещения и захоронения отходов. Основным критерием определения таких мест является их удаленность от мест проживания людей. Уполномоченный орган – Росприроднадзор – в рамках предоставленных ему полномочий контроля за организацией мест захоронения отходов проводит регулярные рейдовые мероприятия по проверке соответствия существующих мест захоронения отходов установленным нормативным требованиям. Проведение таких мероприятий регламентируется Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации <42>.

——————————–

<42> Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. URL: http://rpn.gov.ru/node/5479 (дата обращения: 22.07.2013).

 

7. Наряду с контрольной деятельностью одной из функций уполномоченных органов и организаций является учет объектов размещения отходов, который реализуется в рамках ведения государственного реестра объектов размещения отходов.

Реестр объектов размещения отходов представляет собой систематизированный свод документированных сведений о расположенных на территории регионов объектах размещения отходов (о местоположении, целевом назначении, правовом положении объектов, их состоянии, наличии размещенных отходов), формируемых в результате проведения учета объектов размещения отходов.

Учету в реестре объектов размещения отходов подлежат:

– действующие объекты размещения отходов;

– объекты размещения отходов, временно не эксплуатируемые;

– объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации, нерекультивированные;

– объекты размещения отходов рекультивированные;

– несанкционированные объекты размещения отходов площадью более 10 кв. м.

Источниками информации для ведения реестра объектов размещения отходов являются:

– сведения об объектах размещения отходов, расположенных на землях муниципального образования, представляемые органами местного самоуправления по запросам в соответствующие органы;

– сведения об объектах размещения отходов, полученные организациями, осуществляющими специальные исследования и обследования на территории регионов по заказу государственной инспекции;

– сведения об объектах размещения отходов, представляемые органами государственной исполнительной власти региона в установленном порядке;

– сведения об объектах размещения отходов, полученные органами государственного экологического контроля в рамках реализации своих полномочий.

Полученную информацию об объектах размещения отходов рассматривают в месячный срок, далее их регистрируют в реестре и присваивают кадастровый номер.

Реестр объектов размещения отходов в части учетных единиц должен отличаться от Государственного реестра объектов размещения отходов в сторону большего охвата объектов. Объекты размещения отходов (ОРО) по назначению делятся на объекты хранения и объекты захоронения отходов. В свою очередь, хранение отходов в зависимости от длительности срока хранения можно разделить на срочное и бессрочное хранение <43>.

——————————–

<43> См.: Реестр объектов размещения отходов [Электронный ресурс] // Региональный кадастр отходов Самарской области. URL: http://kadastr.eco63.ru/node/135 (дата обращения: 22.07.2013).

 

В настоящее время действующие нормативные акты, а также ряд проектов подзаконных нормативных актов предусматривают ведение не реестра объектов размещения отходов, а Государственного кадастра отходов. Основным нормативным актом, регламентирующим порядок ведения рассматриваемого кадастра, является Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 сентября 2011 г. N 792 “Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов”. Однако в настоящее время указанный нормативный акт не вступил в законную силу и не применяется для урегулирования указанных правоотношений. Таким образом, нормы п. 6, 7 настоящей статьи до принятия и приобретения юридической силы соответствующим нормативным актом остаются декларативными. Констатируя необходимость ведения реестра, закон между тем не формирует специальной базы реализации данного нормативного положения, равно как и Министерство природных ресурсов РФ, которое в данном случае является уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Лишь с момента вступления в силу специального подзаконного акта, регламентирующего порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов, они приобретут практическое значение и могут быть реализованы в полной мере на практике. Однако уже сегодня большое внимание уделяется положению п. 7 настоящей статьи. С одной стороны, данное требование указывает на императивный характер государственного реестра объектов размещения отходов, поскольку именно с момента включения отходов в реестр они могут быть объектом размещения. Отсутствие в реестре сведений о соответствующем виде отходов не позволяет их размещать в соответствии с нормами комментируемого Закона. В то же время, устанавливая запрет на размещение таких отходов на объектах, закон не предусматривает последствий реализации данной императивной нормы. В подобной ситуации сведения об отходах должны быть внесены в государственный реестр, и лишь после этого допускается их размещение на соответствующих объектах.

Следует также заметить, что ввиду отсутствия в настоящее время единого государственного реестра размещения отходов на объектах активно формируются и развиваются региональные реестры отходов, которые являются более детальными и конкретными по сравнению с государственным реестром. В сложившейся ситуации региональные реестры могут рассматриваться в качестве основы для формирования государственного реестра, поскольку они имеют практическую реализацию и позволяют учесть все недостатки такого свода данных при формировании государственного реестра.

К содержанию

Просмотров: 1941

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code