В каких случаях допускается проведение процедуры кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка

Продолжение

13. В каких случаях допускается проведение процедуры кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка?

 

Ответ.

Изменение описания местоположения границ земельного участка не во всех случаях является основанием для осуществления кадастрового учета. Согласно ч. 3 ст. 25 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется, если сведения об описании местоположения границ земельного участка не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Несоответствие данному условию влечет отказ в постановке на кадастровый учет (ч. 4 ст. 27 Закона о кадастре).

Конкретные случаи, при наличии которых допускается уточнение местоположения границ земельного участка, предусмотрены в следующих документах:

— письмо Минэкономразвития России от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ» <1>;

— письмо Минэкономразвития России от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ» <2>.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

<2> СПС «КонсультантПлюс».

 

Как следует из данных документов, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:

— при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

— при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

 

  1. Вопрос.

Какие следует предпринять действия в случае аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости, в отношении которого осуществлена государственная регистрация права?

 

Ответ.

При возникновении случая, отраженного в вопросе, следует предпринять следующие действия:

— обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка и межевым планом (в качестве основы для подготовки межевого плана может быть использован межевой план, подготовленный в отношении аннулированного и исключенного из государственного кадастра недвижимости земельного участка). При этом земельному участку будет присвоен новый кадастровый номер, а кадастровый номер аннулированного и исключенного из государственного кадастра недвижимости земельного участка будет указан в качестве ранее присвоенного кадастрового номера;

— обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с двумя заявлениями: о государственной регистрации прекращения права собственности на аннулированный и исключенный из государственного кадастра недвижимости земельный участок (с «прежним» кадастровым номером); о государственной регистрации права собственности на «новый» земельный участок (сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости). При этом в качестве правоустанавливающих документов на «новый» земельный участок могут быть представлены документы, на основании которых ранее было зарегистрировано право собственности на исключенный из государственного кадастра недвижимости земельный участок.

Учитывая положения п. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ <1> (далее — ГПК РФ), п. 1 ст. 16 АПК РФ, восстановление сведений об аннулированном и исключенном из государственного кадастра недвижимости земельном участке с тем же кадастровым номером возможно на основании соответствующего решения суда об обязании органа, осуществляющего государственный кадастровый учет, восстановить сведения о земельном участке с ранее присвоенным ему кадастровым номером.

———————————

<1> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

 

Дополнительная информация по данному случаю содержится в письме Минэкономразвития России от 4 декабря 2013 г. N ОГ-Д23-15858 «О некоторых вопросах, связанных с подготовкой документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета помещений, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства».

 

  1. Вопрос.

Каков порядок кадастрового учета линейных объектов?

 

Ответ.

К линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии (железнодорожные пути) и другие подобные сооружения, расположенные на территории более одного кадастрового округа (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 10 ст. 25 Закона о кадастре особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и т.п.) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

К настоящему моменту отсутствует нормативно-правовой акт, которым регулировались бы отношения по кадастровому учету линейных объектов. Однако особенности такого учета разъяснены в следующих документах:

— письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 12 июля 2013 г. N 08-2246-КЛ «О направлении информации»;

— письмо Минэкономразвития России от 29 мая 2013 г. N 10571-ПК/Д23и «О порядке осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных)».

Особенности осуществления кадастрового учета автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также земельных участков, предназначенных для размещения таких автомобильных дорог, установлены Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1>.

———————————

<1> Российская газета. N 131п. 2009. 20 июля.

 

  1. Вопрос.

Имеет ли право арендатор земельного участка обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка?

 

Ответ.

Как следует из ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре, с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Таким образом, арендатор земельного участка вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка.

Вместе с этим согласно правовой позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 31 января 2013 г. N ОГ-Д23-319 «О рассмотрении обращения» <1>, если в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договор аренды заключен на неопределенный срок, арендатор не вправе обращаться в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

Таким образом, право арендатора земельного участка на обращение с заявлением о кадастровом учете имеет место при срочном характере договора аренды земельного участка.

 

  1. Вопрос.

Вправе ли кадастровый орган аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке вследствие неосуществления государственной регистрации права и истечения срока действия временного характера сведений о земельном участке в случае, если такая регистрация права не могла быть осуществлена до завершения судебного разбирательства?

 

Ответ.

В практике довольно часто встречаются случаи, когда в отношении земельного участка, поставленного на кадастровый учет, исключена возможность регистрации права ввиду судебного оспаривания наличия оснований для регистрации такого права. В то же время сведения об образованном земельном участке в государственном кадастре недвижимости носят временный характер до момента государственной регистрации права на такой земельный участок (ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре). Получается, что с истечением срока действия временного характера сведений орган кадастрового учета должен аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке. В этом случае лицо, которым не зарегистрировано право в предусмотренный законом срок из-за судебного разбирательства и за которым в судебном порядке признано право на регистрацию, теряет возможность осуществить государственную регистрацию права, так как сведения о земельном участке аннулированы.

Действия органа кадастрового учета в описанном выше случае полностью соответствуют действующему законодательству. Как отмечалось ранее, ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре предусмотрено, что если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация прав на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Даже то обстоятельство, что пропуск временного срока на регистрацию права связан с судебным разбирательством, не является основанием для принятия иного решения, потому как порядок продления или восстановления срока законодательством не предусмотрен. Так, Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» исчерпывающим образом определен круг кадастровых процедур, осуществляемых органом кадастрового учета (п. 4).

Тем не менее принятие органом кадастрового учета решения об аннулировании не исключает возможность обратиться в суд с иском о восстановлении сведений об аннулированном земельном участке в государственном кадастре недвижимости, так как аннулирование таких сведений является объективным препятствием для регистрации права. В подтверждение сказанного заслуживает внимания правовая позиция, изложенная в письме Минэкономразвития России от 15 декабря 2011 г. N Д23-5165 «О временном характере сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках» <1>. Согласно данной позиции при поступлении в орган кадастрового учета вступившего в силу судебного акта, содержащего соответствующие указания, срок действия временного характера сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках может быть приостановлен, продлен или прекращен.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

Правовая позиция Минэкономразвития России была воспринята в судебной практике, например, в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 23 сентября 2013 г. по делу N А32-18576/2011, от 23 августа 2013 г. по делу N А32-44125/2011 <1>.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

Таким образом, в рассмотренном случае орган кадастрового учета вправе принять решение об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с временным статусом сведений. В то же время не исключается судебная защита.

 

  1. Вопрос.

В каком порядке осуществляется кадастровый учет земельных участков, ранее поставленных на кадастровый учет?

 

Ответ.

Одной из кадастровых процедур, проведение которой предусмотрено действующим законодательством, является процедура внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (п. 4 Приказа Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости»).

Ранее учтенными объектами недвижимости являются следующие объекты:

— государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законом порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре;

— права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 45 Закона о кадастре).

Внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется на основании:

— сведений и документов, содержащихся в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости;

— заявления и документов заинтересованного лица, подтверждающих право на объект недвижимости.

Примерный перечень документов, которыми подтверждается право на ранее учтенный земельный участок, предусмотрен п. 20 Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости». При этом согласно правовой позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 18 февраля 2010 г. N 2321-ИМ/Д23 «Об основаниях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках» <1>, законом не ограничен перечень документов, представляемых в качестве оснований для включения в кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

При этом основаниями для отказа во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости являются:

— несоответствие представленных документов требованиям Закона о кадастре и законодательства Российской Федерации, действовавшего во время и в месте их издания;

— отсутствие в представленных документах сведений, позволяющих отнести такой объект недвижимости к ранее учтенному, а также сведений о площади объекта недвижимости (земельного участка, здания или помещения) (п. 34 Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости»).

 

  1. Вопрос.

Принимая решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, может ли орган кадастрового учета руководствоваться предельными минимальными размерами земельного участка, установленными актами органов местного самоуправления при отсутствии градостроительных регламентов?

 

Ответ.

Как следует из п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ). В то же время предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 1 ст. 33 ЗК РФ).

Таким образом, в случаях, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами. Вместе с этим Минэкономразвития России в п. 1 письма от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ» была сформирована следующая правовая позиция. До принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки орган кадастрового учета при проведении проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, вправе применять предельные минимальные размеры земельных участков, установленные в соответствии со ст. 33 ЗК РФ.

Следует отметить, что диаметрально противоположная позиция была высказана в письме Минэкономразвития России от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ». Однако, учитывая приоритет во времени и дополнительные разъяснения, изложенные в письме Минэкономразвития России от 29 декабря 2011 г. N 29812-ИМ/Д23 «Об обращении заместителя прокурора Московской области Рюмшина С.И.» <1>, можно сделать вывод о приоритетности подхода, закрепленного в письме N 29478-ИМ/Д23. Таким образом, орган кадастрового учета, принимая решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета на основании п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, вправе применять предельные минимальные размеры земельных участков, установленные актом органа местного самоуправления до принятия в установленном законом порядке правил землепользования и застройки.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

  1. Вопрос.

Какой способ защиты следует избрать собственнику земельного участка, ранее прошедшего процедуру кадастрового учета без определения границ, если за счет площади его земельного участка сформирован другой земельный участок третьего лица?

 

Ответ.

В правоприменительной практике отсутствует единство подходов к решению данного вопроса. В частности, встречаются попытки оспаривать акты органов государственной власти о предоставлении земель в границах наложения земельных участков, оспаривать решения о постановке на кадастровый учет вновь созданного земельного участка, предъявлять иски о признании права собственности на спорную часть земельного участка. Однако наиболее приемлемым видится предъявление иска об установлении границ земельного участка.

Основа такого подхода была заложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 декабря 2013 г. N 8410/13 по делу N А51-6571/2012 <1>, в котором указывалось, что споры о пересечении границ (наложении) земельных участков должны решаться в исковом производстве. Споры о границах земельного участка не могут рассматриваться в отрыве от оспаривания прав на пересекающийся земельный участок.

———————————

<1> Вестник ВАС РФ. 2014. N 5.

 

Из п. 53 и 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» вытекает следующее. Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество (п. 56 указанного Постановления). Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (п. 53 указанного Постановления).

Следовательно, защита права собственника земельного участка должна осуществляться в форме искового производства путем подачи иска об установлении границ земельного участка со следующей формулировкой: «Установить местоположение границ земельного участка (площадь земельного участка и его местоположение) в соответствии с границами земельного участка, обозначенными в межевом плане (характерные точки границы земельного участка)» <1>.

———————————

<1> Елисеев И.Н. Особенности рассмотрения споров о границах земельных участков // Вестник ВАС РФ. 2013. N 9. С. 21 — 39.

 

Кадастровый учет недвижимого имущества: вопросы и ответы

Содержание:

Глава 1. ПОНЯТИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Каков порядок кадастрового учета земельного участка, образованного при разделе земельного участка

Глава 4. ПРОЦЕДУРА КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

В каких случаях допускается проведение процедуры кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка

Глава 5. ИСПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И КАДАСТРОВЫХ ОШИБОК

Глава 6. ПРАВОВОЙ СТАТУС КАДАСТРОВОГО ИНЖЕНЕРА

Глава 7. КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Глава 8. ИЗМЕНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И СНЯТИЕ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ С УЧЕТА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code