Глава 6. ПРАВОВОЙ СТАТУС КАДАСТРОВОГО ИНЖЕНЕРА

Продолжение

  1. Вопрос.

В каких случаях квалификационный аттестат кадастрового инженера может быть аннулирован?

 

Ответ.

Квалификационный аттестат аннулируется в случае:

1) установления факта представления подложных документов кадастровым инженером для получения квалификационного аттестата;

2) поступления в квалификационную комиссию сведений о вступлении в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения кадастрового инженера права осуществлять кадастровую деятельность в течение определенного срока, или решения суда, предусматривающего административное наказание в виде дисквалификации кадастрового инженера и соответственно лишения его права осуществлять кадастровую деятельность в течение определенного срока;

3) подачи кадастровым инженером в соответствующую квалификационную комиссию заявления об аннулировании своего квалификационного аттестата;

4) принятия в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, которые связаны с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования и суммарное количество которых составляет 25% и более от общего количества решений об осуществлении кадастрового учета и об отказе в осуществлении кадастрового учета, связанных с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования, при условии, что общее количество таких решений должно быть не менее 20;

4.1) принятия за последние три года деятельности кадастрового инженера органом кадастрового учета десяти и более решений о необходимости устранения кадастровых ошибок в сведениях, связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства;

5) непредставления кадастровым инженером в орган кадастрового учета или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомления о дате и основании аннулирования квалификационного аттестата, включая срок дисквалификации кадастрового инженера или срок, в течение которого кадастровый инженер лишен права осуществлять кадастровую деятельность, а также уведомления о выбранной форме организации своей кадастровой деятельности (ч. 7 ст. 29 Закона о кадастре).

Исключения составляют случаи, когда указанные решения об отказе в осуществлении кадастрового учета были признаны недействительными в судебном порядке.

Отказ в осуществлении кадастрового учета и аннулирование лицензии не являются видами наказаний, а следовательно, для их применения не требуется квалификация деяния в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях <1> (далее — КоАП РФ) или Уголовным кодексом РФ <2>. Данные санкции имеют превентивный характер, поэтому для их применения Закон о кадастре устанавливает особые основания. При этом не требуется установления вины и иных признаков публичного правонарушения.

———————————

<1> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

<2> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

 

Основания для признания квалификационного аттестата аннулированным обусловлены также требованиями, предъявляемыми к процедуре ведения государственного реестра кадастровых инженеров, а именно требованием отражения в реестре объективной и актуальной информации о кадастровых инженерах. В связи с данным требованием Закон о кадастре устанавливает четкие сроки для уведомления кадастровыми инженерами органа кадастрового учета об изменении определенных сведений, а именно информации, касающейся фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, номера контактного телефона, почтового адреса и адреса электронной почты, данных основного документа, удостоверяющего личность кадастрового инженера в качестве гражданина Российской Федерации. Срок уведомления в данном случае составляет 30 рабочих дней со дня изменения указанных сведений. Кроме того, кадастровый инженер обязан уведомить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший ему квалификационный аттестат, и орган кадастрового учета о выбранной форме организации своей кадастровой деятельности. Срок уведомления составляет не более чем 30 рабочих дней со дня получения кадастровым инженером квалификационного аттестата. В случае непредставления кадастровым инженером в соответствующие органы уведомления его квалификационный аттестат будет аннулирован.

Аннулирование квалификационного аттестата производится квалификационной комиссией на основании одного из обстоятельств, предусмотренных ч. 7 ст. 29 Закона о кадастре. Перечень оснований для аннулирования квалификационного аттестата имеет исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. Комиссия рассматривает обстоятельства, которые могут быть признаны основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера, с участием соответствующего кадастрового инженера или его уполномоченного представителя. В случае, если надлежащим образом извещенный кадастровый инженер (его уполномоченный представитель) не прибыл на заседание комиссии, указанное заседание проводится в отсутствие кадастрового инженера или его уполномоченного представителя.

В соответствии с п. 53 Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, необходимых для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 января 2010 г. N 23 <1>, заседание комиссии о рассмотрении обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера, проводится в течение 30 календарных дней с даты поступления в комиссию документов, подтверждающих наличие оснований для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера.

———————————

<1> Российская газета. N 36. 2010. 19 февраля.

 

В решении комиссии об аннулировании (об отсутствии оснований для аннулирования) квалификационного аттестата кадастрового инженера помимо сведений, данных в п. 18 названного Положения, указываются:

— сведения о кадастровом инженере, основания аннулирования квалификационного аттестата которого рассматривались;

— сведения, поступившие в комиссию;

— обоснование принятого комиссией решения (в случае принятия комиссией решения об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера обоснование должно включать ссылку на соответствующие положения ч. 7 ст. 29 Закона о кадастре).

На основании принятого решения квалификационной комиссии орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший квалификационный аттестат, направляет копию такого решения, заверенную должностным лицом указанного органа, следующим лицам:

— в орган кадастрового учета;

— лицу, квалификационный аттестат которого в соответствии с данным решением аннулирован.

Срок уведомления составляет один рабочий день со дня принятия данного решения.

На основании указанного уведомления орган кадастрового учета вносит в государственный реестр кадастровых инженеров сведения об аннулировании квалификационного аттестата. При этом квалификационный аттестат признается аннулированным со дня внесения указанных сведений о его аннулировании в государственный реестр кадастровых инженеров.

 

  1. Вопрос.

Какими признаками характеризуется грубое нарушение требований законодательства в деятельности кадастрового инженера?

 

Ответ.

Согласно п. 4.1 ч. 7 ст. 29 Закона о кадастре квалификационный аттестат кадастрового инженера аннулируется в случае принятия за последние три года деятельности кадастрового инженера органом кадастрового учета десяти и более решений о необходимости устранения кадастровых ошибок в сведениях, связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Исходя из ч. 8 ст. 29 Закона о кадастре квалификация допущенных кадастровым инженером нарушений в качестве грубых, влекущих правовые последствия в виде аннулирования его квалификационного аттестата, относится к полномочиям соответствующей квалификационной комиссии либо судебного органа в случае обжалования решения указанной комиссии.

По смыслу п. 4 ч. 7 ст. 29 Закона о кадастре признаком грубого нарушения является также подготовка кадастровым инженером межевого плана, технического плана, акта обследования, по результатам рассмотрения которых принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если суммарное количество таких решений составляет 25% и более от общего количества решений об осуществлении кадастрового учета и об отказе в осуществлении кадастрового учета, связанных с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования, при условии, что общее количество таких решений должно быть не менее 20.

Требования к подготовке указанных документов установлены ст. 38 — 42 Закона о кадастре. При этом ч. 12 ст. 38, ч. 10 ст. 41 и ч. 3 ст. 42 Закона о кадастре предусмотрено, что форма и требования к подготовке вышеуказанных документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В частности, форма и требования к подготовке межевого плана установлены Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 <1>.

———————————

<1> Российская газета. N 260. 2008. 19 декабря.

 

Необходимо отметить, что классифицироваться как грубые нарушения требований к оформлению межевого плана могут только нарушения однозначно урегулированных Законом о кадастре или изданными в его развитие нормативными правовыми актами правил. Так, например, до нормативного урегулирования требований к определению средней квадратической погрешности положения характерной точки границы или к определению предельно допустимой погрешности определения площади указанные сведения в межевом плане не могут быть причиной принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Кроме того, по мнению Минэкономразвития России, не могут рассматриваться в качестве причины принятия решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета такие элементы оформления межевого плана, как:

— размер полей;

— вид, размер и цвет шрифта;

— тип и толщина линий;

— размер ячеек таблиц;

— размеры специальных условных знаков;

— иные формальные недостатки, допущенные при подготовке межевого плана, которые не влияют на достоверность и обоснованность содержащихся в нем сведений об объекте кадастровых работ, а также на возможность внесения указанных сведений в государственный кадастр недвижимости (письмо Минэкономразвития России от 27 июля 2010 г. N 13293-ИМ/Д23).

 

  1. Вопрос.

Что является результатом деятельности кадастрового инженера?

 

Ответ.

Требования к содержанию и результатам кадастровой деятельности регламентированы ст. 37 Закона о кадастре, согласно которой кадастровые инженеры в результате выполнения кадастровых работ подготавливают следующие документы: межевой план — документ, представляемый в орган кадастрового учета для постановки на учет земельного участка, для учета изменения границ земельного участка; технический план — документ, представляемый в орган кадастрового учета для постановки на учет, для учета изменения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства; акт обследования — документ, составляемый кадастровым инженером в результате осмотра местонахождения здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, которым подтверждается прекращение существования объекта недвижимости.

Специальные требования к результатам кадастровой деятельности устанавливаются на случай снятия с учета помещения, находящегося в здании, право собственности на которое зарегистрировано собственником. В этом случае предусматривается упрощенная процедура подготовки документов для снятия с учета помещения. Снятие с учета комнат в квартире возможно после регистрации права собственности на квартиру в целом. Основанием для снятия с учета будет документ, который поступит в орган кадастрового учета от регистрирующего органа <1>.

———————————

<1> См.: Зверева Е.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости». М., 2008. С. 263.

 

Упрощенный режим учета объектов недвижимости установлен также для случаев учета объектов капитального строительства, когда не требуется выдача самого разрешения на строительство. Для этого в орган кадастрового учета представляется копия декларации об объекте недвижимости, на основании которой осуществляются кадастровый учет объекта и оформление кадастрового паспорта.

Специальные процедуры формирования земельных участков предусмотрены также п. 1 ст. 24 Закона о кадастре, содержащей правила о разделе объекта недвижимости. В случае раздела, объединения или выдела земельного участка достаточно представить одно заявление о кадастровом учете и одно описание земельных участков, содержащее сведения обо всех выделяемых (объединяемых) земельных участках.

 

  1. Вопрос.

В каких организационных формах может осуществляться кадастровая деятельность?

 

Ответ.

Кадастровый инженер осуществляет деятельность в статусе субъекта предпринимательской деятельности или работника юридического лица.

Субъект предпринимательской деятельности является профессиональным участником имущественных отношений. Правовыми признаками субъекта предпринимательской деятельности выступают имущественная самостоятельность, профессиональное осуществление предпринимательской деятельности, деликтоспособность.

Правоотношения кадастрового инженера и заказчика строятся на основе договора подряда на выполнение кадастровых работ, который заключается в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о кадастре.

Договорные отношения между профессиональными предпринимателями и потребителями имеют существенную специфику. Договор на выполнение кадастровых работ является платным. Плата по договору данного вида включает расходы на проведение кадастровых работ и денежное вознаграждение кадастровому инженеру.

По договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы. Результатом выполнения кадастровых работ является подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.

Договор подряда на выполнение кадастровых работ является публичным договором.

Существенным условием договора данного вида является цена подлежащих выполнению работ. Данная цена получает отражение в смете, которая является частью договора подряда на выполнение кадастровых работ с момента подтверждения ее заказчиком кадастровых работ.

Предмет договора составляют обязательства передачи заказчику следующих документов:

1) межевого плана;

2) технического плана;

3) акта обследования.

Отсутствие в договоре условий о предмете влечет признание договора незаключенным.

Перечень и состав работ можно указать в самом договоре или в отдельном приложении к нему: в технической документации, техническом задании, смете, ином приложении — с обязательной ссылкой на договор подряда.

При отсутствии конкретизации содержания кадастровых работ, составляющих предмет договора, суд может признать предмет договора подряда несогласованным, а договор — незаключенным (п. 1 ст. 432, ст. 702 ГК РФ). В данном случае условия договора не будут применяться к отношениям сторон и заказчик не сможет потребовать выполнения работы подрядчиком или в судебном порядке согласно ст. 12 ГК РФ принудить его к исполнению работы. Подрядчик также не вправе требовать оплаты выполненных работ.

 

  1. Вопрос.

Какие обязанности возлагаются на кадастрового инженера?

 

Ответ.

В результате кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления их в Росреестр в целях осуществления кадастрового учета недвижимого имущества.

По завершении проведения кадастровых работ в отношении земельных участков кадастровый инженер передает заказчику межевой план.

Согласно ст. 38 Закона о кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

По общему правилу местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования либо аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Существенные особенности имеет процедура подготовки документов для кадастрового учета лесных участков. Согласование местоположения границ таких участков проводится без их установления на местности. Данные особенности установлены Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» <1>, согласно которому лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 г., признается юридически действительным (ст. 4.2 названного Закона) <2>.

———————————

<1> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

<2> СЗ РФ. 2007. N 32.

 

Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — органом кадастрового учета.

Процедуру межевания принято рассматривать преимущественно в качестве технических действий. Само по себе межевое дело и отдельные акты, его составляющие, могут иметь юридическое значение лишь в случае их завершенности (т.е. следует разграничивать процесс совершения действий по межеванию, с одной стороны, и их результаты — с другой). Только в этом смысле и проект межевания может иметь правовое значение.

В любом случае данные о земельном участке должны содержать сведения о местоположении его границ, а если в соответствии с законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план, а образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям законодательства, в том числе нормам гл. I.1 ЗК РФ, градостроительного и иного (см., например, п. 10 ст. 38 Закона о кадастре). Тем самым признается, что возникающие при кадастровом учете правоотношения являются, по сути, межотраслевыми.

Особым действием в составе действий по формированию границ земельного участка является согласование местоположения его границ. Этот порядок в основном определен ст. 39 Закона о кадастре, в том числе требуется согласовать местоположение границ земельных участков с лицами, указанными в ч. 3 данной статьи. Такое согласование без их установления на местности осуществляется лишь в случаях, прямо названных в Законе о кадастре (в частности, это касается лесных участков, участков в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения). В целом же согласование местоположения границ проводится по общему правилу путем проведения собрания заинтересованных лиц на территории населенного пункта, иное может предусмотреть кадастровый инженер по согласованию с указанными лицами.

 

  1. Вопрос.

Кто из участников кадастровых правоотношений (кадастровый инженер или орган кадастрового учета) обязан возместить убытки, причиненные правообладателю земельного участка вследствие отражения в кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка?

 

Ответ.

Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> правовое регулирование определения кадастровой стоимости отнесено к предмету законодательства об оценочной деятельности. Данным Законом внесены изменения в ЗК РФ в части установления критериев определения кадастровой стоимости. В соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

———————————

<1> СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 3998.

 

В соответствии со ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Данной нормой установлен исчерпывающий перечень оснований для пересмотра результатов оценки. Между тем практика применения законодательства о кадастровой оценке свидетельствует о широком распространении отдельных видов нарушений, которые не соответствуют установленному Законом об оценочной деятельности перечню.

Одним из таких нарушений является неправильное определение удельного показателя кадастровой стоимости. Так как данные показатели утверждаются нормативными актами субъекта Федерации, обжалование удельного показателя возможно путем признания частично недействительным акта об утверждении результатов кадастровой оценки (в части установления конкретного удельного показателя стоимости). Обоснованиями недействительности такого показателя могут быть нарушение процедуры кадастровой оценки земельных участков либо явная несоразмерность установленного удельного показателя рыночной стоимости участков в данном кадастровом квартале.

Обжалование кадастровой стоимости возможно также по причине неправильного определения вида разрешенного использования земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Вид разрешенного использования земельного участка, отражаемый в сведениях государственного кадастра недвижимости, зачастую не соответствует реальному виду использования участка, в том числе определяемому на основании соответствующих правоустанавливающих документов, имеющихся у правообладателя. Такое несоответствие может быть вызвано как ошибками при постановке участка на кадастровый учет, так и последующими действиями органов, осуществляющих кадастровый учет.

Названные виды нарушений в судебной практике рассматриваются как техническая ошибка. Так, апелляционный суд Постановлением от 31 марта 2009 г. отменил решение суда первой инстанции от 29 декабря 2008 г. и удовлетворил требования заявителя, указав, что в рассматриваемом случае изменение сведений в государственном земельном кадастре вызвано не изменением вида разрешенного использования земельных участков, а исправлением ранее допущенной комитетом по земельным ресурсам и землеустройству технической ошибки путем внесения обратным числом (по состоянию на 1 января 2007 г.) соответствующих изменений в государственный земельный кадастр. Данное обстоятельство также было установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А56-5132/2008, в рамках которого рассматривался аналогичный спор, связанный с доначислением обществу земельного налога за девять месяцев 2007 г. Апелляционный суд признал правомерным исчисление обществом земельного налога за 2007 г. исходя из кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2007 г. (с учетом исправленной технической ошибки), доведенной до него в соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (справки от 16 марта 2007 г. N 841 и 842, от 18 апреля 2007 г. N 1380) <1>.

———————————

<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 августа 2009 г. по делу N А56-16520/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

 

Недостоверность сведений об объекте недвижимости может явиться результатом действий самого правообладателя либо государственных органов, осуществляющих кадастровый учет земельных участков. Практика разрешения данных споров основывается на признании презумпции добросовестности правообладателя земельного участка. В силу этой презумпции «обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти» <1>.

———————————

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

 

Статья 24.6 Закона об оценочной деятельности предусматривает правила возмещения убытков, причиненных заказчику вследствие использования итоговой величины кадастровой стоимости объекта оценки. Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Анализ данной нормы позволяет выделить следующие недостатки существующего правового механизма возмещения убытков, вызванных кадастровой ошибкой:

во-первых, отсутствие гарантий защиты прав лиц, являющихся правообладателями земельных участков (возмещение убытков предусмотрено в пользу заказчика, которым является орган, отвечающий за достоверность документов кадастрового учета). Согласно ст. 24.13 Закона об оценочной деятельности до 1 января 2013 г. полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, установленные в данной статье (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ), реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке;

во-вторых, отсутствие правовых критериев квалификации кадастровой ошибки — нарушение или правомерный акт? Если ошибка не является правонарушением, правило о возмещении убытков должно быть предусмотрено в законе;

в-третьих, предусмотренная модель ответственности оценщика позволяет возлагать ответственность на данного субъекта за действия других лиц (государственных органов, допустивших кадастровую ошибку или нарушение), что противоречит принципу виновной ответственности;

в-четвертых, отсутствие четких правовых признаков недостоверности документации и правил доказывания данного факта фактически налагает на заявителя дополнительные обязательства по сравнению с теми, что предусмотрены процессуальным законодательством при оспаривании действий и нормативных актов государственных органов.

 

  1. Вопрос.

За какие виды правонарушений наступает административная и уголовная ответственность кадастрового инженера?

 

Ответ.

Административное наказание в виде дисквалификации кадастрового инженера и соответственно лишения его права осуществлять кадастровую деятельность в течение определенного срока предусмотрено ст. 14.35 КоАП РФ. В соответствии с п. 4 указанной статьи состав административного проступка образуют следующие действия кадастрового инженера: внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Составы преступлений в виде регистрации незаконных сделок с землей, искажения учетных данных государственного кадастра недвижимости и занижения размеров платежей за землю являются специальными составами по отношению к служебному подлогу. Рассматриваемые преступления наказываются штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов.

 

Кадастровый учет недвижимого имущества: вопросы и ответы

Содержание:

Глава 1. ПОНЯТИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Каков порядок кадастрового учета земельного участка, образованного при разделе земельного участка

Глава 4. ПРОЦЕДУРА КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

В каких случаях допускается проведение процедуры кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка

Глава 5. ИСПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И КАДАСТРОВЫХ ОШИБОК

Глава 6. ПРАВОВОЙ СТАТУС КАДАСТРОВОГО ИНЖЕНЕРА

Глава 7. КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Глава 8. ИЗМЕНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И СНЯТИЕ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ С УЧЕТА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code