Глава 5. ИСПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И КАДАСТРОВЫХ ОШИБОК

Продолжение

 

  1. Вопрос.

Какие ошибки могут содержаться в сведениях государственного кадастра недвижимости?

 

Ответ.

Закон о кадастре предусматривает два вида ошибок, которые могут содержаться в сведениях государственного кадастра недвижимости: технические и кадастровые.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28 указанного Закона техническая ошибка в сведениях представляет собой описку, опечатку, грамматическую или арифметическую ошибку либо подобную ошибку, допущенную органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшую к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 28 названного Закона кадастровая ошибка в сведениях — это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Из приведенных определений видно, что законодатель разграничивает понятия в зависимости от субъекта, действия которого предопределили появление ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости. В первом случае таковым является орган кадастрового учета (при этом документы, на основании которых в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения, не содержат порока), во втором — субъект, который подготовил (издал) документ-основание (например, кадастровый инженер, орган государственной или муниципальной власти и др.).

Проиллюстрируем сказанное на примере ошибок, которые могут быть допущены в случае неверного отнесения органом кадастрового учета земельного участка к определенной группе видов разрешенного использования или ошибочного применения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в процессе осуществления учетных действий при подготовке актов определения кадастровой стоимости земельных участков <1>.

———————————

<1> Примеры взяты из письма Минэкономразвития России от 9 декабря 2010 г. N Д06-4699 // СПС «КонсультантПлюс».

 

Технической ошибкой в этом случае будет считаться неверное отнесение органом кадастрового учета земельного участка к той или иной группе видов разрешенного земельного участка или ошибочное применение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка <1>.

———————————

<1> Аналогичную позицию занимал упраздненный ныне Высший Арбитражный Суд РФ (см., например, Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2012 г. N ВАС-3195/12 по делу N А54-677/2011 // СПС «КонсультантПлюс»).

 

Кадастровой будет считаться ошибка, допущенная в соответствующем акте органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости.

Понимание вида ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости необходимо заинтересованному лицу для того, чтобы исправить ее надлежащим, предусмотренным законом способом (см. вопрос 2).

 

  1. Вопрос.

В каком порядке заинтересованное лицо может исправить ошибку (техническую, кадастровую) в сведениях государственного кадастра недвижимости?

 

Ответ.

В зависимости от вида ошибки (техническая или кадастровая) Законом о кадастре предусмотрены различные процедуры ее исправления.

Сначала рассмотрим порядок исправления технической ошибки.

Согласно ч. 2 ст. 28 Закона о кадастре техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению: 1) на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения им такой ошибки; 2) на основании представленного в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке <1>; 3) на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки <2>.

———————————

<1> Форма заявлений об исправлении технической ошибки установлена Приказом Минэкономразвития России от 13 апреля 2009 г. N 125 «Об утверждении форм заявлений об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. 31 августа. N 35).

<2> Аналогичный перечень оснований для исправления технической ошибки содержит п. 45 Приказа Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42.

 

В настоящее время предусмотрена возможность направить в орган кадастрового учета заявление об исправлении технической ошибки в электронной форме (подробнее по этому вопросу см. Приказ Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. N 662 «О порядке представления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов, заявления об исправлении технической ошибки, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявлений и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости»).

Согласно ч. 2 ст. 28 Закона о кадастре техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, представления в орган кадастрового учета этого заявления или указанного решения суда.

Орган кадастрового учета в случае представления заявления от заинтересованного лица обязан: 1) проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку; 2) либо не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения пятидневного срока, принять решение об отклонении этого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение обратившемуся с этим заявлением лицу. Решение органа кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

В силу ч. 3 ст. 28 Закона о кадастре в случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, направляет указанное решение и один экземпляр кадастрового паспорта объекта недвижимости правообладателю этого объекта недвижимости.

При этом (по мнению Росреестра) направление названного решения и одного экземпляра кадастрового паспорта объекта недвижимости правообладателю объекта недвижимости должно осуществляться вне зависимости от того, на основании чего осуществлено исправление технической ошибки (на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки (в том числе в случае обнаружения ошибки в процессе осуществления какого-либо учетного действия в отношении объекта недвижимости) или на основании представленного в орган кадастрового учета заявления об исправлении такой ошибки) <1>.

———————————

<1> Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 11 сентября 2014 г. N 14-исх/10265-МС/14 «О направлении копий писем Росреестра и Минэкономразвития России» // СПС «КонсультантПлюс».

 

Порядок исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости подробнее описан в ряде писем государственных органов (см., например, письмо Роснедвижимости от 25 марта 2008 г. N ВК/1376 «О направлении разъяснений» <1>).

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

Далее проанализируем процедуру исправления кадастровой ошибки.

В силу ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению: 1) в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре); 2) в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия); 3) на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки <1>.

———————————

<1> Согласно п. 47 Приказа Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 основанием для исправления кадастровой ошибки являются: 1) представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; 2) вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.

 

В соответствии с ч. 5 ст. 28 указанного Закона орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.

Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

 

  1. Вопрос.

Какое процессуальное положение надлежит занимать органу кадастрового учета в споре по иску заинтересованного лица об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости?

 

Ответ.

Как справедливо подчеркивает в своем исследовании М. Толстых, «практика рассмотрения судами исков об устранении или исправлении кадастровых ошибок в настоящее время еще формируется, поэтому говорить о единообразии в разрешении такой категории споров на сегодняшний день не приходится. По одним и тем же вопросам суды приходят к различным выводам. Показательным в этом отношении является, например, проблема определения надлежащего ответчика, в качестве которого довольно часто привлекается орган кадастрового учета» <1>.

———————————

<1> Толстых М. Споры о наложении границ земельных участков // Жилищное право. 2013. N 7. С. 45 — 70.

 

В настоящее время можно обнаружить диаметрально противоположную судебную практику по рассматриваемому вопросу: одни суды в спорах по искам заинтересованных лиц об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости привлекают орган кадастрового учета в качестве ответчика (см., например: Апелляционное определение Ярославского областного суда от 1 сентября 2014 г. по делу N 33-4737/2014 <1>, Апелляционное определение Ростовского областного суда от 14 августа 2014 г. по делу N 33-10916/2014 <2>), другие — в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (см., например: Апелляционное определение Воронежского областного суда от 20 февраля 2014 г. N 33-885/2014 <3>, Апелляционное определение Московского областного суда от 11 августа 2014 г. по делу N 33-17369/2014 <4>).

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

<2> Там же.

<3> Там же.

<4> Там же.

 

В качестве примеров судебных актов автором осознанно приведены решения, вынесенные в 2014 г. Это сделано с целью демонстрации того, что проблема и в настоящее время не теряет своей актуальности.

При этом, на наш взгляд, последовательное и исчерпывающее решение указанной проблемы было предложено Челябинским областным судом в Обзоре судебной практики Челябинского областного суда за второй квартал 2012 года <1>.

———————————

<1> Обзор судебной практики Челябинского областного суда за второй квартал 2012 года (утв. Президиумом Челябинского областного суда от 5 сентября 2012 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

 

Далее приведем ключевые выдержки из него, касающиеся рассматриваемой проблемы.

  1. Кадастровая ошибка в отличие от технической возникает не по вине органа кадастрового учета, а по вине того лица, которым составлен документ, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости. По этой причине орган кадастрового учета не может исправить такую ошибку по собственной инициативе и в случае ее обнаружения сообщает лицам, уполномоченным обратиться за исправлением кадастровой ошибки, о ее обнаружении и необходимости исправления (ч. 4 и 5 ст. 28 Закона о кадастре).

Таким образом, ответчиком по делу будет лицо (организация), составившее документ, на основании которого сведения о недвижимом имуществе вносились в кадастр. Кроме того, в качестве ответчика по делу должно быть привлечено юридическое или физическое лицо, чьи права в результате исправления кадастровой ошибки могут быть затронуты (например, правообладатель смежного земельного участка в случае, если исправление кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости приведет к изменению его границ).

  1. Обязанность по исправлению кадастровой ошибки при удовлетворении иска возлагается на орган кадастрового учета. При этом надлежащим ответчиком данное учреждение не является. Оно фактически выполняет техническую функцию по исполнению судебного решения, поскольку полномочия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости относятся к исключительной компетенции органа кадастрового учета. Поэтому орган кадастрового учета подлежит привлечению к участию в деле в качестве третьего лица.

При разрешении споров, связанных с исправлением кадастровых ошибок, орган кадастрового учета может выступать в качестве заинтересованного лица в случае, если оспариваются его решения либо действия (бездействие) в порядке гл. 25 ГПК РФ.

Как верно, на наш взгляд, в связи с этим отметил Воронежский областной суд, возложить на орган кадастрового учета обязанность исправить кадастровую ошибку возможно лишь в рамках гл. 25 ГПК РФ и только в случае признания действий либо бездействия государственного органа незаконным (см. Апелляционное определение Воронежского областного суда от 20 февраля 2014 г. N 33-885/2014 <1>).

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

  1. Вопрос.

Требуется ли заинтересованному лицу соблюдать досудебный порядок разрешения спора (предварительно обращаться с аналогичным требованием в орган кадастрового учета) по делам об исправлении кадастровой ошибки?

 

Ответ.

Зачастую судебные органы выносят определение о возвращении искового заявления по делам об исправлении кадастровой ошибки в связи с тем, что истцом якобы не соблюден досудебный порядок разрешения спора. В качестве устранения обстоятельств, послуживших возврату, суд предлагает обращаться в установленном законом порядке в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет объектов недвижимости (см., например: Определение Калачеевского районного суда Воронежской области от 6 сентября 2013 г. по делу N 2-705/2013~М-697/2013 <1>, Определение Ленинского районного суда г. Тамбова от 7 октября 2013 г. по делу N 2-3048/2013~М-2930/2013 <2>).

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

<2> Там же.

 

Однако нормативно-правовой анализ показывает, что подобные действия суда не основаны на законе.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором.

Положения указанной нормы предусматривают возможность возвращения искового заявления только в случаях, когда представление документов, подтверждающих соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договоров.

В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона о кадастре, если иное не установлено данным Законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Согласно ч. 4 ст. 28 указанного Закона кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению, в том числе на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

При этом Законом о кадастре не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора по заявленным истцом требованиям.

Аналогичный вывод можно обнаружить в многочисленной судебной практике (см., например: Апелляционное определение Московского городского суда от 30 июня 2014 г. по делу N 33-24511/14 <1>, Определение Верховного суда Республики Северная Осетия — Алания от 18 февраля 2014 г. N 33-185/2014 <2>).

———————————

<1> Там же.

<2> Там же.

 

  1. Вопрос.

С каким требованием заинтересованному лицу следует обращаться в суд, если орган кадастрового учета приостановил постановку земельного участка на кадастровый учет в связи с пересечением (наложением границ) вновь образованного или уточняемого земельного участка с границами смежных участков, сведения об уникальных характеристиках которых уже содержатся в государственном кадастре недвижимости?

 

Ответ.

Как правило, истцы по указанным делам заявляют суду о наличии кадастровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, ссылаясь на наложение фактических границ земельного участка, принадлежащего истцу, границы которого не установлены в предусмотренном законом порядке и не внесены в государственный кадастр недвижимости, на границы соседнего земельного участка, координаты которого описаны в государственном кадастре недвижимости.

Такие действия заинтересованных лиц представляются нам ошибочными.

Думается, что при решении указанной проблемы следует ориентироваться на правовую позицию, сформулированную Московским областным судом при рассмотрении аналогичного дела. Суд указал, что обстоятельства, указанные истцом, не являются ни технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, ни воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости ошибкой в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, поскольку между сторонами существует спор о местоположении межевой границы.

Фактически истцом избирается неверный способ защиты нарушенного права, поскольку положениями ст. 28 Закона о кадастре предусмотрена возможность исправления кадастровой ошибки с внесением достоверных сведений в государственный кадастр недвижимости, а не признание такой ошибки (см. Апелляционное определение Московского областного суда от 6 августа 2014 г. по делу N 33-17114/2014 <1>).

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

Аналогичной позиции придерживаются и другие суды (см.: Апелляционное определение Орловского областного суда от 3 сентября 2014 г. по делу N 33-1655 <1>, Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 6 августа 2014 г. по делу N 33-630 <2>).

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

<2> Там же.

 

Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место спор о праве на земельный участок. В целях восстановления своих прав заинтересованное лицо не лишено возможности обратиться к смежным землепользователям в судебном порядке с иском об установлении межевой границы по данным технических либо правовых документов, которые, по его мнению, отражают фактическое местоположение границ принадлежащего ему земельного участка (см.: Кассационное определение Ростовского областного суда от 20 октября 2011 г. по делу N 33-14167 <1>).

———————————

<1> Там же.

 

  1. Вопрос.

В каких случаях дублирующие сведения о земельных участках могут быть исключены из государственного кадастра недвижимости?

 

Ответ.

Согласно ч. 2 ст. 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, установленными в ст. 24 данного Закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 24 названного Закона внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Таким образом, исходя из положений Закона о кадастре земельные участки, сведения государственного кадастра недвижимости о которых не носят временного характера, могут быть сняты с государственного кадастрового учета только: 1) в случае преобразования таких земельных участков с даты государственной регистрации вещных прав на образуемые из них земельные участки (ч. 3 ст. 24) либо государственной регистрации аренды (ч. 3.1 ст. 24); 2) на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета <1>.

———————————

<1> В практике имеются случаи исключения из сведений государственного кадастра недвижимости дублирующих сведений о земельном участке по заявлению заинтересованного лица на имя руководителя кадастровой палаты субъекта в случае их полного дублирования друг с другом в досудебном порядке (площадь, адрес, вид разрешенного использования и т.д.).

 

Аналогичная позиция выражена в письме Минэкономразвития России от 2 июня 2011 г. N Д23-1331 <1>, а также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 10 июня 2014 г. по делу N 11-5784/2014 <2>).

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

<2> Там же.

 

В качестве примера по вопросу исключения дублирующих сведений о земельном участке рассмотрим следующее судебное дело (см.: решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 29 октября 2014 г. по делу N 2-1403/2014~М-1305/2014 <1>).

———————————

<1> Там же.

 

При уточнении границ земельного участка в ходе проведения кадастровых работ и межевания заинтересованным лицом было выявлено, что указанный земельный участок имеет три кадастровых номера.

Собственник земельного участка обратился в орган кадастрового учета с требованием об аннулировании дублирующих сведений о земельном участке, в чем ему было отказано. Заявитель обратился в суд.

Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу, что земельные участки с указанными кадастровыми номерами являются одним и тем же объектом недвижимости, и отметил следующее.

Сведения об указанных земельных участках не носят временного характера, они являются ранее учтенными земельными участками, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости, кадастровые действия по преобразованию земельного участка не осуществлялись, поскольку ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется для того, чтобы упорядочить информацию об объектах недвижимости и их правообладателях, не должен допускаться повторный учет одних и тех же объектов под разными номерами, поэтому суд считает возможным исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о дублируемом земельном участке и удовлетворить исковые требования.

 

  1. Вопрос.

Каков порядок изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в случае изменения площади земельного участка в связи с исправлением кадастровой ошибки, допущенной кадастровым инженером при определении площади земельного участка?

 

Ответ.

Кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости подлежит исправлению в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре.

Одновременно с принятием решения об учете изменений земельного участка должен быть оформлен акт определения кадастровой стоимости.

При этом нужно учитывать, что согласно п. 2.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222 <1>, в случае изменения площади земельного участка при упорядочении его границ кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка.

———————————

<1> Российская газета. N 212. 2006. 22 сентября.

 

Измененные сведения о кадастровой стоимости земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости после осуществления учета изменений в связи с уточнением площади земельного участка.

Указанный выше алгоритм внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка в случае изменения площади земельного участка в связи с исправлением кадастровой ошибки, допущенной кадастровым инженером при ее определении, поддерживается письмом Минэкономразвития России от 9 декабря 2010 г. N Д06-4699.

 

  1. Вопрос.

Вправе ли орган кадастрового учета отказать в осуществлении государственного кадастрового учета в случае уточнения местоположения границ земельного участка в связи с выявленной кадастровой ошибкой (которая к моменту обращения уже надлежащим образом исправлена), если при этом площадь земельного участка уменьшается?

 

Ответ.

Исходя из системного анализа Закона о кадастре уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:

1) отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

2) если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

3) если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

4) исправление ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При этом, как отмечается в письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 29 июля 2014 г. N 10-1731/14 «О направлении письма Росреестра от 21 июля 2014 г. N 14-09978/14» <1>, ограничения, связанные с уменьшением площади земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ, действующим законодательством не установлены.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

Таким образом, у органа кадастрового учета не имеется оснований для отказа в рассматриваемом случае.

 

  1. Вопрос.

Кто может обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об исправлении кадастровой ошибки, выявленной в отношении земельного участка, сведения о котором в государственном кадастре недвижимости носят временный характер?

 

Ответ.

Для ответа на поставленный вопрос проанализируем положения Закона о кадастре и письма Минэкономразвития России от 1 марта 2010 г. N Д23-665 <1>.

———————————

<1> Там же.

 

Закон о кадастре не содержит ограничений в отношении характера сведений государственного кадастра недвижимости, содержащих данную ошибку. В связи с этим ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости, несмотря на временный характер соответствующих сведений, также должна считаться кадастровой ошибкой.

Порядок устранения кадастровой ошибки установлен в ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре. В частности, если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 указанного Закона (например, межевой план), ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости. При этом в соответствии с Законом о кадастре временный характер сведений государственного кадастра недвижимости не является основанием для принятия решений о приостановлении или об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, в том числе государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Согласно ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Учитывая изложенное, с заявлением об учете изменений земельных участков, сведения государственного кадастра недвижимости о которых носят временный характер, в орган кадастрового учета могут обратиться: 1) лица, обладающие земельными участками, являющимися источником образования таких земельных участков (исходные земельные участки), на праве собственности; 2) лица, обладающие исходными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), в случае если исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности.

 

  1. Вопрос.

Вправе ли заинтересованное лицо при выявлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости (неверно указанного вида разрешенного использования земельного участка) инициировать перерасчет земельного налога?

 

Ответ.

Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ <1> (далее — НК РФ) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка (п. 1). Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).

———————————

<1> Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 2000. N 32. Ст. 3340.

 

В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Согласно п. 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, кадастровая стоимость может измениться в том числе и при изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, заинтересованное лицо в силу ч. 2 ст. 28 Закона о кадастре вправе подать заявление об исправлении выявленной технической ошибки (в части неверного указания вида разрешенного использования земельного участка) в орган кадастрового учета или в суд.

В ответ на это орган кадастрового учета обязан на основании указанного заявления заинтересованного лица или вступившего в законную силу решения суда вынести решение об исправлении технической ошибки. Следует подчеркнуть, что подать заявление об исправлении технической ошибки в суд вправе и непосредственно орган кадастрового учета.

При этом следует принимать во внимание письмо ФНС РФ от 18 марта 2011 г. N ЗН-4-11/4353@ «О земельном налоге» <1>, согласно которому исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра (ныне — государственный кадастр объектов недвижимости), осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

Указанный подход подтверждается также судебной практикой (см., например, Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 2014 г. N ВАС-6074/14 по делу N А11-2090/2013 <1>).

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

По смыслу ч. 3 ст. 28 Закона о кадастре при исправлении технической ошибки в решении органа кадастрового учета (а в случае судебного обжалования — в судебном акте) должна быть указана дата, на которую производится такое исправление. Именно она должна считаться датой, с которой производится перерасчет кадастровой стоимости земельного участка и земельного налога.

При этом до момента исправления технической ошибки в надлежащем порядке кадастровая стоимость земельного участка и земельный налог не могут быть пересчитаны (см.: Постановление ФАС Московского округа от 19 сентября 2011 г. N А40-138427/10-99-790 <1>).

———————————

<1> Там же.

 

Кадастровый учет недвижимого имущества: вопросы и ответы

Содержание:

Глава 1. ПОНЯТИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Каков порядок кадастрового учета земельного участка, образованного при разделе земельного участка

Глава 4. ПРОЦЕДУРА КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

В каких случаях допускается проведение процедуры кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка

Глава 5. ИСПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И КАДАСТРОВЫХ ОШИБОК

Глава 6. ПРАВОВОЙ СТАТУС КАДАСТРОВОГО ИНЖЕНЕРА

Глава 7. КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Глава 8. ИЗМЕНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И СНЯТИЕ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ С УЧЕТА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code