21.12. ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБКИ В ДЕКЛАРАЦИИ. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УТОЧНЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Предположим, что вы обнаружили, что в поданной вами налоговой декларации какие-либо сведения не отражены (отражены не в полном объеме), допущены ошибки или указаны недостоверные сведения. В результате этого занижена сумма налога, подлежащего уплате. В такой ситуации вы обязаны внести дополнения и изменения в налоговую декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ, абз. 3 пп. 1 п. 3.3 Порядка заполнения декларации).

Это делается путем представления уточненной налоговой декларации за тот же период (Письмо Минфина России от 02.04.2010 N 03-02-07/1-146).

Вы вправе представить уточненную декларацию и в том случае, если ошибки и искажения не повлекли за собой занижения суммы налога (абз. 4 пп. 1 п. 3.3 Порядка заполнения декларации). Данное право закреплено за налогоплательщиком в Налоговом кодексе РФ. При этом если вы подали такую декларацию после установленного срока, то она считается представленной вовремя (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

 

Примечание

Налоговые органы вправе провести выездную проверку (в том числе повторную) за тот налоговый период, за который налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию. При этом ограничение срока проверки тремя календарными годами в данном случае не применяется (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Момент представления уточненной декларации (во время выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения) для применения п. 4 ст. 89 НК РФ значения не имеет (Письмо ФНС России от 29.05.2012 N АС-4-2/8792).

 

Напомним, что вы не обязаны пересчитывать базу по УСН, а значит, и подавать уточненную декларацию в следующих случаях (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ):

— если невозможно определить период совершения ошибок (искажений);

— с 1 января 2010 г. — если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Такие ошибки можно учесть в том периоде, когда они обнаружены (см. также Письмо Минфина России от 08.04.2010 N 03-02-07/1-153).

В уточненной декларации указывается правильная сумма налога, исчисленная с учетом дополнений и изменений (а не разница между правильно исчисленной суммой налога и ошибочной суммой налога, отраженной в ранее представленной декларации).

Результаты налоговых проверок в отношении периода, за который производится перерасчет, в уточненной декларации не учитываются (абз. 5 пп. 1 п. 3.3 Порядка заполнения декларации).

Уточненная декларация подается по форме, действовавшей в том периоде, за который делается перерасчет налога. Основания — абз. 2 п. 5 ст. 81 НК РФ, абз. 5 пп. 1 п. 3.3 Порядка заполнения декларации.

Если вы вносите изменения в связи с ошибками, которые привели к занижению налога, то вам придется доплатить соответствующую сумму налога в бюджет, а также перечислить пени. Однако при этом можно избежать налоговой ответственности за правонарушения, предусмотренные п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ. Для этого необходимо соблюдение определенных условий, которые приведены ниже.

Момент представления уточненной декларации Случаи освобождения от ответственности
До истечения срока подачи первоначальной декларации В любом случае, так как срок уплаты налога еще не наступил, а первоначальная декларация считается поданной в день представления уточненной декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ)
После истечения срока подачи первоначальной декларации До истечения срока уплаты налога Если уточненная декларация подана до того, как вы узнали об обнаружении ошибок налоговым органом либо о назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ)
После истечения срока уплаты налога 1. Если уточненная декларация подана до того, как вы узнали об обнаружении ошибок налоговым органом либо о назначении выездной налоговой проверки, а недоимка и пени уплачены до момента представления уточненной декларации (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

2. Если уточненная декларация представлена после выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (пп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ)

Отметим, что с 1 января 2014 г. при проверке уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет, инспекция вправе затребовать пояснения к изменениям соответствующих показателей налоговой декларации (расчета) (п. 3 ст. 88 НК РФ).

 

Примечание

Отметим, что налоговые органы вправе истребовать пояснения, обосновывающие размер убытка, при камеральных проверках любых деклараций, в которых заявлен убыток (абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ). Из буквального содержания приведенной нормы следует, что инспекция имеет право требовать пояснения и при проверке уточненной декларации, в которой заявлен убыток, в том числе увеличенный по сравнению с первичной декларацией.

То есть при представлении такой уточненной декларации налогоплательщику надо быть готовым к представлению соответствующих пояснений.

 

Пояснения должны быть представлены в течение пяти рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, абз. 2, 3 п. 3 ст. 88 НК РФ, пп. «а» п. 8 ст. 10, ч. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ). Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), налогоплательщик может дополнительно представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ, пп. «б» п. 8 ст. 10, ч. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).

Кроме того, если такая уточненная декларация подана по истечении двух лет со дня, установленного для представления первичной декларации, то при ее камеральной проверке налоговый орган вправе истребовать наряду с упомянутыми пояснениями следующие документы (п. 8.3 ст. 88 НК РФ, пп. «д» п. 8 ст. 10, ч. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ):

1) первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета);

2) аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы такие показатели, до и после их изменения.

 

21.13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (ШТРАФ) ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ). ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ

 

Пунктом 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за непредставление декларации в установленный срок.

С 1 января 2014 г. размер штрафа составляет 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Штраф не может быть меньше 1000 руб. и не должен превышать 30% указанной суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ, п. 13 ст. 10, ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).

 

Примечание

Стоит учитывать, что минимальный штраф в размере 1000 руб. с вас могут взыскать, даже если необходимую сумму налога вы уплатили, но декларацию представили с опозданием. На это указал Минфин России в Письме от 21.10.2010 N 03-02-07/1479.

 

До 1 января 2014 г. из формулировки п. 1 ст. 119 НК РФ следовало, что штраф за несвоевременное представление декларации взыскивался в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации. При этом отсутствовало указание относительно того, на какую дату определяется сумма недоимки для расчета суммы штрафа.

Судьи ВАС РФ разъясняли, что размер неуплаченной суммы налога определяется на момент истечения срока уплаты налога (абз. 2 п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Финансовое ведомство также указывало, что сумма штрафа должна рассчитываться исходя из суммы налога, не уплаченной в установленный срок (Письмо Минфина России от 29.04.2011 N 03-02-08/48).

Следовательно, и до 1 января 2014 г. сумма штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, должна была рассчитываться исходя из не уплаченной в установленный срок суммы налога.

До 2 сентября 2010 г. положения ст. 119 НК РФ устанавливали различный размер ответственности в зависимости от просрочки, допущенной налогоплательщиком при подаче декларации. При этом минимальный размер штрафа составлял 100 руб. Более подробная информация приведена в таблице.

Основание привлечения к ответственности Налоговая санкция
Вы представили декларацию с опозданием до 180 рабочих дней включительно Штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. При этом штраф не может быть меньше 100 руб. и больше 30% суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ)
Вы представили декларацию с опозданием более чем на 180 рабочих дней Штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации

+

10% указанной суммы налога за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ)

Если решение о привлечении к ответственности было вынесено до 2 сентября 2010 г., штраф взимался в ранее действовавшем порядке (ч. 12 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

Однако если за нарушение, совершенное до 2 сентября 2010 г., ст. 119 НК РФ в редакции Закона N 229-ФЗ предусматривалась более мягкая ответственность, то применялись правила, установленные со 2 сентября 2010 г. При этом ранее примененные санкции взыскивались в сумме, не превышающей максимального размера штрафа, предусмотренного со 2 сентября 2010 г. (ч. 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

В заключение добавим, что, если вы просрочили представление декларации более чем на 10 рабочих дней, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может принять решение о приостановлении операций по вашим счетам в банке. Такое право предоставлено инспекции п. 3 ст. 76 НК РФ.

Но когда вы представите декларацию, налоговый орган должен отменить свое решение. Причем не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда декларация была подана (абз. 2 п. 3, п. 11 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, за указанное правонарушение должностные лица организации привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ. Сумма штрафа составляет от 300 до 500 руб.

 

СИТУАЦИЯ: Могут ли налоговые органы привлечь «упрощенца» к ответственности (оштрафовать) по ст. 119 НК РФ, если он представил декларацию по неустановленной (старой) форме?

 

На практике случается, что налогоплательщики представляют декларацию по неустановленной форме. Возникает вопрос: какие последствия это может повлечь?

В таких случаях налоговики, как правило, штрафуют налогоплательщиков по ст. 119 НК РФ. Об этом свидетельствует многочисленная судебная практика.

Однако суды встают на сторону налогоплательщиков. Они исходят из того, что ст. 119 НК РФ предусматривает ответственность только за нарушение срока представления декларации. Иные нарушения, связанные с порядком подачи декларации (в том числе представление по неустановленной форме), не образуют состава правонарушения, предусмотренного указанной статьей (Определение ВАС РФ от 18.08.2008 N 9982/08, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 07.04.2009 N Ф03-738/2009, ФАС Северо-Западного округа от 02.07.2008 N А05-11763/2007, ФАС Московского округа от 13.05.2008 N КА-А40/3887-08, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.07.2007 N Ф08-4316/2007-1692А, ФАС Уральского округа от 04.08.2008 N Ф09-5524/08-С3, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.09.2008 N А19-2932/08-30-Ф02-4786/08, от 18.06.2008 N А19-1271/08-24-Ф02-2630/08, от 10.06.2008 N А19-17988/07-18-Ф02-2081/08, от 24.04.2008 N А19-16490/07-44-Ф02-1652/08, ФАС Центрального округа от 04.07.2008 N А23-439/08А-9-36).

 

21.14. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ СВЕДЕНИЙ О СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ (ФОРМА, СРОКИ ПОДАЧИ)

 

Организации и индивидуальные предприниматели должны направлять в налоговые органы сведения о среднесписочной численности работников (абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ). Исключений для «упрощенцев» не предусмотрено.

Организации представляют их как при наличии у них наемных работников, так и при их отсутствии (Письмо Минфина России от 04.02.2014 N 03-02-07/1/4390).

В отношении индивидуальных предпринимателей отметим следующее. Сведения о среднесписочной численности работников подают только те индивидуальные предприниматели, которые привлекали наемных работников в течение соответствующего года (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Срок подачи сведений о среднесписочной численности — не позднее 20 января текущего года. А в случае создания (реорганизации) юридического лица — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было создано или реорганизовано (абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ, Письма ФНС России от 09.07.2007 N ЧД-6-25/536@, от 09.07.2007 N 25-3-05/512).

Форма сведений о среднесписочной численности работников утверждена Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@. Рекомендации по порядку ее заполнения и представления приведены в Письме ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@. Согласно абз. 1 Рекомендаций среднесписочная численность должна определяться в соответствии с порядком заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-Т.

Начиная с отчетности за 2014 г. применяется форма N 1-Т и Указания по ее заполнению, утвержденные Приказом Росстата от 24.09.2014 N 580.

 

ГЛАВА 22. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИ УСН ЗА 2010 Г.: ФОРМА, ИНСТРУКЦИИ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ И ОБРАЗЦЫ

 

С 1 января 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, подают налоговую декларацию по «упрощенному» налогу только по итогам календарного года. Представлять отчетность по итогам отчетных периодов (I квартала, полугодия, 9 месяцев) в 2010 г. не требовалось (ст. 346.19, п. п. 1, 2 ст. 346.23 НК РФ).

При подготовке отчетности по УСН за 2010 г. применялась форма декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н.

На момент представления налоговой отчетности по итогам 2010 г. форма декларации и Порядок заполнения декларации содержали неполный перечень сумм, уменьшающих «упрощенный» налог, исчисленный по объекту «доходы». Так, в наименовании строки 280 декларации, а также в абз. 2 п. 4.7 и п. 5.9 Порядка заполнения декларации были перечислены только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и выплаченные работникам пособия по временной нетрудоспособности. При этом не были указаны страховые взносы (абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ):

— на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— на обязательное медицинское страхование;

— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Тем не менее при расчете налога за 2010 г. вычет следовало рассчитывать с учетом всех уплаченных страховых взносов, а также выплат по больничным листам (абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Общую сумму вычета (не превышающую 50% величины исчисленного налога) налогоплательщик вправе был отразить по строке 280 декларации за год (Письмо ФНС России от 03.03.2011 N КЕ-4-3/3396@, Решение ВАС РФ от 17.05.2011 N ВАС-3440/11).

По общему правилу при подаче уточненной декларации следует использовать форму, действовавшую в периоде, за который вносятся изменения (абз. 2 п. 5 ст. 81 НК РФ). Поэтому, если вы подаете уточненную декларацию по УСН за 2010 г., следует использовать старую форму декларации, в которой приведен неполный перечень вычетов в наименовании строки 280. Тем не менее размер вычета вы рассчитаете исходя из всей суммы взносов, уплаченных на обязательное социальное страхование за 2010 г.

 

Примечание

С образцами заполнения декларации по «упрощенному» налогу за 2010 г. при объекте налогообложения «доходы», а также «доходы минус расходы» вы можете ознакомиться в Архиве налоговой отчетности.

Подробнее о порядке заполнения и представления декларации по «упрощенному» налогу в указанном периоде вы можете узнать в следующих разделах настоящего Практического пособия:

— разд. 21.1 «Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей представлять налоговую декларацию»;

— разд. 21.2 «Сроки представления налоговой декларации»;

— разд. 21.3 «Нужно ли представлять «нулевую» декларацию, если в налоговом периоде деятельность не велась (была приостановлена) и отсутствовал доход?»;

— разд. 21.4 «В каких случаях и в какой срок нужно представить единую (упрощенную) налоговую декларацию»;

— разд. 21.5 «В какой налоговый орган надо представить декларацию (по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя)»;

— разд. 21.6 «Способ представления налоговой декларации на бумаге (лично, через представителя, по почте)»;

— разд. 21.7 «Способ представления налоговой декларации в электронной форме (электронном виде) по телекоммуникационным каналам связи»;

— разд. 21.8 «Структура и порядок заполнения налоговой декларации за 2011, 2012, 2013 гг.»;

— разд. 21.12 «Исправление ошибки в декларации. Порядок и сроки представления уточненной налоговой декларации»;

— разд. 21.13 «Ответственность (штраф) за нарушение порядка представления налоговой декларации (несвоевременное представление, непредставление). Приостановление операций по счетам».

Указанные разделы касаются представления отчетности за 2013, 2012 и 2011 гг. Однако приведенный в них порядок актуален и в отношении представления отчетности по УСН за 2010 г.

 

ГЛАВА 23. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИ УСН ЗА 2009 Г.: ФОРМА, ИНСТРУКЦИИ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ И ОБРАЗЦЫ

 

С 1 января 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, подают налоговую декларацию по «упрощенному» налогу только по итогам календарного года. Представлять отчетность по итогам отчетных периодов (I квартала, полугодия, 9 месяцев) в 2009 г. не требовалось (ст. 346.19, п. п. 1, 2 ст. 346.23 НК РФ).

При подготовке отчетности по УСН за 2009 г. применялась форма декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н.

 

Примечание

С образцами заполнения декларации по «упрощенному» налогу за 2009 г. при объекте налогообложения «доходы», а также «доходы минус расходы» вы можете ознакомиться в Архиве налоговой отчетности.

Подробнее о порядке заполнения и представления декларации по «упрощенному» налогу в указанном периоде вы можете узнать в следующих разделах настоящего Практического пособия:

— разд. 21.1 «Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей представлять налоговую декларацию»;

— разд. 21.2 «Сроки представления налоговой декларации»;

— разд. 21.3 «Нужно ли представлять «нулевую» декларацию, если в налоговом периоде деятельность не велась (была приостановлена) и отсутствовал доход?»;

— разд. 21.4 «В каких случаях и в какой срок нужно представить единую (упрощенную) налоговую декларацию»;

— разд. 21.5 «В какой налоговый орган надо представить декларацию (по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя)»;

— разд. 21.6 «Способ представления налоговой декларации на бумаге (лично, через представителя, по почте)»;

— разд. 21.7 «Способ представления налоговой декларации в электронной форме (электронном виде) по телекоммуникационным каналам связи»;

— разд. 21.8 «Структура и порядок заполнения налоговой декларации за 2011, 2012, 2013 гг.»;

— разд. 21.12 «Исправление ошибки в декларации. Порядок и сроки представления уточненной налоговой декларации»;

— разд. 21.13 «Ответственность (штраф) за нарушение порядка представления налоговой декларации (несвоевременное представление, непредставление). Приостановление операций по счетам».

Указанные разделы касаются представления отчетности за 2013, 2012 и 2011 гг. Однако приведенный в них порядок актуален и в отношении отчетности по УСН за 2009 г.

 

ГЛАВА 24. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИ УСН В 2008 Г.: ФОРМА, ИНСТРУКЦИИ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ И ОБРАЗЦЫ

 

До 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели, которые применяли УСН, должны были представлять налоговую декларацию по итогам как отчетных периодов (I квартала, полугодия, 9 месяцев), так и за весь календарный год (ст. 346.19, п. п. 1, 2 ст. 346.23 НК РФ).

При подготовке отчетности по УСН в 2008 г. применялась форма декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 17.01.2006 N 7н (в ред. Приказа Минфина России от 19.12.2006 N 176н).

 

Примечание

Подробно о порядке заполнения и представления декларации по «упрощенному» налогу в указанном периоде вы можете узнать в соответствующих разделах Архива налоговой отчетности:

— разд. 3.1.1 «Кто представляет декларацию»;

— разд. 3.1.2 «Сроки представления декларации»;

— разд. 3.1.3 «Куда надо представлять декларацию»;

— разд. 3.1.4 «Каким способом представляется декларация»;

— разд. 3.1.5 «Заполняем декларацию»;

— разд. 3.1.6 «Уточненная декларация по УСН»;

— разд. 3.1.7 «Ответственность за непредставление декларации».

Отметим, что данный материал актуален также в отношении отчетности по УСН в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code