Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов

 Комментарий к статье 11 Федерального закона N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”

1. Наиболее длительным по времени реализации является процесс эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, что указывает на необходимость формирования специального правового регулирования требований, предъявляемых к данному процессу на протяжении всего периода его реализации. Эксплуатация предполагает использование объекта в соответствии с установленным для него целевым назначением, т.е. фактически данное понятие сводится к извлечению из такого объекта его полезных свойств. Следует обратить внимание, что нормы настоящей статьи ориентированы на ограниченный круг субъектов – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, связанную с обращением с отходами. Таким образом, нормативно установленные требования подлежат применению не во всех случаях эксплуатации рассматриваемых объектов, а лишь тогда, когда она связана с обращением с отходами. Специальные категории субъектов с учетом специфики осуществляемой ими деятельности обязаны соблюдать установленные настоящей статьей требования.

2. Одним из основных требований, предъявляемых к деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на протяжении всех этапов взаимодействия с отходами, выступает обязанность соблюдения экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Согласно ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. При эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов указанные субъекты обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Таким образом, можно говорить о единстве требований экологического законодательства, установленных с момента проектировки, строительства зданий, сооружений, их эксплуатации и до момента вывода из эксплуатации. В большей степени указанные требования конкретизированы в рамках ГОСТ Р 54964-2012 “Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости”, введенного в действие 1 марта 2013 г.

Формирование экологических требований к объектам недвижимости основано на соблюдении принципа устойчивого развития общества, т.е. обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека при осуществлении градостроительной деятельности, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Экологические требования к объектам недвижимости определены совокупностью следующих базовых категорий:

– экологический менеджмент;

– инфраструктура и качество внешней среды;

– качество архитектуры и планировка объекта;

– комфорт и экология внутренней среды;

– качество санитарной защиты и утилизации отходов;

– рациональное водопользование и регулирование ливнестоков;

– энергосбережение и энергоэффективность;

– охрана окружающей среды при строительстве, эксплуатации и утилизации объекта;

– безопасность жизнедеятельности.

Немаловажное значение в определении совокупности требований, устанавливаемых к эксплуатируемым объектам, имеет и Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47. Указанный нормативный акт призван регламентировать совокупность требований, которым должно соответствовать жилое помещение, в том числе и с точки зрения размещения отходов и обеспечения безопасности человека.

3. Наряду с общей обязанностью соблюдения установленных требований эксплуатации зданий, к числу основных комментируемый Закон относит и разработку проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования.

Норматив образования отходов представляет собой установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, т.е. удельный показатель образования отходов на расчетную единицу, за которую в зависимости от источника образования отходов могут быть приняты: единица произведенной продукции, единица используемого сырья, единица расстояния, единица площади, численность человек, посадочные места, другое. При разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются:

– объемы используемых сырья, материалов, изделий с учетом проектной мощности;

– результаты инвентаризации отходов и объектов их размещения;

– наличие и мощность имеющихся объектов использования и обезвреживания отходов данного вида;

– наличие, вместимость, мощность и расчетный срок эксплуатации имеющихся объектов размещения отходов;

– экологические, санитарно-гигиенические и иные требования к размещению отходов;

– возможность обеспечения сохранности ресурсного потенциала у размещаемых отходов;

– экономически целесообразный объем транспортной партии для вывоза отходов;

– наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов;

– предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;

– экологическая обстановка на территории.

Лимит на размещение отходов – это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Размещение отходов – хранение и захоронение отходов. Лимиты на размещение опасных отходов устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 – 4 класса опасности. Порядок расчета лимитов и нормативов отходов определяется в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703.

4. В целях обеспечения безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов субъекты, осуществляющие деятельность, в результате которой образуются отходы, обязаны внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений. Малоотходные технологии – это такие технологии, которые позволяют при сохранении общего производственного цикла минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и человека, не допускают превышение пределов допустимого негативного воздействия на окружающую среду, при их применении допустимая часть сырья превращается в отходы и подлежит длительному хранению и захоронению. Применение малоотходных и безотходных технологий является обоюдовыгодным требованием: для государства оно позволяет сократить уровень негативного воздействия, для производителей – минимизировать потери, т.е. позволит в большей степени использовать сырье в производстве. Однако, по сравнению с иными требованиями, рассматриваемое положение в меньшей степени реализуется на практике, поскольку применение указанных технологий требует от индивидуального предпринимателя или юридического лица вложения средств на приобретение соответствующей техники, технологии и т.п., ее обслуживание, модернизацию. Объем таких вложений нередко является значительным для субъекта и, несмотря на последующее увеличение прибыли, не актуальным. Большинство предпринимателей предпочитают более дешевые технологии, которые не требуют значительных вложений, хотя и сопряжены с высоким уровнем отходов. В настоящее время в большей степени указанное требование соблюдается лишь крупными субъектами рынка. Субъекты малого и среднего бизнеса зачастую не могут позволить себе подобную модернизацию.

5. Уровень и содержание отходов требуют постоянного контроля за ними в первую очередь со стороны самого субъекта предпринимательской деятельности. Одной из форм такого контроля является инвентаризация отходов и объектов их размещения. Инвентаризация представляет собой установление соответствия между данными учета и фактическим наличием отходов и мест их размещения у каждого конкретного субъекта. Следует также учитывать, что отходы могут подвергаться естественным природным процессам, например усушке, испарению и т.п. В таких случаях их фактическое количество в значительной степени изменяется, что должно учитываться их владельцем. Инвентаризация, таким образом, позволяет проверить соблюдение правил и условий хранения отходов, организации мест их размещения и реальность данных учета, соблюдения требований, установленных для отдельных видов и категорий отходов, а также направлена на предотвращение ряда негативных явлений и воздействий. Периодичность проведения инвентаризации устанавливается субъектом самостоятельно, но не реже одного раза в год, что позволит получить достоверные сведения о наличии (отсутствии) отходов отдельных видов и категорий, а также о соответствии мест их размещения установленным требованиям. Для проведения инвентаризации образуется комиссия из числа работников соответствующего индивидуального предпринимателя или юридического лица. Результаты проведенной инвентаризации отражаются в соответствующем акте.

6. Одной из мер охраны окружающей среды, предусмотренной специальным законодательным актом в данной области, является мониторинг, т.е. наблюдение за состоянием окружающей среды и природных объектов. Объектами мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), озоновый слой атмосферы, ионосфера и околоземное космическое пространство. Для проведения мониторинга могут быть организованы стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды в местах размещения отходов. Мониторинг за состоянием окружающей среды включает в себя:

– проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценку происходящих в ней изменений, а также прогнозирование опасных природных явлений, приводящих к стихийным бедствиям; химического, радиоактивного и теплового загрязнения, физических, химических и биологических процессов;

– комплексный анализ и оценку состояния окружающей среды и использования природных ресурсов;

– контроль и фиксацию изменений окружающей среды, предупреждений и прогнозов ее состояния;

– получение необходимой полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, сопоставимой с иными показателями.

Мониторинг можно рассматривать в качестве одной из профилактических мер, которые позволяют своевременно выявить и предотвратить факты нарушения норм настоящего Закона, а также предельно допустимого уровня воздействия на окружающую среду. В этой связи мониторинг должен представлять собой систему постоянного сплошного наблюдения за всеми местами размещения отходов, принадлежащих конкретному субъекту – индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. В то же время мониторинг может выступать одним из средств предупреждения аварий, связанных с обращением отходами. В случае нарушения предусмотренных законом требований, в том числе и в части проведения мониторинга, хозяйствующий субъект может быть привлечен к юридической ответственности.

Пример: в суде оспаривались действия административного органа, которым была проведена проверка организации, осуществляющей деятельность по обращению с отходами, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. В ходе проверки было выявлено, что на объекте размещения отходов, эксплуатируемом организацией, не ведется мониторинг окружающей среды в области охраны атмосферного воздуха, охраны почв, соблюдения требований водного законодательства. Суд, рассмотрев материалы дела, установил, что в соответствии с п. 17 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) должен включать в себя раздел “Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду”. Согласно п. 27 Методических указаний в данном разделе представляется информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на территории объектов размещения отходов (объектов хранения сроком более 3 лет и захоронения отходов), а также сведения о результатах проведения мониторинга состояния окружающей природной среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду. При таких обстоятельствах организация, являясь субъектом, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, обязана проводить мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, рациональное использование и восстановление природных ресурсов. При этом административным органом установлено, что на объекте размещения отходов, эксплуатируемом организацией, мониторинг окружающей среды в области охраны атмосферного воздуха, охраны почв, соблюдения требований водного законодательства не ведется. Суд постановил, что непроведение организацией, являющейся субъектом, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, мониторинга окружающей среды в области охраны атмосферного воздуха, охраны почв, соблюдения требований водного законодательства на эксплуатируемом объекте размещения отходов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ (подробнее см. Постановление ФАС Поволжского округа от 19 января 2012 г. по делу N А12-14151/2011).

7. Уровень потенциального негативного воздействия отходов на состояние окружающей среды достаточно высок, что свидетельствует о необходимости консолидации усилий различных субъектов в области обеспечения безопасности при осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов. Мероприятий, реализуемых субъектом, осуществляющим соответствующую деятельность, зачастую является недостаточно. В этой связи нормы настоящей статьи предусматривают необходимость взаимодействия таких субъектов с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления. Именно в рамках такого взаимодействия и реализуется предусмотренное настоящей статьей требование о предоставлении необходимой информации в области обращения с отходами. В первую очередь такая информация должна систематически предоставляться уполномоченным органам власти и местного самоуправления, что позволит им объективно оценить сложившуюся ситуацию, выработать пути решения возникающих проблем, сформулировать перспективные задачи и т.п. В то же время не следует забывать и о том, что каждый человек обладает конституционным правом на получение информации о состоянии окружающей среды и источниках потенциальной опасности для его жизни или здоровья. В этой связи рассматриваемое требование можно трактовать в широком смысле, однако на практике, как правило, оно реализуется лишь в отношении деятельности уполномоченных органов власти и самоуправления. В отдельных случаях граждане могут получить общедоступные сведения об общем уровне превышения предельно допустимых концентраций отдельных веществ на соответствующей территории, причем, как правило, такую информацию также предоставляют уполномоченные органы, а не сами субъекты, осуществляющие ту или иную деятельность. На данную категорию информации распространяются общие требования: информация должна быть полной, т.е. в необходимом объеме, достоверной – отражать фактическое положение вещей, своевременной, т.е. предоставленной именно в тот момент, в который она необходима, а не по прошествии какого-либо периода времени. Только при соблюдении указанных требований к информации и ее содержанию она достигнет своих целей и позволит своевременно предпринять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающей среды и человека.

8. Все предусмотренные настоящей статьей требования направлены на обеспечение состояния защищенности личности, общества, государства, окружающей среды от негативного воздействия производственной деятельности и ее отходов. В этой связи закон вменяет в обязанности субъектов, осуществляющих деятельность, в результате которой образуются отходы, предпринимать все необходимые превентивные меры в целях недопущения аварий в местах размещения отходов. Закон не предусматривает совокупности превентивных мероприятий, поскольку их перечень может быть конкретизирован исключительно применительно к отдельным видам деятельности и категориям отходов, создающих угрозу безопасности. Для некоторых видов отходов достаточным будет наличие средств пожаротушения, в случае осуществления деятельности с радиоактивными отходами таких мер будет недостаточно, они предполагают совокупность специальных мероприятий с безусловным привлечением уполномоченных органов государственной власти. При этом закон предусматривает необходимость информирования таких органов не только в случае возникновения аварии, но и при угрозе ее возникновения. Уведомление уполномоченного органа направлено на обеспечение взаимодействия специалистов в целях максимально быстрой локализации аварийной ситуации, минимизации ее последствий либо принятия максимально широкого круга мер по предотвращению возможности реализации угроз. В этой связи уведомление органа государственной власти должно быть произведено в максимально короткий срок, причем оно должно отражать реальную ситуацию на объекте в целях определения перечня эффективных мер. Как правило, первичное сообщение может быть передано посредством телефонной, телеграфной, факсимильной и иных видов связи. При этом не следует забывать о необходимости документального подтверждения надлежащего исполнения субъектом возложенных на него обязанностей. В этой связи закономерно возникает необходимость направления уведомления в письменной форме.

Предусмотренный настоящей статьей перечень предусматривает наиболее важные требования к эксплуатации задний, строений и сооружений в целях обеспечения безопасности при обращении с отходами. Однако такой перечень не может рассматриваться в качестве закрытого, поскольку субъект, в результате деятельности которого образовались отходы, обязан предпринять все необходимые меры, способствующие обеспечению безопасности на протяжении всего периода эксплуатации объекта.

К содержанию

Просмотров: 184

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code