Каков порядок кадастрового учета земельного участка, образованного при разделе земельного участка

Продолжение

3. Вопрос.

Каков порядок кадастрового учета земельного участка, образованного при разделе земельного участка?

 

Ответ.

Для целей кадастрового учета земельного участка, образованного при разделе исходного земельного участка, должно быть проведено межевание земельных участков. Для проведения работ по межеванию земельных участков необходимо обратиться к кадастровому инженеру и заключить с ним гражданско-правовой договор о проведении кадастровых работ. Действующее законодательство не содержит указаний на то, кто должен являться заказчиком по договору подряда. Это может быть либо правообладатель земельного участка, либо любое иное лицо. Межевой план оформляется в бумажном и электронном виде. В бумажном виде он передается заказчику работ. Кадастровый учет земельного участка будет проведен быстрее, если в орган кадастрового учета будет направлен межевой план в электронном виде, заверенный электронной цифровой подписью кадастрового инженера. Межевой план необходим: 1) при образовании новых земельных участков (и их частей); 2) для уточнения местоположения границ ранее учтенных земельных участков, имеющих ориентировочную площадь.

Раздел земельного участка не допускается до установления его границ и площади. После проведения работ по межеванию собственник земельного участка направляет заявление о кадастровом учете образованных при разделе земельных участков в органы кадастрового учета.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.

При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п. 4 и 6 ст. 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) (п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ). При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ).

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется лицом, с которым заключен договор аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Часть 3 ст. 25 Закона о кадастре допускает кадастровый учет изменений границ и (или) площади земельного участка, определенных со степенью точности, не соответствующей современным требованиям, а также в виде исключения — кадастровый учет земельного участка, образуемого посредством выдела из преобразуемого земельного участка или его раздела, если преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах <1>.

———————————

<1> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июня 2014 г. N 4890/14 // СПС «КонсультантПлюс».

 

  1. Вопрос.

Вправе ли собственник квартиры в многоквартирном жилом доме обратиться с заявлением о постановке земельного участка, на котором расположен дом, на кадастровый учет? Взимается ли плата за проведение кадастрового учета земельного участка?

 

Ответ.

Статьей 36 ЖК РФ предусматривается, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и распоряжаются в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах (ч. 1 и 2).

Согласно ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» <1> если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (ч. 3); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (ч. 5).

———————————

<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15.

 

Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» <1>, если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу п. 3 и 4 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

———————————

<1> Российская газета. N 109. 2010. 21 мая.

 

Как разъяснил Конституционный Суд РФ, обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция <1>.

———————————

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. N 12-П // СПС «КонсультантПлюс».

 

Плата за проведение государственного кадастрового учета не взимается.

 

  1. Вопрос.

В каком порядке осуществляется изменение сведений государственного кадастра при изменении разрешенного использования земельного участка?

 

Ответ.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в ст. 7 Закона о кадастре сведений (далее также — учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений осуществляются, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Законом для осуществления такого учета документов. Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 9, 11 — 17 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

Из системного анализа положений ст. 30, 36 и 37 ГрК РФ, ст. 7, 85 ЗК РФ, ст. 16 и 22 Закона о кадастре следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.

Включение в градостроительные регламенты видов разрешенного использования, совпадающих с уже осуществляемой к этому моменту деятельностью, предусмотрено требованиями п. 2 ст. 36 ГрК РФ об установлении градостроительных регламентов с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны <1>.

———————————

<1> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 12919/11 // СПС «КонсультантПлюс».

 

  1. Вопрос.

Земельный участок снят с кадастрового учета. Возможно ли его восстановление с сохранением кадастрового номера?

 

Ответ.

Закон о кадастре не содержит норм, позволяющих восстанавливать в государственном кадастре недвижимости сведения о снятых с государственного кадастрового учета земельных участках, за исключением случая поступления соответствующего решения суда об обязании органа кадастрового учета восстановить сведения о земельном участке с ранее присвоенным ему кадастровым номером.

Срок временного кадастрового учета земельного участка может быть продлен в случае, если государственной регистрации права на земельный участок препятствовали объективные обстоятельства. Так, при рассмотрении иска об обязании восстановления кадастрового учета земельного участка суды установили, что срок временного учета земельного участка истек в период, когда регистрации права препятствовали незаконные действия администрации.

При этом снятие спорного земельного участка с кадастрового учета исключает возможность исполнения ранее принятого решения арбитражного суда. В этом случае восстановление нарушенных прав общества возможно лишь путем продолжения учета земельного участка в государственном кадастре <1>.

———————————

<1> Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N ВАС-18146/13 // СПС «КонсультантПлюс».

 

  1. Вопрос.

В каком порядке осуществляется образование земельных участков после завершения застройки земельного участка, предоставленного для комплексного освоения земель?

 

Ответ.

Решение исполнительных органов власти об образовании земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не требуется в случае образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства (подп. 2 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 11.4 ЗК РФ раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется лицом, с которым заключен договор аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Так, 20 января 2012 г. территориальное управление (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, предоставленного для комплексного освоения земель.

14 марта 2012 г. общество обратилось в территориальное управление с заявлением, в котором просило разделить земельный участок с одновременным предоставлением образованных земельных участков в аренду.

Судебные инстанции при разрешении спора пришли к выводу о том, что принятие территориальным управлением решения об образовании новых земельных участков не требуется, поскольку данный случай подпадает под исключения, предусмотренные в подп. 1 — 5 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ. При этом в обжалуемых судебных актах отсутствует (не указано) правовое основание, в связи с которым соответствующее решение органа, осуществляющего публичные полномочия, не требуется.

По мнению ФАС Северо-Кавказского округа, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии необходимости в принятии территориальным управлением решения по вопросу об образовании спорных земельных участков не соответствует нормам ЗК РФ и не основан на имеющихся в деле доказательствах.

Пунктом 1 ст. 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы.

Согласно п. 1 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 <1>, Росимущество наделено правом на распоряжение от имени Российской Федерации земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

———————————

<1> СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.

 

Одним из полномочий Росимущества является принятие в установленном порядке решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности (п. 5.35(3) указанного Положения).

Поскольку образование земельного участка является в данном случае актом распоряжения государственным имуществом, принятие органом исполнительной власти решения об образовании земельного участка является обязательным.

Основываясь на указанных доводах, суд пришел к выводу, что права заявителя, нарушенные в результате незаконного бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, в данном случае подлежат защите путем обязания территориального управления (как уполномоченного органа) рассмотреть заявление общества (в установленный срок) <1>.

———————————

<1> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 мая 2013 г. по делу N А32-20454/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

 

  1. Вопрос.

Если при разделе земельного участка между собственниками возникли разногласия относительно границ образуемых земельных участков, в каком порядке разрешается спор?

 

Ответ.

Образование земельных участков, согласно п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В соответствии со ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Если кадастровые работы не проводились либо проводились по инициативе одного или нескольких собственников объектов недвижимости, но границы между образуемыми земельными участками не были согласованы, суд вправе сам назначить проведение кадастровых работ применительно к правилам, предусмотренным ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса РФ <1> (далее — АПК РФ), для назначения экспертизы.

———————————

<1> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

 

Резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и (или) изменением границ земельных участков (раздел, выдел, недействительность в части сделки приватизации), должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости в силу ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре: площадь и текстовое описание местоположения границ вновь образуемых в результате раздела (выдела) земельных участков, а также указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения.

Так, открытое акционерное общество «Ставропольское» по племенной работе» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд к открытому акционерному обществу «Сельхозплемпредприятие «Ипатовское» (далее — предприятие) с иском, в котором просило обязать предприятие согласовать межевание земельного участка и поставить на кадастровый учет вновь образованный земельный участок, фактически занятый выставочным павильоном с аукционным залом, согласно межевому плану.

Однако ввиду наличия распоряжения территориального управления от 29 декабря 2005 г. N 750, предусмотревшего обязанность предприятия заключить с обществом (его правопредшественником) договор аренды части приобретенного в собственность спорного земельного участка (с чужими объектами на нем), не получившего правовой оценки, судебные инстанции также не выяснили волю истца на приобретение в собственность (общую долевую собственность) земельного участка под приватизированными им объектами.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11 декабря 2012 г. в удовлетворении требований об обязании согласования межевого плана было отказано.

При рассмотрении дела в кассационной инстанции было установлено, что суды не учли зависимость способа и пределов защиты по такого рода спорам от объема прав, предоставленных частным собственникам объектов недвижимости при приватизации публичных земельных участков, а также от правовых и физических характеристик спорных земельных участков. Указанные обстоятельства послужили основанием для отмены судебных актов <1>.

———————————

<1> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15 июля 2013 г. по делу N А63-10812/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

 

  1. Вопрос.

В документах имеется акт согласования границ, подписанный всеми собственниками смежных участков, а в последующем один из собственников обнаружил ошибку в межевом плане. Вследствие данной ошибки площадь смежного земельного участка уменьшена на 2 кв. м, а границы земельного участка, отраженные в межевом плане, не соответствуют фактически сложившимся границам. Возможно ли внесение изменений в государственный кадастр в порядке уточнения границ?

 

Ответ.

В указанном случае основания для уточнения границ земельного участка отсутствуют, так как границы земельного участка согласованы сторонами. Разрешение данной ситуации возможно посредством принятия решения о перераспределении земельных участков.

В соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков — физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев:

1) перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с ГрК РФ принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;

2) образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных п. 1 ст. 49 ЗК РФ.

Решение о перераспределении земельных участков и новый межевой план должны быть представлены в орган кадастрового учета для постановки на учет образованных участков.

В указанном случае иск о признании права на земельный участок в соответствии с фактическими границами является ненадлежащим способом защиты.

Так, Ладожское сельское потребительское общество (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования «Ленинское сельское поселение» Усть-Лабинского района Краснодарского края о признании недействительным свидетельства на право собственности на землю от 20 мая 1994 г. N 476 в части указания площади земельного участка в размере 0,32 га, внеся правильную площадь — 1532 кв. м, отразив в судебном акте, что решение суда является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.

Решением от 15 апреля 2013 г., оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 12 июля 2013 г., в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что обществом избран ненадлежащий способ защиты. Спор о праве в рассматриваемом случае отсутствует, право общества на земельный участок площадью 1532 кв. м не оспаривается, препятствий к уточнению границ и площади земельного участка не имеется. Кассационная инстанция оставила названные судебные акты без изменений, указав, что иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ <1>.

———————————

<1> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 октября 2013 г. по делу N А32-5327/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

 

Требование об уточнении границ земельного участка также является необоснованным. В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

В рассматриваемой ситуации границы земельного участка изменены по согласованию собственников. Следовательно, процедура кадастрового учета в порядке уточнения границ неприменима.

 

  1. Вопрос.

В каких случаях раздел земельного участка невозможен?

 

Ответ.

В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами. Образование земельных участков должно осуществляться с соблюдением предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков.

В соответствии со ст. 1182 ГК РФ раздел земельного участка, принадлежащего наследникам на праве общей собственности, осуществляется с учетом минимального размера земельного участка, установленного для участков соответствующего целевого назначения. При невозможности раздела земельного участка в указанном порядке земельный участок переходит к наследнику, имеющему преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этого земельного участка. Компенсация остальным наследникам предоставляется в порядке, установленном ст. 1170 ГК РФ.

 

  1. Вопрос.

При приобретении земельного участка не были определены технические условия подключения к системам инженерного обеспечения. Собственником инженерных сооружений является прежний собственник участка. Может ли новый собственник потребовать предоставления бесплатного подключения к инженерным системам?

 

Ответ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» <1> при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления на основании:

— информации о разрешенном использовании земельного участка;

— предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, установленных в отношении данного земельного участка;

— региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования;

— схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства (тепло-, водоснабжения и водоотведения) федерального, регионального и местного значения, схем тепло-, водоснабжения и водоотведения;

— предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков.

———————————

<1> СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 920.

 

В случае, если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.

В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с п. 5 — 12 указанных Правил.

Орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.

Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

В случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение двух рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.

 

  1. Вопрос.

Продавец сооружения, являющийся собственником земельного участка, на котором находится сооружение, отказался подписывать договор купли-продажи земельного участка, так как на земельном участке находятся другие сооружения, принадлежащие собственнику земельного участка. Подлежит ли земельный участок разделу или новому собственнику сооружения принадлежит право собственности на часть земельного участка?

 

Ответ.

В соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п. 1 ст. 36 ЗК РФ.

В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам — на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения — правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Таким образом, в данной ситуации покупатель сооружения имеет право на приобретение земельного участка в общую долевую собственность. В последующем может быть заявлено требование о выделе земельного участка в соответствии с долей в праве общей собственности.

 

  1. Вопрос.

Вправе ли собственник квартиры в многоквартирном доме обратиться с заявлением о кадастровом учете земельного участка, на котором расположен дом?

 

Ответ.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (ч. 3); с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (ч. 5).

Как разъяснил Конституционный Суд РФ, обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция <1>.

———————————

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. N 12-П.

 

  1. Вопрос.

Возможно ли отозвать заявление о кадастровом учете?

 

Ответ.

Заявление о кадастровом учете может быть отозвано до завершения кадастрового учета объекта недвижимости. В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о кадастре датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:

1) сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости);

2) новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя);

3) сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).

 

Кадастровый учет недвижимого имущества: вопросы и ответы

Содержание:

Глава 1. ПОНЯТИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Каков порядок кадастрового учета земельного участка, образованного при разделе земельного участка

Глава 4. ПРОЦЕДУРА КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

В каких случаях допускается проведение процедуры кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка

Глава 5. ИСПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И КАДАСТРОВЫХ ОШИБОК

Глава 6. ПРАВОВОЙ СТАТУС КАДАСТРОВОГО ИНЖЕНЕРА

Глава 7. КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Глава 8. ИЗМЕНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И СНЯТИЕ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ С УЧЕТА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code