Глава 8. ИЗМЕНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И СНЯТИЕ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ С УЧЕТА

Продолжение

  1. Вопрос.

Кто имеет право на обращение с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости?

 

Ответ.

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлениями об учете изменений зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими зданиями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства на указанном праве (ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре).

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением сведений, касающихся адреса правообладателя объекта недвижимости, вправе обратиться собственник такого объекта недвижимости. С заявлением об учете адреса правообладателя земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лицо, обладающее этим земельным участком на указанном праве.

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением сведений, касающихся категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, вправе обратиться любые лица (п. 3.1 ст. 20 Закона о кадастре).

 

  1. Вопрос.

Каков порядок приема заявлений об учете изменений объекта недвижимости при подаче межевого плана через портал государственных услуг Росреестра?

 

Ответ.

С 20 июня 2013 г. изменился порядок приема заявлений об учете изменений объекта недвижимости при подаче межевого плана через портал государственных услуг Росреестра.

Теперь вначале заявителю — правообладателю земельного участка необходимо обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений, с представлением при необходимости правоустанавливающего документа, без межевого плана. При подаче данного заявления могут быть указаны следующие способы получения документов: в органе кадастрового учета, по адресу электронной почты, а также почтовым отправлением.

Далее заявитель (правообладатель) сообщает кадастровому инженеру регистрационный номер заявления, заведенного в органе кадастрового учета. Кадастровый инженер должен будет направить электронный межевой план и приложенные к межевому плану документы через портал в виде дополнительных документов к заявлению, поданному правообладателем в орган кадастрового учета.

 

  1. Вопрос.

Какие документы необходимо представить для внесения изменений в сведения об объекте кадастрового учета?

 

Ответ.

Для внесения изменений в сведения об объекте кадастрового учета необходимо представить следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность заявителя;

2) заявление об учете изменений характеристик объекта недвижимого имущества, поставленного на государственный кадастровый учет. Заявление может подать собственник, его представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности или иное лицо в случаях, установленных законом;

3) межевой план земельного участка или технический план здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства. Межевой план требуется при учете изменений уникальных характеристик земельного участка и учете части земельного участка. Технический план требуется при учете изменений объекта капитального строительства (за исключением сведений о назначении объекта) и учете части объекта капитального строительства.

Для оформления межевого или технического плана необходимо заключить договор на его подготовку с кадастровым инженером, имеющим квалификационный аттестат.

Межевой план — это документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Технический план — это документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер;

4) документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на объект недвижимости (оригинал или нотариально заверенная копия; копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, заверенная печатью и подписью уполномоченного должностного лица такого органа). Если сведения о праве на объект уже содержатся в государственном кадастре недвижимости, представлять документ не требуется;

5) документ, подтверждающий разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка, если имел место спор о границах земельного участка (оригинал или нотариально заверенная копия).

Заявитель может также по собственной инициативе представить следующие документы:

— если изменена категория земель, к которой отнесен земельный участок, — документ, подтверждающий принадлежность земельного участка к определенной категории земель;

— если изменен вид разрешенного использования земельного участка — документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка;

— если изменен адрес объекта недвижимости — решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о присвоении адреса объекту недвижимости или изменении такого адреса;

— если изменено назначение здания, помещения — решение органа местного самоуправления об изменении назначения здания или помещения.

Заявитель вправе представить оригинал или копию документа, заверенную печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа, или нотариально удостоверенную копию. В случае, если заявитель не представляет указанные документы, они запрашиваются Росреестром самостоятельно в рамках системы межведомственного информационного взаимодействия.

 

  1. Вопрос.

Сколько межевых планов изготавливается, если исправляется кадастровая ошибка, допущенная до 1 марта 2008 г.?

 

Ответ.

Ошибки, допущенные в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу Закона о кадастре, называются кадастровыми. Исправление ошибок, допущенных при осуществлении работ по территориальному землеустройству в отношении объектов недвижимости до 1 марта 2008 г., регулируется ч. 14 ст. 45 Закона о кадастре. Приказом Минэкономразвития России от 25 января 2012 г. N 32 <1> внесены изменения в Требования к подготовке межевого плана, установленные Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412. В соответствии с абзацем девятым п. 20 названных Требований межевой план оформляется в виде одного документа в случае, если одновременно уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении их границ. Следовательно, один межевой план может быть подготовлен, если одновременно уточняется местоположение нескольких смежных земельных участков, независимо от даты уточнения границ земельных участков.

———————————

<1> Российская газета. N 79. 2012. 11 апреля.

 

Однако исправление земельных участков, границы которых уточнены до 1 марта 2008 г., в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 27 марта 2009 г. N 4448-ИМ/Д23 «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков» может осуществляться без заявления правообладателя в случае, если в результате исправления не изменяются конфигурация и площадь, тогда как кадастровая ошибка в любом случае должна исправляться в порядке учета изменений или на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

 

  1. Вопрос.

Изменились ли формы документов по постановке объектов недвижимости на кадастровый учет, их снятию, изменению сведений и исправлению ошибок о них?

 

Ответ.

Формы заявлений, необходимых для совершения владельцами недвижимости и иными лицами действий по постановке объектов недвижимости на кадастровый учет, их снятию, изменению сведений о них и исправлению ошибок в сведениях о них, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 г. N 529 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества» <1>. Приказом Минэкономразвития России от 28 ноября 2013 г. N 713 <2> в него внесен ряд изменений. Так, с 30 июня 2014 г. применяются обновленные формы заявлений:

— о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;

— о кадастровом учете изменений объекта недвижимости;

— о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости;

— об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра об объекте недвижимости.

———————————

<1> Российская газета. N 297. 2011. 31 декабря.

<2> Российская газета. N 86. 2014. 16 апреля.

 

Если раньше допускалось указывать несколько объектов недвижимости в одном заявлении, то теперь необходимо заполнять отдельное заявление на каждый объект. Изменился перечень способов получения кадастрового паспорта (т.е. документа, подтверждающего постановку объекта недвижимости на кадастровый учет и отражающего сведения о нем). Теперь на бумажном носителе его можно получить не только в органе кадастрового учета либо по почте, но также в любом многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг.

Для этого нужно лишь указать адрес того центра, где будет удобно получить кадастровый паспорт. Что касается кадастрового паспорта в виде электронного документа, то его теперь не направляют по электронной почте, как раньше, а могут представить в виде ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте Росреестра, либо с использованием других веб-сервисов (в документе не уточняется, каких именно).

Также в заявлении о постановке на кадастровый учет по новой форме можно указать адрес, по которому нужно направить расписку в получении документов. Кроме того, в форму заявления включен пункт, подтверждающий согласие заявителя на обработку персональных данных, а также достоверность представленных сведений.

Одно из самых важных нововведений состоит в том, что подлинность подписи на заявлении теперь должна быть засвидетельствована нотариально (в случае, если заявление не подается заявителем или его представителем лично).

Аналогичные новшества внесены также в формы заявлений о кадастровом учете изменений объекта недвижимости, о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра об объекте недвижимости.

 

  1. Вопрос.

Каковы сроки предоставления сведений об изменении государственного кадастра недвижимости?

 

Ответ.

Согласно ст. 17 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, за исключением сведений, предусмотренных п. 14.1 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре (п. 14.1 ч. 2 ст. 7 гласит, что отметка о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление в соответствии с земельным законодательством исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, или отметка о решении собственника земельного участка, находящегося в частной собственности, о строительстве на таком земельном участке наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо о договоре указанного собственника земельного участка с органом государственной власти, органом местного самоуправления или иным лицом, предоставившим указанному собственнику в соответствии с жилищным законодательством государственную, муниципальную и (или) иную поддержку для создания, эксплуатации наемного дома социального использования на таком земельном участке, если объектом недвижимости является земельный участок), учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляются в течение 18 календарных дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя, учет изменений объекта недвижимости в связи с наличием обстоятельств, указанных в п. 14.1 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре, — в течение не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя или об учете изменений объекта недвижимости в связи с наличием указанных обстоятельств. Срок осуществления кадастрового учета не изменяется в случае, если необходимые для кадастрового учета документы запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В случае представления заявления о кадастровом учете либо заявления об учете адреса правообладателя через многофункциональный центр срок, указанный в настоящей части, исчисляется со дня передачи многофункциональным центром соответствующего заявления в орган кадастрового учета.

 

  1. Вопрос.

Как осуществляется учет изменений преобразуемого объекта недвижимости?

 

Ответ.

Согласно ст. 24 Закона о кадастре учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки.

 

  1. Вопрос.

В каких случаях приостанавливается рассмотрение заявления о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости?

 

Ответ.

Согласно ст. 26 Закона о кадастре причинами приостановления рассмотрения заявления об изменении сведений в государственном кадастре недвижимости являются случаи, когда:

— одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости. Преобразуемый участок — это объект недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым был образован другой объект недвижимости);

— местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случаев, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости, а также если совпадает местоположение квартиры и комнаты в ней);

— заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре;

— одна из границ земельного участка пересекает границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования и (или) границ населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

 

  1. Вопрос.

Существуют ли причины для отказа в учете изменений сведений государственного кадастра недвижимости?

 

Ответ.

Возможными причинами для отказа в учете изменений сведений государственного кадастра недвижимости, согласно ст. 27 Закона о кадастре, являются следующие:

— с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

— межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;

— ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

— в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

— при уточнении указанных границ нарушен установленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с данным Законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

 

  1. Вопрос.

Каков порядок снятия недвижимости с кадастрового учета?

 

Ответ.

Объект недвижимого имущества можно снять с кадастрового учета исключительно в случае вынесения органом соответствующего решения. На основании заявления всех собственников одного или нескольких объектов недвижимости, сведения о которых носят временный характер, информация о такой недвижимости может быть упразднена из государственного кадастра. По общему правилу период снятия с учета не должен превышать 18 календарных дней. Соответственно, снятие с государственного кадастрового учета возможно только в случае, если объект недвижимости наделен статусом «временный».

Минэкономразвития России по вопросу о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами, находящихся в общей долевой собственности и относящихся к категории ранее учтенных объектов недвижимости, письмом от 17 августа 2011 г. N Д23-3465 <1> внесло следующие разъяснения: согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. Таким образом, в указанном случае государственная регистрация носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер. Исходя из информации, изложенной в обращении, государственный кадастровый учет земельных участков проведен до вступления в силу с 1 марта 2008 г. Закона о кадастре. Следовательно, согласно ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре такие земельные участки являются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости не носят временного характера. В связи с этим к таким земельным участкам не могут быть применены положения ч. 5 ст. 24 Закона о кадастре. Таким образом, указанные в обращении земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета либо на основании вступившего в силу судебного акта, либо в результате образования из них новых земельных участков.

 

  1. Вопрос.

Какие документы необходимы для снятия с учета объекта недвижимости?

 

Ответ.

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета соответствующего заявления и необходимых в соответствии с Законом о кадастре документов.

Исходя из ч. 2 ст. 16, п. 4 — 6 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре для снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости в орган кадастрового учета представляются следующие документы:

— заявление о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости;

— акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости <1>;

— документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

— копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий земельный участок (при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости).

———————————

<1> Требования к подготовке акта обследования утверждены Приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. N 627 «Об утверждении формы акта обследования и требований к его подготовке» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. 18 апреля. N 16).

 

Акт обследования составляет кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства. Он подтверждает этим документом факт гибели или уничтожения объекта недвижимости. В случае помещения кадастровый инженер подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено помещение, или же все здание целиком. В соответствии с п. 4 Требований к подготовке акта обследования акт обследования оформляется на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений государственного кадастра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. Указанные документы включаются в состав приложения акта обследования.

Согласно ч. 6 ст. 20 Закона о кадастре, чтобы снять с кадастрового учета здание, сооружение или объект незавершенного строительства, с заявлением должен обратиться собственник такого объекта или же собственник земельного участка, на котором был расположен объект. Чтобы снять с учета помещение, с заявлением должен обратиться собственник помещения либо собственник земельного участка, на котором было расположено соответствующее здание.

Кроме того, Законом о кадастре предусмотрены следующие случаи аннулирования и исключения внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости:

— если сведения об объекте недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости, носят временный характер, то согласно ч. 3.1 ст. 24 Закона о кадастре, если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со ст. 22 указанного Закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению;

— по заявлению собственника объекта недвижимости о снятии с учета объекта недвижимости в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости.

Вместе с тем сведения о любых объектах недвижимости, в том числе о ранее учтенных объектах недвижимости, могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего объекта недвижимости с государственного кадастрового учета. Минэкономразвития России письмом от 15 ноября 2013 г. N Д23и-5448 <1> обратило внимание, что согласно п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» <2>, действующей с 1 октября 2013 г., несоответствие требованиям Закона о кадастре по форме либо содержанию заявления о кадастровом учете или необходимых для кадастрового учета документов является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, а не для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

———————————

<1> Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). 2014. 10 января. N 1.

<2> СЗ РФ. 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4083.

 

Форма заявления о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 г. N 529.

 

  1. Вопрос.

Как вносятся изменения в государственный кадастр недвижимости в случае изменения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, границ населенного пункта?

 

Ответ.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» <1> в случае установления или изменения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, границ населенного пункта орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в:

— утвержденных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашениях об изменении границ между субъектами Российской Федерации;

— утвержденных Советом Федерации Федерального Собрания РФ соглашениях об изменении границ между субъектами Российской Федерации;

— федеральном конституционном законе об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации, а также сведения об официальном опубликовании такого федерального конституционного закона;

— законах субъектов Российской Федерации об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований;

— актах уполномоченных органов об установлении или изменении границ населенных пунктов.

———————————

<1> СЗ РФ. 2014. N 6. Ст. 586.

 

  1. Вопрос.

Каков порядок исключения объекта культурного наследия, являющегося объектом недвижимости, из Единого государственного реестра объектов культурного наследия?

 

Ответ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2014 г. N 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» в случае исключения объекта культурного наследия, являющегося объектом недвижимости, из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Министерство культуры РФ направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в акте Правительства РФ об исключении объекта недвижимости из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» <1> исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется на основании акта Правительства РФ:

1) в отношении объекта культурного наследия федерального значения — по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы;

2) в отношении объекта культурного наследия регионального значения — по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — согласованного с органом местного самоуправления).

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

 

Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

Объекты культурного наследия — памятники истории и культуры народов Российской Федерации — это объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

По состоянию на 8 ноября 2013 г. в Едином государственном реестре объектов культурного наследия Российской Федерации зарегистрировано 120 902 объекта, в том числе:

— памятники археологии — 25 965;

— памятники архитектуры — 61 747;

— памятники истории — 29 564;

— памятники монументального искусства — 3626.

Ответственный редактор доктор юридических наук Г.А. Мисник
Авторский коллектив:
О.Л.Дубовик, Г.А.Мисник, Д.С.Железнов, А.С.Волконитин, Э.Ф.Нигматуллина, Л.Н.Чолтян

Кадастровый учет недвижимого имущества: вопросы и ответы

Содержание:

Глава 1. ПОНЯТИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Каков порядок кадастрового учета земельного участка, образованного при разделе земельного участка

Глава 4. ПРОЦЕДУРА КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

В каких случаях допускается проведение процедуры кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка

Глава 5. ИСПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И КАДАСТРОВЫХ ОШИБОК

Глава 6. ПРАВОВОЙ СТАТУС КАДАСТРОВОГО ИНЖЕНЕРА

Глава 7. КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Глава 8. ИЗМЕНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И СНЯТИЕ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ С УЧЕТА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code