Статья 1. Основные понятия

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Комментарий к статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”

1. В ст. 1 комментируемого Закона традиционно представлены основные термины и определения, определяющие сферу применения и правовое поле его реализации. Следует отметить, что перечисленные понятия в большей степени касаются процедурных особенностей деятельности, связанной с обращением с отходами (а именно сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение и пр.). Часть включенных законодателем в положения комментируемой статьи терминов касается конкретных мер, направленных на регламентацию критериев экологической безопасности деятельности предприятий, учреждений и организаций (а именно лимит на размещение отходов, норматив образования отходов, паспорт отходов и т.д.).

Характерно, что в качестве ведущего термина законодатель закрепляет понятие “отходы производства и потребления“, тем самым включая в область правового регулирования комментируемого Закона отходы, связанные со всеми видами производственной и промышленной деятельности, за исключением радиоактивных отходов (см. подробнее ч. 2 ст. 2 комментируемого Закона), и отходы, образующиеся в результате общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации (ТБО). Унификация правового регулирования в этой связи представляется нам неверной, поскольку перечисленные разновидности отходов обладают индивидуально-определенными характеристиками, неоднородны по своим химическим и физическим свойствам, и, как следствие, к ним должны применяться различные законодательные требования, связанные с обеспечением экологической безопасности, а также контролем и надзором за деятельностью, связанной с их обращением. Считаем, что дифференциация правового регулирования отношений, касающихся промышленных (производственных) отходов и ТБО, является для Российской Федерации неизбежной законодательной перспективой, что позволит качественно повысить эффективность правовой реализации и правоприменительной деятельности в рассматриваемой области.

Терминологические характеристики отходов производства и потребления достаточно детально раскрываются на ведомственном уровне. Так, согласно п. 3.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения” к отходам относятся остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.

2. В действующем законодательстве имеются различные классификации отходов, но классическим является разделение отходов на бытовые (отходы потребления); промышленные; отходы, связанные с добычей полезных ископаемых, и радиоактивные отходы.

По фазовому состоянию отходы могут быть твердыми, жидкими или смесью твердой, жидкой и газовой фаз <8>.

——————————–

<8> См.: Гейт Н.А. Экологическое право: Курс лекций. ТК “Велби”; Проспект, 2010.

 

Тем не менее, исходя из основных дефиниций комментируемого Закона, базовой классификацией отходов выступает разделение их на две основные группы:

1) отходы производства;

2) отходы потребления.

Следует отметить, что более четкая классификация отходов производства и потребления, а также перечень технологий, применяемых к их использованию и обезвреживанию, предусматривается государственным кадастром отходов, Порядок ведения которого устанавливается на основании Приказа Минприроды РФ от 30 сентября 2011 г. N 792.

Непосредственное определение, а также перечисление того, что включают в себя понятия отходов производства и отходов потребления, дается не в законодательных, а в некоторых подзаконных актах, государственных стандартах, санитарных правилах, региональных и местных нормативно-правовых актах.

Так, Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения” определяет, что к отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п. К отходам потребления относятся остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

Названный Стандарт устанавливает термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами) отходами, шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители. Именно указанным документом определяется основная терминология в сфере обращения с отходами производства и потребления.

К отходам потребления Стандарт также относит:

1) полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации;

2) в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей;

3) не только отходы потребления от домовладений (их иногда называют ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Для указанных отходов часто используется термин “муниципальные отходы”.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53692-2009 “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов” устанавливает последовательные этапы технологического цикла отходов производства и потребления (ЭТЦО), в которые превращаются в том числе и отбракованные, устаревшие и/или списываемые изделия, виды продукции (объекты). Он распространяется на образующиеся в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, а также в быту и муниципальных хозяйствах отходы, подлежащие ликвидации на последней стадии жизненного цикла продукции.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52108-2003 “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения” устанавливает общие правила обращения с отходами и состав технической, экономической, отчетной и другой документации, направленной на определение основных опасных и ресурсных (инертных) характеристик отходов с целью снижения их реальной или потенциальной опасности для людей и окружающей среды и повторного вовлечения в промышленное производство (утилизации). Он распространяется на любые виды отходов.

Стандарт закрепляет, что обращение с отходами включает следующие общие элементы деятельности:

– предупреждение образования отходов на СЖЦИ (стадии жизненного цикла изделия);

– минимизацию и контроль образования, накопления отходов на СЖЦИ;

– документирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления на ЭТЦО (этап технологического цикла отходов);

– организацию и контроль за процессами сбора, сортировки, обезвреживания, транспортирования, размещения, хранения отходов;

– организацию и контроль процессов утилизации инертных отходов;

– организацию и контроль процессов удаления опасных отходов;

– обязательный надзор за трансграничными перемещениями отходов, местами их удаления и процессами безопасной ликвидации отходов на этапах их технологического цикла;

– информатизацию процессов обращения с отходами.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52105-2003 “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения” устанавливает классификацию ртутьсодержащих отходов (РСО) и возможные способы их переработки. Стандарт распространяется на все твердые и шламообразные РСО производства и потребления, включая бракованную продукцию, а также продукцию с истекшими сроками эксплуатации, в том числе люминесцентные и ртутные лампы, ртутно-окисные элементы.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30775-2001 “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения” устанавливает основные признаки классификации, идентификации и кодирования отходов в виде классификационных групп характеристик отходов и распространяется на образуемые в промышленном производстве, сельском хозяйстве, в быту отходы и их смеси.

3. Рядом ученых термин “отходы” определяется как любое вещество, не являющееся целью процесса и способное оказать негативное воздействие на окружающую среду, независимо от того, выбрасывается ли то, что образовалось, в атмосферу, сбрасывается ли в водные объекты или размещается на полигонах, в хранилищах и т.д. <9>.

——————————–

 

Примечание.

Монография Н.А. Енисейской “Государственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления” включена в информационный банк.

 

<9> См. подробнее: Енисейская Н.А. Государственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления. М., 2008.

 

4. В соответствии с положениями комментируемой статьи к обращению с отходами относят деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Таким образом, законодательством предусмотрено несколько этапов (вариантов) обращения с отходами:

1) сбор отходов – прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

2) накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;

3) использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

4) обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

5) транспортирование отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

6) размещение отходов – делится на два этапа обращения с ними: хранение и захоронение – и осуществляется на специально оборудованных сооружениях (полигонах, хвостохранилищах, отвалах горных пород и пр.);

7) хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

8) захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

К каждому из перечисленных направлений деятельности применяются законодательные требования по обеспечению экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия территорий.

5. Терминологическое определение выделяемых законодателем понятий представляется чрезвычайно важным, поскольку определяет сущность применяемого к тем или иным отношениям правового регулирования. К примеру, большинство специалистов по применению тарифов отождествляют понятия “утилизация” и “захоронение” отходов, устанавливая для них единый тариф, что противоречит одному из базовых принципов комментируемого Закона, закрепляющего приоритет использования отходов над захоронением. На практике это приводит к выбору хозяйствующим субъектом наиболее дешевого способа “избавления” от отходов, т.е. не к утилизации, а к захоронению, что способствует повышению негативного воздействия на окружающую среду.

К содержанию

Просмотров: 671

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code