2.12. ЗАПРЕТ НА ПРИМЕНЕНИЕ УСН БЮДЖЕТНЫМИ И КАЗЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ИНОСТРАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Не вправе применять УСН бюджетные и казенные учреждения. Это следует из пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

 

Обратите внимание!

Необходимо различать казенные, бюджетные и автономные учреждения. Это разные организации, хотя они очень схожи (п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ). Автономные учреждения имеют право работать на УСН при соблюдении иных ограничений на ее применение (Письма Минфина России от 22.11.2010 N 03-11-06/2/178, от 20.10.2009 N 03-11-06/2/216, от 28.07.2008 N 03-11-03/15).

 

Кроме того, применять «упрощенку» не могут иностранные организации, работающие на территории РФ. Такой запрет для них установлен в пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Иностранными организациями являются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, которые созданы в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ). К примеру, применять УСН не вправе постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации.

Если российская организация только лишь учреждена иностранными лицами, то она вправе работать на «упрощенке». Пункт 3 ст. 346.12 НК РФ этого не запрещает (Письмо Минфина России от 04.05.2009 N 03-11-06/2/76). Конечно же, при этом у организации не должно быть иных ограничений для применения УСН. Например, доля участия иностранной организации не должна превышать 25% (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

 

2.13. ПОРЯДОК ПЕРЕХОДА НА УСН

 

По общему правилу организации и предприниматели переходят на УСН с начала календарного года (п. 1 ст. 346.13, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Особые положения установлены:

— для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных предпринимателей). Они вправе применять «упрощенку» с даты постановки на учет в налоговом органе (абз. 1 п. 2 ст. 346.13 НК РФ);

— для налогоплательщиков, которые переходят на УСН в связи с упразднением другого спецрежима — ЕНВД. Они могут работать на «упрощенке» с начала того месяца, в котором прекратилась обязанность по уплате единого налога (абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

В каждом из названных случаев вы должны в определенные сроки сообщить о переходе на УСН в налоговый орган.

Кроме того, необходимо соблюдать специальные правила учета доходов и расходов переходного периода, которые закреплены в п. 1, абз. 1, 3, 4 п. 2.1, п. п. 4, 5 ст. 346.25 НК РФ.

 

Примечание

Подробнее об особенностях налогового учета при переходе на УСН с общей системы налогообложения, ЕНВД и ЕСХН вы можете узнать в гл. 11 «Смена налогового режима».

 

В настоящем разделе мы подробно расскажем о процедуре перехода на УСН, в том числе о спорных моментах, которые при этом возникают. Например, один из них связан с сохранением права работать на «упрощенке» после реорганизации компании.

Быстро перейти к нужному разделу вы можете по следующим ссылкам:

разд. 2.13.1. Порядок и срок подачи уведомления о переходе на УСН с иных режимов налогообложения (ОСН, ЕСХН)

разд. 2.13.2. Применение УСН вновь созданными организациями (вновь зарегистрированными предпринимателями). Порядок и срок подачи уведомления (заявления) о переходе на УСН

разд. 2.13.3. Порядок перехода на УСН с ЕНВД. Срок подачи уведомления в налоговый орган

разд. 2.13.4. Переход на УСН после реорганизации в форме преобразования

разд. 2.13.5. Применение УСН после реорганизации в форме присоединения

 

2.13.1. ПОРЯДОК И СРОК ПОДАЧИ УВЕДОМЛЕНИЯ О ПЕРЕХОДЕ НА УСН С ИНЫХ РЕЖИМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (ОСН, ЕСХН)

 

По общему правилу вы можете перейти на «упрощенку» с начала налогового периода, т.е. с 1 января очередного года (п. 1 ст. 346.13, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Для этого необходимо подать уведомление в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (месту жительства). Такой порядок следует из п. 1 ст. 346.13 НК РФ.

Форма уведомления о переходе на УСН утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

См. образец заполнения уведомления о переходе на УСН.

 

Уведомление о переходе на УСН представляется в налоговый орган в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего году, с которого вы планируете применять УСН (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Уведомление может быть подано в электронном виде. Порядок электронного документооборота в данном случае утвержден Приказом ФНС России от 18.01.2013 N ММВ-7-6/20. Формат представления уведомления о переходе на УСН в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/878@ (Приложение N 1).

 

Например, вы намерены перейти с общей системы налогообложения на УСН с 1 января следующего года. В таком случае вам надо подать уведомление не позднее 31 декабря текущего года включительно.

 

Напомним, что если последний день срока подачи уведомления приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Организации и индивидуальные предприниматели в уведомлении обязательно должны указать выбранный объект налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Кроме того, организациям дополнительно необходимо указать (абз. 2 п. 1 ст. 346.13 НК РФ):

— размер своих доходов по состоянию на 1 октября года, в котором подается уведомление. Напомним, что величина дохода не должна превышать лимита, установленного п. 2 ст. 346.12 НК РФ.

 

Примечание

Подробнее о порядке определения размера доходов за 9 месяцев с целью перехода на УСН вы можете узнать в разд. 2.1 «Ограничение по размеру доходов (лимит доходов) при переходе на УСН организаций»;

 

— остаточную стоимость основных средств по состоянию на 1 октября года, в котором подается уведомление. Стоимость нематериальных активов отражать не требуется.

 

СИТУАЦИЯ: Нужно ли было организациям и индивидуальным предпринимателям, применявшим УСН в 2012 г., дополнительно подавать уведомление о переходе на УСН в 2013 г.?

 

Напомним, что с 1 октября 2012 г. для перехода на УСН представляется уведомление, а не заявление, как было раньше (абз. 1 п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Форма уведомления о переходе на УСН утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

В ситуации, когда налогоплательщик планировал продолжить работу на УСН в 2013 г., ему не нужно было представлять уведомление в налоговый орган. Ведь Налоговый кодекс РФ связывает обязанность по представлению уведомления о переходе на УСН только с началом работы на этом режиме (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Кроме того, уведомления в инспекцию представляются в случае перехода с УСН на иной режим налогообложения, а также при прекращении деятельности, в отношении которой применялась УСН (п. п. 6, 8 ст. 346.13 НК РФ).

Соответственно, для дальнейшей работы на «упрощенке» уведомление представлять не требовалось. Поэтому налогоплательщики, не утратившие права на применение УСН, могли продолжать ее применять и в 2013 г.

 

СИТУАЦИЯ: Можно ли перейти на УСН, если уведомление подано с нарушением срока (позже установленного срока)?

 

Переход на УСН осуществляется на основании уведомления (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, которые начиная со следующего года желают применять «упрощенку», должны направить в налоговый орган соответствующие уведомления в срок не позднее 31 декабря текущего года.

Форма уведомления о переходе на УСН утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

См. образец заполнения уведомления о переходе на УСН.

 

Если вы направите уведомление позже установленного срока, применять УСН вы не сможете. Такое правило прямо предусмотрено пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

 

СИТУАЦИЯ: Нужно ли ждать от налоговой инспекции уведомление о возможности применения УСН?

 

Для перехода на УСН со следующего календарного года организации и индивидуальные предприниматели должны представить в налоговый орган уведомление. Оно должно быть представлено не позднее 31 декабря текущего года (абз. 1 п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Если срок представления уведомления не будет нарушен, то при соблюдении условий, предусмотренных ст. 346.12 НК РФ, данные лица могут применять УСН. В случае нарушения срока УСН применяться не может (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Дожидаться от налогового органа разрешения на применение УСН, чтобы начать работать на этой системе, не нужно. Ведь порядок перехода на «упрощенку» является уведомительным (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Вместе с тем вы можете направить в свою налоговую инспекцию составленный в произвольной форме письменный запрос о подтверждении факта применения вами спецрежима. Сделать это можно одновременно с подачей уведомления о переходе на УСН. Инспекция в течение 30 календарных дней с момента получения запроса должна письменно информировать вас об этом. Ответ направляется по форме N 26.2-7, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@. Такую информацию налоговые органы предоставляют на основании п. 93 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (см. также Письмо Минфина России от 19.12.2013 N 07-01-06/55941).

 

Примечание

Аналогичные разъяснения ФНС России давала в период действия прежней редакции п. 1 ст. 346.13 НК РФ, согласно которой переход на УСН осуществлялся путем подачи заявления (Письмо от 04.07.2011 N ЕД-4-3/10690@).

 

СИТУАЦИЯ: Можно ли перейти на УСН, если налоговый орган ошибочно выдал уведомление о возможности применения спецрежима?

 

Переход на УСН для налогоплательщика является добровольным (абз. 2 п. 1 ст. 346.11 НК РФ). При этом определить, соответствует ли ваша организация установленным ограничениям (ст. 346.12 НК РФ), вы должны самостоятельно.

Для перехода на УСН представляется уведомление не позднее 31 декабря года, предшествующего году, с которого вы планируете применять УСН (абз. 1 п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ не наделяет налоговые органы правом принятия решения о возможности (или невозможности) применения УСН организацией или индивидуальным предпринимателем на основании представленных ими уведомлений.

К аналогичному мнению приходили и контролирующие органы в отношении правил перехода на УСН, основанных на прежней редакции Налогового кодекса РФ (Письмо ФНС России от 21.09.2009 N ШС-22-3/730@). Полагаем, что выводы чиновников также могут применяться и в отношении уведомления о переходе на УСН.

Ранее налоговые органы практиковали выдачу налогоплательщикам уведомлений о возможности применения УСН. Форма уведомления была утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495.

Иногда налогоплательщики получали от инспекций уведомление о возможности применения УСН и переходили на этот режим даже с нарушением установленных в ст. 346.12 НК РФ ограничений. Это случалось, например, когда налогоплательщик ошибочно подавал заявление о переходе на УСН, не проверив имеющиеся ограничения, а налоговики, в свою очередь, выдавали уведомление о возможности ее применения, не проверив, имеет ли он право на переход.

При обнаружении в последующем, что налогоплательщик не имел права применять «упрощенку», контролирующие органы могли доначислить ему:

— все налоги, уплачиваемые при общей системе налогообложения (налог на прибыль, НДС и т.д.), за весь период применения УСН;

— пени;

— штрафы по ст. ст. 119, 122 НК РФ.

Что касается доначисления налогов, то суды единодушно поддерживали позицию налоговиков. Так, ВАС РФ указывал, что неправомерный переход организации на УСН служит основанием для доначисления налогов по общей системе налогообложения. Это подтверждено в Постановлении от 07.10.2008 N 6159/08, Определениях от 09.07.2008 N 6159/08, от 26.01.2009 N ВАС-17450/08, от 29.01.2009 N ВАС-17613/08.

Аналогичные выводы содержат также Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.07.2012 N А45-13601/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 20.09.2012 N ВАС-11658/12), ФАС Волго-Вятского округа от 17.04.2012 N А79-7048/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 28.09.2012 N ВАС-9379/12), от 02.03.2009 N А28-10968/2008-460/11, ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2010 N А42-8932/2009.

Арбитражные суды подчеркивали, что налогоплательщики переходят на УСН в добровольном порядке и именно они уведомляют об этом налоговые органы. Выдача инспекцией уведомления о возможности применения УСН не означала принудительного перевода на нее налогоплательщика (Постановления ФАС Поволжского округа от 20.11.2012 N А65-8321/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 28.03.2012 N А45-10521/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.12.2009 N А32-21754/2008-19/376, ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2009 N А42-5612/2008). Право на применение УСН связано с соответствием налогоплательщика требованиям, указанным в ст. 346.12 НК РФ, а не с фактом направления уведомления инспекцией (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2010 N А42-8932/2009).

Относительно начисления пеней арбитражная практика была неоднозначна.

ВАС РФ указывал, что уведомление не является письменным разъяснением по вопросам применения налогового законодательства (Определение от 29.01.2009 N ВАС-17613/08). Оснований для освобождения от уплаты пеней оно не предоставляло (п. 8 ст. 75 НК РФ). С такой позицией соглашались некоторые нижестоящие суды (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.07.2012 N А45-13601/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 20.09.2012 N ВАС-11658/12), ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2010 N А42-8932/2009).

Вместе с тем существовала и противоположная точка зрения. Некоторые судьи признавали уведомление письменным разъяснением о возможности применения УСН, освобождающим от уплаты пеней (Постановления ФАС Поволжского округа от 18.10.2011 N А72-731/2011, от 06.10.2011 N А72-730/2011, от 26.10.2010 N А72-338/2010).

 

Правоприменительную практику по вопросу о том, освобождается ли налогоплательщик от уплаты пеней в случае неправомерного применения УСН на основании уведомления налогового органа, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

 

По вопросу о начислении штрафа судебная практика часто складывалась в пользу налогоплательщиков. В данном случае суды приравнивали уведомление к письменным разъяснениям по вопросам применения налогового законодательства. В силу пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ их выполнение исключает ответственность налогоплательщика, на что и указывали судьи (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.11.2011 N А10-4848/2010, ФАС Поволжского округа от 26.10.2010 N А72-338/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2009 N Ф04-761/2009(274-А27-29)).

 

Правоприменительную практику по вопросу о том, освобождается ли налогоплательщик от ответственности в случае неправомерного применения УСН на основании уведомления налогового органа, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

 

Итак, если вы неправомерно применяли «упрощенку», вам однозначно пришлось бы уплатить в бюджет недоимку.

Вместе с тем, как показывает практика, данное уведомление нередко позволяло избежать штрафа, а в некоторых случаях и пеней.

 

2.13.2. ПРИМЕНЕНИЕ УСН ВНОВЬ СОЗДАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (ВНОВЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ). ПОРЯДОК И СРОК ПОДАЧИ УВЕДОМЛЕНИЯ О ПЕРЕХОДЕ НА УСН

 

Вновь созданные организации и зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе применять «упрощенку» с даты постановки на учет в налоговом органе.

Для этого им следует подать в инспекцию уведомление о переходе на УСН. Сделать это нужно в течение 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве. Такой порядок установлен п. 2 ст. 346.13 НК РФ.

Отметим, что 30 календарных дней для представления уведомления о переходе на УСН начинают течь со следующего дня после даты постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

 

Например, если дата постановки организации на учет — 4 июня 2013 г., то уведомление нужно подать в налоговую инспекцию до 4 июля 2013 г. включительно.

А применять УСН вы будете с 4 июня 2013 г., т.е. с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет российской организации в налоговом органе.

 

Уведомление о переходе на УСН подается по форме N 26.2-1, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

См. образец заполнения уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (при создании организации, регистрации предпринимателя).

 

Отметим, что данная форма является рекомендованной. Поэтому уведомление можно оформить и в ином виде. Все же советуем вам подавать уведомление по рекомендованной форме, поскольку отсутствие уведомления или каких-либо обязательных сведений в нем могут вызвать споры с контролирующими органами.

Однако есть пример судебного решения, в котором суд признал правомерным переход на УСН исходя из заполненной налогоплательщиком карточки открытия лицевого счета, содержащей информацию о применении УСН и выбранном объекте налогообложения (Постановление ФАС Уральского округа от 12.05.2008 N Ф09-2639/08-С3).

Рассмотренное Постановление относится к периоду, в котором действовала форма заявления, утвержденная Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495. Заявление о переходе на УСН носило уведомительный характер, а положения гл. 26.2 НК РФ не предусматривали, что оно должно быть подано по какой-либо форме, в том числе и по утвержденной налоговой службой.

Вместе с тем считаем, что выводами данного судебного акта можно руководствоваться и в настоящее время. Ведь применяющаяся в настоящее время форма уведомления, утвержденная Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@, также не является обязательной для применения.

Уведомление о переходе на УСН может быть подано в электронном виде. Порядок электронного документооборота в данном случае утвержден Приказом ФНС России от 18.01.2013 N ММВ-7-6/20. Формат представления уведомления о переходе на УСН в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/878@ (Приложение N 1).

Если вы нарушите срок подачи уведомления, то применять УСН не сможете. Это условие прямо предусмотрено в Налоговом кодексе РФ (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, см., например, Письмо Минфина России от 13.02.2013 N 03-11-11/66).

 

2.13.2.1. ПОРЯДОК И СРОК ПОДАЧИ В 2012 Г. И РАНЕЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПЕРЕХОДЕ НА УСН ВНОВЬ СОЗДАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (ВНОВЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ)

 

В 2012 г. и ранее вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели для применения «упрощенки» представляли в инспекцию заявление о переходе на УСН. Оно представлялось в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве (п. 2 ст. 346.13 НК РФ, Письма Минфина России от 24.03.2010 N 03-11-11/75, от 11.03.2010 N 03-11-11/46, ФНС России от 10.11.2009 N ШС-22-3/848@ (п. 2)).

Заявление подавалось по рекомендованной форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@.

Отметим, что данная форма была отменена Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ и фактически не действовала с 2 ноября 2012 г. Таким образом, в период с 2 ноября по 31 декабря 2012 г. не была предусмотрена обязательная либо рекомендованная к применению форма заявления о переходе на УСН. Полагаем, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные предприниматели в указанный период могли использовать форму заявления, утвержденную Приказом ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@ (в редакции, действовавшей до 02.11.2012).

 

Примечание

Пример заполнения данного заявления см. в приложении 4 к настоящей главе.

 

На практике налогоплательщики нередко узнавали о постановке на учет уже по истечении пяти дней с момента ее осуществления налоговыми органами. Из-за этого они пропускали срок подачи заявления о переходе на УСН. Во избежание такой ситуации контролирующие органы рекомендовали подавать заявление о применении УСН одновременно с документами на государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя (Письмо ФНС России от 12.05.2011 N КЕ-4-3/7644@).

Суды также считали это допустимым (Постановления ФАС Московского округа от 27.01.2009 N КА-А40/13301-08, от 26.01.2009 N КА-А40/13273-08).

 

СИТУАЦИЯ: Могли ли в 2012 г. и ранее вновь созданные организации (вновь зарегистрированные предприниматели) применять УСН, если заявление о переходе на спецрежим они подали с нарушением срока (позже установленного срока)?

 

Вновь созданным в 2013 г. организациям (вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям) для применения УСН необходимо направлять в налоговый орган уведомление. Срок его подачи составляет 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). При нарушении этого срока применять УСН нельзя (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Напомним, что в 2012 г. и ранее вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели для применения УСН подавали в инспекцию заявление о переходе на УСН. Данное заявление представлялось по рекомендованной форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@, в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не было предусмотрено прямого запрета на применение УСН при нарушении пятидневного срока подачи заявления вновь созданной организацией или вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем. Поэтому на практике в таких случаях возникали споры о правомерности применения УСН.

Контролирующие органы считали, что при нарушении пятидневного срока подачи заявления о переходе на УСН вновь созданная организация или зарегистрированный индивидуальный предприниматель должны были применять общий налоговый режим. Права на применение УСН с момента постановки на учет в этом случае у таких налогоплательщиков не возникало (Письмо ФНС России от 02.11.2010 N ШС-37-3/14713@). По мнению чиновников, в данном случае начать применять «упрощенку» можно было только со следующего года (Письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-11-11/75).

В большинстве случаев арбитражные суды сходились во мнении, что пропуск пятидневного срока не лишал организации и индивидуальных предпринимателей права применять УСН с момента регистрации в налоговом органе. По мнению судей, заявление о переходе на УСН носило уведомительный характер, а срок его подачи не являлся пресекательным. При этом положения гл. 26.2 НК РФ не предоставляли налоговым органам права запретить налогоплательщику применять УСН (Постановления ФАС Поволжского округа от 03.02.2012 N А65-15105/2011, от 13.10.2011 N А72-1630/2011, от 09.08.2011 N А12-23585/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2012 N А32-12479/2011, от 12.04.2010 N А32-30712/2009-51/383 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 13.07.2010 N ВАС-8567/10), ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2012 А70-7020/2011, от 24.01.2012 N А27-6733/2011, ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2011 N А42-3602/2011, от 08.11.2010 N А13-4274/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.04.2012 N А19-12660/2011, от 21.12.2011 N А19-10176/2011, ФАС Уральского округа от 19.10.2011 N Ф09-6812/11, от 23.09.2011 N Ф09-5981/11, ФАС Московского округа от 27.08.2009 N КА-А40/6972-09).

При вынесении решения в пользу налогоплательщиков суды также учитывали факт подачи заявления до возникновения обязанности исчислить и уплатить налоги (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.01.2012 N А70-5630/2011, ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2011 N А52-2827/2010, от 17.01.2011 N А66-6706/2010, от 30.11.2010 N А52-2095/2010).

Ранее УФНС России по г. Москве по вопросу применения УСН индивидуальным предпринимателем, который не представил своевременно заявление о переходе на УСН, разъясняло следующее (Письмо от 31.12.2009 N 20-14/2/139728@). Срок уведомления не являлся пресекательным, поэтому пропуск срока не лишал налогоплательщика права применять «упрощенку» с момента постановки на учет. Это было возможно при условии, что заявление о переходе на УСН подано до возникновения обязанности уплачивать налоги в общем порядке и заявитель не относился к налогоплательщикам, указанным в пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. При этом необходимо было также выполнение иных условий для применения УСН, установленных ст. ст. 346.11 — 346.13 НК РФ.

В заключение добавим, что на практике возникали ситуации, когда вновь зарегистрированный налогоплательщик не подавал в налоговую инспекцию заявление о переходе на УСН (не мог доказать его направление). При этом указанный налогоплательщик совершал действия, которые свидетельствовали о применении им данного спецрежима. Некоторые суды и в этом случае признавали правомерным применение «упрощенки». В качестве доказательства использования УСН суды рассматривали в том числе уплату налога при УСН по итогам отчетных периодов либо факт представления налогоплательщиком в течение длительного времени деклараций по «упрощенке», которые инспекция принимала (Постановления ФАС Московского округа от 17.01.2013 N А40-132242/11-90-550, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2009 N А33-1275/08-Ф02-874/09 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 05.06.2009 N ВАС-6212/09), ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2009 N А56-22258/2007, от 22.05.2009 N А56-41347/2008).

 

2.13.3. ПОРЯДОК ПЕРЕХОДА НА УСН С ЕНВД. СРОК ПОДАЧИ УВЕДОМЛЕНИЯ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН

 

Налогоплательщики, применяющие ЕНВД, могут перейти на УСН в течение календарного года. Существует несколько случаев, когда такой переход возможен. Рассмотрим их подробнее.

  1. Организации и индивидуальные предприниматели, которые прекратили вести до окончания текущего года деятельность, облагаемую ЕНВД, и начали осуществлять иной вид деятельности, могут в отношении этой новой деятельности применять УСН в порядке абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ. В данном случае налогоплательщики вправе перейти на «упрощенку» начиная с месяца, в котором прекращена их обязанность по уплате ЕНВД (Письма Минфина России от 28.01.2013 N 03-11-11/32, от 12.09.2012 N 03-11-06/2/123, ФНС России от 25.02.2013 N ЕД-3-3/639@).

 

Примечание

Абзац 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ связывает переход на УСН с прекращением обязанности по уплате ЕНВД. Полагаем, что в целях применения данной нормы при прекращении «вмененной» деятельности необходимо подать заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД (абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ). При этом однозначно говорить о том, что у налогоплательщика прекращена обязанность по уплате ЕНВД, можно только тогда, когда он перестал быть плательщиком ЕНВД (снялся с учета) и исполнил обязанность по перечислению в бюджет ЕНВД за все периоды (ст. 44, п. 1 ст. 346.32 НК РФ).

 

Для осуществления такого перехода организациям и индивидуальным предпринимателям следует представить в налоговый орган:

— заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти рабочих дней со дня прекращения деятельности (абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ);

— уведомление о переходе на УСН, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ (абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

См. образец заполнения уведомления о переходе на УСН.

 

Примечание

Уведомление о переходе на УСН может быть подано в электронном виде. Порядок электронного документооборота в данном случае утвержден Приказом ФНС России от 18.01.2013 N ММВ-7-6/20. Формат представления уведомления о переходе на УСН в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/878@ (Приложение N 1).

 

Срок представления уведомления о переходе на УСН в данном случае налоговым законодательством не установлен. Минфин России считает, что его следует представить в налоговый орган в срок, предусмотренный п. 2 ст. 346.13 НК РФ для вновь созданных организаций, — 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет (Письмо от 12.09.2012 N 03-11-06/2/123).

Однако финансовое ведомство не разъяснило, с какой даты отсчитывается указанный срок для расчета предельной даты в целях представления уведомления о переходе на УСН в рассматриваемой ситуации. По нашему мнению, его нужно начинать исчислять с даты прекращения «вмененной» деятельности, указанной в заявлении о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД.

 

Например, организация «Альфа», применявшая ЕНВД, прекратила осуществлять деятельность по оказанию ветеринарных услуг 20 февраля 2013 г. (пп. 2 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). В тот же день организация:

— представила в налоговый орган заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД;

— уплатила в бюджет сумму ЕНВД, исчисленную за период с 1 января по 20 февраля 2013 г. (абз. 3 п. 10 ст. 346.29 НК РФ).

Уведомление о переходе на УСН организация «Альфа» должна представить в инспекцию не позднее 22 марта 2013 г. включительно (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

 

Отметим, что аналогичный порядок перехода на УСН предусмотрен при отмене системы налогообложения в виде ЕНВД в соответствующем муниципальном образовании. Ведь в данном случае также можно говорить о прекращении «вмененной» деятельности и обязанности по уплате ЕНВД (абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ, Письмо ФНС России от 25.02.2013 N ЕД-3-3/639@).

Официальные разъяснения о том, в какой срок следует подать уведомление о переходе на УСН в рассматриваемой ситуации, пока отсутствуют. Логично предположить, что и в данном случае контролирующие органы будут придерживаться мнения о том, что уведомление нужно подать в течение 30 календарных дней с даты отмены режима ЕНВД.

 

Например, организация с начала 2013 г. занималась оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и применяла ЕНВД.

С 1 июля нормативным правовым актом муниципального района, на территории которого организация осуществляет деятельность, «вмененка» по данному виду деятельности упразднена.

Организация может начать применять УСН с 1 июля того же года. Для этого ей следует представить в инспекцию:

— до 8 июля включительно заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД;

— до 31 июля включительно уведомление о переходе на УСН.

 

Примечание

Организации и индивидуальные предприниматели до 31 декабря 2012 г. также могли перейти с ЕНВД на УСН при отмене «вмененного» режима на территории, где они вели деятельность. Осуществить такой переход они могли с начала того месяца, в котором прекратилась обязанность по уплате ЕНВД. Для этого организациям и индивидуальным предпринимателям следовало представить в инспекцию заявление о переходе на УСН (абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ, Письма Минфина России от 30.04.2009 N 03-11-09/157, от 20.04.2009 N 03-11-09/144, от 10.05.2006 N 03-11-04/2/100). Сроки подачи заявления в указанном случае не были предусмотрены гл. 26.2 НК РФ.

 

  1. Организации и индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН, если они перестали соответствовать условиям применения ЕНВД, установленным п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

 

Например, организация занималась оказанием автотранспортных услуг, но количество ее автомобилей превысило 20 единиц (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

 

В данном случае вопрос о сроке перехода на УСН является спорным. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН в течение года, если они перестали быть плательщиками ЕНВД. При этом перечень ситуаций, при которых у плательщиков ЕНВД прекращается обязанность по уплате данного налога, не установлен.

В связи с этим возникает вопрос: можно ли считать таким основанием превышение максимальных значений физических показателей, предусмотренных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ? Ведь по сути в такой ситуации организация (ИП) перестает быть плательщиком ЕНВД.

Финансовое ведомство высказало следующую точку зрения: в данной ситуации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны перейти на общий режим. И только с начала следующего года такой налогоплательщик может перейти на УСН в порядке п. 1 ст. 346.13 НК РФ (Письмо Минфина России от 28.12.2012 N 03-11-06/2/150).

Однако из положений п. 2 ст. 346.13 НК РФ однозначно не следует, что организация или индивидуальный предприниматель, переставшие соответствовать критериям применения ЕНВД, не перестают быть плательщиками ЕНВД. Судебные решения по рассмотрению ситуаций, связанных с применением действующего п. 2 ст. 346.13 НК РФ, отсутствуют. Поэтому приведем позиции контролирующих и судебных органов, которые сложились до 1 января 2013 г.

Напомним, что согласно абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ (в редакции, действовавшей до 2013 г.) перейти в течение года на УСН могли только организации и ИП, которые перестали быть «вмененщиками» в соответствии с нормативными актами представительных органов муниципального образования или законами городов Москвы и Санкт-Петербурга. По сути аналогичные правила были закреплены в абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ и до 2008 г.

Минфин России считал, что данная норма применялась только в случае принятия указанными органами нового нормативного акта, в соответствии с которым организации (ИП) утрачивали право на применение ЕНВД. А вот если деятельность перестала удовлетворять условиям применения ЕНВД, перейти на «упрощенку» можно было только с начала нового календарного года в порядке п. 1 ст. 346.13 НК РФ (Письмо Минфина России от 10.05.2006 N 03-11-04/2/100).

Есть решения, в которых судьи соглашались с позицией финансового ведомства (Постановления ФАС Московского округа от 16.03.2012 N А41-36987/10, ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2008 N А21-6882/2007 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 13.11.2008 N 11349/08)).

Однако в судебной практике существовала и другая точка зрения. Так, некоторые суды приходили к выводу: из абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ прямо не следовало, что его положения должны применяться только при изменениях нормативных актов органов местного самоуправления, законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому налогоплательщики вправе были перейти на УСН в течение года независимо от того, по какой причине они утратили право применять ЕНВД (Постановления ФАС Центрального округа от 19.03.2009 N А48-2029/08-8 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 21.08.2009 N ВАС-8660/09), ФАС Северо-Кавказского округа от 13.02.2009 N А32-22122/2006-51/313-2008-25/8-19/164).

Как видим, данный вопрос является спорным. Если вы решите перейти на УСН с начала месяца, в котором перестали уплачивать ЕНВД, это может вызвать конфликт с контролирующими органами и отстаивать свои интересы вам придется в суде.

Отметим, что на практике возможна ситуация, когда индивидуальный предприниматель, совмещающий УСН и ЕНВД, утрачивает право на применение ЕНВД в связи с превышением физических показателей, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ. В данном случае финансовое ведомство пришло к выводу о правомерности применения УСН в отношении деятельности, которая облагалась в рамках ЕНВД (Письма Минфина России от 08.08.2013 N 03-11-06/2/32078, от 10.06.2013 N 03-11-09/44).

Чиновники отметили, что при превышении предпринимателем-«вмененщиком» установленных физических показателей он утрачивает право на применение ЕНВД с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. Если такой «вмененщик» совмещал ЕНВД с УСН, он вправе с этой даты применять УСН по тем видам деятельности, по которым превышено значение физического показателя.

 

СИТУАЦИЯ: Как с 2013 г. перейти на УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, которые решили добровольно сменить ЕНВД на УСН

 

С 1 января 2013 г. применение ЕНВД стало добровольным (абз. 2 п. 1 ст. 346.28 НК РФ). В связи с этим вы могли уже с 1 января 2013 г. отказаться от применения ЕНВД и перейти на УСН (Письма Минфина России от 20.12.2012 N 03-11-11/385, от 06.11.2012 N 03-11-06/3/75, от 11.10.2012 N 03-11-06/3/70).

Напомним, что помимо представления в установленный срок в инспекцию уведомления о переходе на УСН и заявления о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД вы должны соответствовать условиям применения УСН, установленным ст. 346.12 НК РФ. Если вы не нарушили определенные гл. 26.2 НК РФ требования, то для перехода нужно сделать следующее.

Во-первых, вам следовало направить в налоговый орган уведомление о переходе на УСН в срок не позднее 9 января 2013 г.

Отметим, что согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ для перехода на УСН уведомление в инспекцию необходимо направить не позднее 31 декабря года, предшествующего переходу.

Однако если последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). В 2012 г. 31 декабря являлся выходным днем (Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 581). Следовательно, последний день срока подачи уведомления о переходе на УСН с 1 января 2013 г. переносился на ближайший рабочий день, т.е. на 9 января 2013 г. (ст. 112 ТК РФ, см. также Письмо Минфина России от 11.10.2012 N 03-11-06/3/70).

Если вы направите уведомление позже установленного срока, применять УСН вы не сможете. Такое правило с 1 января 2013 г. прямо предусмотрено пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

См. образец заполнения уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (переход с ЕНВД на УСН).

 

Во-вторых, вам необходимо будет представить в налоговый орган заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД.

Представить его следует не позднее пяти рабочих дней со дня перехода на УСН. В 2013 г. указанное заявления с учетом выходных и нерабочих праздничных дней следовало подать до 15 января (п. п. 6, 7 ст. 6.1, абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ, ст. 112 ТК РФ, Письмо Минфина России от 11.10.2012 N 03-11-06/3/70).

Отметим, что если вы совмещаете УСН и ЕНВД, а в 2013 г. хотите применять только УСН, то вам необходимо лишь сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД (абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Подавать уведомление о переходе на УСН вам не нужно.

 

2.13.4. ПЕРЕХОД НА УСН ПОСЛЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

 

Наиболее часто спорные ситуации с контролирующими органами относительно порядка применения УСН возникают у организаций, которые прошли реорганизацию в форме преобразования.

Напомним, что преобразование — это одна из форм реорганизации юридического лица, при которой изменяется его организационно-правовая форма (п. 1 ст. 57, п. 5 ст. 58 ГК РФ). Например, общество с ограниченной ответственностью может быть преобразовано в акционерное общество, хозяйственное товарищество или производственный кооператив (п. 2 ст. 92 ГК РФ, ст. 56 Закона N 14-ФЗ).

Далее мы рассмотрим вопрос о переходе на УСН компании-правопреемника при реорганизации в форме преобразования более подробно.

Быстро перейти к нужному разделу вы можете по следующим ссылкам:

разд. 2.13.4.1. Может ли право на УСН перейти к правопреемнику, если организация применяла спецрежим до реорганизации в форме преобразования?

разд. 2.13.4.2. Как правопреемнику перейти на УСН, если до реорганизации в форме преобразования организация применяла общую систему налогообложения

 

2.13.4.1. МОЖЕТ ЛИ ПРАВО НА УСН ПЕРЕЙТИ К ПРАВОПРЕЕМНИКУ, ЕСЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЯЛА СПЕЦРЕЖИМ ДО РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ?

 

По мнению финансового ведомства, после реорганизации к вновь возникшему юридическому лицу от прежней организации не может перейти право на применение УСН (Письмо Минфина России от 24.02.2014 N 03-11-06/2/7608).

Чиновники объясняют это тем, что при преобразовании возникает новое юридическое лицо, а значит, на него распространяется порядок перехода на УСН, установленный п. 2 ст. 346.13 НК РФ для вновь созданных организаций.

Таким образом, если следовать разъяснениям контролирующих органов, то организация, возникшая в результате реорганизации, должна в 30-дневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе подать уведомление о переходе на «упрощенку». Тогда она вправе будет начать применять УСН с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Если организация не воспользовалась такой возможностью, применять «упрощенку» она сможет только с начала следующего года. Для этого ей следует до 31 декабря года, предшествующего году перехода на УСН, представить в налоговый орган уведомление о таком переходе (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

 

Примечание

Подробнее о порядке перехода на УСН вновь созданными организациями вы можете узнать в разд. 2.13.2 «Применение УСН вновь созданными организациями (вновь зарегистрированными предпринимателями). Порядок и срок подачи уведомления (заявления) о переходе на УСН».

О переходе на «упрощенку» в порядке п. 1 ст. 346.13 НК РФ читайте в разд. 2.13.1 «Порядок и срок подачи уведомления (заявления) о переходе на УСН с иных режимов налогообложения (ОСН, ЕСХН)».

 

Отметим, что контролирующие органы придерживались аналогичной позиции и ранее, в период действия прежней редакции Налогового кодекса РФ, согласно которой переход на УСН осуществлялся путем подачи заявления (Письма Минфина России от 07.02.2012 N 03-11-06/2/22, УФНС России по г. Москве от 23.11.2011 N 16-15/112995@, от 08.10.2010 N 16-15/105637). Данное заявление индивидуальные предприниматели и организации должны были направить в период с 1 октября по 30 ноября (п. 1 ст. 346.13 НК РФ), а вновь созданные организации (зарегистрированные индивидуальные предприниматели) — в течение пяти дней с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

В то же время существует и прямо противоположная точка зрения, которую поддерживает часть судебных инстанций. Отметим, что все приведенные ниже судебные акты вынесены также на основании прежних редакций Налогового кодекса РФ. Полагаем, что выводы, изложенные в них, применимы и в настоящее время.

Так, суды указывают, что правопреемство при преобразовании юридического лица позволяет вновь созданной организации применять ту же систему налогообложения, что и прежняя организация (в данном случае — УСН). При этом подавать заявление о переходе на УСН не нужно (Постановления ФАС Московского округа от 18.12.2012 N А40-46740/12-115-273, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.07.2008 N А33-1638/08-Ф02-2803/08). При вынесении подобных решений суды также принимают во внимание совершение налогоплательщиками действий, фактически свидетельствующих о применении УСН (представление деклараций по УСН, уплата «упрощенного» налога).

Однако встречаются отдельные судебные решения, в которых суды встают на сторону контролирующих органов. Так, к примеру, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 10.09.2008 N А42-1540/2008 и ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 26.09.2008 N Ф03-А37/08-2/3162 указали, что вновь созданное юридическое лицо не может «наследовать» право на применение УСН от прежней организации. Поэтому для перехода на УСН вновь созданное юридическое лицо обязано подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Аналогичная точка зрения содержится в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2008 N Ф08-5418/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 15.12.2008 N 16243/08).

 

2.13.4.2. КАК ПРАВОПРЕЕМНИКУ ПЕРЕЙТИ НА УСН, ЕСЛИ ДО РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЯЛА ОБЩУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

Давайте разберемся, как осуществляется переход на УСН, если до преобразования организация применяла общую систему налогообложения.

С точки зрения Минфина России, вновь образованная организация может перейти на УСН не ранее следующего календарного года (Письмо от 22.05.2006 N 03-11-04/2/115). Обоснование этой позиции следующее: прежняя организация применяла общий режим налогообложения, а поскольку новое юридическое лицо является ее правопреемником (п. 9 ст. 50 НК РФ), то переход на УСН возможен лишь с начала нового года <10>.

———————————

<10> Данный вывод не согласуется с позицией финансового ведомства, высказанной в отношении ситуации, когда до преобразования организация применяла УСН. Напомним, что в этом случае Минфин России указывал на недопустимость правопреемства системы налогообложения как таковой (Письмо от 17.08.2006 N 03-11-02/180).

Также отметим, что разъяснения чиновников изданы с учетом прежней редакции Налогового кодекса РФ, согласно которой переход на УСН осуществлялся путем подачи заявления (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Однако полагаем, что налоговые органы будут придерживаться указанного мнения и в настоящее время.

 

Таким образом, если следовать логике Минфина России, то не позднее 31 декабря необходимо подать уведомление о переходе на УСН по правилам п. 1 ст. 346.13 НК РФ. При этом надо указать размер доходов за 9 месяцев текущего года, а также информацию об остаточной стоимости основных средств по состоянию на 1 октября (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Однако данная позиция является неоднозначной.

Дело в том, что согласно гражданскому законодательству при преобразовании возникает новое юридическое лицо (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Поэтому на него распространяется порядок перехода на УСН, установленный п. 2 ст. 346.13 НК РФ для вновь созданных организаций.

А значит, если вновь созданная организация при регистрации представит заявление о переходе на УСН, она вправе перейти на данный спецрежим с момента постановки на учет в налоговом органе (см. также Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2010 N А66-9342/2008).

Как видим, такой подход противоречит официальным разъяснениям. Поэтому, скорее всего, отстаивать его придется в суде.

 

2.13.5. ПРИМЕНЕНИЕ УСН ПОСЛЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ

 

Присоединение юридического лица к другому юридическому лицу — одна из форм реорганизации, при которой права и обязанности присоединенного субъекта переходят к присоединившей его организации-правопреемнику (п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Вполне может быть, что до реорганизации указанные юридические лица применяли разные режимы налогообложения, причем одна из организаций работала на УСН. Какой налоговый режим сможет применять правопреемник после присоединения? Рассмотрим возможные варианты.

При присоединении реорганизация считается завершенной с момента, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Как видим, при присоединении одно из юридических лиц (присоединяемое) прекращает существовать, но нового юридического лица не образуется. Поэтому если правопреемник применял УСН, то он сохраняет данное право даже в случае присоединения юридического лица, которое работало на иной системе налогообложения. Однако при этом правопреемник должен по-прежнему соответствовать всем требованиям, установленным для работы на спецрежиме (п. п. 3, 4 ст. 346.12, п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержит Письмо Минфина России от 16.06.2009 N 03-11-06/2/104.

Если же «упрощенку» применяло присоединенное юридическое лицо, к правопреемнику право на использование данного спецрежима не переходит. Нормами Налогового кодекса РФ не предусмотрена передача такого права от одной организации к другой. Кроме того, поскольку присоединенное юридическое лицо прекращает свое существование, а новое юридическое лицо не образуется, правопреемник не вправе перейти на УСН в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.13 НК РФ для вновь созданных организаций.

 

Обратите внимание!

Вместе с тем при реорганизации правопреемник принимает на себя права и обязанности присоединенного юридического лица, связанные с уплатой налога (п. п. 1, 5 ст. 50 НК РФ). Например, он имеет право на возврат излишне уплаченных присоединенной организацией налогов или же обязан уплатить задолженность по налогам, которая числилась за присоединенной организацией.

Такие выводы следуют также из Писем Минфина России от 16.06.2009 N 03-11-06/2/104 (п. 3), от 13.04.2007 N 03-11-04/2/101.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code