О КОДИФИКАЦИИ ЧАСТНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

——————————–

<*> Государство и гражданское право: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти и 85-летию со дня рождения доктора юридических наук, профессора Ю.Г. Басина (в рамках ежегодных цивилистических чтений). Алматы, 29 – 30 мая 2008 г. / Отв. ред. М.К. Сулейманов. Алматы: НИИ частного права КазГЮУ, 2008.

 

Обсуждение вопросов возрождения и развития частного права в последние десятилетия на постсоветском пространстве именно в Алма-Ате вполне объяснимо и естественно. В эти дни здесь отмечается 85-летие со дня рождения нашего друга и коллеги, выдающегося ученого-цивилиста Юрия Григорьевича Басина. Его творческая жизнь проходила в этом прекрасном городе. Здесь он создал и много лет возглавлял школу цивилистов Казахстана, одну из сильнейших в Советском Союзе и в постсоветское время. Здесь продолжают активно работать его ученики: академик Майдан Кунтуарович Сулейменов, профессор Анатолий Григорьевич Диденко, к.ю.н. Ольга Ивановна Ченцова, многие другие.

Ученые и практики Казахстана во главе с профессором Ю.Г. Басиным приняли активное участие и внесли весомый вклад в разработку модельного Гражданского кодекса, который был положен в основу гражданских кодексов России, Казахстана, большинства государств, образовавшихся после распада СССР.

Именно с принятием и введением в действие новых гражданских кодексов в странах СНГ произошло восстановление частного права, существование которого в советское время отрицалось.

Новое гражданское право возникло, с одной стороны, как следствие происходивших на постсоветском пространстве глубоких социально-экономических и политических преобразований, приватизации публичной собственности, восстановления в правах частной собственности и присущего рыночной экономике товарно-денежного оборота, а с другой – как средство утверждения новых экономических отношений, базирующихся на частной собственности и частном предпринимательстве.

Естественно, что новое гражданское законодательство в корне отличается от гражданского законодательства советского периода по его исходным, фундаментальным положениям, закрепленным в ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и аналогичных статьях гражданских кодексов других стран СНГ. Именно принципы нового гражданского права, такие как равенство участников отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение защиты нарушенных прав путем их восстановления, в том числе в судебном порядке, выявляет новую частноправовую природу современного гражданского права России и стран СНГ.

Гражданские кодексы наряду с конституциями этих стран послужили основой бурного развития не только гражданского, но и сопредельного семейного, трудового, земельного, иного природоресурсного законодательства, которое в комплексе составляет в системе права этих стран ту его часть, которая относится к частному праву.

Появление частного права означает коренные изменения в правовых системах этих стран, их разворот в сторону человека, его прав и свобод, начал равенства и справедливости. Только с включением частного права в правовую систему она становится соответствующей исходным принципам правового государства, а гражданское право действительно приобретает качество права гражданина, который в силу этого становится главной фигурой общества, именуемого гражданским.

Отмечая общее движение стран СНГ в сторону гражданского общества, следует обратить внимание на лидирующее развитие институтов гражданского права в ряде стран, в том числе в Казахстане.

В России возрождение гражданского права как частного началось с подготовки и принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. После распада СССР этот акт Постановлением Верховного Совета Российской Федерации был введен в действие на территории России и сыграл немаловажную роль в формировании новой экономики и разрешении экономических споров. Уже в 1992 г. началась работа по подготовке проекта нового Гражданского кодекса России.

Ввиду большого объема работы, с одной стороны, и огромной потребности в обновленном гражданском законодательстве вследствие быстрого развития частной собственности и свободного рынка – с другой, подготовку и принятие Гражданского кодекса Российской Федерации пришлось осуществлять по частям. Часть первая, включающая в себя: раздел I – “Общие положения” (основные положения гражданского законодательства, правовые институты, включающие положения о лицах, об объектах гражданских прав, о сделках, представительстве, о сроках), раздел II – “Право собственности и другие вещные права” и раздел III – “Общая часть обязательственного права” – была принята в 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 года. Именно в этой части закреплены основополагающие принципы гражданского права как права частного, а также регулирования частной и публичной собственности и товарно-денежного оборота.

Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации – “Отдельные виды обязательств” – была принята в 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 года. Она целиком посвящена регулированию товарно-денежного оборота, содержит развернутое регулирование отношений по всем основным гражданско-правовым договорам и внедоговорным обязательствам, в том числе из причинения вреда и неосновательного обогащения.

Часть третья Гражданского кодекса, содержащая два раздела – раздел V “Наследственное право” и раздел VI “Международное частное право”, – принята в 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 года.

Работа по составлению Гражданского кодекса России завершилась с принятием части четвертой, содержащей в себе раздел VII “Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации”, в 2006 г. с введением ее в действие с 1 января 2008 года.

Современный Гражданский кодекс Российской Федерации – самая крупная и полная кодификация гражданского законодательства в истории России. Он стал итогом напряженной пятнадцатилетней работы государственных деятелей, депутатов российского парламента, ведущих ученых и практиков отечественной цивилистики, участия зарубежных коллег и экспертов.

Все четыре части Гражданского кодекса – это президентские проекты, внесенные в Государственную Думу России президентами России Б.Н. Ельциным и В.В. Путиным. Непосредственное участие в организации и в самой работе над проектами Гражданского кодекса принял действующий Президент России Д.А. Медведев.

Основная работа над созданием проектов всех частей принадлежит Исследовательскому центру частного права при Президенте России, инициатива создания которого принадлежит С.С. Алексееву. Долгие годы наиболее активно работали над проектами С.А. Хохлов, Ю.Х. Калмыков, Г.Д. Голубов, В.А. Дозорцев, Г.Е. Авилов. Огромный вклад внесли такие выдающиеся цивилисты, как: А.Л. Маковский, М.И. Брагинский, Л.И. Брычева, В.В. Витрянский, А.А. Иванов, П.В. Крашенинников, О.М. Козырь, Н.И. Клейн, А.С. Комаров, Е.М. Моисеева, Е.А. Павлова, Е.А. Суханов, П.В. Степанов, Л.А. Трахтенгерц, О.Ю. Шилохвост, К.Б. Ярошенко и многие другие.

Среди иностранных участников одно из ведущих мест по праву принадлежит профессору Юрию Григорьевичу Басину, а также Н.С. Шевченко, Х.А. Рахманкулову, В.Ф. Чигиру.

Временной разрыв между началом и завершением работы над действующим Гражданским кодексом России обусловил необходимость продолжения работы над ним в настоящее время. Если недавно принятая четвертая часть ГК Российской Федерации является вполне современным нормативным актом, соответствующим международным стандартам права интеллектуальной собственности и еще нуждающимся в его практической апробации, то часть первая, принятая четырнадцать лет назад, на начальном этапе перехода к частной собственности и рыночной экономике, и выдержавшая суровое испытание в судебной и в целом юридической практике, несомненно, нуждается в тщательном анализе через призму накопленного опыта и современных представлений об эффективных регуляторах рыночной экономики.

За прошедшие 15 лет было большое число попыток внесения в Гражданский кодекс изменений и дополнений. Многие из них были отвергнуты, как не соответствующие внутренней логике и системе ГК. Но было немало и поправок.

Настало время для системного анализа и учета достоинств и недостатков действующего нормативного массива гражданского законодательства на основе практики применения, теоретических исследований и имеющихся в литературе выводов и предложений.

Эта работа должна стать частью осуществления намеченной Президентом России Д.А. Медведевым программы по упрочению и развитию правового государства, обеспечению верховенства права как во внутренней жизни российского общества, так и в международных отношениях.

Составными элементами этой программы служат поставленные задачи по совершенствованию законодательства, системы правоприменения, укреплению независимости суда, повышению эффективности правосудия, преодолению коррупции.

Правовое государство приобретает решающее значение в качестве не только цели, поставленной ст. 1 Конституции Российской Федерации, но и средства достижения других важнейших целей, обозначенных в ст. ст. 1 – 7 Конституции РФ по обеспечению прав и свобод человека, созданию условий для достойной жизни граждан и их свободного развития, утверждению демократии, совершенствованию федерализма.

Правовое государство и верховенство права становятся крайней необходимостью, ибо в условиях преобладания частной собственности и частного предпринимательства у государства нет иного эффективного способа воздействия на общественные отношения, обеспечения интересов, прав и свобод граждан, кроме права и его внедрения в жизнь людей.

С другой стороны, на современном этапе развития новой России она обладает реальными возможностями утверждения правового государства.

Первая из них – восстановление дееспособности российского государства в период президентства В.В. Путина. Вторая – новая правовая система, сформированная за последние пятнадцать лет на основе Конституции России 1993 г. Третья – создание программы социально-экономического развития общества, сориентированной на интересы граждан России, формирование условий для их достойной жизни, что способно в корне изменить отношение граждан и к государству, и к праву, стать основой уважительного отношения к закону и добровольного его исполнения.

Способы реализации этой программы – создание институтов развития, инфраструктуры, обеспечение инвестиций, инноваций, использование результатов интеллектуальной деятельности – также могут быть реализованы только через право, его разнообразный инструментарий.

Выполнение намеченных программ потребует большой работы в сферах законодательства, правоприменения, правосудия.

Несомненно, в центре этой работы будет оставаться гражданское право – регулятор основных экономических связей – отношений собственности, товарно-денежного оборота, интеллектуальной собственности.

Гражданское право России в последнее время получило значительное обновление в одной из его главных подотраслей – праве интеллектуальной собственности. Принятие и введение в действие четвертой части означает не только завершение самой полной в истории России кодификации гражданского законодательства, но и мощное развитие права на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации, приведение его в соответствие с международными стандартами, что, несомненно, будет содействовать инновационному развитию российской экономики и ее интеграции в международную экономику на достойных условиях.

Институт и нормы четвертой части вписаны в систему Гражданского кодекса, синхронизированы с его основными положениями и другими его разделами, что позволяет использовать для защиты интеллектуальных прав и средств индивидуализации весь арсенал гражданского права.

Само право интеллектуальной собственности кодифицировано полностью и приведено в стройную систему с выработкой общих понятий, устранением противоречий и пробелов, что также повышает эффективность регулирования отношении по созданию и использованию результатов творческой деятельности и средств индивидуализации.

Наибольшее развитие получили институты, регулирующие гражданский оборот и использование прав на результаты творческой деятельности в условиях свободного рынка, договоры по созданию интеллектуальных благ, отчуждению, предоставлению в пользование, залогу этих объектов гражданского оборота.

Заметно расширен круг охраняемых правом объектов с включением в него смежного права на содержание баз данных, смежного права публикатора произведения, права на коммерческое обозначение как средства индивидуализации предприятия. Получили существенное развитие право на фирменное наименование, право на секреты производства.

В целом защита прав авторов и других обладателей исключительных прав значительно расширена и усилена, что продиктовано включением объектов права интеллектуальной собственности в рыночный оборот. Кодексом решается задача обеспечения баланса интересов авторов произведений и пользователей этих благ, а также авторов и более сильных в экономическом смысле коммерческих организаций, получающих право на использование результатов творческой деятельности.

Важное значение имеет закрепление первоначальности исключительного права автора на созданное им творение и на производность этого права у других пользователей по воле автора.

Наряду с расширением средств защиты обладателей интеллектуальных прав усилена ответственность лиц за нарушение исключительных прав. В частности, расширено применение присуждения сумм компенсаций за нарушение прав, конфискации контрафактных экземпляров произведений, фонограмм, используемых для их воспроизведения материалов и оборудования. Установлена ответственность за грубые нарушения исключительных прав в виде ликвидации по суду юридического лица или прекращения регистрации индивидуального предпринимателя, совершающих такие нарушения.

Дальнейшая модернизация Гражданского кодекса, а следовательно, и всего гражданского законодательства России будет происходить на основе Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. “О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации”.

Сам по себе факт издания данного Указа является уникальным и свидетельствует о том значении, которое придается в современной России частному праву и его дальнейшему развитию.

Коренное отличие правовой системы новой России от системы советского периода состоит не только в существовании в ней частного права, но и в том соотношении, в котором находятся между собой публичное и частное право. В советское время при господстве в экономике государственной собственности публичное право опосредствовало не только деятельность государства как суверена, носителя публичной власти, но и доминировало в регулировании отношений собственности и в построении экономических связей между их участниками. Гражданскому праву отводилась второстепенная, обслуживающая роль в оформлении и конкретизации условий этих связей при основополагающей роли административных плановых актов и актов централизованного властного регулирования. Большее значение гражданское право имело в сфере удовлетворения индивидуальных потребностей гражданина, в сфере его личного хозяйства. Но в целом благосостояние граждан определялось публичным сектором экономики и находилось от него почти в полной зависимости.

В современной правовой системе по своей роли и значению публичное и частное право поменялись местами. Решающая роль в регулировании социально-экономических отношений принадлежит частному праву, прежде всего гражданскому. Основу такого соотношения составляет абсолютное преобладание в экономике страны частной собственности, частного предпринимательства и частного товарно-денежного оборота, регулируемых гражданским правом. Даже участие публичной собственности в свободном рыночном обороте в целом также происходит по правилам частного оборота, хотя и с некоторыми особенностями.

Разумеется, частноправовое регулирование покоится на положениях Конституции Российской Федерации, закрепляющих основы общественного строя. Но в целом публичное право (административное, уголовное, природоохранительное и др.) выполняет в опосредовании экономических отношений собственности, предпринимательства, товарно-денежного оборота вспомогательную функцию по организации государственного контроля за соблюдением правовых предписании и по применению мер защиты и мер ответственности при наличии правонарушений.

Именно поэтому Гражданский кодекс часто условно называют “экономической конституцией”. Ему и частноправовому законодательству в целом принадлежит определяющая роль в регулировании экономических отношений. Это не должно умалять необходимость и значение публично-правового регулирования. Более того, публично-правовое регулирование является необходимым условием эффективности частноправового регулирования, которое в отсутствие мер административно-правового регулирования (например, государственной регистрации патентов, юридических лиц, прав на недвижимость, институтов банкротства, антимонопольного регулирования), а также уголовной ответственности за правонарушения существенно снижает или даже вовсе утрачивает свою эффективность. Право является эффективным лишь при его системном, многоотраслевом, взаимосвязанном применении.

Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. установлено, что в целях совершенствования законодательных основ рыночной экономики и правового обеспечения международных экономических и гуманитарных связей Российской Федерации модернизация Гражданского кодекса должна происходить по следующим основным направлениям:

– дальнейшее развитие основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих современному развитию рыночных отношений;

– отражение в ГК опыта его применения и толкования судом;

– сближение положений ГК с правилами в праве Европейского Союза;

– использование новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран;

– поддержание единообразия регулирования отношений в государствах – участниках СНГ;

– обеспечение стабильности гражданского законодательства Российской Федерации.

Указом определены этапы и сроки работы по совершенствованию Гражданского кодекса РФ. Подготовке законопроектов должна предшествовать разработка концепции развития гражданского законодательства России в срок до 1 июня 2009 г. Затем, в 2009 – 2010 гг., должны быть подготовлены законопроекты о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Работа будет проводиться на базе Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации с участием широкой научной общественности и практиков-юристов, особенно судей, под руководством Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Надеемся, в ней примут активное участие наши коллеги из стран – участниц СНГ, в частности Казахстана.

Просмотров: 15

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code