МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы работы с молодыми специалистами, их адаптации, повышения профессиональной квалификации, роли наставника и руководителя в оказании помощи начинающему работнику.

 

Эффективная организация работы с молодыми специалистами, содействие их скорейшей адаптации к служебной деятельности, основанные на системном подходе, — залог успешного прохождения службы в органах прокуратуры, формирования высокопрофессионального кадрового корпуса прокурорских работников.

Ежегодно кадровый состав работников прокуратуры всех звеньев пополняется молодыми специалистами. Это выпускники юридических факультетов высших учебных заведений, а также молодые люди с незначительным опытом работы по юридической специальности.

Безусловно, переход вчерашнего студента в новую для него сферу, сферу профессиональную неизбежно сопровождается, особенно на первоначальном этапе, трудностями разного свойства, поскольку меняется не только привычная среда и характер деятельности, но и статус человека, требующий самостоятельного принятия решений и персональной ответственности за них. Молодому человеку приходится решать уже не учебные, а профессиональные, жизненные, а порой судьбоносные вопросы, на которые нет готовых ответов.

Важность работы с молодыми специалистами нельзя недооценивать и относиться к этому вопросу без должного внимания, отодвигая его на последний план. С самого начала деятельность руководителя, не организовавшего на месте должным образом работу по скорейшей адаптации, выполнению плана подготовки молодого специалиста, повышению профессиональной квалификации, неизбежно повлечет негативные последствия.

С первого дня работы в органах прокуратуры молодой специалист выполняет некоторые вполне серьезные задачи, поскольку на него в равной степени, как и на работников, прослуживших не один год, возлагаются служебные обязанности. Ведь у прокуратуры многогранная деятельность, а значит, по определению не может быть легких задач. Времени на раскачку по большому счету нет. Молодой специалист с первых дней работы поддерживает государственное обвинение в суде, участвует в гражданских процессах, занимается правовым просвещением, проводит проверки исполнения законодательства и др.

Нередко случается, что, окунувшись в рабочую среду, уже в ближайшее время после начала службы молодой специалист начинает терять уверенность в своих силах и знаниях, понимать, что недооценил сложность профессии, и подумывает о поиске другой работы. Чтобы избежать подобной ситуации, ему необходимо своевременно оказать соответствующую помощь. Пускать процесс на самотек, как бывает на практике, и оставлять молодого работника один на один со служебными задачами, личными и профессиональными проблемами ни в коем случае нельзя.

Руководители прокуратур городов и районов знают, как необоснованное прокурорское реагирование, неправильная оценка характера нарушения, вызванная вместе с тем непрофессиональным подходом, дает повод для нападок на прокурорскую систему. Немалая часть ошибок и просчетов в работе прокуратур имеет в своей основе именно недооценку руководителями значения работы с молодыми специалистами.

Вопросы повышения профессиональной квалификации прокурорских работников, совершенствования системы их подготовки, работы с молодыми специалистами, наставничества регламентируются Приказом Генерального прокурора РФ от 4 октября 2010 г N 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации».

В нем предписано исходить из того, что основными целями профессиональной подготовки являются: развитие у работников органов прокуратуры профессионально-психологических качеств и навыков, необходимых для успешного решения конкретных практических задач; совершенствование стиля и методов работы руководителей органов прокуратуры по управлению, обучению и воспитанию подчиненных работников, внедрению в практику передовых форм и методов работы, основ научной организации труда; продвижение по службе.

Отдельным блоком в этом Приказе прописаны вопросы наставничества, работы с молодыми специалистами. В частности, указано, что необходимо развивать институт наставничества, максимально используя его возможности для передачи необходимых практических навыков молодым прокурорским работникам, имеющим стаж службы в органах прокуратуры менее одного года, а также для формирования у них добросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей; привлекать к работе с молодыми специалистами ветеранов органов прокуратуры и наиболее опытных прокурорских работников.

Вместе с тем приказано уделять особое внимание приобретению молодыми специалистами навыков прокурорской деятельности, обеспечивать индивидуальное планирование их профессиональной подготовки, составление и реализацию планов предаттестационной подготовки, а также индивидуальных планов, предусматривающих поэтапное ознакомление со всеми видами прокурорской деятельности, методиками расследования преступлений различных категорий, изучение нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов. Приказано систематически анализировать качество подготовки молодых специалистов к служебной деятельности в органах прокуратуры, умение применять полученные ими знания и навыки на практике, вносить предложения по их совершенствованию; в целях повышения эффективности профессиональной подготовки молодых специалистов периодически планировать их участие в работе комиссий по проверке нижестоящих органов прокуратуры, а также обеспечивать их участие в надзорных проверках, проводимых наставниками.

В законодательных актах понятия «молодой специалист» как такового нет. Условно под категорию молодых специалистов подпадают выпускники учебных заведений, не имеющие практического опыта работы или с небольшим опытом.

Не только сегодня, но и во все времена существовала проблема адаптации начинающего работника на новом месте работы, в новом коллективе. Вроде на первый взгляд все просто, но, как говорил Скилеф, «простота дается непросто». С чего начать? Как правильно подойти к решению возложенных практических задач и не наломать дров? Как стать своим в коллективе? На самом деле проблема не из простых. По этому вопросу можно найти много научных трудов, но только одних теоретических познаний явно недостаточно.

Прохождение службы в органах прокуратуры, как и служба в других органах, предъявляет определенные требования.

При оценке профессиональных и моральных качеств молодого работника необходимо учитывать положения, содержащиеся в Кодексе этики прокурорского работника РФ и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры РФ, утвержденных Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г N 114. Важно наличие у работника таких морально-этических качеств, как: повышенная ответственность, честность, правильная самооценка, развитый интеллект, эрудиция, аналитические способности, деловитость, работоспособность и готовность трудиться в сложных условиях психофизических перегрузок.

Опыт работы с кадрами показывает, что руководителю необходимо с первых дней уделить внимание молодому работнику. Все они разные, у каждого свой субъективный взгляд на жизнь, каждый по-своему мотивирует выбор профессии, проявляет интеллект и широту кругозора.

Деятельность прокурора городского и районного звена в силу своей специфики не сводится исключительно к организации работы подчиненного коллектива по реализации надзорных полномочий и решению практических задач. Прокурор одновременно решает различные вопросы, особая роль при этом отводится организации работы с кадрами, с молодыми специалистами, их адаптации, повышению профессиональной квалификации.

С появлением нового работника возникает необходимость скорректировать распоряжение о распределении должностных обязанностей, четко и рационально распределив в нем нагрузку.

В практике работы прокуратуры г. Астрахани в обязательном порядке предварительно проводится беседа прокурора с молодым работником с целью выявления личностных особенностей, степени профессиональной подготовки и эрудиции, обладания нужными моральными качествами и подбора, таким образом направлений надзорной деятельности. В случае если работник до этого непродолжительное время прослужил в другой прокуратуре, учитываются вопросы, которые входили в круг его служебных обязанностей, выясняется, насколько эффективно он с ними справлялся.

В условиях динамично обновляющегося законодательства, при возрастающих требованиях к профессиональной подготовке прокурорских работников важное значение приобретает работа по повышению их профессиональной квалификации, которая должна проводиться постоянно и, самое главное, качественно.

Наибольшую сложность для молодых специалистов (как показывает практика) представляет поддержание ими в суде государственного обвинения. Одних только знаний, полученных в вузах, недостаточно для того, чтобы грамотно и эффективно поддержать в суде государственное обвинение, проявить ораторские способности, логично выстроить тактику представления доказательств и уверенно держаться в судебном заседании, убедительно выступить в прениях сторон.

Во исполнение Приказа Генерального прокурора РФ от 4 октября 2010 г. N 373, а также Приказа от 25 декабря 2012 г. N 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (который предписывает постоянно совершенствовать организационные основы этой деятельности, обеспечить квалифицированное участие прокуроров в судебном разбирательстве, повышать профессиональный уровень государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах, организовать надежную систему профессиональной учебы, постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекать к участию в проведении учебных мероприятий опытных практических работников, а там, где это возможно, — ученых-юристов, изучать и распространять положительный опыт работы, внедрять в практику хорошо зарекомендовавшие себя формы обучения, включая деловые игры) в прокуратуре г. Астрахани повышенное внимание уделяется вопросам качества поддержания в суде государственного обвинения молодыми работниками, не имеющими достаточного практического опыта.

С этой целью на системной основе в прокуратуре проводятся межведомственные учебно-методические семинары, на которых предметно изучаются различные вопросы, следующие из поддержания в суде государственного обвинения. К проведению таких семинаров привлекаются опытные практические работники, главный специалист-психолог прокуратуры области, психологи вузов, во взаимодействии с образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридического профиля — преподаватели.

В частности, проведены семинарские занятия по темам «Стрессы во время публичного выступления и пути их преодоления», «Этические основы судебных прений и особенности речи государственного обвинителя в суде», «Особенности ораторского искусства и способности убеждения во время публичного выступления», «Методика подготовки к публичному выступлению, тактика представления доказательств».

Проведение семинаров заметно облегчило работу молодых специалистов, помогло им снять стресс и психологически почувствовать себя более уверенно, углубить знания.

Проведенные занятия показали перспективность такой формы работы как с начинающими, так и с прослужившими значительное время сотрудниками. Это позволило молодым работникам не только снять стресс и психологически почувствовать себя уверенней, но и быстрее приобрести знания и освоить навыки, необходимые государственному обвинителю, а работникам, имеющим достаточный стаж работы, — не утратить интерес к своей работе, еще раз убедиться в правильности ее выбора и подхода к ней.

Вместе с тем в деятельности прокуратуры города обязательно практикуется на первом этапе работы начинающего специалиста присутствие прокурора либо наставника молодого специалиста во время участия последнего в судебном заседании. Предварительно ему объясняется существо участия прокурора в суде, методика, проверяется степень подготовки, умение обосновать свою позицию, а затем, после окончания судебного процесса, с участием молодого специалиста, его наставника при прокуроре города проводится совещание, на котором внимательно обсуждаются все вопросы, вносятся необходимые коррективы.

Использование такого механизма весьма полезно. Он служит гарантией от серьезных ошибок и просчетов, которые может допустить начинающий работник, из-за того что у него нет необходимого практического опыта; укрепляет связи между молодым специалистом и его наставником, руководителем, усиливает внутренний контроль внутри системы и, наконец, позволяет молодому работнику осознать, что он важен как оперативная единица, является частью коллектива, на которую возлагаются большие и ответственные задачи.

Немалая роль в процессе повышения профессиональной квалификации молодого специалиста отводится его самоподготовке. Здесь важно своевременно оказать помощь в правильном выборе литературы, законодательных актов, учебно-методических и научно-практических материалов, поручить и проконтролировать подбор основных и касающихся в первую очередь направлений деятельности молодого работника организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ и прокурора области.

Помимо изучения законодательства, нормативных правовых актов на основе планов индивидуальной и коллективной учебы, в прокуратуре города с установленной периодичностью проводятся межведомственные учебно-методические семинары с участием представителей различных органов в зависимости от рассматриваемой и подлежащей обсуждению темы семинара. Как правило, такие семинары проводятся с федеральными, мировыми судьями, сотрудниками полиции, контролирующими органами в первую очередь по вопросам правоотношений, возникающих в сфере экономики, в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также по отдельным вопросам уголовно-судебной и административной практики.

Тематика таких семинаров шире, чем у семинаров, проводимых только для прокурорских работников, поскольку обсуждаются актуальные вопросы, касающиеся функций различных органов. Такие семинары наряду с повышением квалификации кадров способствуют также более тесной координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, являются одной из форм такой координации.

Примерная тематика межведомственных учебно-методических семинаров предварительно разрабатывается с учетом рекомендаций прокуратуры области, местных правоохранительных органов исходя из потребностей обмена опытом, выработки единого подхода к толкованию и применению сложных вопросов права, судебной, прокурорской и следственной практики.

Кроме того, в них включается обсуждение спорных и затруднительных в межведомственном понимании вопросов, усвоение которых способствует устранению недостатков в работе и более успешному решению конкретных служебных задач, особенно молодыми специалистами.

Профессиональная деятельность прокурорского работника предъявляет повышенные требования к личности работника. От того, насколько оперативно и успешно адаптируется молодой специалист к этой деятельности, зависит не только результативность в дальнейшем его труда, но и его профессиональное будущее.

Первые дни службы в органах прокуратуры любому начинающему работнику даются непросто. Служебная деятельность представляет для них очень высокую личную ценность. Здесь важно своевременно поддержать «новичка», помочь наладить позитивные взаимоотношения с коллегами по работе и в целом создать ему психологический комфорт.

Практика показывает, что болевыми моментами, сильными психотравмирующими факторами для молодого работника бывают так называемые критерии профессиональной деятельности: недостаточное материально-техническое обеспечение; не соответствующая психофизическим затратам оплата труда; большой объем работы; чрезмерная нагрузка и, как следствие, нехватка времени. Эти объективные факторы, вызывающие психологический дискомфорт, с увеличением стажа работы способствуют появлению у работника психологических состояний, которые препятствуют успешной профессиональной деятельности.

Кроме того, к таким факторам следует отнести характер условий служебной деятельности, а именно: требование соблюдения ограничений и запретов в связи с прохождением службы; строгая регламентация профессиональной деятельности; жесткая субординация служебных отношений и др.

В научной литературе к субъективным затруднениям молодого работника относят: неопределенность профессиональных и жизненных перспектив; утомление; психическую напряженность; стрессы; отсутствие мотивации самосовершенствования; негативизм к происходящему и в целом к окружающей обстановке.

Поэтому важный фактор в работе молодого специалиста — система психологического сопровождения служебной деятельности.

Проблемным моментом в работе молодого специалиста является стресс. Как его преодолевать, бороться с ним? В литературе можно найти немало полезных способов и советов. В системе органов прокуратуры отчасти эту функцию выполняют специалисты-психологи, где-то опытный и внимательный наставник, руководитель.

Хотелось бы дать несколько советов на этот счет. Во-первых, рекомендую почитать на эту тему литературу. Ее достаточно, и можно найти весьма полезные советы, что-то почерпнуть для себя.

Во-вторых, не бояться обращаться к специалистам-психологам, имеющимся в штате региональной прокуратуры. Ничего здесь зазорного нет. Вполне обычное дело, ведь работа напряженная, ответственная, ненормированная, а отсюда срывы.

В-третьих, надо сознавать, что стрессовым ситуациям, если шире посмотреть на вопрос, подвержены все. Наивно думать, что в органах полиции, у судебных приставов-исполнителей либо в суде их меньше. Пообщайтесь с коллегами из других органов, они немало поведают о тяготах своей службы.

Стрессы подстерегают нас на каждом шагу: и дома, и в обществе, и, конечно же, на работе. Факторами, провоцирующими стрессовое состояние, являются высокая напряженность труда, нехватка времени, монотонность труда и др.

Большое влияние на процесс успешной адаптации оказывают ближайшее окружение, руководитель и наставник, а также коллеги.

Успешная адаптация работника характеризуется следующими критериями: результативность (успех) его профессиональной деятельности; принятие им норм профессиональной среды (нормативность, дисциплинированность); положительная оценка его работы руководством; удовлетворенность результатами своего труда и конкретно собой; осознание собственных профессиональных перспектив; эмоциональная устойчивость; способность выдерживать интенсивные психофизические и эмоциональные нагрузки и управление собой; контроль своего поведения; самостоятельность; отстаивание своей точки зрения; возложение на себя ответственности за принимаемые решения.

Грамотный, хорошо адаптированный и подготовленный работник не только обеспечивает качественное выполнение профессиональных задач, но и создает позитивное отношение общества к той сфере труда, в которой работает.

И последнее, что хотелось бы посоветовать молодому специалисту. Важно понимать, что любой коллектив имеет свои законы, которые сформировались не за один год и работают по своей определенной схеме, что обусловлено особенностями человеческой психики. К новичку всегда относятся настороженно, и, если даже демонстрируют дружеское отношение, в воздухе все равно витает напряженность. Не стоит рассчитывать, что тебя сразу будут считать «своим». Большинство будет наблюдать за тем, как ты «выплываешь» сам. Чем быстрее поймешь законы своего нового коллектива, традиции, отношения внутри его, тем быстрее пройдет адаптация.

Необходимый компонент — уверенность в себе. Неуверенные люди всегда создают о себе плохое впечатление. Чтобы уверенность появилась, необходимо, конечно же, приложить максимум усилий, как можно быстрее и доскональнее изучить то, чем занимаешься.

Работа любого коллектива не обходится без конфликтов. Необходимо их избегать, вести себя так, чтобы чаще вызывать у окружающих положительные эмоции, быть гибким, уметь и учиться подстраиваться под обстоятельства.

Формируйте имидж надежного человека. В чем он заключается? Ничего нового не скажу, никакой «высшей математики» здесь нет. Надо вовремя приходить на работу, а лучше немного пораньше, за полчаса или час; своевременно, полно и качественно выполнять задания и поручения руководства; при необходимости без лишних разговоров задерживаться на работе, чтобы решить возникшую проблему.

Успешная адаптация молодого специалиста требует серьезной и ответственной методической и организационной работы, однако одного лишь понимания ее важности недостаточно, успех возможен только при правильном планировании, системном подходе, направлении и координации этой работы.

А.В. ПЕТРОВ
«Законность», 2014, N 9

Ключевые слова: молодой специалист, наставник, адаптация, профессиональная подготовка, стресс.

Young employee: problems of adaptation
A.V. Petrov
The article considers the issues of work with young employees, their adaptation, professional development, and the role of their coach and head in provision of assistance to a young-gun.
Key words: young employee, coach, adaptation, professional training, stress.

Читайте также:

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НАСТАВНИЧЕСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КАДРАМИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code