КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА КООРДИНАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматриваются особенности договора коммерческой концессии как правовой формы координации экономической деятельности.

 

Ключевые слова: коммерческая концессия, франчайзинг, товарный знак, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау), государственная регистрация предоставления права использования, обязанности сторон.

 

Как справедливо отмечается, «…в условиях развития современного гражданского законодательства… возрастает роль и значение договорного регулирования в гражданском обороте, что обусловливает необходимость повсеместного изучения гражданско-правовых договорных конструкций» <1>.

———————————

<1> Егорова М.А. Аннулирование договора в российском законодательстве // Журнал российского права. 2010. N 1 (157). С. 63 — 74.

 

Одной из таких интересных для исследования договорных конструкций выступает договор коммерческой концессии — яркий пример правомерной координации экономической деятельности предпринимателей, осуществляемый ими в рамках закона через согласованные действия.

Под коммерческой концессией (ст. 1027 ГК РФ) понимается договор, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется на возмездной основе предоставить другой стороне (пользователю) на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Договор коммерческой концессии также называют франчайзингом, отмечая, что «франчайзинг считается одной из самых эффективных форм организации бизнеса в мире» <2>, и «в практике рыночных отношений он все чаще применяется, как правовое средство повышения эффективности предпринимательской деятельности» <3>.

———————————

<2> Цеслив А.С. Коммерческая концессия и смежные договоры: сравнительный аспект // Бизнес Информ. 2013. N 6. С. 351 — 355.

<3> Болохов Д.В. Договор коммерческой концессии как правовой способ инвестирования при использовании чужих исключительных прав // Вопросы современной юриспруденции // Вопросы современной юриспруденции. 2013. N 31. С. 43 — 47.

 

В связи с этим можно согласиться со следующим высказыванием: «При сопоставлении понятий, соответствующих терминам «коммерческая концессия» и «франчайзинг», при рассмотрении конкретного смыслового содержания, вкладываемого в каждое из них, становится очевидным, что по договору коммерческой концессии предоставляются права, аналогичные тем правам, которые предоставляются по договору франчайзинга» <4>.

———————————

<4> Забелин П.Е. Соотношение договора коммерческой концессии с договором франчайзинга // Юристъ — Правоведъ. 2011. N 4. С. 100 — 105.

 

Об этом же свидетельствует тот факт, что «понятие «коммерческая концессия» было использовано при подготовке ГК как наиболее соответствующее по смыслу английскому «franchising» <5>.

———————————

<5> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002. С. 959.

 

Франчайзинг сходен с лицензионным договором, но отличен, прежде всего, тем, что выполняет функцию координации экономической деятельности в целях удовлетворения интересов всех субъектов координации.

Рассмотрим ключевые аспекты договора.

  1. Субъектный состав договора.

Согласно ГК РФ сторонами договора коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, то есть только профессиональные предприниматели.

  1. Объекты гражданских прав, выступающие предметом договора.

По этому договору пользователь приобретает возможность использовать два вида объектов гражданских прав разных групп:

1) объекты ИС определенного вида (товарный знак, знак обслуживания) и другие предусмотренные договором объекты (коммерческое обозначение <6>, секрет производства (ноу-хау) и др.);

———————————

<6> Кондратьева Е.А. Правовая природа фирменного наименования и коммерческого обозначения // Интеллектуальная собственность. Авторское и смежные права. 2009. N 4. С. 16 — 23.

 

2) особые нематериальные блага: деловая репутация и коммерческий опыт правообладателя.

Например, согласно заключенному между ООО «Тонус-клуб» (правообладатель) и ООО «Тонус» (пользователь) договору коммерческой концессии, пользователь получал от ответчика Систему, в том числе: слоган «Тонус-клуб — легкий путь к красоте и здоровью!», право на использование товарного знака, а также: право на доступ к Системе, а именно информационным и графическим материалам (в электронном виде); право на комплект продукции с фирменной символикой; право на консультации по выбору помещения, по планировке и оформлению, по маркетинговой кампании, по управлению предприятием и функционированию; право на обучение персонала истца по программе подготовки; право на проведение ответчиком периодических проверок и оценок деятельности предприятия истца <7>.

———————————

<7> Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 3 февраля 2012 по делу N А56-66881/2011 // http://ras.arbitr.ru/.

 

Отметим, что в комплекс предоставляемых исключительных прав входят права двух групп:

  1. Обязательно предоставляемые права: права на строго определенные законодателем средства индивидуализации — объекты ИС: товарный знак или знак обслуживания, которые должны быть обязательно предоставлены пользователю в рамках данного договора, а при их непредоставлении договор не будет считаться договором коммерческой концессии.

Например, АС города Москвы, отказав истцу в признании договора коммерческой концессии ничтожной сделкой из-за отсутствия его государственной регистрации, признал заключенный договор лицензионным договором. Вынося решение, суд исходил из того, что основным признаком договора коммерческой концессии является предоставление исключительного права на товарный знак, а если такое право не предоставлено, то это не коммерческая концессия, а лицензионный договор <8>.

———————————

<8> Решение АС г. Москвы по делу N А40-141135/12 // http://ras.arbitr.ru/.

 

То же указано в п. 3.4.1 Приказа Роспатента от 29.12.2009 N 186 «Об утверждении Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на РИД или средства индивидуализации»: договор, предоставляющий право на использование только коммерческого обозначения и секрета производства (ноу-хау) и не предоставляющий право на использование товарного знака, не может рассматриваться как договор коммерческой концессии и не подлежит регистрации в Роспатенте.

  1. Факультативно предоставляемые права: по договору могут быть предоставлены правомочия использования других объектов исключительных прав (коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)), но их непредоставление не делает договор незаключенным.

Для подтверждения сказанного приведем п. 3 статьи 1037 ГК РФ: «В случае прекращения принадлежащего правообладателю права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право входит в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, без замены прекратившегося права новым аналогичным правом договор коммерческой концессии прекращается».

Таким образом, несмотря на то, что договор нацелен на предоставление именно комплекса исключительных прав, коммерческой концессией будет являться и договор, по которому пользователю предоставлено только правомочие пользования товарным знаком (знаком обслуживания) правообладателя, то есть не комплекс прав, а единичное право.

  1. Обязательность встречного предоставления по договору в виде денежного вознаграждения.

Согласно ГК данный договор может быть только возмездным, но вид вознаграждения и порядок его выплаты стороны вправе определить по своему усмотрению.

К примеру, вознаграждение может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

  1. Сфера действия и направленность договора.

Данный договор является исключительно предпринимательским договором, так как предоставляемая по нему возможность использования комплекса исключительных прав на объекты ИС, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя может быть реализована только в предпринимательской деятельности пользователя.

  1. Форма и регистрация договора коммерческой концессии.

В этой части закон устанавливает два императивных требования:

  1. Согласно статье 1028 ГК РФ договор должен быть заключен в письменной форме, в противном случае договор является недействительным, а именно — ничтожным.
  2. Согласно действующему ГК РФ предоставление права использования объектов ИС правообладателем пользователю по данному договору подлежит государственной регистрации в Роспатенте, а при несоблюдении этого требования такое предоставление считается несостоявшимся <9>.

———————————

<9> Пункт 2 ст. 1028 ГК РФ в ред. ФЗ от 12.03.2014 N 35-ФЗ.

 

Отметим, что по ранее действующему законодательству государственной регистрации в Роспатенте подлежал сам договор и последствие невыполнения этого требования было иным — договор считался ничтожным.

Например, АС Ханты-Мансийского автономного округа — Югры признал подписанные сторонами 16.10.2012 договоры N 03 и N 04 коммерческой концессии (франшизы) ничтожными сделками на основании статьи 168 ГК РФ в силу отсутствия их государственной регистрации в Роспатенте <10>.

———————————

<10> Решение АС г. Ханты-Мансийск от 28 ноября 2013 г. по делу N А75-8205/2013 // http://ras.arbitr.ru/.

 

Теперь же, в силу произошедших в ГК изменений, невыполнение требований о государственной регистрации предоставления права использования будет трактоваться как неисполнение правообладателем обязанности по договору и являться основанием для предъявления требования об исполнении им этой обязанности.

  1. Особые обязанности сторон договора.

Данный договор отличен тем, что его стороны принимают на себя особые обязанности, координирующие их совместную деятельность, устанавливающие взаимодействие при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом надлежащее исполнение сторонами предусмотренных прав и обязанностей имеет равную значимость как для правообладателя, так и для пользователя. Объясняется это в первую очередь тем, что предоставление правомочий использования комплекса прав правообладателем по договору не устраняет с рынка услуг самого правообладателя и для него имеют значение добросовестность и качество осуществления деятельности его подопечным. В свою очередь, пользователь также заинтересован в качественной деятельности своего «координатора», так как его прибыль зависит в том числе от репутации уже зарекомендовавшего себя на рынке правообладателя.

Обязанности правообладателя можно подразделить на две группы:

— подлежащие обязательному исполнению им в силу прямого указания закона;

— подлежащие исполнению, если иное не установлено договором <11>.

———————————

<11> Кондратьева Е.А. Одиннадцать особенностей договора коммерческой концессии // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2014. N 3. С. 40 — 49.

 

К обязательно исполняемым относятся обязанности:

1) передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных ему по договору;

2) проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.

К обязанностям, которые должны быть исполнены правообладателем, если это не изменено договором, относятся обязанности:

1) обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования по договору;

2) оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

3) контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора.

Пользователь в свою очередь также имеет ряд обязанностей, подлежащих обязательному исполнению в силу указания ГК:

1) использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности разрешенные к использованию договором объекты ИС только указанным в договоре образом;

2) обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;

3) соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

4) оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;

5) не разглашать ноу-хау правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

6) информировать покупателей (заказчиков) об использовании объектов ИС в силу договора коммерческой концессии.

Кроме этого, на пользователя договором может быть возложена обязанность предоставить оговоренное количество субконцессий.

 

Список литературы

 

  1. Болохов Д.В. Договор коммерческой концессии как правовой способ инвестирования при использовании чужих исключительных прав // Вопросы современной юриспруденции // Вопросы современной юриспруденции. 2013. N 31.
  2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002.
  3. Егорова М.А. Аннулирование договора в российском законодательстве // Журнал российского права. 2010. N 1 (151).
  4. Забелин П.Е. Соотношение договора коммерческой концессии с договором франчайзинга // Юристъ — Правоведъ. 2011. N 4.
  5. Кондратьева Е.А. Одиннадцать особенностей договора коммерческой концессии // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2014. N 3.
  6. Кондратьева Е.А. Правовая природа фирменного наименования и коммерческого обозначения // Интеллектуальная собственность. Авторское и смежные права. 2009. N 4. С. 16 — 23.
  7. Лаптев Г.А. Практика применения договора коммерческой концессии в современной российской правовой действительности // Юрист. 2014. N 11.
  8. Панченко И.И. Договор коммерческой субконцессии в российском гражданском праве // Гражданское право. 2010. N 1.
  9. Сушкова О.Ю. Условия реализации предмета договора коммерческой концессии // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «История развития правовых и экономических отношений. Правовая охрана и управление РИД в ретроспективе». М.: РГАИС, 2014.

10. Цеслив А.С. Коммерческая концессия и смежные договоры: сравнительный аспект // Бизнес Информ. 2013. N 6.

 

Кондратьева Е.А., доцент кафедры правового обеспечения экономической и инновационной деятельности Института экономики и предпринимательства ННГУ, ведущий юрисконсульт ОПОИД Центра коммерциализации технологий ННГУ; кандидат юридических наук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code