Принятие экологически значимых решений с учетом результатов эксплуатации автоматизированных систем локального экологического мониторинга промышленных выбросов

Раздел 5. Принятие экологически значимых решений с учетом результатов эксплуатации автоматизированных систем локального экологического мониторинга промышленных выбросов (на примере г. Москвы)

 

5.1. Общие положения

 

Опыт создания и эксплуатации систем экологического контроля промышленных выбросов постепенно накапливается в различных субъектах Российской Федерации. В контексте перехода к нормированию крупных предприятий на основе наилучших доступных технологий такой опыт представляет интерес не только для специалистов объектов, отнесенных к I категории, но и для лиц, принимающих решения.

В соответствии с требованиями законодательства [1], на объектах I категории наиболее значимые стационарные источники должны быть оснащены автоматическими средствами измерений. Их перечень в настоящее время уточняется; в конце 2016 г. ожидается принятие Постановления Правительства РФ «Об определении перечня стационарных источников и перечня вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерения и учета объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух». Информация от автоматических средств измерений должна передаваться в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Информация, полученная в ходе экологического мониторинга, должна использоваться и используется для принятия экологически значимых решений (см. рис 1.1). Определенный опыт формирования таких решений, взаимодействия органов власти (в данном случае — субъекта Федерации) с предприятиями-загрязнителями, достижения последовательного сокращения негативного воздействия на окружающую среду накоплен в г. Москве.

 

5.2. Законодательная база оснащения крупных предприятий г. Москвы автоматическими системами непрерывного контроля выбросов

 

Несмотря на то, что основной объем выбросов в Москве приходится на выбросы автотранспорта, статистика жалоб населения на загрязнение воздуха демонстрирует, что выбросы промышленных предприятий вызывают озабоченность у жителей, при этом подавляющее большинство жалоб поступает из районов, примыкающих к крупным промышленным зонам.

С учетом того, что внедрение автоматических систем контроля промышленных выбросов является эффективным механизмом борьбы с несанкционированными сверхнормативными промышленными выбросами (особенно, когда выбросы осуществляются в ночное время), необходимость оснащения крупных предприятий г. Москвы такими системами была закреплена еще в 2000 г. в постановлении Правительства Москвы от 22 февраля 2000 г. N 144 «Об организации Единой системы экологического мониторинга города Москвы» [147].

В дальнейшем была сформирована законодательная база, регламентирующая создание и функционирование систем контроля промышленных выбросов, а также устанавливающая ответственность за отказ создавать системы контроля, фальсификацию либо отказ в предоставлении результатов измерений.

Основным законодательным актом является Закон города Москвы от 20 октября 2004 г. N 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве» [148]. Законом определены следующие основания для включения предприятий в перечень промышленных предприятий, на которых в обязательном порядке должны быть созданы автоматические системы контроля промышленных выбросов (в соответствии с терминологией Закона — системы локального экологического мониторинга):

— неоднократное нарушение антропогенным объектом нормативов допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду (по заключению уполномоченного органа);

— преобладающий вклад выбросов (сбросов) загрязняющих веществ от антропогенного объекта в окружающую среду либо физическое воздействие антропогенного объекта на окружающую среду с превышением установленных нормативов качества окружающей среды;

— условия, определенные в заключении уполномоченного органа о соответствии предпроектной и проектной документации экологическим требованиям;

— наличие на антропогенном объекте сверхнормативных (временно согласованных) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

— наличие на антропогенном объекте валовых выбросов в атмосферу, превышающих 100 тонн в год;

— наличие на антропогенном объекте 10 и более единиц пылегазоочистного оборудования.

Последний критерий обусловлен тем, что наиболее часто нарушения природоохранных требований выявляются именно на источниках, оснащенных газоочистным оборудованием, в связи с тем, что фактическая эффективность газоочистки зачастую ниже заявленной в разрешительной документации.

В соответствии с положениями указанного Закона был определен и утвержден постановлением Правительства Москвы от 08 ноября 2005 г. N 866-ПП «О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга» [149] перечень промышленных предприятий.

Во исполнение указанного постановления приказом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 16 декабря 2005 г. N 338 «Об организации работ по созданию локального экологического мониторинга выбросов промышленных предприятий» [150] утверждены:

— график создания на предприятиях города Москвы систем локального экологического мониторинга выбросов;

— форма бланка Предписания по установке систем локального экологического мониторинга выбросов;

— Методические указания по выдаче Предписаний на установку автоматизированных систем локального экологического мониторинга выбросов;

— Регламент взаимодействия при создании автоматизированных систем локального экологического мониторинга выбросов.

В 2007 г. первыми предприятиями, на которых были созданы автоматические системы контроля промышленных выбросов, стали районные теплостанции ОАО «МОЭК». В связи с тем, что системы контроля промышленных выбросов уже функционировали в составе автоматизированных систем управления технологическими процессами для контроля режима работы котельного оборудования, потребовались минимальные капитальные вложения в их доработку и организацию передачи данных в Единый городской фонд данных экологического мониторинга города Москвы (ЕГФДЭМ).

Следует отметить, что ускорило процесс внедрения автоматических систем контроля промышленных выбросов внесение следующих поправок в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» [151]:

— Статья 4.24. Невыполнение обязанностей по организации и осуществлению локального экологического мониторинга влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

— Статья 4.25. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по предоставлению данных экологического мониторинга и экстренной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — семидесяти тысяч рублей.

— Статья 4.26. Предоставление недостоверных данных экологического мониторинга влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

По состоянию на 2016 г. в ЕГФДЭМ организована передача данных о выбросах 61-го промышленного предприятия, включающая сведения о выбросах, осуществляемых 187-ю дымовыми трубами (см. табл. 5.1).

 

Таблица 5.1

Предприятия Москвы, на которых созданы автоматические системы контроля промышленных выбросов с передачей данных в ЕГФДЭМ

N п/п Предприятия Кол-во предприятий Кол-во источников выбросов Контролируемые вещества и параметры
1. Предприятия теплоэнергетического комплекса
1.1. ТЭЦ 11 33 1) средняя масса в дымовых газах диоксида азота NO2, г/с;

2) средняя масса в дымовых газах оксида азота NO, г/с;

3) средняя масса в дымовых газах оксида углерода CO, г/с;

4) вид топлива (газ/мазут).

1.2. Районные и квартальные теплостанции 44 127 1) средняя масса в дымовых газах диоксида азота NO2, г/с;

2) средняя масса в дымовых газах оксида азота NO, г/с;

3) средняя масса в дымовых газах оксида углерода CO, г/с;

4) вид топлива (газ/мазут).

2. Промышленные предприятия по переработке твердых бытовых отходов
2.1. Мусоросжигательные заводы 3 8 1) средняя масса в дымовых газах диоксида азота NO2, г/с;

2) средняя масса в дымовых газах оксида азота NO, г/с;

3) средняя масса в дымовых газах оксида углерода CO, г/с;

4) средняя масса в дымовых газах хлористого водорода HCl, г/с;

5) средняя масса в дымовых газах сернистого ангидрида SO2, г/с;

6) средняя масса в дымовых газах пыли неорганической, г/с;

7) суммарные концентрации оксидов азота NOx, мг/м3;

8) концентрации оксидов углерода CO, мг/м3;

9) концентрации хлористого водорода HCl, мг/м3;

10) концентрации сернистого ангидрида SO2, мг/м3;

11) концентрации взвешенных веществ, мг/м3;

12) объемный расход дымовых газов Q, м3/с;

13) температура дымовых газов t, град. C.

3. Предприятия табачной промышленности
3.1. Табачные фабрики <*> 2 11 1) средняя масса выброса табачной пыли, г/с;

2) скорость движения газового потока V, м/с;

3) концентрации табачной пыли, мг/м3.

4. Предприятия нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности
4.1. Нефтеперерабатывающий завод 1 8 1) средняя масса в дымовых газах диоксида азота NO2, г/с;

2) средняя масса в дымовых газах оксида азота NO, г/с;

3) средняя масса в дымовых газах оксида углерода CO, г/с;

4) средняя масса в дымовых газах сероводорода H2S, г/с;

5) средняя масса в дымовых газах сернистого ангидрида SO2, г/с;

6) суммарные концентрации оксидов азота NOx, мг/м3;

7) концентрации диоксида азота NO2, мг/м3;

8) концентрации оксида азота NO, мг/м3;

9) концентрации оксидов углерода CO, мг/м3;

10) концентрации сероводорода H2S, мг/м3;

11) концентрации сернистого ангидрида SO2, мг/м3;

12) скорость движения газового потока Q, м/с;

13) температура дымовых газов t, град. C.

ВСЕГО 61 187
<*> В настоящее время по причине остановки производства данные от московских табачных фабрик не передаются.

 

5.3. Порядок создания систем контроля промышленных выбросов в г. Москве

 

На основе сведений из разрешительной документации (количественные и качественные характеристики выбросов по источникам, параметры выбросов и т.д.) подведомственным Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее — Департамент) ГПБУ «Мосэкомониторинг» формируются технические требования к создаваемым на предприятиях системам контроля, которые включают:

— перечень дымовых труб или газоходов, которые должны быть оборудованы системами контроля;

— диапазоны и погрешности измерения по каждому контролируемому параметру;

— формат передачи данных в ЕГФДЭМ.

Технические требования к системам контроля промышленных выбросов выдаются предприятиям государственными инспекторами Департамента в составе предписаний на установку автоматизированных систем локального экологического мониторинга выбросов. В предписаниях также указываются сроки создания Систем на каждом конкретном источнике предприятия.

Реализация Технических требований осуществляется предприятиями самостоятельно. В целях предотвращения ошибок при создании систем контроля и минимизации капитальных затрат предусмотрено согласование проектной документации с ГПБУ «Мосэкомониторинг». Согласование носит добровольный характер и осуществляется на безвозмездной основе.

По окончании монтажных и пусконаладочных работ предприятие направляет в Департамент уведомление о готовности к проведению приемочных испытаний. В рамках проведения приемочных испытаний проводятся параллельные замеры с привлечением специализированной лаборатории, а также проверяется соответствие технической документации требованиям законодательства в области обеспечения единства измерений (сертификаты, свидетельства о поверке, анализ соответствия области применения паспортным данным и т.д.).

При расхождениях данных, не превышающих величину +/- 25% по каждому контролируемому параметру (объектом сравнения является мощность выброса, выраженная в г/с), а также соответствии технической документации требованиям законодательства, система контроля промышленных выбросов принимается в промышленную эксплуатацию.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code