Банкротство гражданина-должника как новелла российского законодательства

Рассматриваются последние изменения законодательства о банкротстве физических лиц. Основное внимание уделяется условиям, при которых могут быть инициированы процедуры банкротства гражданина-должника, а также видам процедур банкротства. Автор высказывает мысль о необходимости принятия кредитными организациями превентивных мер с целью недопущения злоупотреблений новыми положениями законодательства о банкротстве со стороны граждан — недобросовестных заемщиков.

 

Федеральный закон от 29.12.2014 N 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» (далее — Закон о внесении изменений в законодательство о банкротстве гражданина-должника) вступает в силу с 01.07.2015.

В частности, ст. 1 Закона о внесении изменений в законодательство о банкротстве гражданина-должника вносятся изменения в главу X «Банкротство гражданина» Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). При этом согласно подп. 74 ст. 1 Закона о внесении изменений в законодательство о банкротстве гражданина-должника параграф 1 «Общие положения» главы X Закона о банкротстве с 01.07.2015 признается утратившим силу; вводится параграф 1.1 «Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина» <1>.

———————————

<1> Согласно пунктам 2 и 3 ст. 213.1 параграфа 1.1, положения, предусмотренные этим параграфом, не применяются к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) крестьянских (фермерских) хозяйств, но действуют в отношениях, связанных с несостоятельностью (банкротством) индивидуальных предпринимателей.

 

С даты вступления в силу Закона о внесении изменений в законодательство о банкротстве гражданина-должника гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан банкротом по решению суда.

Производство по делу о банкротстве гражданина может быть возбуждено при наличии следующих обстоятельств (ст. 213.3 Закона о банкротстве «Возбуждение производства по делу о банкротстве гражданина»):

— сумма просроченной задолженности превышает 500 тыс. рублей;

— требования по уплате задолженности не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

Обратиться в суд с заявлением о банкротстве могут гражданин, конкурсный кредитор и уполномоченный орган (п. 1 ст. 213.3).

Гражданин обязан обратиться в суд, если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств или (и) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме (п. 1 ст. 213.4);

Гражданин вправе обратиться в суд в случае предвидения банкротства, т.е. при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии исполнить денежные обязательства или (и) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок и при этом отвечает признакам неплатежеспособности или (и) признакам недостаточности имущества (п. 2 ст. 213.4).

Признаки неплатежеспособности гражданина указаны в п. 3 ст. 213.6 и предполагают наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— гражданин перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил;

— более 10% совокупного размера денежных обязательств и (или) обязательных платежей не исполнены в течение более чем одного месяца;

— размер задолженности превышает стоимость имущества;

— отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Конкурсный кредитор в соответствии с п. 1 ст. 213.5 может обратиться в суд с заявлением о признании гражданина банкротом при наличии решения суда, вступившего в законную силу и подтверждающего требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 213.5.

Уполномоченный орган в соответствии с п. 1 ст. 213.5 может обратиться в суд с заявлением о признании гражданина банкротом при наличии решения суда, вступившего в законную силу и подтверждающего требования кредиторов по денежным обязательствам, также за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 213.5.

Согласно п. 2 ст. 213.6 суд выносит определение об обоснованности заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов в случае, если это заявление соответствует требованиям, предусмотренным п. 2 ст. 213.3 и ст. 213.5, требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа признаны обоснованными, не удовлетворены гражданином на дату заседания суда и доказана неплатежеспособность гражданина.

В ст. 213.7 перечислены сведения, подлежащие обязательному опубликованию в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Процедуры банкротства.

Для граждан предусмотрены следующие процедуры банкротства (ст. 213.2):

— реструктуризация долгов;

— реализация имущества гражданина;

— мировое соглашение.

При обоснованности заявления о признании гражданина банкротом суд выносит определение о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина.

Согласно новой редакции ст. 2 Закона о банкротстве реструктуризация долгов и реализация имущества гражданина — реабилитационные процедуры, применяемые в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов, а также в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (абзацы 17 и 18).

Статьей 213.9 установлено, что участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина — обязательное условие. Финансовый управляющий утверждается судом и должен соответствовать требованиям, установленным к арбитражному управляющему.

Последствия введения процедуры реструктуризации долгов гражданина (ст. 213.11):

— введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей;

— требования кредиторов могут быть предъявлены только в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве;

— прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей;

— приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов и др. (абзац 4 п. 2 ст. 213.11);

— кредиторы могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, предусматривающего исполнение гражданином требования в неденежной форме;

— налагается запрет должнику на совершение сделок, указанных в п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве (сделки, которые могут повлечь уменьшение имущества должника), без предварительного письменного согласия финансового управляющего.

Законом предусмотрен порядок представления, согласования и утверждения плана реструктуризации долгов гражданина. По итогам рассмотрения результатов исполнения плана реструктуризации долгов гражданина, жалоб кредиторов суд принимает определение о завершении реструктуризации его долгов в случае, если задолженность, предусмотренная указанным планом, погашена и жалобы кредиторов признаны необоснованными, либо определение об отмене указанного плана и решение о признании гражданина банкротом (п. 5 ст. 213.22).

Таким образом, процедуру реструктуризации долга гражданина можно расценивать как шанс в течение трех лет погасить этот долг без процентов и без продажи имущества.

Реализация имущества гражданина-должника. Если план реструктуризации не представлен гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом, не одобрен собранием кредиторов и отсутствуют основания для его утверждения без одобрения собранием кредиторов, а также если он отменен судом, суд принимает решение о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина (пункты 1 и 2 ст. 213.24).

Особенности реализации имущества гражданина:

— все имущество передается в конкурсную массу, за исключением имущества, на которое согласно гражданскому процессуальному законодательству не может быть обращено взыскание;

— с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично;

— финансовым управляющим проводится опись и оценка имущества, подлежащего реализации;

— финансовый управляющий представляет в суд положение о порядке, условиях и о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества; по поводу утверждения этого положения суд выносит определение;

— имущество гражданина-должника подлежит продаже на торгах;

— имущество, переданное в конкурсную массу и не реализованное финансовым управляющим, возвращается гражданину.

После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от своих обязательств перед кредиторами, однако в течение пяти лет с даты признания его банкротом он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства; кроме того, дело о его банкротстве не может быть возбуждено по его заявлению (ст. 213.30).

Мировое соглашение. Кредиторы или уполномоченные органы и должник вправе в любое время заключить мировое соглашение. Заключение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве гражданина (ст. 213.31). Мировое соглашение утверждается судом, после чего гражданин или участвующее в мировом соглашении третье лицо приступает к погашению задолженности перед кредиторами.

Таким образом, с 01.07.2015 в России появится механизм, который позволит гражданам освободиться от бремени неподъемных долгов. Однако новые положения законодательства о банкротстве, к сожалению, не исключают возможности злоупотреблений со стороны недобросовестных заемщиков.

В этих условиях законодателю необходимо учесть риски кредитных организаций и разработать какой-либо инструмент для мониторинга ситуации. Вероятно, не лишним будет предоставить возможность кредитным организациям обращаться в государственные органы для получения дополнительной информации о клиенте, которую раньше такие органы не предоставляли.

Чтобы минимизировать подобный риск, кредитным организациям необходимо скорректировать свою кредитную политику и политику мониторинга кредитной истории клиента (внести изменения в систему «знай своего клиента»), а также запланировать ведение мониторинга банкротства граждан-должников.

А.А.Ерофеев

Современное право. -2015. — № 4. — С. 79 — 81

Ключевые слова: банкротство гражданина, реструктуризация долга, реализация имущества, просрочка выплаты задолженности, конкурсный кредитор, финансовый управляющий.

Private Bankruptcy as New Russian Law

Recent amendments to private bankruptcy law are reviewed. Main attention is paid to grounds for private bankruptcy proceedings and types of the proceedings. Author suggests that credit institutions have to assume measures in order to prevent abuse of new bankruptcy provisions by bad borrowers.

Key words: private bankruptcy, debt resheduling, forsed sale, delay of debt payment, bankruptcy creditor, financial manager.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code