Предоставление отсрочки по уплате страховых взносов

С 01.01.2015 вступили в силу изменения, определяющие механизм предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (далее — отсрочка по уплате страховых взносов). Об истории вопроса и новых положениях законодательства о страховых взносах расскажет наш эксперт.

 

Предоставление отсрочки по уплате страховых взносов до 01.01.2015: пробелы законодательства

Право органа контроля за уплатой страховых взносов предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку по уплате страховых взносов было предусмотрено с момента появления Федерального закона N 212-ФЗ <1>. Пункт 11 ч. 1 ст. 29 данного Закона гласил: органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом. Проблема крылась в формулировке названного пункта, которая предполагала принятие дополнительного федерального закона, устанавливающего порядок предоставления отсрочки.

———————————

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

 

За время существования Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обращались в органы ПФР за предоставлением отсрочки, но получали отказ. В своих разъяснениях чиновники указывали, что в соответствии с ч. 1 ст. 54 Федерального закона N 212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Вместе с тем необходимо отметить, что ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляет должнику право обратиться в том числе в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения территориального органа ПФР (Письма Минэкономразвития России от 26.07.2011 N ОГ-Д05-600, от 28.04.2011 N Д05-1328).

В некоторых случаях помогало обращение в суд, и судьи, склоняясь на сторону плательщиков страховых взносов, обращались к нормам налогового законодательства, мотивируя это тем, что положения НК РФ, устанавливающие правила и основания для изменения сроков уплаты налоговых платежей (гл. 9), схожи с правоотношениями по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, порядку их принудительного взыскания, а также в связи с отсутствием прямого законодательного запрета (см., например, Постановление ФАС ВСО от 11.10.2012 N А74-1369/2012). Однако точку в данном вопросе поставил Президиум ВАС (Постановление от 16.04.2013 N 16929/12), указав, что ни органы исполнительной власти, ни Пенсионный фонд не вправе определять порядок и основания предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам. Судьи привели следующие аргументы: в п. 11 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что порядок и случаи предоставления отсрочки погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам могут быть предусмотрены только федеральным законом. Таким образом, законодатель строго ограничил права органов контроля за уплатой страховых взносов по предоставлению данных отсрочек. Указанная норма закрепляет исключительно за федеральным законодателем право установления порядка и оснований для предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки погашения сумм задолженности по упомянутым взносам. С учетом того что ни Федеральный закон N 212-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержат норм, предусматривающих указанный механизм, у фонда отсутствуют основания для предоставления отсрочки погашения задолженности по страховым взносам.

Таким образом, несмотря на наличие законодательно закрепленного права органа контроля за уплатой страховых взносов предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку по уплате страховых взносов, практические механизмы для его реализации отсутствовали.

 

Предоставление отсрочки по уплате страховых взносов после 01.01.2015: совершенствование законодательства

В Письме от 25.06.2014 N 17-4/10/П-3456 специалисты Минтруда отметили, что 20.06.2014 Госдумой в третьем чтении принят проект федерального закона N 475271-6, предусматривающий, в частности, внесение в Федеральный закон N 212-ФЗ норм, устанавливающих с 01.01.2015 общие условия и порядок предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки по уплате страховых взносов.

Таким образом, только с 1 января 2015 г. плательщики страховых взносов вправе обратиться в орган контроля за уплатой страховых взносов за предоставлением отсрочки по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ, предусматривающий данные изменения, вступил в силу с 01.01.2015. Он внес в Федеральный закон N 212-ФЗ в том числе следующие поправки:

— п. 11 ч. 1 ст. 29 изложен в новой редакции: органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом;

— ч. 1 ст. 28 дополнена п. 13 следующего содержания: плательщики страховых взносов имеют право получать отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

— гл. 3 «Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов» дополнена ст. ст. 18.1 «Общие условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов», 18.2 «Обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов», 18.3 «Органы, в компетенцию которых входит принятие решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов», 18.4 «Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов», 18.5 «Прекращение действия отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов».

Таким образом, с 01.01.2015 законодательно определен механизм реализации права органов контроля за уплатой страховых взносов предоставлять отсрочку по уплате страховых взносов.

 

Порядок предоставления отсрочки по уплате страховых взносов

Что такое отсрочка по уплате страховых взносов?

Отсрочка по уплате страховых взносов представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии установленных Федеральным законом N 212-ФЗ оснований на срок, не превышающий одного года, с единовременной (поэтапной — для рассрочки) уплатой задолженности по страховым взносам.

Отсрочка по уплате страховых взносов не отменяет существующей обязанности по уплате страховых взносов и не создает новой обязанности по их уплате.

Отсрочка по уплате страховых взносов предоставляется в отношении всей заявленной суммы страховых взносов по одному виду обязательного социального страхования, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной пенсии, и (или) по нескольким видам обязательного социального страхования.

Отсрочка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предоставляется по страховым взносам на финансирование страховой пенсии при отсутствии на день подачи заявления о предоставлении указанной отсрочки задолженности по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии.

 

Кто предоставляет такую отсрочку?

Органами, к компетенции которых относится принятие решений о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов, являются:

— органы ПФР — в отношении страховых взносов, уплачиваемых в бюджеты ПФР и ФФОМС;

— органы ФСС — в отношении страховых взносов, уплачиваемых в бюджет ФСС.

 

В каких случаях может быть предоставлена отсрочка?

Отсрочка по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, если имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка. При этом должно присутствовать хотя бы одно из оснований для предоставления отсрочки, приведенных в ч. 3 ст. 18.1 Федерального закона N 212-ФЗ.

Основание для предоставления отсрочки Особенности предоставления отсрочки по данному основанию
Плательщику страховых взносов причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы В случае предоставления отсрочки по данному основанию на сумму задолженности по страховым взносам проценты не начисляются
— плательщику страховых взносов не предоставлены (несвоевременно предоставлены) бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств;- до плательщика страховых взносов — получателя бюджетных средств не доведены (несвоевременно доведены) предельные объемы финансирования расходов в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов;

— плательщику страховых взносов не перечислены (несвоевременно перечислены) из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, денежные средства, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд

При предоставлении отсрочки по данному основанию на сумму задолженности по страховым взносам проценты не начисляются
Плательщик страховых взносов имеет сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг В случае предоставления отсрочки по данному основанию на сумму задолженности по страховым взносам начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки по уплате страховых взносов, предоставленной плательщику страховых взносов

Обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки по уплате страховых взносов

 

В ст. 18.2 Федерального закона N 212-ФЗ приведены обстоятельства, при наличии которых отсрочка не может быть предоставлена:

— в отношении плательщика страховых взносов ведется производство по делу о нарушении законодательства РФ о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования. В данном случае решение о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене. Об отмене вынесенного решения плательщик страховых взносов уведомляется в письменной форме в трехдневный срок со дня его отмены;

— если в течение трех лет, предшествующих дню подачи плательщиком страховых взносов заявления о предоставлении отсрочки, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки в связи с нарушением условий предоставления отсрочки по уплате страховых взносов.

 

Получаем отсрочку: шаг за шагом

Заявление о предоставлении отсрочки. Для предоставления отсрочки плательщик страховых взносов обращается в соответствующий орган с заявлением.

К заявлению прилагаются следующие документы:

— акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;

— справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов, содержащая перечень всех открытых плательщику страховых взносов счетов в банках;

— справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика страховых взносов в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

— справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках;

— обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки, а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график погашения задолженности;

— документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки.

Основание для предоставления отсрочки Документы, подтверждающие наличие данного основания
Причинение ущерба в результате стихийных бедствий, обстоятельств непреодолимой силы — заключение о факте наступления в отношении плательщика страховых взносов обстоятельств непреодолимой силы;- акт оценки причиненного плательщику страховых взносов ущерба в результате указанных обстоятельств.

Данные документы должны быть составлены органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, которые уполномочены в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Отсутствие финансирования (недостаточное финансирование) из бюджета Плательщик страховых взносов — получатель бюджетных средств представляет документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) плательщику страховых взносов, и (или) сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до плательщика страховых взносов в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов.Плательщик страховых взносов, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета, в том числе в счет оказанных услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагает:

— документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов;

— документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов, в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд

Сезонный характер работы Представляется составленный плательщиком страховых взносов документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг плательщика страховых взносов доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в перечень сезонных отраслей и видов деятельности, утвержденный Правительством РФ в соответствии со ст. 64 НК РФ, составляет не менее 50%.В заявлении о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов плательщик страховых взносов принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности по страховым взносам

Решение о предоставлении отсрочки. Решение о предоставлении отсрочки или об отказе в ее предоставлении принимается соответствующим органом в течение 30 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о предоставлении указанной отсрочки.

По ходатайству плательщика страховых взносов данный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности по страховым взносам плательщиком страховых взносов.

Решение о предоставлении отсрочки вступает в силу со дня, установленного в таком решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты страховых взносов, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу.

Копия решения о предоставлении отсрочки или об отказе в ее предоставлении направляется органом, к компетенции которого относится принятие решения о предоставлении отсрочки, плательщику страховых взносов в трехдневный срок со дня принятия такого решения.

 

К сведению. Формы документов, используемых при предоставлении отсрочки, утверждены Постановлением Правления ПФР от 20.02.2015 N 35п.

 

Прекращение действия отсрочки

Действие отсрочки прекращается по истечении срока действия соответствующего решения либо до истечения такого срока.

на4

Извещение об отмене решения о предоставлении отсрочки направляется органом, к компетенции которого относится принятие решения о предоставлении отсрочки, плательщику страховых взносов по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия такого решения. Извещение об отмене решения о предоставлении отсрочки считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

При досрочном прекращении действия отсрочки, предоставленной в связи с отсутствием финансирования (недостаточным финансированием) из бюджета или сезонным характером работ, плательщик страховых взносов должен в течение одного месяца после получения соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности по страховым взносам, а также пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты данной суммы включительно.

Неуплаченной суммой задолженности по страховым взносам признается сумма задолженности, определенная в решении о предоставлении отсрочки, уменьшенная на сумму фактически уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов. В случае если отсрочка предоставляется в связи с сезонным характером работ, оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки, увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением о предоставлении отсрочки за период действия отсрочки, и фактически уплаченными суммами и процентами.

* * *

С 01.01.2015 законодательно определен механизм предоставления отсрочки по уплате страховых взносов. В статье рассмотрены основные положения внесенных в связи с этим в законодательство о страховых взносах изменений.

Д.А.Миллер

«Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code