Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами

 Комментарий к статье 8 Федерального закона N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”

1. Контекстный анализ ст. 8 комментируемого Закона позволяет конкретизировать сферу его правового применения на муниципальном (местном) уровне. Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и его органы не входят в систему органов государственной власти.

2. Законодателем выделяется следующий состав участников правоотношений, связанных с реализацией полномочий органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами:

1) органы местного самоуправления поселений;

2) органы местного самоуправления муниципальных районов;

3) органы местного самоуправления городских округов.

Указанная классификация соответствует положениям Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, согласно которому к муниципальным образованиям относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Статья 14 названного Закона к числу вопросов местного значения поселения, т.е. тех, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно, относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

3. Следует отметить, что содержание комментируемой статьи полностью отвечает требованиям положений ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, в которой к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; к вопросам местного значения городского округа – организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

4. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории муниципального образования должен осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Очевидно, что ключевая роль в совершенствовании данного правового института принадлежит региональному законодательству и нормотворчеству органов местного самоуправления <38>.

——————————–

<38> См.: Енисейская Н.А. Государственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления. М., 2008.

 

Как правило, в структуре органа местного самоуправления выделяется муниципальное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды, в полномочия которого входит проведение мониторинга экологических показателей движения отходов, а также организация работы по обеспечению выполнения требований природоохранного законодательства на территории муниципального образования по размещению бытовых отходов в окружающей среде и пр.

5. С природоохранной точки зрения у органов местного самоуправления крайне недостаточно полномочий в области обращения с отходами производства и потребления. Так, практически отсутствуют контрольные полномочия по проверке соблюдения физическими и юридическими лицами требований по сбору и утилизации отходов, поэтому органы местного самоуправления не могут обеспечить соответствующий контроль должным образом <39>. По мнению Н.А. Енисейской, на законодательном уровне следует четко определить источники финансирования муниципального экологического контроля, его объекты, а также пределы и порядок проведения. Для повышения эффективности муниципального экологического контроля необходим комплекс нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях. При этом одним из условий эффективности действия этих актов является их согласованность между собой и с иными нормативными правовыми актами различного уровня <40>.

——————————–

<39> См.: Нефедов А.А. Компетенция органов местного самоуправления в сфере сбора и вывоза бытовых отходов // Административное и муниципальное право. 2010. N 8. С. 41 – 45.

<40> См.: Енисейская Н.А. Указ. соч.

К содержанию

Просмотров: 671

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code