1.3. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИ УСН ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОВОГО АГЕНТА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ, НДФЛ, НДС

«Упрощенка» не освобождает вас от обязанностей налоговых агентов. В том числе по тем налогам, которые вы не платите (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Напомним, что налоговый агент — это лицо, которое обязано исчислить, удержать у налогоплательщика налог и перечислить его в бюджет (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В каких случаях и по каким налогам «упрощенцы» должны выполнить обязанности налогового агента, показано в таблице.

Налог

Ситуации, когда «упрощенец» выступает налоговым агентом Основание
Налог на прибыль Если организация при работе на УСН выплачивает доходы иностранной организации, не связанные с ее постоянным представительством в РФ Пункт 4 ст. 286 НК РФ
Если российская организация при работе на УСН выплачивает дивиденды другой российской организации — плательщику налога на прибыль Пункт 3 ст. 275 НК РФ
НДФЛ Если «упрощенец» выплачивает доход физическому лицу, с которого ему как налоговому агенту необходимо исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. Подробнее об этом читайте в гл. 9 «Порядок исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами» Практического пособия по НДФЛ Статья 226 НК РФ
НДС Если «упрощенец» приобретает товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ <1> Пункты 1, 2 ст. 161 НК РФ
Если «упрощенец» арендует государственное или муниципальное имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления Пункт 3 ст. 161 НК РФ
Если «упрощенец» покупает (получает) государственное или муниципального имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями Пункт 3 ст. 161 НК РФ <2>
Если «упрощенец» продает конфискованное имущество, имущество, реализуемое по решению суда (за исключением случая, предусмотренного пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ), бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, которые перешли по праву наследования государству Пункт 4 ст. 161 НК РФ
Если «упрощенец» в качестве посредника с участием в расчетах реализует товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ <3> Пункт 5 ст. 161 НК РФ
Если «упрощенец» является собственником судна на 46-й календарный день после перехода права собственности (как к заказчику судна), если до этой даты судно не зарегистрировано в Российском международном реестре судов Пункт 6 ст. 161 НК РФ

———————————

<1> Место реализации товаров определяется в порядке, установленном ст. 147 НК РФ, а работ и услуг — в порядке ст. 148 НК РФ. Следует помнить, что место реализации прав на патенты, лицензии, торговые марки, авторские и иные аналогичные имущественные права определяется по правилам ст. 148 НК РФ. Подробнее об этом читайте в гл. 4 «Определение места реализации товаров (работ, услуг)» Практического пособия по НДС.

<2> Не облагаются НДС операции по реализации государственного или муниципального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, если реализация происходит согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

 

Примечание

Подробнее об освобождении от НДС операций по реализации государственного имущества в порядке Закона N 159-ФЗ вы можете узнать в разд. 10.3.1.1 «Уплата НДС при приобретении государственного (муниципального) имущества субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Законом N 159-ФЗ» и разделе «Ситуация: Нужно ли уплачивать НДС, если государственное (муниципальное) имущество приобретено до 1 апреля 2011 г., а оплачено после этой даты (в том числе при предоставлении рассрочки платежа)?» Практического пособия по НДС.

 

<3> Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени, а также лица, осуществляющие деятельность на основе договоров транспортной экспедиции в интересах других лиц и учитывающие вознаграждения при исполнении таких договоров в составе доходов по УСН, должны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Кроме того, с 1 января 2015 г. указанные лица должны представлять декларацию по НДС в электронной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 4 пп. «а» п. 2 ст. 12, ч. 5 ст. 24 Закона N 134-ФЗ, п. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона N 238-ФЗ).

 

Организации и индивидуальные предприниматели — «упрощенцы» при выполнении функций налогового агента обязаны также своевременно представить в налоговые органы отчетность по тому налогу, который они удержали у налогоплательщика. Это могут быть:

— отчетность по налогу на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ):

1) расчет налога на прибыль организаций, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов);

2) налоговый расчет (информация) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (при выплате доходов иностранным организациям);

— декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);

— сведения о сумме выплаченного физическим лицам дохода и удержанного с него НДФЛ — справка о доходах физического лица (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Отметим, что на лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДФЛ по ст. 226.1 НК РФ, не распространяется общий порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ (п. 4 ст. 230 НК РФ). В указанной статье определен перечень налоговых агентов при совершении операций с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, при выплатах по ценным бумагам российских эмитентов. Такие лица подают сведения о соответствующих доходах и их получателях, а также суммах исчисленных налогов по той же форме и в том же порядке и сроки, которые установлены ст. 289 НК РФ для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций (п. 4 ст. 230 НК РФ).

 

Примечание

Подробнее об исполнении обязанностей налоговых агентов вы можете узнать:

— по налогу на прибыль — в разд. 10.3 «Как исчисляют и уплачивают налог на прибыль налоговые агенты», разд. 25.2.4.4 «Отчетность налогового агента. Ответственность за непредставление или нарушение сроков представления расчета (информации) о доходах, выплаченных иностранной организации, и удержанных налогах», разд. 28.1 «Российские организации, которые должны представлять налоговую декларацию» Практического пособия по налогу на прибыль;

— НДФЛ — в гл. 9 «Порядок исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами», гл. 18 «Справка о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ)» Практического пособия по НДФЛ;

— НДС — в гл. 10 «Порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами», разд. 34.1 «Кто обязан представлять декларацию по НДС» Практического пособия по НДС.

 

1.4. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ПРИ УСН ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

 

Организации и индивидуальные предприниматели при УСН должны вести налоговый учет следующих показателей своей деятельности (ст. 346.24 НК РФ):

— только доходов, если они применяют объект налогообложения «доходы»;

— доходов и расходов — если они выбрали объект налогообложения «доходы минус расходы».

Ведение бухгалтерского учета является обязательным для всех организаций независимо от применяемого налогового режима, в том числе для тех, кто находится на УСН (пп. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, Письма Минфина России от 04.02.2013 N 07-01-06/2253, от 23.10.2012 N 03-11-09/80, от 26.03.2012 N 03-11-06/2/46).

Индивидуальные предприниматели — «упрощенцы» не обязаны вести бухгалтерский учет (ст. 346.24 НК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, Письма Минфина России от 07.04.2014 N 03-11-11/15440, от 17.07.2013 N 03-11-11/27954, от 28.06.2013 N 03-11-11/24653, от 28.02.2013 N 03-11-11/87, от 05.09.2012 N 03-11-11/267, от 08.08.2012 N 03-11-11/233, от 26.07.2012 N 03-11-11/221).

Закон N 402-ФЗ предусматривает возможность разработки упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета для некоторых экономических субъектов (ч. 4 ст. 6, п. 3 ст. 20, п. 10 ч. 3 ст. 21 данного Закона).

 

Примечание

Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 1.4.3 «Нужно ли организациям при УСН представлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию?».

 

Более подробная информация о необходимости ведения бухгалтерского учета при УСН приведена в таблице.

Ведение учета организациями при УСН

Вид учета Необходимость ведения Основание
Налоговый учет Организации ведут учет в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.Форма и Порядок заполнения данного регистра утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н Статья 346.24 НК РФ
Бухгалтерский учет Организации ведут бухгалтерский учет, составляют годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность <*> Пункт 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ч. 2, 4 ст. 13, ст. 32 Закона N 402-ФЗ
Ведение учета индивидуальными предпринимателями при УСН
Вид учета Необходимость ведения Основание
Налоговый учет Индивидуальные предприниматели ведут налоговый учет в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.Форма и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н Статья 346.24 НК РФ
Учет хозяйственных операций Не ведут <**> Пункт 3 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N N 86н, БГ-3-04/430, Письмо Минфина России от 20.11.2007 N 03-11-05/272
Бухгалтерский учет Не ведут независимо от режима налогообложения Статья 346.24 НК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ

———————————

<*> Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется «упрощенцем» в случаях, когда обязанность ее представления установлена законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта (ч. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).

<**> Данный вид учета необходим для исчисления налоговой базы по НДФЛ (абз. 2 п. 2 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N N 86н, БГ-3-04/430). А индивидуальные предприниматели при работе на УСН этот налог не платят (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому вам не нужно дополнительно вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, форма которой утверждена Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N N 86н, БГ-3-04/430.

 

1.4.1. ВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПРИ УСН (КНИГА УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ)

 

«Упрощенцы» обязаны вести налоговый учет своих доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (ст. 346.24 НК РФ). Для этого они используют специально утвержденные формы учета.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют УСН, ведут налоговый учет в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — Книга учета доходов и расходов). Форма Книги учета доходов и расходов и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.

 

Примечание

Подробно о налоговом учете при УСН вы можете узнать в гл. 10 «Налоговый учет при УСН. Порядок ведения Книги учета доходов и расходов».

 

1.4.2. ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПРИ УСН

 

Ведение бухгалтерского учета является обязательным для всех организаций независимо от применяемого налогового режима, в том числе для тех, кто находится на УСН (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ст. 32 Закона N 402-ФЗ, Письма Минфина России от 04.02.2013 N 07-01-06/2253, от 23.10.2012 N 03-11-09/80, от 26.03.2012 N 03-11-06/2/46).

Индивидуальные предприниматели — «упрощенцы» не обязаны вести бухгалтерский учет (ст. 346.24 НК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, Письма Минфина России от 07.04.2014 N 03-11-11/15440, от 17.07.2013 N 03-11-11/27954, от 28.06.2013 N 03-11-11/24653, от 28.02.2013 N 03-11-11/87, от 05.09.2012 N 03-11-11/267, от 08.08.2012 N 03-11-11/233, от 26.07.2012 N 03-11-11/221).

Следует учитывать, что Закон N 402-ФЗ предусматривает возможность разработки упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета для некоторых экономических субъектов (ч. 4 ст. 6, п. 3 ст. 20, п. 10 ч. 3 ст. 21 данного Закона):

— субъектов малого предпринимательства.

 

Примечание

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

О том, как упростить ведение бухгалтерского учета субъектам малого предпринимательства, вы можете узнать в разд. 1.4.2.1 «Упрощение способов ведения бухгалтерского учета микропредприятиями и другими субъектами малого предпринимательства, применяющими УСН»;

 

— некоммерческих организаций;

— организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Отметим, что согласно п. 6.1 ПБУ 1/2008 социально ориентированные некоммерческие организации могут закрепить в учетной политике ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи). Другие нормативные правовые акты и разъяснения по вопросу упрощенного ведения бухгалтерского учета некоммерческими организациями в настоящее время отсутствуют.

При этом некоторые субъекты малого предпринимательства соответствуют условиям применения УСН. Это относится, в частности, к микропредприятиям.

 

Ведение бухгалтерского учета организациями при УСН до 2013 г.

 

До конца 2012 г. вопрос о необходимости ведения бухгалтерского учета организациями на УСН был неоднозначным.

Согласно п. 3 ст. 4 Закона 129-ФЗ организации при работе на УСН освобождались от ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Однако на практике данное освобождение для организаций было довольно формальным.

Во-первых, и до 2013 г. бухгалтерский учет организации был нужен с практической точки зрения. Он показывал финансовое положение организации и помогал всесторонне оценить результаты ее деятельности.

А во-вторых, в большинстве случаев у организаций-«упрощенцев» возникала необходимость вести бухучет в силу иных законов.

Так, например, до 2013 г. бухгалтерский учет нужно было вести акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью. Это следовало из ряда норм Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (например, п. 3 ст. 29, п. 3 ст. 35, п. 2 ст. 42, ст. 78) и Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (например, абз. 2 п. 1 ст. 18, ст. 23, п. 2 ст. 30, п. 7 ст. 45, п. 1 ст. 46, п. 2 ст. 49).

 

Например, дивиденды акционерам выплачиваются из чистой прибыли акционерного общества, которая определяется по данным бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 42 Закона N 208-ФЗ).

 

Возникал вопрос: какие правила все же следовало применять?

Минфин России в Письмах от 20.01.2009 N 07-02-06/07, от 19.09.2008 N 03-11-04/2/142 делал следующие выводы. Для хозяйственных обществ различной организационно-правовой формы обязанность вести бухгалтерский учет была установлена специальными федеральными законами <1>. Поэтому нормы об освобождении указанных организаций от ведения бухгалтерского учета в данном случае не применялись.

———————————

<1> К таким законодательным актам, например, относились Гражданский кодекс РФ и уже упоминавшиеся Законы N 208-ФЗ и N 14-ФЗ.

 

В частности, финансовое ведомство указывало, что общества с ограниченной ответственностью, которые применяли УСН, были обязаны вести бухгалтерский учет (Письма Минфина России от 23.06.2011 N 07-02-06/111, от 20.04.2009 N 03-11-06/2/67, от 13.04.2009 N 07-05-08/156). Аналогичное мнение чиновники высказали в отношении составления ООО бухгалтерской отчетности при его реорганизации в форме присоединения к другой организации (Письмо Минфина России от 16.06.2009 N 03-11-06/2/104 (п. 2)).

Минфин России также отдельно высказывался и о необходимости ведения бухгалтерского учета акционерными обществами (см., например, Письма от 13.09.2011 N 03-11-06/2/127, от 27.06.2011 N 03-11-06/2/98, от 10.05.2011 N 03-11-11/115). Аналогичные выводы содержатся и в разъяснениях налоговых органов (Письмо УФНС России по г. Москве от 05.08.2010 N 16-15/082464).

Вопрос о конституционности положений п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ исследовал Конституционный Суд РФ в Определении от 13.06.2006 N 319-О. Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, судьи отметили, что, несмотря на освобождение от обязанности вести бухгалтерский учет, акционерным обществам необходимо было составлять бухгалтерскую отчетность по данным об имущественном и финансовом положении, а также по результатам хозяйственной деятельности. Это обеспечивало права акционеров на получение информации о деятельности акционерного общества.

Как видим, Конституционный Суд РФ косвенно подтвердил необходимость ведения бухгалтерского учета акционерными обществами.

Однако Президиум ВАС РФ занял другую позицию. Суд указал, что если участник просит общество, применяющее УСН, представить бухгалтерскую отчетность, то оно не вправе отказать в этом, ссылаясь на отсутствие документов. Организация обязана сообщить об отсутствии бухгалтерской отчетности и причинах этого. Также организация может предложить участнику ознакомиться с Книгой учета доходов и расходов, которая ведется на основании ст. 346.24 НК РФ (п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144).

Необходимость вести бухгалтерский учет могла возникнуть до 2013 г. и в других предусмотренных законом случаях. Обобщим для наглядности в таблице информацию о самых частых случаях, в которых организациям на УСН необходимы данные бухгалтерского учета.

В каких случаях необходимы данные бухгалтерского учета Основание Комментарий
Для представления бухгалтерской отчетности участникам (акционерам) Абзац 3 п. 1 ст. 67 ГК РФ, п. 3 ст. 52, ст. 91 Закона N 208-ФЗ, п. 1 ст. 8, ст. 50 Закона N 14-ФЗ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144 <1> Участники хозяйственных обществ имеют право на получение информации о деятельности общества, в том числе вправе знакомиться с его бухгалтерскими книгами.Акционеры (акционер) АО, которые являются владельцами в совокупности не менее 25% голосующих акций общества, имеют право на ознакомление с документами бухгалтерского учета АО.

Также акционеры АО независимо от числа принадлежащих им голосующих акций имеют право на ознакомление с документами бухгалтерской отчетности общества

При выплате дивидендов для определения размера чистой прибыли и стоимости чистых активов Пункт 2 ст. 42, п. п. 1, 4 ст. 43 Закона N 208-ФЗ, п. 1 ст. 28, п. п. 1, 2 ст. 29 Закона N 14-ФЗ <2> При выплате дивидендов (распределении прибыли между участниками) АО и ООО определяют размер чистой прибыли на основании данных бухгалтерского учета.При этом необходимо соблюдать требование о размере стоимости чистых активов
Унитарным предприятиям — при определении части прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей Пункт 2 ст. 17, п. 3 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, п. 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 <3> Унитарное предприятие должно ежегодно перечислять в бюджет часть полученной прибыли. Определять ее следует на основании данных бухгалтерского учета
При необходимости определения, является ли сделка организации крупной Пункт 1 ст. 78 Закона N 208-ФЗ, ст. 46 Закона N 14-ФЗ, п. 2 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» <4> Чтобы определить, является ли сделка крупной, нужны данные бухгалтерского учета о стоимости имущества.Для акционерных обществ, кроме того, необходимы данные о балансовой стоимости активов
Для опубликования годового отчета и бухгалтерского баланса в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг Статья 92 Закона N 208-ФЗ, п. 2 ст. 49 Закона N 14-ФЗ, ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» <5> На АО и ООО возложена обязанность публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг

———————————

<1> На необходимость ведения до 2013 г. «упрощенцем» бухучета и формирования бухгалтерской отчетности в этих целях указано, в частности, в Письмах Минфина России от 15.10.2009 N 03-11-09/349, от 20.01.2009 N 07-02-06/07, от 19.09.2008 N 03-11-04/2/142. По данному вопросу см. также Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 319-О.

О возможности представления участнику (акционеру) сведений из Книги учета вместо бухгалтерской отчетности см. п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144.

<2> На необходимость ведения до 2013 г. «упрощенцем» бухучета и формирования бухгалтерской отчетности в этих целях указано, в частности, в Письмах Минфина России от 15.10.2009 N 03-11-09/349, от 20.09.2010 N 03-11-06/2/147, от 28.09.2009 N 03-11-06/2/198, от 09.04.2009 N 03-11-06/2/63, от 20.01.2009 N 07-02-06/07, от 22.12.2008 N 03-11-04/2/200, от 17.01.2008 N 03-04-06-01/6 (п. 1).

<3> На необходимость ведения до 2013 г. «упрощенцем» бухучета и формирования бухгалтерской отчетности в этих целях указано, в частности, в Письме Минфина России от 17.02.2011 N 03-11-10/05.

<4> На необходимость ведения до 2013 г. «упрощенцем» бухучета и формирования бухгалтерской отчетности в этих целях указано, в частности, в Письме Минфина России от 20.01.2009 N 07-02-06/07. По данному вопросу см. также Постановления ФАС Уральского округа от 05.09.2012 N Ф09-10495/10 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 26.12.2012 N ВАС-17523/12), ФАС Северо-Кавказского округа от 25.04.2012 N А63-2480/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 21.08.2012 N ВАС-10572/12).

<5> На необходимость ведения до 2013 г. «упрощенцем» бухучета и формирования бухгалтерской отчетности в этих целях указано, в частности, в Письмах Минфина России от 15.10.2009 N 03-11-09/349, от 20.01.2009 N 07-02-06/07, от 18.06.2008 N 07-05-06/137.

 

Примечание

Также Закон N 129-ФЗ не освобождал от обязанности вести бухгалтерский учет организации, которые совмещали УСН и ЕНВД. Подробнее об этом вы можете узнать в разделе «Ситуация: Нужно ли было до 2013 г. вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию, если организация совмещала УСН и ЕНВД?».

 

1.4.2.1. УПРОЩЕНИЕ СПОСОБОВ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МИКРОПРЕДПРИЯТИЯМИ И ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПРИМЕНЯЮЩИМИ УСН

 

Организациям, которые являются субъектами малого предпринимательства, предоставлена возможность существенно упростить ведение бухучета.

В первую очередь это относится к микропредприятиям. При этом многие «упрощенцы» могут быть признаны субъектами малого предпринимательства, в том числе и микропредприятиями.

Сразу отметим, что положения ст. 4 Закона N 209-ФЗ допускают отнесение к субъектам малого предпринимательства, в том числе и к микропредприятиям, индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет (ст. 346.24 НК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Поэтому в настоящем разделе мы рассматриваем способы упрощения бухучета исключительно организациями.

Так, хозяйствующие субъекты могут быть отнесены к микропредприятиям, если одновременно соблюдаются следующие требования:

— средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий не превышает 15 человек (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);

— выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не превышает 60 млн руб. (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, абз. 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101).

Кроме того, для организаций должны быть соблюдены условия участия в них РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, отдельных организаций или физических лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Порядок упрощения способа ведения бухгалтерского учета представлен в Информации Минфина России N ПЗ-3/2012. Данным документом предусмотрено несколько способов упрощения системы бухгалтерского учета. Рассмотрим их.

Во-первых, для микропредприятий предусмотрена возможность вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи). Такой способ ведения бухучета должен быть закреплен в учетной политике организации (п. 2.1 Информации Минфина России N ПЗ-3/2012). Обязанность закрепления в учетной политике указанного способа ведения бухгалтерского учета также установлена Приказом Минфина России от 18.12.2012 N 164н, п. 6.1 ПБУ 1/2008.

Во-вторых, микропредприятия имеют возможность сократить количество синтетических счетов в принимаемом ими рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с типовым Планом счетов (п. 3 Информации Минфина России N ПЗ-3/2012).

В-третьих, микропредприятия могут применять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. Такая форма бухгалтерского учета может быть двух видов (п. 4 Информации Минфина России N ПЗ-3/2012):

— без использования (простая форма) регистров бухгалтерского учета имущества;

— с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

В-четвертых, для микропредприятий, не являющихся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, предусмотрена возможность применять отдельные нормы положений о бухгалтерском учете в особом порядке (п. п. 5, 6, 10, 11, 13, 14 Информации Минфина России N ПЗ-3/2012).

Работать на УСН могут не только микропредприятия, но и другие субъекты малого предпринимательства, если величина их доходов соответствует условиям применения этого спецрежима (п. 4 ст. 346.13 НК РФ, пп. «б» п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона 209-ФЗ, абз. 2, 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101).

Для таких налогоплательщиков-организаций предусмотрены все перечисленные способы упрощения бухгалтерского учета, за исключением возможности не применять двойную запись (п. п. 3 — 14 Информации Минфина России N ПЗ-3/2012).

В завершение отметим, что при упрощении ведения бухгалтерского учета организация должна отразить данную информацию в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

 

Примечание

Подробнее об учетной политике «упрощенца» для целей бухгалтерского учета читайте в разд. 1.5.2 «Особенности учетной политики для целей бухгалтерского учета».

О том, как «упрощенец» — субъект малого предпринимательства может реализовать в учетной политике право упростить способы ведения бухгалтерского учета, вы узнаете в материале «Учетная политика ООО «Груз-такси» для целей бухгалтерского учета и налогообложения».

 

1.4.3. НУЖНО ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯМ ПРИ УСН ПРЕДСТАВЛЯТЬ БУХГАЛТЕРСКУЮ ОТЧЕТНОСТЬ В НАЛОГОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ?

 

Все организации должны вести бухгалтерский учет (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Для организаций, применяющих УСН, исключений не установлено.

Также по общему правилу организации обязаны представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Отметим, что для некоторых экономических субъектов Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ предусмотрено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 4 ст. 6 данного Закона). В частности, такая возможность предусмотрена для:

— субъектов малого предпринимательства.

 

Примечание

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

О том, как упростить ведение бухгалтерского учета субъектам малого предпринимательства, вы можете узнать в разд. 1.4.2.1 «Упрощение способов ведения бухгалтерского учета микропредприятиями и другими субъектами малого предпринимательства, применяющими УСН»;

 

— некоммерческих организаций.

Перечень экономических субъектов, которые не применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предусмотрен ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

 

Нужно ли было до 2013 г. организациям при УСН представлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию?

 

Напомним, что до 2013 г. организации, применявшие УСН, не должны были представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следовало из пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. В нем было указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 129-ФЗ.

Контролирующие органы также не требовали от организаций, которые применяли УСН, представлять бухгалтерскую отчетность (Письма ФНС России от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@, УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/079016@).

Отметим, что Законы N 208-ФЗ и N 14-ФЗ, которые содержали нормы о бухгалтерском учете в обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах, также не требовали представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.

Дополнительно в Письме от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@ ФНС России подчеркивала, что организации-«упрощенцы» не могли быть привлечены к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за то, что не сдали бухгалтерскую отчетность.

 

СИТУАЦИЯ: Нужно ли было до 2013 г. вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию, если организация совмещала УСН и ЕНВД?

 

С 1 января 2013 г. все организации независимо от применяемого налогового режима должны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ст. 32 Закона N 402-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, Письма Минфина России от 04.02.2013 N 07-01-06/2253, от 23.10.2012 N 03-11-09/80, от 26.03.2012 N 03-11-06/2/46). В том числе это касается также организаций, совмещающих УСН и ЕНВД.

Напомним, что до 2013 г. организации, применяющие УСН, были освобождены от ведения бухгалтерского учета и представления соответствующей отчетности в налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 3 ст. 4 Закона 129-ФЗ).

Однако, если организация совмещала УСН и ЕНВД, она была обязана:

— вести бухгалтерский учет;

— представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.

Дело в том, что законодательство не освобождало организации, которые платили ЕНВД, от данных обязанностей. Это следовало из п. 3 ст. 4, ст. 15 Закона N 129-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Как указывали контролирующие органы, если организация применяла два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухгалтерского учета, то она должна была представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации (Письма Минфина России от 03.07.2012 N 03-11-06/3/43, от 29.09.2009 N 03-11-06/3/239, от 13.02.2009 N 03-11-09/51, от 20.05.2008 N 03-11-04/3/251, ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-4-3/4262@, УФНС России по г. Москве от 05.10.2010 N 16-15/104035).

К такому же выводу приходили и арбитражные суды (Постановления ФАС Уральского округа от 22.11.2011 N Ф09-7643/11, от 15.01.2008 N Ф09-11165/07-С3).

 

1.5. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ УСН: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ (СОСТАВЛЕНИЯ), ОБРАЗЕЦ

 

Учетная политика — это внутренний документ организации, в котором закреплен порядок учета хозяйственных операций. В зависимости от назначения выделяют два вида учетной политики:

— учетная политика для целей налогообложения (налоговая учетная политика);

— учетная политика для целей бухгалтерского учета.

 

Примечание

На практике иногда выделяют еще один вид учетной политики — для управленческих целей. Однако затраты времени и труда на ведение управленческого учета оправданны на крупных предприятиях. Объем хозяйственных операций у тех, кто применяет УСН, как правило, не такой большой, что позволяет им получать необходимую информацию, используя бухгалтерскую отчетность.

С образцом учетной политики «упрощенца» вы можете ознакомиться в материале «Учетная политика ООО «Груз-такси» для целей бухгалтерского учета и налогообложения».

 

Налоговая учетная политика — это документ, в котором налогоплательщик закрепляет выбранные им способы (методы) учета доходов, расходов и иных показателей, необходимых для целей налогообложения (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Глава 26.2 НК РФ не обязывает «упрощенцев» разрабатывать учетную политику для целей налогообложения. В то же время отдельные положения этой главы предоставляют право выбора порядка учета определенных операций (например, вы можете выбрать объект налогообложения). Для реализации этого права вам и понадобится учетная политика. В ней можно установить способ учета, который вы выбрали для себя. С помощью учетной политики вы также сможете доказать обоснованность применения тех или иных методов налогового учета при возникновении споров с контролирующими органами.

Таким образом, налогоплательщикам, применяющим УСН, целесообразно разработать и утвердить учетную политику для целей налогообложения.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета — это документ, в котором отражены все принятые организацией способы ведения бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Все организации, в том числе применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет, в связи с чем они самостоятельно формируют свою учетную политику на основании законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартов (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ).

Далее мы расскажем об особенностях налоговой учетной политики и учетной политики для целей бухгалтерского учета применительно к УСН, о порядке их формирования и изменения, а также об особенностях учетной политики для тех, кто совмещает УСН и ЕНВД.

Быстро перейти к нужному разделу вы можете по следующим ссылкам:

разд. 1.5.1. Особенности учетной политики для целей УСН

разд. 1.5.2. Особенности учетной политики для целей бухгалтерского учета

разд. 1.5.3. Внесение изменений в учетную политику

разд. 1.5.4. Особенности формирования (составления), изменения, оформления учетной политики при применении УСН и ЕНВД

разд. 1.5.5. Должны ли индивидуальные предприниматели формировать учетную политику?

 

1.5.1. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УСН

 

Содержание учетной политики налогоплательщиков с объектом налогообложения «доходы» и тех, кто выбрал объектом «доходы минус расходы», существенно различается. Но в то же время есть и общие моменты.

Рассмотрим основные положения, которые, по нашему мнению, следует закрепить в учетной политике для целей УСН.

 

Раздел учетной политики Основание
Общие положения
Объект налогообложения Статья 346.14 НК РФ.Налогоплательщик вправе выбрать объект налогообложения, а также ежегодно изменять его (п. 2 ст. 346.14).

 

Примечание

О том, как «упрощенец» может отразить в учетной политике объект налогообложения, вы узнаете в материале «Учетная политика ООО «Груз-такси» для целей бухгалтерского учета и налогообложения»

Способ ведения Книги учета доходов и расходов Статья 346.24 НК РФ, Приказ Минфина России от 22.10.2012 N 135н.Налогоплательщик может вести Книгу учета доходов и расходов в документарной или электронной форме (п. 1.4 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов).

 

Примечание

О том, как «упрощенец» может отразить в учетной политике способ ведения Книги учета доходов и расходов, вы узнаете в материале «Учетная политика ООО «Груз-такси» для целей бухгалтерского учета и налогообложения»

Особенности учетной политики, если объект налогообложения «доходы»
Порядок принятия к вычету взносов на обязательное социальное страхование Пункт 3.1 ст. 346.21 НК РФ.Данная норма не детализирует порядок принятия к вычету сумм уплаченных на социальное страхование взносов, пособий по временной нетрудоспособности и платежей по договорам страхования работников на случай их временной нетрудоспособности.

Налогоплательщику следует самостоятельно разработать такой порядок

Порядок отражения расходов в Книге учета доходов и расходов Статья 346.24 НК РФ, Приказ Минфина России от 22.10.2012 N 135н.Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы», вправе по своему усмотрению отражать расходы в графе 5 разд. I Книги учета доходов и расходов <*>
Особенности учетной политики, если объект налогообложения «доходы минус расходы»
Метод оценки товаров, приобретенных для перепродажи Подпункт 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.Налогоплательщик вправе выбрать один из методов оценки товаров, приобретенных для перепродажи:

— по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

— по средней стоимости;

— по стоимости единицы товара

Порядок списания на расходы стоимости основных средств, оплаченных частично Подпункт 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.Налоговый кодекс РФ подробно данный порядок не регламентирует, поэтому налогоплательщик может отразить существенные для него детали в учетной политике

 

———————————

<*> Если вы применяете УСН с объектом налогообложения «доходы», то в графе 5 разд. I вы должны указать следующие фактически осуществленные расходы:

— расходы, предусмотренные условиями получения выплат на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства (абз. 4 п. 2.5 Порядка заполнения);

— расходы за счет средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (абз. 5 п. 2.5 Порядка заполнения).

 

Примечание

О том, какие положения необходимо отразить в учетной политике при совмещении УСН и ЕНВД, см. в разд. 1.5.4 «Особенности формирования (составления), изменения, оформления учетной политики при применении УСН и ЕНВД».

 

Утверждает налоговую учетную политику руководитель организации своим приказом или распоряжением (п. 12 ст. 167, абз. 5 ст. 313 НК РФ).

 

1.5.2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Ведение бухгалтерского учета является обязательным для всех организаций, в том числе и для «упрощенцев» (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ст. 32 Закона N 402-ФЗ, Письма Минфина России от 04.02.2013 N 07-01-06/2253, от 23.10.2012 N 03-11-09/80, от 26.03.2012 N 03-11-06/2/46).

Поэтому все организации, в том числе применяющие УСН, самостоятельно формируют свою учетную политику на основании законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартов (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ).

Кроме того, при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта должен быть выбран один способ ведения бухгалтерского учета из допускаемых федеральными стандартами. Если в отношении конкретного объекта не установлен способ ведения бухгалтерского учета, то он разрабатывается самостоятельно исходя из требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов (ч. 3, 4 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). При этом до утверждения соответствующих федеральных стандартов применяются правила, утвержденные уполномоченными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 данного Закона).

В настоящее время правила формирования и раскрытия учетной политики организаций устанавливает ПБУ 1/2008. На основании данного документа при формировании учетной политики утверждаются (п. 4 ПБУ 1/2008):

— рабочий план счетов бухгалтерского учета.

В нем должен содержаться полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета (см. также абз. 4 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н);

— формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Отметим, что первичные документы, а также регистры бухгалтерского учета могут составляться как в бумажном, так и в электронном виде (при наличии электронной подписи) (ч. 5 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ);

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

— способы оценки активов и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

Примечание

О том, как «упрощенец» может закрепить перечисленные положения в учетной политике, вы узнаете в материале «Учетная политика ООО «Груз-такси» для целей бухгалтерского учета и налогообложения».

 

Учетная политика организации должна обеспечивать в том числе полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (п. 6 ПБУ 1/2008).

Если организация, применяющая УСН, является экономическим субъектом, указанным в ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, то для нее предусмотрена возможность упрощения способов ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 20 Закона N 402-ФЗ).

 

Примечание

О том, как упростить ведение бухгалтерского учета субъектам малого предпринимательства, вы можете узнать в разд. 1.4.2.1 «Упрощение способов ведения бухгалтерского учета микропредприятиями и другими субъектами малого предпринимательства, применяющими УСН».

 

При упрощении ведения бухгалтерского учета организация должна отразить данную информацию в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

 

Особенности учетной политики для целей бухгалтерского учета до 2013 г.

 

Напомним, что до 2013 г. организации при работе на УСН освобождались от ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Закона 129-ФЗ).

Однако в большинстве случаев у организаций-«упрощенцев» возникала необходимость вести бухучет в силу иных законов (Гражданский кодекс РФ, Законы N 208-ФЗ и N 14-ФЗ).

В связи с этим обозначим два вопроса, которые «упрощенцу» необходимо было обязательно отразить в своей учетной политике до 2013 г.:

1) объем, в котором осуществлялся бухгалтерский учет: по всем хозяйственным операциям или только в отношении объектов основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ, п. п. 1, 3 ПБУ 1/2008).

 

Примечание

Подробнее о ведении бухгалтерского учета при применении УСН читайте в разд. 1.4.2 «Ведение бухгалтерского учета при УСН»;

 

2) минимальная стоимость основных средств. От этого зависело, какое имущество со сроком полезного использования свыше 12 месяцев вы учитывали в составе материально-производственных запасов, а какое — в составе основных средств (абз. 4 п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

 

Примечание

Подробнее об установлении минимальной стоимости основных средств читайте в разделе «Ситуация: В каких случаях малоценное имущество облагается налогом» Практического пособия по налогу на имущество организаций.

 

За формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета отвечал главный бухгалтер организации (п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ). Утверждал учетную политику руководитель организации своим приказом или распоряжением (п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ).

 

1.5.3. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В УЧЕТНУЮ ПОЛИТИКУ

 

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщикам право вносить изменения в налоговую учетную политику. В частности, порядок ведения налогового учета корректируется в следующих случаях (абз. 6 ст. 313 НК РФ):

1) при изменении законодательства о налогах и сборах;

2) при изменении налогоплательщиком применяемых методов учета.

В первом случае налогоплательщик обязан привести порядок учета в соответствие с законодательством и внести изменения в свою учетную политику. При этом новая учетная политика применяется не ранее чем вступят в силу изменения законодательства. Если же новые положения законодательства распространяются на прошедший период, налогоплательщик должен внести изменения в учетную политику этого периода (Письмо ФНС России от 19.05.2009 N 3-2-13/74).

Во втором случае налогоплательщик использует свое право изменить применяемые методы учета (например, при смене объекта налогообложения). Новый порядок учета может применяться только с начала следующего налогового периода.

 

Примечание

На практике налогоплательщики формируют и утверждают учетную политику для целей налогообложения на каждый календарный год.

 

Отметим, что вы обязаны изменить (дополнить) учетную политику для целей налогообложения, если начали осуществлять новые виды деятельности. В этой ситуации в учетной политике вам необходимо закрепить принципы и порядок учета операций по новым видам деятельности (абз. 7 ст. 313 НК РФ).

Любые изменения и дополнения к налоговой учетной политике утверждаются приказом или распоряжением руководителя организации.

Что касается учетной политики для целей бухгалтерского учета, то она должна применяться последовательно из года в год с момента создания организации. Такие правила закреплены в ч. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ.

Основаниями для внесения изменений в учетную политику могут быть следующие события (ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 10 ПБУ 1/2008):

1) изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

 

Примечание

Не является изменением учетной политики закрепление способа учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации (п. 10 ПБУ 1/2008).

 

Изменения бухгалтерской учетной политики должны вводиться с начала финансового года, если иная дата не обусловлена самой причиной внесения изменений (ч. 7 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 12 ПБУ 1/2008). Изменения в учетную политику должен утвердить руководитель организации путем издания соответствующего приказа или распоряжения (ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. п. 8, 11 ПБУ 1/2008).

 

Внесение изменений в учетную политику до 2013 г.

 

Напомним, что до 2013 г. порядок формирования учетной политики был установлен Законом N 129-ФЗ. Внесение изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета до конца 2012 г. допускалось в следующих случаях (п. 4 ст. 6 Закона N 129-ФЗ):

1) при изменении законодательных или иных нормативных актов Российской Федерации в области бухгалтерского учета;

2) если организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета. При этом новые способы должны повышать степень достоверности отражения фактов хозяйственной деятельности либо уменьшать трудоемкость учета (п. 10 ПБУ 1/2008);

3) при существенных изменениях условий деятельности организации. В соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 такие изменения могут быть связаны с реорганизацией, изменением вида деятельности и другими подобными обстоятельствами.

Изменения бухгалтерской учетной политики должны были вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6 Закона N 129-ФЗ). При этом информацию об изменениях в учетной политике организация должна была раскрыть в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором вводились изменения (п. 4 ст. 13 Закона N 129-ФЗ).

 

1.5.4. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ (СОСТАВЛЕНИЯ), ИЗМЕНЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УСН И ЕНВД

 

При совмещении УСН и ЕНВД вам необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по каждому применяемому налоговому режиму (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ не содержит прямых положений о том, как именно должен быть организован раздельный учет. Поэтому, если вы совмещаете два указанных спецрежима, вам необходимо разработать такой порядок самостоятельно, с учетом особенностей своей деятельности, и отразить его в налоговой учетной политике и учетной политике для целей бухгалтерского учета. При этом важно, чтобы такой порядок позволял однозначно отнести те или иные показатели к соответствующим видам деятельности. Такие разъяснения дает и Минфин России (Письмо от 24.09.2010 N 03-11-06/3/132).

 

Примечание

Чтобы организовать раздельный бухгалтерский учет, в рабочем плане счетов организации необходимо предусмотреть открытие субсчетов для учета операций, относящихся к разным спецрежимам. Подробнее об этом читайте в разд. 6.3 «Порядок ведения раздельного учета» Практического пособия по ЕНВД.

 

В остальном формирование, изменение и оформление учетной политики при совмещении УСН и ЕНВД происходят по общим правилам, рассмотренным выше.

 

1.5.5. ДОЛЖНЫ ЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ФОРМИРОВАТЬ УЧЕТНУЮ ПОЛИТИКУ?

 

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет. Поэтому им также не нужно принимать учетную политику для целей бухгалтерского учета (ст. 346.24 НК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

Что касается учетной политики для целей налогообложения, то по смыслу п. 2 ст. 11 НК РФ ее должен формировать налогоплательщик. Никаких специальных исключений из этого правила для индивидуальных предпринимателей Налоговый кодекс РФ не предусматривает.

Следовательно, индивидуальный предприниматель — плательщик единого налога формирует налоговую учетную политику для целей УСН в том же порядке, что и организации.

Утверждает учетную политику сам индивидуальный предприниматель путем издания соответствующего приказа или распоряжения.

1.6. ВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ УСН

 

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие «упрощенку», обязаны соблюдать правила ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11 НК РФ). Эти правила установлены Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указание N 3210-У).

Рассмотрим основные правила ведения кассовых операций, действующие в настоящее время.

  1. Организации должны самостоятельно установить лимит остатка наличных денег в кассе. Порядок расчета лимита установлен Приложением к Указанию N 3210-У. Согласовывать величину лимита с банком не требуется: достаточно издать внутренний распорядительный документ, например приказ (п. 2 Указания N 3210-У).

При наличии у организации обособленного подразделения лимит остатка наличных денег определяется в следующем порядке:

— обособленному подразделению, сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном для юридического лица (абз. 4 п. 2 Указания N 3210-У);

— обособленному подразделению, сдающему наличные деньги в кассу юридического лица, также определяется лимит остатка наличных денег. При этом юридическое лицо определяет лимит остатка с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям (абз. 5 п. 2 Указания N 3210-У).

Индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать (п. 2 Указания N 3210-У).

 

Примечание

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства установлены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

 

  1. Денежные средства юридического лица сверх установленного лимита должны храниться на банковских счетах (абз. 7 п. 2 Указания N 3210-У). Превышение организацией лимита допускается (абз. 8 п. 2 Указания N 3210-У):

— в дни выдачи зарплаты, стипендий и прочих выплат, включенных в фонд заработной платы или имеющих социальный характер.

 

Примечание

Хранить суммы, предназначенные для выдачи заработной платы, стипендий и прочих выплат работникам, организация вправе в течение пяти рабочих дней, включая день, в котором получены денежные средства на эти нужды с банковского счета (п. 6.5 Указания N 3210-У);

 

— в выходные и нерабочие праздничные дни, если в эти дни юридическим лицом осуществляются кассовые операции.

  1. Все кассовые операции юридические лица должны оформлять кассовыми документами (приходный кассовый ордер 0310001, расходный кассовый ордер 0310002) и отражать в кассовой книге 0310004 (пп. 4.1, 4.6 п. 4 Указания N 3210-У).

При наличии старшего кассира ведется книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005, где отражается передача наличных денег между ним и другими кассирами (пп. 4.5 п. 4 Указания N 3210-У).

Формы указанных документов утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

 

Примечание

Напомним, что унифицированные формы документов не являются обязательными к применению. Формы первичных учетных документов определяются самим хозяйствующим субъектом (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Обязательными к применению являются формы тех документов, которые используются в качестве первичных учетных документов и установлены уполномоченными органами на основании других федеральных законов и в соответствии с ними, например кассовые документы (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

Об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов см. комментарий.

 

При этом индивидуальным предпринимателям, если они ведут в соответствии с законодательством РФ учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, предоставлено право не оформлять кассовые документы и не вести кассовую книгу 0310004 (пп. 4.1, 4.6 п. 4 Указания N 3210-У).

  1. Хранение документов по кассовым операциям, оформленных на бумажном носителе или в электронном виде, организуется руководителем (абз. 4 пп. 4.7 п. 4 Указания N 3210-У).
  2. Прием и выдачу наличных денежных средств следует осуществлять с соблюдением общих правил, установленных пп. 5.1 п. 5, пп. 6.1 — 6.3 п. 6 Указания N 3210-У. При этом меры по обеспечению сохранности денежных средств, в том числе условия их хранения и транспортировки, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия денег в кассе, организации и предприниматели определяют самостоятельно (п. 7 Указания N 3210-У).

За нарушение правил ведения кассовых операций организации и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. Штраф для организации составит от 40 000 до 50 000 руб., а для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 4000 до 5000 руб. (абз. 2 ст. 2.4, ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Помимо требований, установленных Указанием N 3210-У, существуют также иные правила совершения операций с наличными денежными средствами. Так, объем наличных расчетов между организациями и индивидуальными предпринимателями не должен превышать 100 000 руб. (либо сумму, эквивалентную 100 000 руб., при расчетах в иностранной валюте) по одному договору. Эта величина установлена п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У, принятого в рамках его компетенции (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

За превышение предельного размера расчетов наличными средствами к организациям и индивидуальным предпринимателям применяется административный штраф (абз. 2 ст. 2.4, ст. 15.1 КоАП РФ).

Кроме того, «упрощенцы» обязаны использовать контрольно-кассовую технику и выполнять другие требования Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (п. 1 ст. 2 данного Закона, пп. 5.2 п. 5 Указания N 3210-У). Эта обязанность возникает у вас, если оплату за проданные товары (работы, услуги) вы получаете наличными средствами и (или) с использованием платежных карт (п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) <1>. За неиспользование ККТ вас могут привлечь к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

———————————

<1> Из данного правила есть исключения. Так, ККТ можно не применять:

— при оказании услуг населению в случае выдачи бланка строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);

— при осуществлении деятельности, облагаемой ЕНВД (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);

— при осуществлении индивидуальными предпринимателями видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);

— при осуществлении видов деятельности, определенных в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, в отдаленных или труднодоступных местах;

— некоторым аптечным и медицинским организациям, указанным в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.

 

Подробнее об особенностях проведения и документального оформления расчетов за товары (работы, услуги) наличными денежными средствами см. в Путеводителе по сделкам.

 

В заключение отметим, что существуют также ограничения на совершение операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте. Они установлены Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ.

 

Ведение организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых операций при УСН с 1 января 2012 г. до 1 июня 2014 г.

 

Как и в настоящее время, в период с 1 января 2012 г. до 1 июня 2014 г. организации и индивидуальные предприниматели, применявшие «упрощенку», обязаны были соблюдать правила ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11 НК РФ). В рассматриваемый период эти правила были установлены Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее — Положение N 373-П).

Отметим, что правила ведения кассовых операций, предусмотренные Положением N 373-П, аналогичны правилам, предусмотренным Указанием N 3210-У. Однако правила, установленные Положением N 373-П, не предусматривали никаких исключений для индивидуальных предпринимателей, субъектов малого предпринимательства.

 

1.6.1. ВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ УСН (ДО 1 ЯНВАРЯ 2012 Г.)

 

До 1 января 2012 г. кассовые операции осуществлялись в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее — Порядок).

Из текста Порядка следовало, что он обязателен для применения предприятиями, объединениями, организациями и учреждениями различных организационно-правовых форм независимо от сферы деятельности (п. 1 Порядка). Индивидуальные предприниматели в Порядке не были указаны.

Тем не менее ФНС России и Центральный банк РФ считали, что предприниматели должны применять установленный для организаций Порядок (см., например, Письма УФНС России по г. Москве от 20.01.2009 N 19-11/003082, от 16.01.2007 N 18-12/3/002583, Банка России от 17.07.2006 N 08-17/2540). Аналогичную позицию высказал и Верховный Суд РФ (Решение от 15.09.2008 N ГКПИ08-1000).

Руководствуясь этим подходом, налоговые органы привлекали индивидуальных предпринимателей к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за несоблюдение Порядка.

Рассмотрев данную ситуацию, Президиум ВАС РФ пришел к противоположному выводу (Постановление от 29.06.2010 N 1411/10). Суд указал, что Порядок предназначен только для организаций и не распространяется на индивидуальных предпринимателей. В связи с этим их нельзя оштрафовать по ст. 15.1 КоАП РФ. Позже Минфин России также признал, что на индивидуальных предпринимателей требования Порядка не распространялись (Письмо от 02.03.2011 N 03-01-10/1-15).

Таким образом, после выхода указанного Постановления ВАС РФ индивидуальный предприниматель мог рассчитывать на судебную защиту в случае привлечения к ответственности за несоблюдение Порядка.

Далее мы кратко изложим основные требования, которые следовало выполнять, чтобы Порядок считался соблюденным. Так, необходимо было:

1) соблюдать лимит наличных денежных средств в кассе. Указанный лимит необходимо было согласовать с банком. Накапливать в своей кассе наличные денежные средства сверх лимита запрещалось. Всю денежную наличность сверх лимита нужно было сдавать в банк (п. п. 5, 6, абз. 2 п. 7 Порядка);

2) оборудовать кассу — помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Помещение кассы должно было быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещался (п. п. 3, 29 Порядка);

3) вести кассовую книгу и отражать в ней все поступления и выдачи наличных средств (п. п. 3, 22 Порядка). При оформлении приема и выдачи наличных денежных средств необходимо было использовать установленные формы первичной учетной документации.

Отметим, что до 1 января 2012 г., как и в настоящее время, организации и индивидуальные предприниматели при совершении операций с наличными деньгами должны были руководствоваться также следующими правилами:

— соблюдать предельный размер расчетов наличными средствами — 100 000 руб. по одному договору (п. 1 Указаний Банка России от 20.06.2007 N 1843-У);

— использовать контрольно-кассовую технику в случаях, когда оплата товаров (работ, услуг) поступала наличными средствами и (или) с использованием платежных карт (п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, абз. 2 п. 3 Порядка);

— выполнять требования Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при работе с наличными денежными средствами в иностранной валюте.

Нарушение Порядка, а также несоблюдение иных правил совершения операций с наличными деньгами, могло повлечь административный штраф в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code