ГЛАВА 19. РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ

Если вы работаете на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», то при исчислении налога вы можете учитывать расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. Основание — пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. См. также Письма Минфина России от 20.04.2010 N 03-11-06/2/63, от 07.04.2010 N 03-11-06/2/52, от 05.04.2010 N 03-11-06/2/48. Позицию финансового ведомства по этому вопросу полностью поддерживает ФНС России (см., например, Письмо от 27.04.2011 N ШС-37-3/733).

О составе рекламных затрат и порядке их учета в расходах по УСН мы подробно расскажем в настоящей главе.

 

19.1. КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРИЗНАЕТСЯ РЕКЛАМОЙ

 

Понятие рекламы раскрыто в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Так, реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, Письмо Минфина России от 07.04.2010 N 03-11-06/2/52).

Под объектами рекламирования понимаются товар, средства индивидуализации юридического лица или товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).

В свою очередь, товар в целях рекламы — это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 3 ст. 3 Закона о рекламе).

Итак, информацию о том или ином объекте можно считать рекламой этого объекта, если такая информация одновременно отвечает следующим условиям:

— распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами;

— адресуется неопределенному кругу лиц;

— направлена на привлечение внимания к соответствующему объекту, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

19.2. КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕКЛАМОЙ

 

При решении вопроса о том, являются ли понесенные затраты рекламными расходами, вам надо принимать во внимание положения п. 2 ст. 2 Закона о рекламе.

Названной нормой предусмотрено, что Закон о рекламе не распространяется, в частности:

— на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

— вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

— информацию о товаре (работе, услуге), его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

— любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару.

С учетом приведенных положений можно говорить о том, что затраты на вышеперечисленные цели не являются расходами на рекламу (хотя и могут признаваться расходами, учитываемыми в целях обложения «упрощенным» налогом, по другим основаниям).

Так, к примеру, Минфин России в Письме от 08.09.2008 N 03-11-04/2/135 разъяснил, что расходы организации по изготовлению и размещению на фасаде здания световой вывески не учитываются в расходах на рекламу.

 

19.3. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ (СПИСАНИЯ) РЕКЛАМНЫХ РАСХОДОВ. НОРМИРУЕМЫЕ И НЕНОРМИРУЕМЫЕ РЕКЛАМНЫЕ РАСХОДЫ

 

«Упрощенцы» учитывают рекламные расходы в том же порядке, что и плательщики налога на прибыль (по правилам ст. 264 НК РФ) <1>. Этого требует абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ. См. также Письма Минфина России от 20.04.2010 N 03-11-06/2/63, от 07.04.2010 N 03-11-06/2/52, от 05.04.2010 N 03-11-06/2/48, ФНС России от 27.04.2011 N ШС-37-3/733.

———————————

<1> При этом нужно учитывать, что УСН предусматривает кассовый метод учета расходов (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

 

Следовательно, расходы на рекламу в целях исчисления налога при УСН разделяются на два вида (п. 4 ст. 264 НК РФ):

— ненормируемые (учитываются полностью);

— нормируемые (учитываются частично).

Для удобства представим соответствующую информацию в таблице.

Вид рекламных расходов Порядок учета в целях налогообложения
Расходы на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети Расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов Расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании Включаются в состав расходов в размере фактических затрат
Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний Расходы на иные виды рекламы Включаются в состав расходов в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ

 

Как видим, перечень ненормируемых расходов на рекламу является исчерпывающим. Соответственно, полностью вы сможете учесть только поименованные в нем затраты.

 

Например, организация «Альфа» в I квартале понесла затраты на рекламу в Интернете своих товаров в сумме 30 000 руб. Данные расходы она учтет при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу за I квартал в полном объеме согласно абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ. Ведь Интернет является информационно-телекоммуникационной сетью общего пользования (Письма Минфина России от 05.04.2010 N 03-11-06/2/48, от 15.07.2009 N 03-11-09/248, от 29.01.2007 N 03-03-06/1/41).

 

Что касается нормируемых рекламных расходов, то их перечень, приведенный в п. 4 ст. 264 НК РФ, открытый. Поэтому при исчислении «упрощенного» налога в составе рекламных расходов в том или ином объеме могут учитываться в принципе любые затраты, соответствующие понятию расходов на рекламу, в том числе те, которые прямо в НК РФ не поименованы.

Указанные затраты принимаются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1% полученной вами выручки.

 

Например, затраты на проведение дегустации рекламируемой продукции в магазине относятся к нормируемым расходам, поскольку их следует классифицировать как расходы на иные виды рекламы на основании абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 16.08.2005 N 03-04-11/205).

 

Примечание

О том, как определить сумму нормируемого рекламного расхода, рассказано в разд. 19.3.1 «Порядок расчета предельного размера нормируемых рекламных расходов».

 

Для целей исчисления налога при УСН расходы на рекламу признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

В бухгалтерском учете они признаются расходами по обычным видам деятельности в качестве коммерческих расходов (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция по применению Плана счетов), такие затраты отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Они в бухгалтерском учете не нормируются и могут включаться в расходы полностью в том отчетном периоде, к которому относятся, если это предусмотрено учетной политикой организации (п. п. 9, 20 ПБУ 10/99).

 

19.3.1. ПОРЯДОК РАСЧЕТА ПРЕДЕЛЬНОГО РАЗМЕРА НОРМИРУЕМЫХ РЕКЛАМНЫХ РАСХОДОВ

 

Как мы уже выяснили, нормируемые рекламные расходы признаются в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (пп. 20 п. 1 ст. 346.16, абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Как указывает Минфин России в Письме от 11.02.2015 N 03-11-06/2/5832, ссылаясь, в частности, на п. 1 ст. 346.15 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ, при расчете этого норматива налогоплательщик в составе доходов от реализации учитывает в том числе суммы предварительной оплаты (авансы), полученные им в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Если же в следующем году он вернет полученный от покупателя (заказчика) аванс, то в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ он уменьшит доходы периода, в котором произведен возврат, на возвращенную сумму. Соответственно, в данном случае перерасчет размера норматива, используемого для нормируемых рекламных расходов, за прошлый год производить не следует. При этом в налоговом периоде, в котором возвращен аванс, норматив составит 1% суммы дохода от реализации, уменьшенного на сумму возвращенного аванса.

Заметим, что при определении налоговой базы по «упрощенному» налогу за отчетные (налоговый) периоды доходы и расходы определяются нарастающим итогом (п. 5 ст. 346.18 НК РФ).

По этой причине по мере увеличения в течение налогового периода объема выручки меняется и зависящий от него предельный размер нормируемых рекламных расходов, который может признаваться в целях налогообложения.

Следовательно, сверхнормативные рекламные расходы, которые не были учтены вами при исчислении «упрощенного» налога в одном отчетном периоде, могут быть учтены в последующих отчетных периодах данного календарного года. На следующий налоговый период расходы на рекламу не переносятся.

 

ПРИМЕР

признания нормируемых рекламных расходов в целях налогообложения

Ситуация

По итогам I квартала организация «Альфа» понесла затраты на рекламу нового журнала, распространив бесплатно весь тираж. Затраты на его издание составили 70 000 руб. (без НДС), на распространение — 8000 руб. (без НДС).

Данные расходы в общей сумме 78 000 руб. (70 000 руб. + 8000 руб.) являются нормируемыми (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Иных расходов на рекламу у организации «Альфа» в текущем году не было.

Необходимо определить, в каком размере организация «Альфа» вправе учесть данные расходы.

 

Решение

Чтобы правильно списать такие затраты при исчислении «упрощенного» налога, надо рассчитать предельный размер нормируемых расходов на рекламу (см. таблицу).

Отчетный период Сумма выручки, руб. Предельная величина рекламных расходов, учитываемых при исчислении налога, руб. Сумма рекламных расходов, признанная в отчетном (налоговом) периоде в целях налогообложения, руб. Сумма рекламных расходов, оставшаяся неучтенной по итогам отчетного (налогового) периода, руб.
I квартал 500 000 5000

(500 000 x 1%)

5000 73 000

(78 000 — 5000)

Полугодие 1 200 000 12 000

(1 200 000 x 1%)

12 000 66 000

(78 000 — 12 000)

9 месяцев 2 000 000 20 000

(2 000 000 x 1%)

20 000 58 000

(78 000 — 20 000)

Год 5 000 000 50 000

(5 000 000 x 1%)

50 000 28 000

(78 000 — 50 000)

 

Итак, в текущем году организация «Альфа» при исчислении налога сможет учесть в расходах только 50 000 руб., потраченных на рекламу нового журнала. Остальная часть затрат в сумме 28 000 руб. останется неучтенной, поскольку является «сверхнормативным» расходом. Перенести ее на расходы следующего года нельзя.

В Книге учета доходов и расходов бухгалтер организации «Альфа» отразит расходы на рекламу в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» разд. I «Доходы и расходы».

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Отражены расходы, связанные с изготовлением тиража нового печатного издания 20 02,

10,

60,

70,

69

и др.

70 000 Требование-накладная,

Акт приемки-сдачи выполненных работ,

Расчетно-платежная ведомость,

Бухгалтерская справка-расчет

Оприходован отпечатанный тираж журнала 43 20 70 000 Накладная на отпуск готовой продукции в места хранения
Отражена стоимость услуг по распространению тиража 44 60 8000 Акт приемки-сдачи оказанных услуг
Стоимость изготовления тиража, распространенного бесплатно в рекламных целях, отражена в составе расходов на продажу 44 43 70 000 Накладная,

Бухгалтерская справка

Списаны расходы на продажу 90-2 44 78 000 Бухгалтерская справка-расчет

 

19.4. ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ (УЧЕТА) РАСХОДОВ НА НАРУЖНУЮ РЕКЛАМУ

 

Как известно, затраты на световую и иную наружную рекламу (в том числе на изготовление рекламных стендов и щитов) включаются в расходы на рекламу в полном объеме. Ведь они являются ненормируемыми (пп. 20 п. 1 ст. 346.16, абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ).

И здесь важно не ошибиться с тем, какая реклама является наружной. Обратимся к п. 1 ст. 19 Закона о рекламе. В нем сказано, что к наружной относится реклама, которая распространяется с использованием рекламных конструкций в виде:

— щитов;

— стендов;

— строительных сеток;

— перетяжек;

— электронных табло;

— проекционного и иного оборудования, которое предназначено для проекции рекламы на любые поверхности;

— воздушных шаров;

— аэростатов;

— иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

 

Например, не признается наружной реклама на транспорте (ст. 20 Закона о рекламе). Она классифицируется как иные виды рекламы на основании абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ. А значит, расходы на нее являются нормируемыми.

 

Добавим, что наиболее распространенными расходами, связанными с размещением наружной рекламы, являются следующие затраты:

— на создание рекламного материала (изображения, звукового ряда, рекламного слогана и т.д.);

— приобретение (создание, сооружение) или аренду рекламной конструкции;

— оплату услуг третьих лиц по размещению рекламы;

— внесение платы за право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и т.д.

Рассмотрим те из них, которые вызывают больше всего вопросов у плательщиков «упрощенного» налога.

 

19.4.1. ПРИЗНАНИЕ (УЧЕТ) В РАСХОДАХ ЗАТРАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ (ИЗГОТОВЛЕНИЕ) ИЛИ АРЕНДУ РЕКЛАМНЫХ КОНСТРУКЦИЙ (ЩИТОВ, ВЫВЕСОК, ПЕРЕТЯЖЕК, ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛО И ДР.)

 

Вы можете размещать свою наружную рекламу сами или привлечь для этого третьих лиц.

При самостоятельном размещении рекламы используются как собственные, так и арендованные рекламные конструкции.

Предположим, что вы используете собственные рекламные конструкции.

Затраты на их изготовление (приобретение) учитываются как расходы на рекламу на основании пп. 20 п. 1 ст. 346.16, абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Однако заметим, что если эти рекламные конструкции являются основными средствами, то финансовые органы предписывают учитывать расходы на них в порядке, который установлен для списания расходов на приобретение (изготовление) основных средств (Письма Минфина России от 13.11.2007 N 03-03-06/2/213 <2>, УФНС России по г. Москве от 03.07.2006 N 18-11/3/57652@).

———————————

<2> В данном Письме финансового ведомства рассматривается порядок учета расходов на наружную рекламу в целях исчисления налога на прибыль. Однако, в связи с тем что он аналогичен порядку, применяемому «упрощенцами», не исключено, что эта точка зрения может быть распространена и на налогоплательщиков, применяющих УСН.

 

Примечание

О том, какое имущество признается основным средством, читайте в разд. 12.1 «Что такое основные средства и НМА для целей формирования налоговой базы». А о том, как учитываются расходы на его приобретение, сооружение и изготовление, вы узнаете из разд. 12.3 «Порядок учета расходов».

 

Если же вы используете арендованные рекламные конструкции, то в расходах на рекламу вы можете учесть арендные платежи.

Но возможна и такая ситуация. Вы обращаетесь к услугам третьих лиц (например, рекламных агентств), которые размещают вашу рекламу на принадлежащих им рекламных конструкциях.

В такой ситуации вся сумма затрат на услуги этих лиц включается в расходы на рекламу.

 

19.4.2. ПРИЗНАНИЕ (УЧЕТ) В РАСХОДАХ ГОСПОШЛИНЫ И ПЛАТЫ ЗА УСТАНОВКУ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ РЕКЛАМНОЙ КОНСТРУКЦИИ

 

Устанавливать и эксплуатировать рекламные конструкции можно, если у вас есть разрешение органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых эти конструкции устанавливаются (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе).

Выдача соответствующего разрешения допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке схем размещения рекламных конструкций (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ). Данные схемы утверждаются органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов (ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе).

За выдачу разрешения взимается государственная пошлина (ч. 12 ст. 19 Закона о рекламе). Информацию о размере такой государственной пошлины вы можете узнать в разделе «Размеры (ставки) государственной пошлины в Российской Федерации» Справочной информации.

Пошлину можно учесть в расходах на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. На это указывает Минфин России в Письме от 06.09.2005 N 03-11-04/2/64.

Кроме того, если вы решите разместить свою рекламную конструкцию на чужом объекте недвижимости (в частности, на здании), то вам придется получить согласие его владельца (или иного управомоченного лица).

Для этого нужно заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Срок действия такого договора зависит от типа рекламной конструкции, ее вида и применяемых технологий демонстрации рекламы. Его продолжительность определяется в границах устанавливаемых субъектами РФ предельных сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Порядок определения конкретных сроков, на которые заключаются указанные договоры, описан в ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе.

В любом случае свое право на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции, полученное по такому договору, вы будете оплачивать владельцу объекта недвижимости (иному лицу, управомоченному собственником этого объекта). Если, конечно же, вы не заключите с ним безвозмездный договор.

Следует учитывать, что, по мнению контролирующих органов, расходы в виде платы за право установки и эксплуатации рекламной конструкции не должны учитываться владельцами рекламных конструкций, осуществляющими распространение наружной рекламы и применяющими УСН. К такому выводу чиновники пришли исходя из следующего. Положения п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусматривают закрытый перечень видов затрат, учитываемых в составе расходов при УСН. Плата за право установки и эксплуатации рекламной конструкции не предусмотрена данной нормой (Письма Минфина России от 01.09.2014 N 03-11-06/2/43627, ФНС России от 06.08.2014 N ГД-4-3/15322@).

Отметим, что на основании пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы» вправе учесть в расходах затраты на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. Такие расходы принимаются в порядке, предусмотренном ст. 264 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В п. 4 ст. 264 НК РФ содержится перечень затрат, которые относятся к расходам на рекламу. Из разъяснений УФНС России по г. Москве следует, что расходы на право размещения средств наружной рекламы (рекламных конструкций) в п. 4 ст. 264 не предусмотрены. Из этого чиновники сделали вывод, что они не могут учитываться в расходах на рекламу по пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.07.2006 N 18-11/3/66232@).

Заметим, что без осуществления затрат в виде платы за право установки и эксплуатации рекламных конструкций «упрощенец» не сможет установить свою рекламу на чужом объекте недвижимого имущества. Кроме того, нужно учитывать, что в п. 4 ст. 264 НК РФ приведен обобщенный перечень расходов на рекламу, учитываемых для целей налогообложения (без детальной конкретизации их видов). По нашему мнению, расходы на световую и иную наружную рекламу, предусмотренные абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ, могут включать и плату за право установки и эксплуатации рекламных конструкций. В связи с этим полагаем, что учет данных затрат «упрощенцами» возможен на основании пп. 20 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 346.16, абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ. Однако отнесение таких затрат к расходам вызовет претензии со стороны налоговых органов.

В части бухгалтерского учета указанных расходов отметим следующее.

Затраты в виде госпошлины и платы за размещение рекламной конструкции (с учетом НДС) в бухучете учитываются как коммерческие расходы. Они формируют расходы по обычным видам деятельности и включаются в себестоимость проданных товаров. Это следует из п. п. 5, 7, 9 ПБУ 10/99, п. 2 ст. 346.11, пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ.

Для учета коммерческих расходов используется счет 44 «Расходы на продажу» (Инструкция по применению Плана счетов).

При этом в бухгалтерском учете расходы признаются с учетом правила допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (это следует из п. 18 ПБУ 10/99).

Соответственно, плата за размещение наружной рекламы признается в составе текущих расходов ежемесячно (п. 16 ПБУ 10/99).

Затраты в виде госпошлины, в свою очередь, включаются в расходы будущих периодов с последующим списанием в состав коммерческих расходов в течение срока, на который выдано разрешение. Это требование абз. 3 п. 19 ПБУ 10/99.

Однако ежемесячное признание в расходах по обычным видам деятельности данной госпошлины, на наш взгляд, противоречит требованию рациональности ведения бухгалтерского учета, установленному п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

В силу изложенного считаем, что госпошлина может включаться в состав текущих расходов на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ, п. 16 ПБУ 10/99 (если ее размер не является для вас существенным) на день обращения в орган местного самоуправления с заявлением о получении разрешения.

 

ПРИМЕР

учета в расходах госпошлины и платы за право размещения наружной рекламы

Ситуация

Организация «Гамма» в июне разместила свою рекламную конструкцию на наружной стене здания, заключив с его собственником соответствующий договор.

В связи с этим во II квартале она понесла расходы в виде:

— госпошлины — 3000 руб.;

— платы за размещение рекламной конструкции — 5000 руб. (платеж собственнику здания за июнь).

 

Решение

Организация «Гамма» при исчислении авансового платежа по налогу за полугодие полностью учтет расходы на госпошлину и плату за размещение наружной рекламы в сумме 8000 руб. (3000 руб. + 5000 руб.).

Бухгалтер организации «Гамма» сделает следующие записи.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
На дату уплаты государственной пошлины
Уплачена государственная пошлина 68 51 3000 Выписка банка по расчетному счету
На дату обращения за получением разрешения
Государственная пошлина учтена в составе коммерческих расходов 44 68 3000 Бухгалтерская справка
Бухгалтерские записи в июне
Отражены расходы в виде платы за размещение рекламной конструкции (с учетом НДС) 44 60 5000 Счет за услуги
Отражено перечисление платы за размещение рекламной конструкции 60 51 5000 Выписка банка по расчетному счету

 

19.5. ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ (УЧЕТА) РАСХОДОВ НА РЕКЛАМУ ПОСРЕДСТВОМ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ (БРОШЮР, КАТАЛОГОВ, ЛИСТОВОК, КАЛЕНДАРЕЙ, ПЛАКАТОВ) И В СМИ (РЕКЛАМА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ, РАДИО, В ЖУРНАЛАХ, ГАЗЕТАХ). РЕКЛАМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 

Затраты на рекламные мероприятия через средства массовой информации включаются в расходы на рекламу в полном объеме (пп. 20 п. 1 ст. 346.16, абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Прежде всего обратимся к определению понятия средств массовой информации. Это периодические печатные издания, сетевые издания, теле- и радиоканалы, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации (абз. 3 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»).

 

Примечание

Сетевые издания (сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет), а также теле- и радиоканалы признаются средствами массовой информации с 10 ноября 2011 г. Соответствующие изменения внесены пп. «а» п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ.

 

Наиболее популярные способы распространения рекламы через периодические печатные издания — это публикация объявлений или статей в газетах и (или) журналах.

При размещении рекламы в таких изданиях нужно соблюдать требование ст. 16 Закона о рекламе. А именно: если это издание не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера, ваша реклама должна быть сопровождена одной из пометок «реклама» или «на правах рекламы».

Специализирующееся издание — это издание, которое зарегистрировано в качестве такового, причем на его обложке и в выходных данных содержится информация об указанной специализации.

Как разъясняет Минфин России в отношении налога на прибыль, при нарушении данного правила вы не сможете признать затраты на размещение материала в издании как расходы на рекламу (Письма от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418, от 31.01.2006 N 03-03-04/1/66).

Мы считаем, что такой подход не вполне обоснован. Ведь подобное нарушение законодательства о рекламе не изменяет сути (содержания) распространяемой через периодическое печатное издание информации. А если эта информация подпадает под определение рекламы, приведенное в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, то затраты, связанные с ее размещением, являются рекламными расходами.

Эту точку зрения поддерживают и суды (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2007 N А05-8063/2006-13, от 27.01.2006 N А42-8823/04-28, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.2006 N А33-25404/05-Ф02-1873/06-С1).

Важно помнить, что не любой материал, исходящий от организации (предпринимателя), размещенный в периодическом печатном издании, признается рекламой. Ведь реклама должна быть направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, на формирование или поддержание интереса к нему и на его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе). Если всех этих признаков нет, то и рекламы тоже нет.

Так как рекламная информация может распространяться в любой форме, то характер публикаций может быть вполне нейтральным и не связанным напрямую с деятельностью организации.

 

Например, новогоднее поздравление, размещенное в газете накануне праздника, с изображением логотипа компании и указанием юридического адреса и телефонов организации, на наш взгляд, тоже является рекламой.

 

Еще один вариант распространения рекламы через периодические печатные издания — это издание организацией собственной газеты (журнала). Традиционно в таких изданиях освещаются достижения организации, ее ценовая политика, новинки рынка, сообщается о сроках и условиях проведения рекламных акций и т.п. Эти газеты (журналы) организация распространяет бесплатно и размещает их в общедоступных для покупателей магазинов или посетителей офисов местах.

 

Обратите внимание!

Если тираж вашего издания превышает одну тысячу экземпляров, то его надо зарегистрировать как средство массовой информации (ст. 8, абз. 3 ст. 12 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1).

 

Подобного рода издания, предназначенные для неограниченного круга потребителей, нельзя путать с так называемыми корпоративными газетами (журналами), которые распространяются только среди сотрудников компании и, следовательно, не являются рекламными.

Что касается рекламы путем бесплатного распространения другой печатной продукции, то здесь надо иметь в виду следующее. По правилам абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ в полном объеме можно учитывать лишь расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, которые содержат информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.

Минфин России допускает учитывать в составе ненормируемых расходов на рекламу также затраты на изготовление таких рекламных материалов, как буклеты, лифлеты, листовки и флаерсы (Письма Минфина России от 20.10.2011 N 03-03-06/2/157, от 02.11.2010 N 03-03-06/1/681).

Поэтому если ваша организация распространяет другие виды печатной продукции, например, календари, плакаты, то затраты на их изготовление придется нормировать и признавать в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (абз. 2 п. 2 ст. 346.16, абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Затраты на размещение рекламы через информационно-телекоммуникационные сети (в Интернете) вы также можете включить в состав расходов по УСН (абз. 2 п. 4 ст. 264, пп. 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Причем по правилам п. 4 ст. 264 НК РФ эти расходы для целей налогообложения принимаются в полном объеме. Соответствующие разъяснения о порядке применения ст. 264 НК РФ дает и Минфин России (Письмо от 07.12.2011 N 03-03-06/1/812).

К затратам на рекламу в сети Интернет относятся, в частности, расходы на продвижение сайта (Письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-11-11/317).

Отметим, что затраты на создание сайта расходами на рекламу не признаются. Но вы можете учесть их как расходы на приобретение исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных (пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Для этого ваши права должны быть документально подтверждены (см. также Письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-11-11/317).

 

19.6. ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ (УЧЕТА) В РЕКЛАМНЫХ РАСХОДАХ ЗАТРАТ НА УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ И ЯРМАРКАХ

 

В последние годы большую популярность у организаций и предпринимателей приобрело участие в различных выставках и ярмарках. Уже не редкость выставки недвижимости, автомобилей, строительных материалов и др.

Участие в таких мероприятиях нацелено прежде всего на рекламу товаров (работ, услуг). Каждый производитель стремится показать на выставке (ярмарке) свои новинки и достижения, чтобы расширить рынок сбыта за счет привлечения новых клиентов.

Логично, что расходы, связанные с участием в подобных мероприятиях, квалифицируются налогоплательщиками как рекламные.

Сделать так позволяет пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. В нем сказано, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.

Данные расходы являются ненормируемыми (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ), т.е. учитываются в полной сумме произведенных затрат.

Однако квалификация таких расходов вызывает споры. Дело в том, что в ст. 264 НК РФ не уточняется, какие конкретно затраты на участие в выставке (ярмарке) можно учесть. На наш взгляд, это дает налогоплательщикам право отнести к рекламным расходам любые затраты, которые имеют непосредственное отношение к организации и проведению выставок, ярмарок и экспозиций.

Аналогичную точку зрения высказывают и суды, отметив, что при классификации затрат и определении возможности отнесения их к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов в указанных целях (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2008 N 09АП-14684/2008-АК (оставлено в силе Постановлением ФАС Московского округа от 12.03.2009 N КА-А40/1606-09 и Определением ВАС РФ от 02.07.2009 N ВАС-8008/09), ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152).

Обычно в связи с организацией и проведением выставки большинство ее участников несут прежде всего такие затраты, как:

— арендная плата за аренду площади и стендов в выставочном комплексе;

— оплата услуг рекламных агентств;

— оплата услуг охранных фирм;

— вступительный взнос за участие в выставке.

Кроме того, арбитражные суды признавали правомерными действия налогоплательщиков, которые в качестве рекламных расходов на участие в выставках учитывали следующие затраты:

— стоимость услуг третьих лиц по представлению рекламных интересов на ярмарке (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.01.2008 N Ф03-А51/07-2/5924);

— оплату услуг сторонней организации, которая обеспечивала оформление витрин и завоз продукции на выставку (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.03.2006 N А55-11685/2005);

— стоимость алкогольной продукции, переданной производителем торговым организациям для участия в выставках (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2006 N А26-5845/2005-216);

— стоимость изготовления форменной одежды с логотипом и печатной продукции (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152).

Позиция контролирующих органов по данному вопросу неоднозначна.

Отдельные затраты, связанные с участием в выставке (ярмарке), они относят к ненормируемым. Так, на вопрос налогоплательщика о квалификации затрат на разработку идей и сценария рекламного мероприятия Минфин России ответил, что данные расходы являются ненормируемыми, если они связаны с участием в выставках, ярмарках, экспозициях (Письмо от 26.01.2006 N 03-03-04/2/15).

Другие же затраты предлагается нормировать. Это, к примеру, расходы по дегустации продукции (Письмо Минфина России от 16.08.2005 N 03-04-11/205).

А УФНС России по г. Москве в Письме от 19.11.2004 N 26-12/74944 вообще ограничило перечень расходов на участие в выставках (ярмарках) затратами по оплате вступительных взносов и разрешений для участия в подобных мероприятиях.

Другая категория затрат на участие в выставке связана с изготовлением рекламной продукции, которая предназначена для бесплатной раздачи посетителям. Это, в частности, сувениры с логотипом компании — календари, ручки, пакеты, блокноты, зажигалки; брошюры, каталоги, буклеты, листовки; дисконтные карты, дающие право на приобретение товара со скидкой.

При этом однозначно можно отнести к ненормируемым расходам только затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов. Они прямо указаны в абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Причем такие расходы могут быть связаны не только с участием в выставке (ярмарке), но и предназначены для проведения аукциона (Письмо Минфина России от 07.05.2009 N 03-11-06/2/89).

Не исключено, что затраты на изготовление иных видов рекламной продукции налоговые органы не будут признавать ненормируемыми, поскольку они не поименованы в абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Мы же исходим из того, что в данном случае вся рекламная продукция предназначена исключительно для ее распространения на выставке. А поскольку перечень расходов на участие в выставках ничем не ограничен, то расходы на изготовление указанной рекламной продукции охватываются понятием «расходы на участие в выставке». Поэтому, на наш взгляд, эти расходы можно признавать в полном объеме.

Впрочем, справедливости ради следует сказать о том, что арбитражные суды не всегда придерживаются такого подхода. Так, в Постановлении от 12.01.2006 N Ф09-5996/05-С2 ФАС Уральского округа пришел к следующему выводу. Расходы на приобретение сувенирных изделий, размещение на них логотипа предприятия и распространение указанных изделий среди неопределенного круга лиц в период проведения выставок, ярмарок в целях привлечения интереса к лицу, их распространяющему, относятся к нормируемым расходам.

Обратите внимание вот на какой момент. Доказывать факты дарения сувенирной продукции письменными договорами о дарении или иными документами, составленными с участием посетителей выставки, нет необходимости.

Как показывает практика, налоговые органы могут выдвигать требования подобного рода. Однако ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28.10.2005 N А66-13857/2004 признал их несостоятельными. Свое решение суд мотивировал следующим.

Сувенирная продукция с изображением товарного знака общества (ручки, зажигалки, часы и др.) по своим признакам относится к рекламной продукции. Факт ее приобретения и распространения подтверждается выпиской из протокола заседания совета директоров, договором поставки, актом выполненных работ, сметой затрат, мероприятиями по подготовке экспозиции и участию общества в международной выставке, утвержденными должным образом (приказом об итогах участия в выставке). Отсутствие в этих документах конкретных наименований организаций, которым распространялась сувенирная продукция, также служит подтверждением того, что эта продукция является рекламной, поскольку предназначена для неопределенного круга лиц.

 Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code