О платежах за негативное воздействие на окружающую среду

Действующее российское законодательство предусматривает взимание с природопользователей (ЮЛ и ИП) платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата за воздействие на природу). Законодательство в обозначенной сфере изобилует нормативными актами (большинство из которых в настоящее время находится на стадии реформирования). Поэтому их применение на практике нередко вызывает затруднения у российских хозяйствующих субъектов (особенно если речь идет о так называемой офисной компании, не занимающейся промышленным производством). Теперь, полагаем, и у крымских предпринимателей возникают подобные вопросы. На некоторые из них мы постараемся ответить в рамках данного материала.

 

Понятия

В начале несколько слов скажем о терминологии и правовой сущности платежей за негативное воздействие на природу.

До недавнего времени не делалось различий между такими понятиями, как «плата за воздействие на природу» и «экологические платежи (сборы)». Под любым из упомянутых понятий понималась плата, целью взимания которой являлось возмещение ущерба и затрат государства на охрану и восстановление окружающей среды. Названный платеж, по смыслу ст. 16 Закона N 7-ФЗ <1>, является необходимым условием получения хозяйствующими субъектами права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на природу.

———————————

<1> Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

 

Однако в 2015 г. понятию «экологический сбор» дано совершенно иное толкование — это плата за неисполнение обязанности производителя товаров по утилизации отходов от использования этих товаров в связи с утратой ими потребительских свойств (далее — плата за неисполнение обязанности по утилизации отходов). Это новый и (подчеркнем!) самостоятельный платеж, условия и порядок взимания которого определены положениями ст. ст. 24.2 — 24.5 Закона N 89-ФЗ <2>.

———————————

<2> Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

 

Таким образом, понятие «экологический сбор» на сегодняшний день не является тождественным понятию «плата на воздействие на природу», их смысл существенно различается. По своей правовой природе и экологический сбор, и платеж за воздействие на природу являются не налогом, а фискальным сбором. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты платежей за воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 N 780) <3>.

———————————

<3> Ранее эти функции исполнял Ростехнадзор, он же был уполномочен давать письменные разъяснения по вопросам начисления и уплаты обозначенных платежей.

 

Приведем еще несколько терминов, которые будут использованы в данном материале (ст. 1 Закона N 7-ФЗ, ст. 1 Закона N 89-ФЗ).

 

Таблица 1

Термин Что означает
Объект, оказывающий воздействие на природу Объект капитального строительства и (или) другой объект (а также их совокупность), расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков
Стационарный источник Источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством транспортного средства (то есть здания, сооружения, дизельные установки, котельные и т.д.)
Нормативы допустимых выбросов (сбросов) Нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в составе сточных вод в водные объекты)
Отходы производства и потребления (далее — отходы) Вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые предназначены для удаления или подлежат удалению
Твердые коммунальные отходы (или бытовые отходы) Отходы, образующиеся в процессе деятельности ЮЛ и ИП и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами
Обращение с отходами Деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
Размещение отходов Хранение и захоронение отходов

 

Обязанность по внесению платы

Обязанность по внесению платы определяется не статусом хозяйствующего субъекта (ЮЛ или ИП), не правом, на котором он владеет тем или иным имуществом, не видами деятельности, которые поименованы у него в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), а ведением им деятельности (предпринимательской или иной), влекущей негативное воздействие на окружающую среду.

 

Виды воздействия на природу

Законодательством выделены три категории воздействия на природу, которые влекут за собой возникновение обязанности природопользователей по уплате платежей (и, соответственно, представлению отчетности в территориальные органы Росприроднадзора), — это выбросы, сбросы и размещение.

 

Таблица 2

Вид воздействия Как осуществляется Нормативное регулирование
Выброс загрязняющих веществ Деятельность ведется на стационарных источниках, загрязняющих атмосферу Закон N 7-ФЗ
Сброс загрязняющих веществ В ходе деятельности осуществляются загрязняющие сбросы в составе сточных вод в водные объекты (поверхностные и подземные) Законы N N 7-ФЗ и 96-ФЗ <*>
Размещение отходов В ходе деятельности производится размещение отходов производства и потребления (включая бытовые отходы) Законы N N 7-ФЗ и 89-ФЗ

 

———————————

<*> Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

 

Обратите внимание! С 1 января 2015 г. с ЮЛ и ИП не взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (то есть от транспортных средств) (ст. 28 Закона N 96-ФЗ, Письмо Минприроды России от 10.03.2015 N 12-47/5413).

 

Объекты, оказывающие воздействие на природу

Все объекты, оказывающие воздействие на природу, в зависимости от уровня такого воздействия поделены на четыре категории (ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ).

 

Таблица 3

Категория объекта Характеристика воздействия объекта на природу
I категория Значительное(относится к области применения наилучших доступных технологий)
II категория Умеренное
III категория Незначительное
IV категория Минимальное

 

Критерии отнесения объектов к одной из указанных четырех категорий будут установлены правительственным актом (п. 3 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ). В настоящее время подготовлен проект данного документа <4>.

———————————

<4> Планируется, что при установлении критериев будут учтены уровни воздействия на природу видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств.

 

Государственный учет объектов

Присвоение объекту соответствующей категории будет осуществляться при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих воздействие на природу. С 1 января 2015 г. ее присвоение носит обязательный характер. В течение двух лет (уточним: с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2017 г.) природопользователи обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве указанные объекты <5>.

———————————

<5> Объект, подлежащий федеральному надзору, необходимо поставить на учет в Росприроднадзоре, подлежащий региональному надзору — в местных органах исполнительной власти (ст. 69, п. 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ).

 

Примечание. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений о нем (п. 4 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ).

 

Сведения об объектах, оказывающих воздействие на природу, подлежат актуализации <6>.

———————————

<6> Перечень оснований для актуализации определен п. 6 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ, а сроки и документы, представляемые предприятием, — п. п. 7 — 8 обозначенной статьи.

 

К сведению. Постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и актуализация сведений о них осуществляются без взимания платы (п. 15 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ).

 

«Офисные компании»

Офисные здания и помещения, несомненно, будут отнесены к объектам IV категории. Такие объекты не имеют источников вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты.

Заметим: с 1 января 2016 г. будет действовать прямая норма (новая ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ), которая освободит ЮЛ и ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (так называемые офисные компании), от обязанности вносить плату за воздействие на природу.

В 2015 г. при решении вопроса о начислении платы за воздействие на природу (в частности, за размещение «офисных» отходов (бытовых отходов)) нужно исходить из того, кто является собственником данных отходов.

Если в договоре на вывоз отходов со специализированной компанией содержится условие о передаче права собственности на отходы, то плату за размещение отходов природопользователь не должен вносить. Если такого условия нет, а предметом договора является оказание услуг по транспортировке и размещению отходов, то природопользователь должен вносить плату. Данного мнения придерживаются контролирующие органы (см. Письмо Ростехнадзора от 28.10.2008 N 14-07/6011).

Суды считают иначе. Тезисы правовых позиций Президиума ВАС РФ заключаются в следующем (см. Постановления от 12.07.2011 N 1752/11 по делу N А41-21807/10, от 20.07.2010 N 4433/10 по делу N А12-16737/2009):

— размещением отходов может заниматься только специализированная компания;

— природопользователи, которые только накапливают отходы и не занимаются их размещением, не обязаны вносить плату за размещение отходов.

Представим сказанное в виде схемы.

на

Обратите внимание! Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Закона N 89-ФЗ). В частности, в силу п. 2 ст. 226 ГК РФ лицо вправе обратить в свою собственность отходы производства и другие отходы, совершив при этом действия, свидетельствующие об их обращении в собственность.

 

Расчет платежа за воздействие на природу

Расчет указанного платежа производится природопользователем самостоятельно (возможно привлечение для этих целей специализированной организации) исходя из фактических объемов загрязнения, связанных с его деятельностью, и нормативов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством. Это следует из Порядка определения платы <7>.

———————————

<7> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.

 

Нормативы

Пунктом 2 Порядка определения платы определены два вида базовых нормативов платы за выбросы, сбросы и размещение отходов.

 

Таблица 4

Вид базового норматива Как рассчитывается платеж
В пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия Путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения
В пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) Путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения

 

Базовые нормативы установлены отдельно по каждому компоненту загрязняющего вещества. Эти нормативы утверждены Постановлением N 344 <8> (то есть нормативы платы, установленные в 2003 г.). Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 были изменены некоторые позиции платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками (то есть нормативы платы, установленные в 2005 г.).

———————————

<8> Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».

 

Коэффициенты

При расчете платы за негативное воздействие на природу в 2015 г. могут применяться следующие виды коэффициентов.

 

Таблица 5

Вид коэффициента Размер коэффициента Нормативный документ
Учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха, почвы, водных объектов) В отношении Республики Крым и г. Севастополя:- для атмосферного воздуха — 1,6;- для почвы — 1,9;

— для водных объектов — 1,2 и 1,15 (реки бассейнов Черного и Азовского морей соответственно)

Постановление Правительства РФ от 24.12.2014 N 1471
Индексирующие <*> 2,45 и 1,98 Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219
Понижающие <**> 0,3 и 0 Постановление N 344

 

———————————

<*> При применении указанных коэффициентов определяющим является год (2003 или 2005), в котором установлен тот или иной норматив платы. В отношении нормативов, установленных в 2003 г., применяется коэффициент 2,45; в отношении нормативов, установленных в 2005 г. — 1,98.

<**> При расчете платы за размещение отходов природопользователи могут применять понижающие коэффициенты; условия их применения определены положениями Постановления N 344.

 

Сверхлимитное загрязнение

За сверхлимитное загрязнение окружающей среды плата вносится в пятикратном размере ставок в пределах установленных лимитов (п. 5 Постановления N 632).

 

Учет фактических загрязнений (отходов)

Фактический объем выбросов (сбросов), поступающих в атмосферу от стационарных источников и в водные объекты, определяется в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями <9>.

———————————

<9> Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды России 26.01.1993 (в ред. Приказа Госкомэкологии России от 15.02.2000 N 77 с изменениями, внесенными Решением ВС РФ от 13.11.2007 N ГКПИ07-1000).

 

Учет в области обращения с отходами ведется согласно Порядку учета отходов <10>.

———————————

<10> Утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721.

 

Учет отходов

Природопользователи (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства), исходя из ст. ст. 11, 18 Закона N 89-ФЗ, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Полученные данные в дальнейшем используются государством для определения ожидаемого количества образующихся отходов.

Порядок разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее — Порядок). Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается в соответствии с Методическими указаниями <11>, а затем утверждается Росприроднадзором в порядке, определенном п. п. 7, 9, 10 Порядка.

———————————

<11> Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349. Применяются с 10 февраля 2015 г.

 

К сведению. В случае наличия у юридического лица филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных на территории двух и более субъектов РФ, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются отдельно для филиала(ов) и обособленного подразделения (п. 2 Порядка).

 

Разработанные нормативы утверждаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения природопользователем неизменности производственного процесса и используемого сырья, представляемого в Росприроднадзор в виде технического отчета (п. 12 Порядка).

 

Обратите внимание! Технический отчет подается (на бумажном носителе или в электронном формате) в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (см. Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

 

Помимо разработанного проекта нормативов, природопользователям необходимо представить документальное подтверждение класса опасности образующихся у них отходов (п. 2 ст. 14 Закона N 89-ФЗ) и составить паспорт на все отходы, кроме отходов V класса опасности.

 

О паспортизации отходов

Все отходы в зависимости от степени негативного воздействия на природу делятся на пять классов опасности (ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ):

— I класс — чрезвычайно опасные отходы;

— II класс — высокоопасные отходы;

— III класс — умеренно опасные отходы;

— IV класс — малоопасные отходы;

— V класс — практически неопасные отходы.

Природопользователи, в результате деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности, должны выполнить две процедуры (ст. 14 Закона N 89-ФЗ).

Первая — подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности. В целях классификации отходов природопользователям необходимо руководствоваться Федеральным классификационным каталогом отходов (далее — ФККО) <12>, а также сведениями, отраженными в банке данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (БДО). Заметим: БДО как ФККО являются составляющими Государственного кадастра отходов, Порядок ведения которого утвержден Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792.

———————————

<12> Утвержден Приказом Росприроднадзора N 445.

 

Вторая — составить и утвердить паспорта на них. Паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Форма паспорта отходов I — IV классов опасности, а также Правила его оформления утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 (далее — Правила паспортизации).

Если образующиеся отходы еще не включены в ФККО, природопользователю сначала надо подтвердить отнесение их к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования, а после того, как Росприроднадзор включит такие отходы в ФККО, оформить на них паспорт (п. 10 Правил паспортизации).

Однако порядок отнесения отходов к классам опасности пока носит статус проекта. В связи с этим природопользователям, имеющим дело с отходами, следует обратить внимание на разъяснения Росприроднадзора, приведенные в Письмах от 15.09.2014 N 05-12-44/20925, от 30.07.2014 N 05-12-44/16059, от 24.12.2014 N АА-03-04-32/21113 <13>.

———————————

<13> См. также рекомендации по выполнению требований законодательства в части паспортизации отходов, приведенные в Разъяснениях Росприроднадзора от 03.10.2014 (документ можно найти по ссылке http://www.audar-info.ru/docs/documents/detail.php?artld=1348320&lang=ru).

 

Учет отходов «малышами»

Субъекты малого и среднего предпринимательства (ЮЛ и ИП) <14> представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ). Для указанной категории лиц лимитами на размещение отходов является количество отходов, фактически направленных на размещение (п. 2 Порядка).

———————————

<14> Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу установлены положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

 

Иными словами, «малыши» освобождены от обязанности представлять расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Кроме того, плата за размещение отходов за текущий год взимается с «малышей» по факту и без применения пятикратного коэффициента (Письмо Росприроднадзора от 07.12.2011 N ОД-06-01-32/15903).

 

Как отчитаться и уплатить?

Порядок представления отчетности (и, соответственно, уплаты) анализируемых платежей в 2015 г. зависит от типа природопользователя.

 

Таблица 6

Тип природопользователя Периодичность представления отчетности Куда представляется отчетность <*> Срок уплаты
«Малыши» <**> Раз в год в срок до 15-го января года, следующего за отчетным годом По месту осуществления хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы В срок до 15-го января года, следующего за отчетным годом
Не «малыши» <***> Раз в квартал в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом По месту нахождения объектов, оказывающих негативное воздействие на природу (или по месту нахождения плательщика в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект) В срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом

———————————

<*> О формате представления отчетности см. информацию, размещенную на сайте Росприроднадзора (доступна по ссылке http://rpn.gov.ru/node/721).

<**> В соответствии с Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным Приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30, «малыши» составляют и представляют в Росприроднадзор отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов (п. 7 обозначенного Порядка). Состав сведений, подлежащих отражению в отчетности, определен п. п. 8 — 12 названного Порядка.

<***> Указанные природопользователи представляют Расчет платы за воздействие на природу ежеквартально (Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»). Форма данного Расчета, а также Порядок ее заполнения утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204. Он представляет собой бланк, состоящий из титульного листа и непосредственно расчета для каждого из видов загрязнений. Природопользователи должны заполнять только те разделы, к которым они имеют отношение.

 

К сведению. С 2016 г. для всех категорий природопользователей отчетным периодом будет календарный год. Соответственно, плату нужно будет вносить не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. п. 2, 3 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ). В этот же срок предприятию нужно будет представить декларацию (а не расчет, как сейчас) в Росприроднадзор (п. п. 5, 6 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ).

 

Вопросы администрирования

Платежи за воздействие на природу подлежат уплате вне зависимости от того, какой режим налогообложения применяют природопользователи (п. 3 ст. 346.1, п. п. 2, 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Налоговые органы не вправе осуществлять контроль за правильностью начисления платежей за воздействие на природу (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 16772/09 по делу N А78-18/2009). На указанные платежи не распространяются положения ст. 46 НК РФ, позволяющие взыскивать недоимку в бесспорном порядке.

Повторим: контрольные функции в сфере платежей за воздействие на природу возложены на Росприроднадзор.

Еще одна важная деталь, о которой следует упомянуть. В настоящее время законодательством не предусмотрено взимание пени за нарушение сроков перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. В 2016 г. ситуация изменится: за несвоевременное перечисление данного платежа будут взиматься пени за каждый день просрочки (п. 4 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ).

 

Административная ответственность природопользователей

В отношении природопользователей предусмотрены следующие штрафные санкции.

 

Таблица 7

Состав правонарушения Законодательная норма Размер санкции (штрафа)
Невнесение в установленные сроки платы за воздействие на природу Статья 8.41 КоАП РФ 1. Для должностных лиц (в том числе ИП) — от 3 до 6 тыс. руб.2. Для ЮЛ — от 50 до 100 тыс. руб.
Непредставление отчетности в установленный срок (см. Письмо Росприроднадзора от 07.12.2011 N ОД-06-01-32/15903) Статья 8.2 КоАП РФ 1. Для должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб.2. Для ИП — от 30 до 50 тыс. руб.3. Для ЮЛ — от 100 до 250 тыс. руб. Альтернатива штрафу — приостановление деятельности на срок до 90 суток
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения или ином вредном воздействии на окружающую среду Статья 8.5 КоАП РФ 1. Для должностных лиц (в том числе ИП) — от 1 до 2 тыс. руб.2. Для ЮЛ — от 10 до 20 тыс. руб.

 Т.М.Медведева
«Бухгалтер Крыма», 2015, N 6

Читайте также:

Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами

Статья 14. Требования безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code