Глава 4. ПРОЦЕДУРА КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

Продолжение

  1. Вопрос.

Можно ли осуществить кадастровый учет земельного участка в связи с изменением его стоимости, если установлено несоответствие рыночной и кадастровой стоимости земельного участка?

 

Ответ.

Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, которым предусмотрено осуществление кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 9, 11 — 21, 25 — 29 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.

К сведениям, вносимым в государственный кадастр недвижимости, относится кадастровая стоимость объекта недвижимости (п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре). Кадастровый учет в связи с изменением стоимости объекта недвижимости осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости осуществляется также на основании поступивших в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» <1> (далее — Закон об оценочной деятельности) в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 16 Закона о кадастре).

———————————

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

 

В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной рыночной стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Пунктом 4 ст. 16 Закона о кадастре в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.

Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 28 июня 2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010 <1> была сформирована следующая правовая позиция. Законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Изложенная правовая позиция была так же воспринята судебной практикой (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2014 г. по делу N А53-34179/2012, от 6 марта 2014 г. по делу N А53-9019/2013, от 24 декабря 2013 г. по делу N А32-37906/2012 <2>).

———————————

<1> Вестник ВАС РФ. 2011. N 11.

<2> СПС «КонсультантПлюс».

 

Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 2013 г. N 10761/11 по делу N А11-5098/2010 <1> была сформирована правовая позиция, согласно которой при определении даты, по состоянию на которую должна быть установлена рыночная стоимость земельного участка, следует исходить из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.

———————————

<1> Вестник ВАС РФ. 2013. N 12.

 

  1. Вопрос.

Вправе ли кадастровый орган отказать в осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, если надлежащим образом извещенный владелец смежного земельного участка отказался от подписания акта согласования границ?

 

Ответ.

Основания, по которым кадастровый орган принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, предусмотрены ст. 27 Закона о кадастре.

Если местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ, в орган кадастрового учета представляется копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре).

Орган кадастрового учета отказывает в осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, если нарушен порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (п. 2 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре).

В Обзоре практики рассмотрения земельных споров, одобренных Президиумом ФАС Уральского округа, от 24 декабря 2010 г. <1> рассматривалось дело об обязании кадастрового органа провести кадастровый учет земельного участка ввиду отказа в постановке на кадастровый учет в связи с отсутствием согласования границ со смежным землепользователем. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что отказ надлежащим образом извещенного смежного землепользователя от подписания акта согласования границ земельного участка не может являться основанием для отказа в проведении кадастрового учета. Суд кассационной инстанции отменил принятые по делу судебные акты. При этом была выработана следующая правовая позиция. Наличие между смежными землепользователями неразрешенного спора о границах земельного участка, возникшего на стадии межевания, может являться основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка. Такая возможность появляется, если имеются мотивированные возражения со стороны смежного землепользователя.

———————————

<1> Рекомендации Научно-консультативного совета, постановления Президиума, обзоры судебной практики и итоговые справки по вопросам, возникающим из гражданских и иных правоотношений (2008 — 2013). Т. 2 / Сост. М.Ю. Грабовская. Екатеринбург: ООО «Типография «Коллаж», 2013. С. 154 — 155.

 

Следовательно, отказ органа кадастрового учета в осуществлении кадастрового учета земельного участка является правомерным в случае, если не разрешен спор о границах земельного участка и имеется мотивированное возражение смежного землепользователя, зафиксированное в акте согласования границ.

 

  1. Вопрос.

Является ли правомерным приостановление кадастрового учета в случае пересечения границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, и территориальной зоны, местоположение границ которой определено ошибочно?

 

Ответ.

Как следует из п. 4 ст. 30 ГрК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре основанием приостановления осуществления кадастрового учета является пересечение границы образуемого земельного участка и территориальной зоны. При этом кадастровый учет не приостанавливается, если кадастровым органом выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границ территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, является кадастровой ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре).

Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре порядке (ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре).

При этом в письме Минэкономразвития России от 12 марта 2014 г. N ОГ-Д23-1534 «По вопросу сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ территориальной зоны» <1> разъяснено, что при пересечении одной из границ образуемого земельного участка и границы территориальной зоны орган кадастрового учета принимает решение об осуществлении государственного кадастрового учета такого земельного участка в случае, если в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана содержится обоснование наличия кадастровой ошибки в определении местоположения границы территориальной зоны.

———————————

<1> Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2014. N 3.

 

Таким образом, кадастровый орган не вправе приостановить кадастровый учет земельного участка, в случае если пересечение границы образованного земельного участка и территориальной зоны возникло в результате кадастровой ошибки в определении местоположения границы территориальной зоны, обоснование которой содержится в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана.

 

  1. Вопрос.

Вправе ли кадастровый орган приостановить кадастровый учет в связи с отсутствием доступа к образуемому земельному участку в случае, если такой доступ обеспечивается землями лесного фонда?

 

Ответ.

Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления постановки на учет земельного участка в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (ч. 2.1 ст. 26 Закона о кадастре).

Письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 1 апреля 2014 г. N 14-исх/03624-ГЕ/14 «О направлении письма» (вместе с письмом Минэкономразвития России от 14 марта 2014 г. N ОГ-Д23-1676 «По вопросу осуществления кадастрового учета по разделу участка») <1> даны следующие разъяснения. Доступ к земельному участку осуществляется в виде прохода и (или) проезда. Как правило, земельный участок должен быть обеспечен проездом для полноценного использования в соответствии с разрешенным использованием. В некоторых случаях (огороды, оздоровительная деятельность и т.п.) достаточно прохода к земельному участку. Земли лесного фонда обеспечивают лишь проход к земельному участку. Проезд через земельный участок лесного фонда возможен через лесную дорогу (при ее наличии). При этом также должно быть право пользования этой дорогой (аренда, сервитут). Таким образом, в зависимости от обстоятельств дела лесной фонд сам по себе не обеспечивает гарантированный доступ к земельному участку и не является обстоятельством, освобождающим от доказывания наличия доступа к земельному участку. Следовательно, кадастровый орган может приостановить кадастровый учет земельного участка в случае отсутствия доказательств обеспечения доступа к земельному участку через земли лесного фонда.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

  1. Вопрос.

Подлежат ли государственному кадастровому учету межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты?

 

Ответ.

Как следует из ч. 4.1 ст. 25 Закона о кадастре, орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме.

Под помещением, составляющим общее имущество многоквартирного дома, жилищным законодательством понимаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Аналогичным образом общее имущество определено в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» <1>.

———————————

<1> СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3680.

 

Однако исходя из смысла, заложенного в содержании ч. 7 ст. 27 Закона о кадастре, под помещением, подлежащим кадастровому учету, понимается помещение, которое изолировано или обособлено от других помещений в здании или сооружении.

В законодательстве отсутствуют определения понятий изолированности и обособленности помещений. Однако в п. 9 письма Минэкономразвития России от 4 декабря 2013 г. N ОГ-Д23-15858 «О некоторых вопросах, связанных с подготовкой документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета помещений, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства» <1> было сформулировано следующее определение: под обособленностью понимается наличие стен (перегородок), под изолированностью — возможность исключить доступ в помещение собственников других помещений. Изолированность и обособленность помещения определяются кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ.

———————————

<1> Вестник Росреестра. 2014. N 1.

 

Учитывая изложенное, письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 21 января 2014 г. N 14-00432/14 «О рассмотрении обращения» <1> сформирована позиция, согласно которой межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты не относятся к помещениям и, соответственно, не подлежат государственному кадастровому учету в качестве объектов недвижимости (помещений).

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

Подход, изложенный в упомянутом письме Росреестра, был воспринят судебной практикой. В частности, Апелляционным определением Новосибирского областного суда от 12 сентября 2013 г. по делу N 33-7160/2013 <1> был признан правомерным отказ кадастрового органа в постановке на государственный кадастровый учет помещения в многоквартирном доме, которое не является изолированным и обособленным.

———————————

<1> Там же.

 

  1. Вопрос.

Является ли правомерным отказ кадастрового органа в постановке на кадастровый учет земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения, при поступлении необоснованного возражения относительно размера и местоположения границ?

 

Ответ.

Как следует из п. 7 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте), в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений.

Законом об обороте в п. 9 — 15 ст. 13.1 установлен порядок согласования межевого плана. В частности, предусматривается, что проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, считается согласованным в случае, если в течение 30 дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с п. 9 — 11 ст. 13.1 Закона об обороте от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Возражение должно содержать следующие сведения:

— фамилию, имя и отчество лица, выдвинувшего возражения, и реквизиты документа, удостоверяющего его личность;

— обоснование причин его несогласия с предложенными размером и местоположением границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка;

— кадастровый номер исходного земельного участка (п. 13 ст. 13.1 Закона об обороте).

В письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 5 марта 2014 г. N 10-0342-ВГ «О предоставлении разъяснений» <1> была сформирована позиция, согласно которой на орган кадастрового учета возлагается обязанность проверить поступившее возражение только на предмет соответствия требованиям ст. 13.1 Закона об обороте без оценки его обоснованности. В случае соответствия таким требованиям орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на кадастровый учет.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

В случае необоснованности возражений защита права собственника доли или долей может быть осуществлена посредством предъявления иска о признании возражения необоснованным. Однако практика по данной категории исков является нестабильной. Например, Апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от 14 августа 2014 г. по делу N 33-11081/2014 <1> исковые требования были удовлетворены, возражение признано необоснованным. Суд отметил, что само по себе наличие возражений собственников земельных долей при отсутствии обоснования и подтверждения нарушения их гражданских прав не может являться препятствием для реализации другим собственником земельных долей права на выделение земельного участка в счет принадлежащих ему земельных долей.

———————————

<1> Там же.

 

В то же время Апелляционным определением Алтайского краевого суда от 14 января 2014 г. по делу N 33-267/2014 <1> в удовлетворении исковых требований о признании возражения необоснованным отказано. Суд пояснил, что определенный ст. 13.1 Закона об обороте способ защиты нарушенного права не предусматривает обращение участника общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с требованием о признании необоснованными возражений и признании согласованным местоположения земельного участка.

———————————

<1> Там же.

 

  1. Вопрос.

Правомерен ли отказ кадастрового органа в постановке на кадастровый учет многоконтурного земельного участка, предназначенного для возведения воздушных линий электропередачи, в связи с несоблюдением требований Закона о минимальном и максимальном размерах земельного участка?

 

Ответ.

Под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. Введение в законодательство такой разновидности земельных участков обусловлено необходимостью размещения линейных объектов, к числу которых относятся линии электропередачи.

Одним из оснований отказа в постановке на кадастровый учет является несоответствие земельного участка установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам (п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре).

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами. Однако действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами (п. 3 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 89 ЗК РФ правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством РФ.

Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, установлены Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 486 <1>, которым предусмотрено, что порядок определения минимального размера земельного участка (одного контура границы многоконтурного земельного участка) для установки одной опоры воздушной линии электропередачи зависит от типа опоры и напряжения линии электропередачи.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 486 «Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети» // СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3276.

 

Как следует из письма Минэкономразвития России от 17 октября 2011 г. N 22780-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете земельных участков, занятых опорами линий электропередач» <1>, в связи с отсутствием в указанных Правилах конкретных минимальных размеров земельных участков, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет изменений, необходимые расчеты должны быть приведены в заключении кадастрового инженера, входящем в состав межевого плана.

———————————

<1> Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). 2011. 3 ноября. N 43.

 

Таким образом, отказ кадастрового органа в постановке на кадастровый учет является неправомерным, если в межевом плане содержится расчет площади земельного участка под опорами линии электропередач в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 486.

Правовая позиция, сформированная Минэкономразвития России, была воспринята судебной практикой, например, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 сентября 2014 г. по делу N А46-12519/2013 <1>.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

  1. Вопрос.

Если спорные (ошибочные) сведения в государственный кадастр недвижимости внесены на основании акта органа государственной власти, можно ли их изменить в порядке исправления кадастровой ошибки?

 

Ответ.

Под ошибками в государственном кадастре недвижимости понимаются:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;

2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению:

— в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре);

— в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия);

— на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Основанием для исправления кадастровой ошибки являются:

— представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости;

— вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки (п. 47 Приказа Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости»).

Так как сведения в государственный кадастр недвижимости внесены не в порядке ст. 22 Закона о кадастре, а на основании акта органа государственной власти, изменение таких сведений невозможно в порядке исправления кадастровой ошибки. Данная позиция была сформирована Верховным Судом РФ в Определениях Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 октября 2011 г. N ВАС-12688/11 по делу N А46-1193/2010, N ВАС-12730/11 по делу N А46-19879/2009, N ВАС-13145/11 по делу N А46-5718/2010 <1>. В указанных Определениях отмечается, что установление наличия (отсутствия) ошибки в отрыве от действий органов государственной власти невозможно.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

  1. Вопрос.

Какие следует предпринять действия, если при осуществлении процедуры кадастрового учета земельного участка установлено пересечение границ со смежным земельным участком, местоположение границ которого ошибочно определено кадастровым инженером при проведении кадастровых работ?

 

Ответ.

Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре, под кадастровой ошибкой понимается воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место кадастровая ошибка.

В письме Минэкономразвития России от 27 марта 2009 г. N 4448-ИМ/Д23 «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков» <1> была высказана следующая позиция. Если причиной пересечения границ является ошибка, допущенная кадастровым инженером (лицом, считающимся кадастровым инженером в соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона о кадастре) при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен после вступления в силу Закона о кадастре, такая ошибка определяется как кадастровая ошибка в сведениях и подлежит исправлению в порядке, установленном ст. 28 Закона о кадастре.

———————————

<1> Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2009. N 4.

 

Согласно ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре исправление кадастровой ошибки осуществляется на основании заявления об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка и необходимых для такого учета документов, предусмотренных ст. 22 Закона о кадастре, или документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Таким образом, заинтересованному лицу прежде всего следует направить в орган кадастрового учета обращение об исправлении кадастровой ошибки с приложением необходимых документов (ст. 22 Закона о кадастре).

Также заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском об исправлении кадастровой ошибки.

 

  1. Вопрос.

Требуется ли при государственном кадастровом учете здания, ранее поставленного на кадастровый учет как объект незавершенного строительства, представление заявления о снятии с кадастрового учета объекта незавершенного строительства?

 

Ответ.

В рассматриваемом случае речь идет о преобразовании объекта незавершенного строительства в здание в результате завершения строительных работ.

В соответствии с п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 4 апреля 2011 г. N 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» <1> кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором включаются в государственный кадастр недвижимости: при постановке на государственный кадастровый учет, при включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном ч. 3 и 7 ст. 45 Закона о кадастре.

———————————

<1> Российская газета. N 107. 2011. 20 мая.

 

При постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе о виде объекта недвижимости. При этом исходя из п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства являются самостоятельными видами объектов недвижимости.

Исходя из п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносится в том числе кадастровый номер объекта недвижимости, в результате реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым был образован другой объект недвижимости.

Учитывая приведенные нормы Закона о кадастре, в отношении объекта недвижимости, строительство которого завершено, должна осуществляться его постановка на государственный кадастровый учет как соответственно здания или сооружения (с внесением в государственный кадастр недвижимости в том числе предыдущего кадастрового номера — кадастрового номера объекта незавершенного строительства) с присвоением такому зданию или сооружению нового кадастрового номера.

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона о кадастре учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.

Таким образом, снятие с учета объекта незавершенного строительства (преобразуемый объект) осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на здание или сооружение (новый объект недвижимости).

 

  1. Вопрос.

Каков порядок кадастрового учета здания, если в нем был достроен дополнительный этаж и тем самым образовано новое помещение?

 

Ответ.

В рассматриваемом случае имеет место реконструкция здания. Под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ).

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости (п. 1 ст. 16 Закона о кадастре).

Так как приведенный в вопросе случай связан с реконструкцией, которая влечет изменение здания (количество этажей), то прежде всего должен быть осуществлен кадастровый учет изменений зданий.

Так как помещение является самостоятельным объектом недвижимости, оно также подлежит кадастровому учету в порядке, предусмотренном Законом о кадастре (ч. 5 ст. 1). Таким образом, после постановки на кадастровый учет изменений здания необходимо поставить на государственный кадастровый учет новое помещение, образованное вследствие достройки дополнительного этажа.

Дополнительная информация о кадастровом учете при реконструкции зданий, строений, сооружений содержится в письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 23 июня 2014 г. N 14-исх/07086-ГЕ/14 «О реконструкции объектов недвижимости» <1>.

———————————

<1> Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). 2014. 15 августа. N 32.

 

  1. Вопрос.

Каков порядок снятия с кадастрового учета реконструированного здания и расположенных в нем помещений?

 

Ответ.

В результате реконструкции здания может образоваться новый объект недвижимости. Типичной ситуацией является случай реконструкции здания, в результате чего образуется объект незавершенного строительства.

Кадастровые процедуры в отношении реконструированного здания и объекта незавершенного строительства осуществляются с учетом следующих законоположений.

В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Как следует из ч. 3 ст. 24 Закона о кадастре, учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.

Таким образом, снятие с кадастрового учета преобразованного объекта недвижимости (здания) возможно только после государственной регистрации прав на образованный из него объект недвижимости (объект незавершенного строительства).

Часть 7 ст. 25 Закона о кадастре устанавливает, что при осуществлении кадастрового учета здания или сооружения в связи с прекращением его существования орган кадастрового учета одновременно снимает с учета все помещения в таком здании или сооружении. Основанием для снятия с учета этих помещений является заявление о снятии с учета такого здания или сооружения.

Учитывая, что снятие с кадастрового учета преобразованного здания (сооружения) осуществляется без заявления, прямые основания для снятия с учета помещений в случае снятия с государственного кадастрового учета преобразованного здания в законе отсутствуют.

В связи с этим представляется, что в отношении помещений, расположенных в преобразованном здании, снятом с учета в связи с регистрацией прав на образованный объект незавершенного строительства, может быть осуществлен государственный кадастровый учет в связи с прекращением существования таких помещений на основании соответствующего заявления и акта обследования, подтверждающего прекращение существования помещений.

Дополнительная информация о кадастровом учете при реконструкции зданий, строений, сооружений содержится в письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 23 июня 2014 г. N 14-исх/07086-ГЕ/14 «О реконструкции объектов недвижимости».

 

Кадастровый учет недвижимого имущества: вопросы и ответы

Содержание:

Глава 1. ПОНЯТИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Каков порядок кадастрового учета земельного участка, образованного при разделе земельного участка

Глава 4. ПРОЦЕДУРА КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

В каких случаях допускается проведение процедуры кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка

Глава 5. ИСПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И КАДАСТРОВЫХ ОШИБОК

Глава 6. ПРАВОВОЙ СТАТУС КАДАСТРОВОГО ИНЖЕНЕРА

Глава 7. КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Глава 8. ИЗМЕНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И СНЯТИЕ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ С УЧЕТА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code