Кадастровый учет недвижимого имущества: вопросы и ответы

Глава 1. ПОНЯТИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

 

  1. Вопрос.

Какие виды недвижимого имущества подлежат кадастровому учету?

 

Ответ.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» <1> (далее — Закон о кадастре) к видам объектов недвижимости относятся земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ (далее — СЗ РФ). 2007. N 31. Ст. 4017.

 

Данный перечень имеет исчерпывающий характер. При этом классификация объектов недвижимости в гражданском законодательстве и в законодательстве о кадастровом учете недвижимого имущества не совпадает. Во-первых, к числу объектов кадастрового учета не отнесены такие виды недвижимого имущества, как морские и воздушные суда, космические корабли и участки недр (ч. 6 ст. 1 Закона о кадастре). Во-вторых, согласно ч. 5 ст. 1 указанного Закона государственный кадастровый учет осуществляется в отношении объектов недвижимости, являющихся таковыми по своей природе, таких, как земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства. Однако некоторые виды объектов, соответствующие данным критериям по своей природе, в перечень видов недвижимого имущества не включены ни Гражданским кодексом РФ <1> (далее — ГК РФ), ни Законом о кадастре. Так, в связи с введением в действие Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ <2> из числа объектов недвижимости исключены леса и многолетние насаждения.

———————————

<1> Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ, часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 1996. N 5. Ст. 410; 2001. N 49. Ст. 4552; 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5496.

<2> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.

 

В целях приведения Земельного кодекса РФ <1> (далее — ЗК РФ) в соответствие с законодательством о кадастровом учете недвижимости Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» <2> были внесены изменения в ЗК РФ, предусматривающие исключение из перечня видов недвижимого имущества строений.

———————————

<1> Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

<2> СЗ РФ. 2014. N 26 (ч. I). Ст. 3377.

 

К объектам недвижимости Закон о кадастре относит также подземные сооружения, допуская исключения из этого правила на основе федеральных законов. Однако вопрос о признании подземных сооружений самостоятельными объектами гражданских прав в гражданском законодательстве не решен. В литературе неоднократно отмечалось, что действующее законодательство «разрывает» права на поверхность земельных участков, права на недра и права на подземные сооружения <1>. В силу того, что ст. 130 ГК РФ не относит подземные сооружения к числу самостоятельных объектов недвижимого имущества, указанные объекты следует рассматривать в качестве объектов кадастрового учета, не являющихся самостоятельными объектами гражданских прав.

———————————

<1> См., например: Шейнин Л.Б. Подземное хозяйство: правовое регулирование // Журнал российского права. 2001. N 11.

 

  1. Вопрос.

Подлежат ли кадастровому учету линейные объекты (автомобильные дороги и иные виды линейных объектов)?

 

Ответ.

Особенности кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и т.п.) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 10 ст. 25 Закона о кадастре).

Особенности кадастрового учета линейных объектов теснейшим образом связаны с их гражданско-правовым статусом и режимом. Истоки данной проблемы лежат прежде всего в недостаточности критериев, выработанных ст. 130 ГК РФ, позволяющих отнести прямо не указанное в ней имущество к недвижимому. В частности, в соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Таким образом, при отнесении того или иного объекта к недвижимости законодатель предлагает руководствоваться положением, в силу которого к объектам недвижимости относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Указанная правовая норма объективно не в состоянии ответить на вопрос, относится рассматриваемый объект к недвижимому имуществу или все же он является движимым имуществом. В сложившейся ситуации суды вынуждены руководствоваться внутренним убеждением и доказательствами, предоставленными сторонами в обоснование отнесения данного имущества к движимому или недвижимому.

Данный вопрос рассматривался Высшим Арбитражным Судом РФ при разрешении следующего судебного спора. Закрытое акционерное общество «Авангард-Сервис» обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к администрации г. Белгорода и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Белгородской области о признании права собственности на имущество — производственную площадку площадью 8565,4 кв. м, находящуюся по адресу: г. Белгород, ул. Промышленная.

Спорный объект создавался как открытая стоянка с твердым покрытием, рассчитанная на 100 грузовых автомобилей. Решением Арбитражного суда Белгородской области от 3 сентября 2007 г. в удовлетворении искового требования отказано. В мотивировочной части решения указано, что производственная площадка является самовольной постройкой, так как на момент строительства земельный участок государственному автотранспортному предприятию предоставлен не был, документы, разрешающие строительство, в материалы дела не представлены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2007 г. решение суда первой инстанции отменено, исковое требование удовлетворено. Суд признал, что производственная площадка, построенная по заказу государственного автотранспортного предприятия, поступила в государственную собственность. В процессе приватизации право собственности на площадку перешло к открытому акционерному обществу. Истец приобрел право собственности на спорный объект в результате реорганизации. Критически оценивая вывод суда первой инстанции о самовольном характере строительства, суд апелляционной инстанции указал, что получения разрешения на строительство спорного объекта не требовалось, государственное автотранспортное предприятие обладало правом бессрочного пользования земельным участком, несмотря на отсутствие соответствующего документа на момент строительства.

Высший Арбитражный Суд РФ посчитал, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, поскольку арбитражная практика не относит покрытия (замощения, площадки, стоянки) к объектам недвижимого имущества <1>. В определении о передаче дела выделены признаки объекта недвижимости, которые у покрытия отсутствуют, а именно наличие у объекта самостоятельных полезных свойств и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению.

———————————

<1> Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 сентября 2008 г. N 9626/08 по делу N А08-7744/06-5 // СПС «КонсультантПлюс».

 

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ оставил постановление суда апелляционной инстанции и постановление суда кассационной инстанции без изменения, признав спорную площадку объектом недвижимости <1>.

———————————

<1> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 декабря 2008 г. N 9626/08 по делу N А08-7744/06-5 // СПС «КонсультантПлюс».

 

Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы благоустройства дорог (ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1>).

———————————

<1> СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.

 

Позиция Высшего Арбитражного Суда РФ выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 декабря 2008 г. N 9626/08 по делу N А08-7744/06-5, который рассмотрел данный вопрос в связи с разрешением спора о признании права собственности на бетонированную площадку. Позиция Суда основывается на утверждении, что покрытия (замощения, площадки, стоянки) являются объектами недвижимого имущества, так как имеют характеристики, соответствующие признакам недвижимого имущества, предусмотренным ст. 130 ГК РФ. Указанные площадки являются недвижимостью особого рода. Признаками недвижимого имущества являются наличие у объекта самостоятельных полезных свойств, невозможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению.

Бетонированные площадки обладают самостоятельным назначением, что позволяет их рассматривать в качестве самостоятельного вида недвижимого имущества.

Виды линейных объектов:

— автомобильные дороги, улицы, железные дороги (некоторые специалисты не относят к линейным объектам);

— электрические сети;

— линии связи;

— коллекторы, нефтепроводы, газопроводы, водопроводы.

Рекомендации по вопросам, связанным с подготовкой документов, необходимых для осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и т.п.), порядком осуществления государственного кадастрового учета таких объектов и предоставлением сведений из государственного кадастра недвижимости изложены в письмах Минэкономразвития России:

— письмо от 29 мая 2013 г. N 10571-ПК/Д23и <1> о порядке осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества (в том числе линейных сооружений), расположенных на территории более одного кадастрового округа;

— письмо от 20 ноября 2013 г. N Д23и-5532 <2> относительно осуществления государственного кадастрового учета автомобильных дорог;

— письмо от 14 февраля 2014 г. N Д23и-437 <3> по вопросу подготовки технического плана сооружения.

———————————

<1> Письмо Минэкономразвития России от 29 мая 2013 г. N 10571-ПК/Д23и «О порядке осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных)» // СПС «КонсультантПлюс».

<2> Там же.

<3> Там же.

 

  1. Вопрос.

Требуется ли кадастровый учет дачного, садового или огородного участка, если права на них возникли до введения в действие ЗК РФ?

 

Ответ.

Кадастровый учет указанных видов земельных участков осуществляется в порядке ст. 45 Закона о кадастре, в соответствии с которой сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 г. органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Если на день получения запроса сведения и документы о ранее учтенном земельном участке, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета межведомственного запроса обеспечивает включение таких сведений и документов и предоставляет запрашиваемые сведения в установленном порядке.

Если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствовали в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.

 

  1. Вопрос.

Дачный участок предоставлен в пользование в 1995 г. Документы на земельный участок утрачены. Требуется ли кадастровый учет земельного участка для целей оформления права на земельный участок?

 

Ответ.

Оформление права на земельный участок в данном случае осуществляется в порядке упрощенной государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок. Данная процедура имеет исключительный характер и применяется в случаях, прямо предусмотренных законом.

Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» <1> если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, то гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

———————————

<1> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.

 

Государственная регистрация прав собственности на указанные в данном пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» <1>. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

———————————

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

 

Государственная регистрация в упрощенном порядке права собственности гражданина на земельный участок осуществляется на основании следующих документов:

— документов, устанавливающих право (акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; иной документ, устанавливающий права);

— документов, удостоверяющих право (акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, — иной документ, удостоверяющий право на данный земельный участок)).

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

В соответствии со ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если:

— право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном названным Федеральным законом порядке;

— указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;

— для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Указанное заключение запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение не представлено заявителем самостоятельно.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

 

  1. Вопрос.

В каком порядке из кадастра недвижимости исключаются сведения о части земельного участка, если сервитут прекращен соглашением сторон?

 

Ответ.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права. Названные правила не применяются, если ограничение (обременение) вещного права не подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ч. 11 ст. 25 Закона о кадастре).

В соответствии с ч. 13 ст. 25 Закона о кадастре в случае государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещного права на земельный участок, в связи с установлением которого была образована и поставлена на учет часть земельного участка, снятие с учета данной части земельного участка осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещного права на соответствующий земельный участок при отсутствии сведений о том, что на данную часть земельного участка зарегистрировано другое ограничение (обременение) вещного права.

 

  1. Вопрос.

Может ли являться объектом кадастрового учета часть здания, если стороны заключают договор аренды на часть здания?

 

Ответ.

В соответствии с Законом о кадастре осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ч. 5 ст. 1). Исходя из п. 9 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 <1>.

———————————

<1> Российская газета. N 75. 2010. 9 апреля.

 

Понятия «здание» и «сооружение» на законодательном уровне не закреплены.

Однако согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359 <1>, к зданиям (кроме жилых) относятся здания, представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и проч.) для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

В названном Классификаторе также приведено определение понятия «сооружение». Это инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое, например:

— нефтяная скважина включает вышку и обсадные трубы;

— плотина включает тело плотины, фильтры и дренажи, шпунты и цементационные завесы, водоспуски и водосливы с металлическими конструкциями, крепления откосов, автодороги по телу плотины, мостики, площадки, ограждения и др.;

— эстакада включает фундамент, опоры, пролетные строения, настил, пути по эстакаде, ограждения;

— мост включает пролетное строение, опоры, мостовое полотно (мостовые охранные брусья, контрольный и мостовой настил);

— автомобильная дорога в установленных границах включает земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т.п.), другие относящиеся к дороге сооружения — ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров;

— отдельные элементы главного железнодорожного пути каждого направления в границах дистанции пути включают земляное полотно, дренажные, водоотводные и укрепительные сооружения земляного полотна, верхнее строение пути (рельсы, глухие пересечения, стрелочные переводы и др.), переезды через главные пути, которые включают ручные шлагбаумы, постоянные снеговые заборы.

Понятие помещения ранее было закреплено в Федеральном законе от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» <1>, где под ним понималась единица комплекса недвижимого имущества (часть жилого здания, иной связанный с жилым зданием объект недвижимости), выделенная в натуре, предназначенная для самостоятельного использования для жилых, нежилых и иных целей, находящаяся в собственности граждан или юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

———————————

<1> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2963. Документ утратил силу с 1 марта 2005 г.

 

На данный момент законодательно закреплено определение понятия «жилое помещение». Согласно ч. 2 ст. 15 и ст. 16 Жилищного кодекса РФ <1> (далее — ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

———————————

<1> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.

 

К жилым помещениям относятся:

— жилой дом, часть жилого дома;

— квартира, часть квартиры;

— комната.

Жилой дом — это индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартира — это структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комната — это часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

На основании изложенного постановка на кадастровый учет части нежилого здания не предусмотрена Законом о кадастре. Однако если часть здания соответствует признакам жилого или нежилого помещения, то данная часть подлежит кадастровому учету в статусе помещения.

 

  1. Вопрос.

Квартира приобретена в 2001 г. В 2002 г. возведена пристройка посредством присоединения к квартире части площади дома, находящейся в общем пользовании. Возможен ли кадастровый учет пристройки, если не внесены изменения в технический план многоквартирного дома?

 

Ответ.

Да, возможен. В соответствии с ч. 4 ст. 25 Закона о кадастре если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы. Правила данной части не применяются при осуществлении кадастрового учета жилых помещений в многоквартирном доме.

 

  1. Вопрос.

Если земельный участок поставлен на учет до 1 октября 2013 г., то какова продолжительность временного срока его действия — 2 года или 5 лет?

 

Ответ.

В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном ч. 15 ст. 42.10 Закона о кадастре), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

В отношении объектов недвижимости (частей объектов недвижимости), поставленных на государственный кадастровый учет до 1 октября 2013 г., при условии, что до указанной даты срок действия сведений временного характера не истек, с 1 октября 2013 г. такой срок пролонгируется до пяти лет (с момента постановки на государственный кадастровый учет).

 

  1. Вопрос.

Подлежат ли кадастровому учету земельные участки общего пользования?

 

Ответ.

В соответствии со ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Земельные участки общего пользования не образуют какой-либо особой разновидности объектов недвижимости и подлежат кадастровому учету в общем порядке.

 

  1. Вопрос.

В каком порядке устраняется кадастровая ошибка, состоящая в наложении границ образуемого и существующего земельного участка?

 

Ответ.

В соответствии со ст. 28 Закона о кадастре исправление кадастровой ошибки в государственном кадастре недвижимости может быть осуществлено по заявлению правообладателя об учете изменений объекта недвижимости, в сведениях о котором обнаружена кадастровая ошибка, либо на основании вступившего в законную силу решения суда. Также следует заметить, что к заявлению (решению суда) должен быть приложен межевой план, содержащий верные (исправленные) сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, в сведениях о котором обнаружена кадастровая ошибка. В межевой план должны быть включены следующие разделы: заключение кадастрового инженера и акт согласования местоположения границ.

 

  1. Вопрос.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком было предоставлено в 1996 г. Данное право подтверждается государственным актом. Требуется ли осуществление кадастрового учета данного земельного участка в соответствии с действующим законодательством?

 

Ответ.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, признается юридически действительным. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, документы государственного земельного кадастра, а также технические паспорта, оценочная и иная хранящаяся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и т.п.) являются федеральной собственностью.

В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено Законом о кадастре, в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.

Согласно п. 21 Приказа Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании документов: свидетельства о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю; государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств; свидетельства на право собственности на землю; документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания; выписки из похозяйственной книги; договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета; иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.

 

  1. Вопрос.

На земельном участке расположено несколько сооружений, принадлежащих одному лицу. Подлежат ли данные объекты кадастровому учету как единый объект или самостоятельные объекты учета?

 

Ответ.

Имущественные комплексы признаются объектами гражданских прав в соответствии со ст. 133.1 ГК РФ, согласно которой недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

В сфере кадастрового учета недвижимости имущественные комплексы не признаются самостоятельным объектом учета. По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, изложенному в письме от 10 ноября 2009 г. N Д23-3689 <1>, в отношении комплекса недвижимого имущества (в частности, автозаправочной станции) может быть осуществлен государственный технический учет в качестве одного объекта — сооружения при соблюдении следующих условий:

— наличие документов, подтверждающих создание комплекса недвижимого имущества в качестве единого объекта недвижимости (наличие разрешения на строительство, проектной документации, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию);

— использование объекта недвижимости (сооружения) по одному назначению;

— однородный правовой режим.

———————————

<1> Письмо Минэкономразвития России от 10 ноября 2009 г. N Д23-3689 «О государственном техническом учете объектов недвижимости» // СПС «КонсультантПлюс».

 

  1. Вопрос.

Какое назначение здания указывается в кадастровом паспорте, если земельный участок, на котором оно возведено, имеет статус садового?

 

Ответ.

Назначение здания, как и иные характеристики объекта, указывается на основании документов, предусмотренных Требованиями к подготовке технического плана здания, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. N 403 «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке» <1>. Назначение земельного участка не определяет назначения расположенного на нем здания, в частности, на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, могут быть расположены как жилые дома (жилые строения, садовые дома), так и нежилые здания (строения) — постройки вспомогательного назначения.

———————————

<1> СПС «КонсультантПлюс».

 

Таким образом, назначение здания следует указывать в соответствии с документами, перечисленными в п. 12 названных Требований, а при их отсутствии — в соответствии с декларацией. В случае затруднения при определении назначения здания собственником объекта можно рекомендовать ему обратиться в организацию технической инвентаризации для проведения обследования здания и составления технического паспорта.

 

  1. Вопрос.

Если сооружение расположено на нескольких земельных участках, в каком порядке осуществляется кадастровый учет сооружения?

 

Ответ.

В соответствии с п. 38 Требований к подготовке технического плана сооружения (Приказ Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 г. N 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения» <1>) если сооружение расположено на нескольких земельных участках, то в соответствующей строке через запятую указываются номера всех таких земельных участков. Если нет сведений о земельных участках, на которых расположено сооружение, указывается кадастровый номер кадастрового квартала, в котором расположено сооружение.

———————————

<1> Российская газета. N 35. 2012. 17 февраля.

 

Если сооружение расположено в нескольких кадастровых кварталах, рекомендуется указывать номер нулевого кадастрового квартала, границы которого совпадают с границами кадастрового района.

 

  1. Вопрос.

Объектом учета является сооружение (назначение нежилое), на кадастровый учет как ранее учтенное поставлено как жилой дом. Является ли данная запись кадастровой ошибкой? В каком порядке должны оформляться изменения назначения помещения?

 

Ответ.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре для изменения назначения здания или помещения необходимо (при наличии) представить копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения. При отсутствии такого документа изменение назначения возможно на основании судебного акта.

Кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке учета изменений объекта кадастрового учета.

Следует учесть, что целевое назначение земельного участка не предопределяет назначение сооружения. В судебной практике сложился подход, согласно которому назначение сооружения изменяет режим земельного участка.

Так, Арбитражный суд Краснодарского края удовлетворил иск ООО «Альтаир Ойл Юг» о понуждении администрации г. Краснодара в двухнедельный срок направить истцу проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного под автоматической заправочной станцией (АЗС), принадлежащей заявителю на праве собственности. На момент предъявления иска спорный земельный участок находился у истца в аренде сроком на 5 лет.

По мнению ответчика, земельный участок не подлежал приватизации в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ, поскольку относится к землям общего пользования (расположен за красной линией застройки) и находится в зоне перспективной реконструкции центра города.

Решением от 18 июня 2005 г. заявление удовлетворено на основании ст. 36 ЗК РФ. Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. Суд пришел к выводу, что возведенное в установленном порядке строение на земельном участке общего пользования изменяет назначение таких земель. Земельный участок перестает быть территорией общего пользования в смысле, придаваемом этому понятию Градостроительным кодексом РФ <1> (далее — ГрК РФ). Поскольку со строительством и вводом в эксплуатацию АЗС земельный участок используется для целей АЗС — реализации бензина потребителям, довод администрации о запрете приватизации земельного участка со ссылкой на п. 12 ст. 85 ЗК РФ следует отклонить. Эта позиция нашла поддержку и в суде кассационной инстанции <2>.

———————————

<1> Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.

<2> http://portal-law.ru/articles/nedv/privatiz/rivatizatsija_zemel_obshhego_polzovanija

 

Все принятые по данному делу судебные акты говорят о том, что если имеет место аренда земельного участка общего пользования, то назначение участка изменяется — он утрачивает режим общего пользования и, следовательно, может быть приватизирован.

 

Кадастровый учет недвижимого имущества: вопросы и ответы

Содержание:

Глава 1. ПОНЯТИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Каков порядок кадастрового учета земельного участка, образованного при разделе земельного участка

Глава 4. ПРОЦЕДУРА КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

В каких случаях допускается проведение процедуры кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка

Глава 5. ИСПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И КАДАСТРОВЫХ ОШИБОК

Глава 6. ПРАВОВОЙ СТАТУС КАДАСТРОВОГО ИНЖЕНЕРА

Глава 7. КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Глава 8. ИЗМЕНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И СНЯТИЕ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ С УЧЕТА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code