КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

Государственный контроль (надзор) в сфере осуществления предпринимательской деятельности представляет собой часть процесса государственного регулирования предпринимательства и в целом экономики.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля регламентируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон N 294-ФЗ).

В развитие Закона N 294-ФЗ приняты подзаконные нормативные правовые акты, в частности: 1) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N 215 “Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)”; 2) Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 185 “О внесении изменений в Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)”; утверждены показатели эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также утверждена методика проведения мониторинга эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; 3) Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 “Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, и другие.

Перечисленные нормативные правовые акты направлены на обеспечение эффективного проведения государственного контроля во всех сферах жизнедеятельности. При этом необходимо отметить, что все они должны быть подчинены конституционным положениям о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ), права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ) и другим. А в соответствии с положениями о защите прав субъектов правоотношений государственный контроль (надзор) не должен нарушать хозяйственную (предпринимательскую) деятельность и создавать дополнительные трудности для субъектов предпринимательства.

Вместе с тем, как показал анализ практики рассмотрения споров, Закон 294-ФЗ не раз подвергался анализу Конституционным Судом <1>, а отдельные положения этого Закона признаны не соответствующими Конституции РФ. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г. N 10-П “По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова” <2> положения абзаца четырнадцатого ст. 3 и п. 3 ст. 10 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации а также ст. 19 (ч. 1), 34 (ч. 1), 35 (ч. ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) в части, устанавливающей возможность взыскания с индивидуальных предпринимателей по требованию органа государственного контроля (надзора) расходов, понесенных этим органом, на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых были выявлены нарушения обязательных требований. Положения абз. 14 ст. 3 и п. 3 ст. 10 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” утратили силу с 1 января 2009 г. Приведенное решение является, на наш взгляд, ярким примером обеспечения конституционно-правовых гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

——————————–

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2010 г. N 294-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пасько Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав частью 2.1 статьи 27 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”; Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2011 г. N 398-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Сергея Петровича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 27 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”; Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г. N 10-П “По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”.

<2> СЗ РФ. 2008. N 31. Ст. 3763.

 

Законодательство в этой сфере регулирования остается несовершенным. Это подтверждается как вышеприведенными примерами, так и многочисленными примерами разбирательств в арбитражных судах и в судах общей юрисдикции по вопросам применения Закона 294-ФЗ. Так, например, в ежегодном докладе “О состоянии системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации”, подготовленном Минэкономразвития Российской Федерации, на основе анализа правоприменительной практики отмечены недостатки самого Федерального закона 294-ФЗ, а также нарушения в практике его применения контролирующими органами. В частности, отмечено, что не завершена работа по приведению ведомственных нормативных правовых актов и муниципальных правовых актов в соответствие с положениями Федерального закона 294-ФЗ <3>.

——————————–

<3> Тексты докладов размещены на сайтах www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/doc20100803_04; www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/doc20101108_04.

 

В юридической литературе высказано мнение о том, что до сих пор отсутствует федеральный закон, закрепляющий основы государственного контроля (надзора) в сфере экономики и предпринимательства <4>. На наш взгляд, следует согласиться с высказанным мнением о целесообразности принятия специального закона об основах государственного контроля (надзора).

——————————–

<4> Белых В.С., Берсункаев Г.Э., Виниченко С.И. и др. Предпринимательское право России: Учебник / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2008. С. 335.

 

Здесь можно привести пример правового регулирования в Украине. Так, в статье 19 Хозяйственного кодекса Украины <5>, которая называется “Государственный контроль и надзор за хозяйственной деятельностью”, закреплены, во-первых, гарантии прав хозяйствующих субъектов: “Субъекты хозяйствования имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую законодательству”, а во-вторых, определены сферы, в которых государство осуществляет контроль и надзор. Кроме того, установлено важное правило о том, что в специальных законах определяются органы государственной власти и должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный контроль и государственный надзор за хозяйственной деятельностью, их статус, общие условия, порядок осуществления контроля и надзора. Общие положения, связанные с осуществлением государственного контроля и надзора, закреплены в специальном законе Украины “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности”.

——————————–

<5> Хозяйственный кодекс Украины. Харьков: Одиссей, 2010. 192 с.

 

В связи с отсутствием в России кодифицированного акта, регламентирующего предпринимательскую деятельность, и специального закона об основных принципах государственного надзора (контроля), на наш взгляд, до настоящего времени не сложилось системное регулирование контрольно-надзорной деятельности различных органов государственной власти и не обеспечивается для субъектов предпринимательства возможность иметь четкое представление о тех сферах деятельности, которые подлежат государственному контролю (надзору).

По отдельным сферам государственного контроля (надзора) (например, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией; лицензионный контроль; экспортный контроль; государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций; федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции; федеральный государственный надзор в области связи и др.) законодатель установил, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Другие же сферы контроля (надзора) определяются и регламентируются в различных нормативных правовых актах. Например, государственный экологический надзор (контроль) регламентируется нормами Закона РФ “Об охране окружающей среды”, предусматривающими проведение 14 видов надзора (государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственный земельный надзор; государственный надзор в области обращения с отходами и др.), отдельные виды этого надзора регламентируются в подзаконных нормативных актах. Государственный контроль в сфере охраны здоровья регулируется в Законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” <6>, государственный контроль в сфере образования предусмотрен в Законе “Об образовании” <7> и т.д.

——————————–

<6> СЗ РФ. 28.11.2011. N 48. Ст. 6724.

<7> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 30 июля. N 30. Ст. 1797 (с изм. и доп.).

 

Полагаем, что в связи с отсутствием специального системообразующего закона не обеспечиваются в полной мере гарантии прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении различных видов государственного контроля (надзора). Это подтверждается приведенными примерами из судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражных судов, судов общей юрисдикции. Поэтому представляется целесообразным скорейшее принятие системообразующего специального закона “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере осуществления предпринимательской (хозяйственной) деятельности”, в котором необходимо систематизировать виды государственного контроля, определить соответствующие органы государственной власти и должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный контроль и государственный надзор в сфере предпринимательства, их статус, общие условия, порядок осуществления контроля и надзора.

Салиева Р.Н.

Просмотров: 106

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code