Об обязанности утилизировать товары после утраты ими потребительских свойств

Многие индивидуальные предприниматели, заблуждаясь, считают, что требование по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду относится только к предприятиям, занятым в сфере промышленного производства. Но это не так. Действующее законодательство в определенных случаях обязывает и предпринимателей внести указанную плату и представить в территориальные органы Росприроднадзора соответствующую отчетность. И таких ситуаций в 2015 г. стало больше. Так, в текущем году Законом об отходах <1> в отношении производителей товаров установлена обязанность по утилизации этих товаров после утраты ими потребительских свойств. Прежде подобной обязанности у производителей товаров не было, а потому она заведомо вызывает немало вопросов. На некоторые из них мы постараемся ответить уже сейчас.

———————————

<1> Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

 

Разбираемся с терминами и понятиями

 

Традиционно под экологическим сбором понимается плата за негативное воздействие на окружающую среду (природу), то есть плата, целью взимания которой является возмещение ущерба и затрат государства на охрану и восстановление окружающей среды. Этот платеж по смыслу ст. 16 Закона об охране окружающей среды <2> — необходимое условие получения предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на природу. Напомним, действующее законодательство четко выделяет три категории воздействия на природу, которые влекут за собой возникновение обязанности природопользователей по внесению платежей (и, соответственно, представлению отчетности в территориальные органы Росприроднадзора).

———————————

<2> Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

 

Вид воздействия Как рассчитывается плата за негативное воздействие на природу <*> Куда вносится плата
Выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников Плата рассчитывается:

в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия; определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения;

в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения

По месту нахождения объектов, оказывающих негативное воздействие на природу
Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты
Размещение отходов <**>

 

———————————

<*> Порядок определения платы за негативное воздействие на природу и ее предельных размеров регламентирован следующими документами:

— Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632;

— Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344;

— Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410;

— Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды России 26.01.1993).

<**> Предприниматели, размещающие только бытовые отходы, рассчитывают плату, исходя из количества отходов, фактически направленных на размещение.

 

Однако в настоящее время понятию «экологический сбор» дано совершенно иное толкование — это плата за неисполнение обязанности производителя товаров по утилизации отходов от использования этих товаров в связи с утратой ими потребительских свойств (далее — утилизация отходов). Это следует из п. п. 1, 7 ст. 24.2 Закона об отходах. Более того, данному платежу (порядку его исчисления и уплаты) теперь посвящены положения одноименной ст. 24.5 названного Закона. Иначе говоря, на сегодняшний день понятие «экологический сбор» является самостоятельным понятием, и смысл его существенно отличается от понятия «плата на негативное воздействие на природу».

Приведем еще несколько терминов, которые будем использовать в данном материале (ст. 1 Закона об отходах).

 

Термин Что означает
Обращение с отходами Деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
Размещение отходов Хранение и захоронение отходов
Утилизация отходов Использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая их повторное применение, в том числе:

— повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг);

— возврат отходов в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация);

— извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация)

 

Должен ли предприниматель утилизировать отходы?

 

Внимательный читатель, очевидно, обратил внимание на то, что в Законе об отходах используется термин «производитель товаров». При этом в Законе не уточнено, для какого именно производителя товаров — юридического лица или предпринимателя — введена обязанность по утилизации отходов. Несмотря на данное обстоятельство, предпринимателям обольщаться не стоит. Обозначенная обязанность распространена и на них. Наглядным тому подтверждением служит проект типовой формы представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации таких товаров (см. с. 68), к ней мы вернемся чуть позже.

 

 

Проект типовой формы

представления производителями, импортерами товаров, подлежащих

утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности

о выполнении нормативов утилизации таких товаров

________________________________________ за 20__ г.

индивидуальный предприниматель (Ф.И.О.),

наименование юридического лица

 

П/п Наименование товаров по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) Код товаров по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) Данные о массах произведенных (ввезенных) товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств Установленный на отчетный период норматив утилизации Достигнутый показатель фактически выполненного за отчетный период производителем, импортером норматива утилизации Реквизиты актов о фактической утилизации отходов товаров, подлежащих утилизации Сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и физических лицах, которым в отчетном периоде были переданы отходы от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств
Всего Количество потребительской упаковки, использованной для производства товаров Всего
масса (в тоннах) единица масса (кг) единица

 

Ответственный исполнитель _______ ___________________     Дата __________

подпись       Ф.И.О.

 

Какие товары (отходы от них) подлежат утилизации?

 

Перечень готовых товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, должен быть определен правительственным актом. Должен, потому что в настоящее время этот Перечень носит статус проекта <3>. Наименования групп товаров (продукции), а также наименование каждого товара (продукции) в отдельности приведены в нем в соответствии:

— с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) <4>;

— с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) <5>.

———————————

<3> Текст проекта размещен на сайте www.regulation.gov.ru.

<4> Утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

<5> Утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.

 

Порядок самостоятельной утилизации отходов

 

Порядок, по которому производители должны самостоятельно утилизировать отходы (включая упаковку) от использования готовых товаров (как и сам перечень этих товаров), определяет Постановление Правительства РФ. Сам документ в установленном порядке пока не утвержден, но есть его проект <6>. Его положениями предусмотрено несколько способов выполнения производителем товаров возложенной на него обязанности.

———————————

<6> Текст проекта размещен на сайте www.regulation.gov.ru.

 

Примечание. Под самостоятельной утилизацией отходов понимается выполнение производителем товаров нормативов утилизации отходов, установленных Правительством РФ.

 

Способ реализации обязанности по утилизации Условия для ее выполнения
Непосредственно сам производитель товаров Организация собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов
Стороннее лицо — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами или региональный оператор <*> Заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами
Объединение (союз) производителей товаров Создание объединения (союза) производителей товаров или вступление в его члены

———————————

<*> Оператор или региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, но в роли первого может быть как предприниматель, так и юридическое лицо, в роли второго — только юридическое лицо (ст. 1 Закона об отходах).

 

Выбор одного или нескольких из этих способов осуществляется по усмотрению предпринимателя. Однако вне зависимости от выбранного способа (способов) утилизации он в любом случае обязан обеспечить прием, доставку отходов от пункта приема до места обработки, их обработку, утилизацию.

Обязанность производителя товаров по их утилизации считается исполненной (п. 9 ст. 24.2 Закона об отходах):

— со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;

— со дня уплаты экологического сбора.

А теперь подробнее об этом.

 

Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов

 

Нормативы утилизации отходов от использования товаров (включая потребительскую упаковку) после утраты потребительских свойств устанавливаются правительственным актом. Нормативы определяются Постановлением Правительства РФ для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных товаров для внутреннего потребления на территории РФ за истекший календарный год в зависимости от массы или числа единиц готовых товаров или массы упаковки, использованной для производства таких товаров <7>. Например, норматив утилизации по группе товаров «Бумага и изделия из бумаги (включая картон, бланки, тетради, обои и прочую продукцию)» составит 80%.

———————————

<7> Проект документа размещен на сайте www.regulation.gov.ru.

 

Если упаковка товара будет производиться из вторсырья, то к нормативу по ее утилизации будет применяться понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (п. 14 ст. 24.2 Закона об отходах).

Планируется, что названные нормативы будут пересматриваться раз в три года.

Отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов (в том числе порядку ее заполнения) будет посвящен свой подзаконный акт (его проект уже разработан и размещен на сайте www.regulation.gov.ru) <8>. Бланк отчетности представлен на с. 68.

———————————

<8> Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка, формы и сроков предоставления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации таких товаров».

 

Отчетность составляется на основе данных первичного учета произведенных товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, переданных (выпущенных в обращение) юридическим лицам и предпринимателям, юридическим и физическим лицам на территории РФ.

Порядок представления отчетности (согласно проекту подзаконного акта) приведен в таблице.

 

Срок представления Формат представления Дата представления
Один раз в год — до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарным годом) Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах. Один хранится у производителя, второй (вместе с электронной версией отчетности на электронном носителе) представляется в территориальный орган Росприроднадзора <*> Дата представления отчетности в территориальный орган Росприроднадзора или дата почтового отправления

 

———————————

<*> Отчетность может быть подана в виде электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью.

 

Декларация о количестве выпущенных в обращение готовых товаров

 

Как упоминалось ранее, норматив утилизации отходов определяется в том числе исходя из количества выпущенных в обращение в РФ готовых товаров (продукции).

В целях обобщения данных первичного учета о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, а также количестве потребительской упаковки, использованной для их изготовления (указанные сведения в дальнейшем пригодятся при пересмотре нормативов утилизации отходов), производитель товаров должен заполнить соответствующую декларацию и подать ее в территориальный орган Росприроднадзора. Форму, формат, а также порядок представления названной декларации определит Правительство РФ.

Планируется <9>, что представлять обозначенную декларацию (на бумажном носителе или в электронном виде) предприятия будут обязаны в срок до 15 декабря года, следующего за отчетным календарным годом.

———————————

<9> Проект постановления Правительства РФ «О порядке декларирования производителями, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, в том числе упаковки таких товаров» (опубликован на сайте www.regulation.gov.ru).

 

Добавим, сведения, прописанные в декларации, необходимы не только для установления оснований для пересмотра нормативов, но и нужны самому производителю товаров для составления отчетности о выполнении нормативов утилизации и расчета размера экологического сбора.

 

Экологический сбор

 

Данный сбор является неналоговым платежом, который перечисляется в федеральный бюджет (п. 1 ст. 24.5 Закона об отходах). Его нельзя будет зачесть в счет уплаты иных платежей. Размеры и порядок уплаты этого неналогового платежа регламентированы положениями ст. 24.5 названного Закона.

 

Примечание. Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

 

Как рассчитывается

 

Экологический сбор рассчитывается (самостоятельно производителем товаров) так:

 

ЭС = С x М x Н,

 

где: — ЭС — экологический сбор;

— С — ставка экологического сбора;

— М — масса готового товара (или количество единиц подлежащего утилизации готового товара) либо масса упаковки, использованной для производства такого товара;

— Н — норматив утилизации.

Расчет суммы платежа производится по форме, утверждаемой Росприроднадзором (она пока не утверждена).

Ставки ЭС устанавливаются правительственным актом по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств.

Проектом данного документа <10> предусмотрены, например, следующие ставки.

———————————

<10> Проект постановления Правительства РФ «Об установлении ставок экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств» размещен на сайте www.regulation.gov.ru.

 

N п/п Наименование группировок товаров (продукции) Ставка экологического взноса, в процентах от себестоимости 1 тонны (1 единицы) товара без учета НДС
1 Бумага и изделия из бумаги (в том числе: картон, бланки, тетради, обои) 1,5
2 Изделия резиновые и пластмассовые (в том числе: шины, покрышки и камеры резиновые, плиты, листы, трубы и профили пластмассовые (резиновые), изделия пластмассовые упаковочные) 1,5
3 Продукты минеральные неметаллические прочие (в том числе: бутылки, банки, флаконы и прочая тара из стекла (кроме ампул), зеркала стеклянные, стеклопакеты, изделия огнеупорные (кирпичи, блоки, плитки), черепица, изделия фарфоровые и керамические) 1,5
4 Масла нефтяные смазочные (в том числе: масла моторные, гидравлические, индустриальные, трансмиссионные, компрессорные и турбинные) 1,5
5 Металлы основные (в том числе: профили, уголки, рельсы железнодорожные, трубы, фитинги, проволока) 1,5
6 Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования (в том числе: тара металлическая, металлоконструкции строительные и их части, изделия ножевые, инструмент и универсальные скобяные изделия) 1,5
7 Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (в том числе: компьютеры и периферийное оборудование, оборудование коммуникационное, фото-, видеокамеры, навигаторы, часы) 4,5
8 Оборудование электрическое (в том числе: батареи и аккумуляторы, лампы накаливания, приборы бытовые электрические (холодильники и морозильники, стиральные машины, плиты кухонные, утюги и электрочайники, электродвигатели, генераторы, трансформатор)) 4,5
9 Древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели; изделия из соломки и материалов для плетения (в том числе: шпалы, брусья, полы паркетные, тара деревянная) 1,5

 

Кроме того, подзаконным актом должен быть утвержден порядок взимания экологического сбора (включая порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) (п. 8 ст. 24.5 Закона об отходах).

При этом производитель товаров должен не только рассчитать и уплатить в бюджет сумму экологического сбора, но и представить в территориальный орган Росприроднадзора (для подтверждения правильности исчисления суммы экологического сбора) заполненную форму по расчету суммы экологического сбора и платежные документы о ее уплате (п. 10 проекта <11>).

———————————

<11> Проект постановления Правительства РФ «Об установлении порядка взимания экологического сбора (в том числе порядка его исчисления, срока уплаты, порядка взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора)».

 

Сроки представления формы расчета и уплаты экологического сбора

 

Сроки представления в территориальный орган Росприроднадзора обозначенной формы расчета оговорены в п. 26 проекта и приведены в следующей таблице. Аналогичные сроки п. 27 проекта установлены и для уплаты экологического сбора.

 

Срок Период
До 15 октября 2015 г. За 9 месяцев 2015 г.
До 1 февраля 2016 г. За октябрь, ноябрь, декабрь 2015 г.
До 15 апреля года, следующего за отчетным периодом За отчетный период начиная с 2016 г.

 

Примечание. Отчетным периодом по экологическому сбору (начиная с отчетности за 2016 г.) признается календарный год (п. 25 проекта).

 

* * *

 

Итак, уже в 2015 г. некоторым предпринимателям придется представить в территориальный орган Росприроднадзора отчетность по выполнению нормативов утилизации отходов или уплатить экологический сбор. Крайний срок — 15 октября. До обозначенной даты Правительство должно утвердить все необходимые вышеупомянутые документы. В противном случае выполнение производителями товаров обязанности, установленной Законом об отходах, окажется невозможным.

 

С.Г.Новикова

«Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code