28.12. ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБКИ В ДЕКЛАРАЦИИ. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УТОЧНЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Если вы обнаружили, что в поданной налоговой декларации какие-либо сведения не отражены (отражены не в полном объеме) или имеются ошибки, которые привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то вы обязаны представить уточненную декларацию за этот же налоговый период (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ, абз. 3 пп. 2 п. 3.2 Порядка заполнения декларации).

Если ошибки не привели к занижению суммы налога, то уточненную декларацию вы можете не подавать, так как в данном случае это ваше право, а не обязанность (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Отметим, что при подаче уточненной декларации налоговые органы вправе проверить период, за который она представлена, в рамках выездной налоговой проверки (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ). Ограничение проверяемого периода, указанное в абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ, на этот случай не распространяется.

В связи с этим нужно учитывать, что, если вы представите уточненную декларацию, вы можете тем самым инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в том числе повторной (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

 

Обратите внимание!

Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ внесен ряд изменений в Налоговый кодекс РФ. Так, при проверке уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет, налоговый орган вправе затребовать пояснения к изменениям соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

Пояснения должны быть представлены в течение пяти рабочих дней (ч. 6 ст. 6.1 НК РФ, пп. «а» п. 8 ст. 10 Закона N 134-ФЗ). Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), налогоплательщик может дополнительно представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы (пп. «б» п. 8 ст. 10 Закона N 134-ФЗ).

При камеральной проверке уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма полученного убытка и которая представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной декларации (расчета), налоговый орган наделен правом истребовать наряду с указанными выше пояснениями следующие документы (пп. «д» п. 8 ст. 10 Закона N 134-ФЗ):

1) первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета);

2) аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы такие показатели до и после их изменений.

В указанной части Закон N 134-ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 г. (ч. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).

 

В уточненной декларации нужно указать правильные суммы налога, исчисленные с учетом изменений (а не разницу между правильно исчисленным налогом и налогом, отраженным в ранее представленной декларации). При перерасчете налоговой базы и суммы налога нельзя учитывать результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет (абз. 4 пп. 2 п. 3.2 Порядка заполнения декларации, Письмо УФНС России по г. Москве от 13.04.2010 N 16-15/038583).

Если вы не можете определить период совершения ошибок (искажений), перерасчет налоговой базы и суммы налога можно произвести за тот налоговый период, в котором такие ошибки выявлены (абз. 5 пп. 2 п. 3.2 Порядка заполнения декларации).

Если вы вносите изменения в связи с ошибками, которые привели к занижению налога на прибыль, вам придется доплатить соответствующую сумму налога в бюджет, а также перечислить пени. Однако при этом можно избежать налоговой ответственности за правонарушения, предусмотренные п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ. Для этого необходимо соблюдение определенных условий.

 

Если вы вносите изменения в связи с ошибками, которые привели к занижению налога на прибыль, вам придется доплатить соответствующую сумму налога в бюджет, а также перечислить пени. Однако при этом можно избежать налоговой ответственности за правонарушения, предусмотренные п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ. Для этого необходимо соблюдение определенных условий.

 

 

Момент представления уточненной декларации Условия освобождения от ответственности
До истечения срока подачи первоначальной декларации Организация освобождается от ответственности, поскольку декларация считается поданной в день подачи уточненной декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ), а срок уплаты налога еще не наступил (ст. 287 НК РФ)
После истечения срока подачи первоначальной декларации
1. До истечения срока уплаты налога Уточненная декларация подана до того, как вы узнали об обнаружении ошибок налоговым органом либо о назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ)
2. После истечения срока уплаты налога 1. Уточненная декларация подана до того, как вы узнали об обнаружении ошибок налоговым органом либо о назначении выездной налоговой проверки. Вы уплатили недоимку и пени до момента представления уточненной декларации

2. Уточненная декларация представлена после проведения выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (п. 4 ст. 81 НК РФ)

 

 

Уточненную декларацию по налогу на прибыль надо представлять по месту учета организации по форме, действовавшей в том налоговом периоде, за который производится перерасчет налога (п. 4 ст. 81 НК РФ, абз. 4 пп. 2 п. 3.2 Порядка заполнения декларации).

Если была проведена реорганизация, уточненные декларации следует подавать по месту учета организации-правопреемника (Письма Минфина России от 05.02.2008 N 03-02-07/1-46, ФНС России от 18.11.2011 N ЕД-4-3/19308 (п. 2), от 18.07.2008 N 3-2-14/10, УФНС России по г. Москве от 10.09.2008 N 14-14/085816, от 25.06.2008 N 09-14/060023). При этом в декларации указываются ИНН и КПП организации-правопреемника и наименование реорганизованной организации, а также ОКТМО по месту нахождения реорганизованной организации (п. 2.7 Порядка заполнения декларации, Письма ФНС России от 09.03.2011 N КЕ-4-3/3609@, УФНС России по г. Москве от 21.04.2010 N 16-15/042725@).

Иную точку зрения выразило УФНС России по г. Москве в Письме от 15.01.2007 N 19-11/002458. Тогда московские налоговики считали, что в случае присоединения одной организации к другой «уточненку» следует представить в инспекцию, где раньше состояла на учете присоединенная организация. Однако отметим, что в данном случае присоединенная организация уже снята с учета в этой инспекции, лицевые счета ее закрыты. В то же время налог за присоединенную организацию вам надо уплатить в соответствующей части в бюджет того субъекта РФ, где она ранее состояла на учете.

При смене адреса организации уточненную декларацию следует подавать по новому месту учета. При этом указывается тот же код ОКТМО, что и в первоначальной декларации (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 N 20-12/101962).

Обращаем ваше внимание на то, что разъяснения контролирующих органов даны в период, когда в налоговой декларации указывался код ОКАТО в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413 (ОКАТО).

Приказом ФНС России от 14.11.2013 N ММВ-7-3/501@ с 3 января 2014 г. в налоговой декларации по налогу на прибыль поле «Код по ОКАТО» заменено на поле «Код по ОКТМО». Таким образом, с 3 января 2014 г. в поле «Код по ОКТМО» следует отражать код в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований ОК 033-2013, утвержденным Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст (ОКТМО). Однако полагаем, что содержащиеся в разъяснениях выводы являются актуальными и в настоящий момент.

Уточненные налоговые декларации по обособленным подразделениям организации в случае перехода на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию) подаются по месту нахождения последнего (см. Письмо ФНС России от 30.06.2006 N ГВ-6-02/664).

При ликвидации обособленного подразделения уточненная декларация подается по месту нахождения ответственного подразделения (если применялся централизованный порядок уплаты налога). В противном случае (например, ликвидированное подразделение находилось в другом субъекте РФ) «уточненку» нужно представить в налоговый орган по месту учета головной организации (см. Письма Минфина России от 17.03.2006 N 03-03-04/1/258, ФНС России от 06.04.2006 N 02-4-12/23, УФНС России по г. Москве от 13.09.2007 N 20-12/087484.3, от 17.04.2007 N 20-12/035999).

Если ошибки были совершены налоговым агентом в поданном им налоговом расчете и это привело к завышению или занижению налога, подлежащего перечислению в бюджет, налоговый агент должен подать уточненный расчет (п. 6 ст. 81 НК РФ). Такой расчет является основанием для корректировки сумм начисленного налога инспекцией. В связи с этим если в случае излишнего удержания налога налоговый агент не представит уточненный расчет, то основания для возврата у проверяющих отсутствуют (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 15.07.2013 N А40-100781/12-115-678).

Отметим, что в уточненном расчете нужно отразить данные только по тем налогоплательщикам, в отношении которых обнаружены ошибки и искажения (п. 6 ст. 81 НК РФ, абз. 6 — 8 пп. 2 п. 3.2 Порядка заполнения декларации).

При этом налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, если соблюдены рассмотренные выше условия (абз. 3 п. 6 ст. 81 НК РФ).

 

28.13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (ШТРАФ) ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ, НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ). ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ

 

Ответственность за непредставление в установленный срок налоговой декларации по итогам налогового периода предусмотрена ст. 119 НК РФ.

 

Примечание

Подробнее о том, можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление декларации по итогам отчетного периода, вы можете узнать в разделе «Ситуация: Применяется ли ответственность (штраф) по ст. 119 НК РФ за нарушение срока представления (несвоевременное представление, непредставление) налоговой декларации за отчетный период?».

 

Если вы представите декларацию по итогам налогового периода с опозданием, то штраф составит 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации, за каждый полный или неполный месяц просрочки. При этом штраф не может быть меньше 1000 руб. и не должен превышать 30% суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Следует учитывать, что с 1 января 2014 г. в п. 1 ст. 119 НК РФ внесены изменения. Теперь в нем содержится уточнение о том, что размер штрафа за несвоевременное представление декларации должен рассчитываться от суммы налога, не уплаченной в установленный срок (п. 13 ст. 10, ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ).

До 2014 г. в Налоговом кодексе РФ не уточнялось, на какую дату нужно рассчитывать недоимку, чтобы определить размер штрафа. Однако Пленум ВАС РФ разъяснил, что размер неуплаченной суммы налога должен был определяться на момент истечения срока, установленного для уплаты налога (п. 18 Постановления от 30.07.2013 N 57).

 

Примечание

Подробнее о сроках представления декларации по налогу на прибыль вы можете узнать в разд. 28.2 «Сроки представления налоговой декларации».

 

Отметим, что если вы уплатили налог в срок или сумма подлежащего уплате налога равна нулю, то от ответственности по ст. 119 НК РФ вы не освобождаетесь: в данном случае подлежит взысканию штраф в минимальном размере (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

На практике встречаются ситуации, когда после представления налогоплательщиком декларации с нарушением срока ее подачи инспекция установила, что сумма налога к уплате должна быть больше, чем указано в декларации. В этом случае штраф должен рассчитываться исходя из суммы, подлежащей уплате в бюджет, а не на основе суммы, ошибочно отраженной в декларации (Постановления Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 N 543/07, от 23.03.2007 N 543/07).

Помимо налоговой ответственности за несвоевременное представление декларации должностные лица организации привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ. В отношении них может быть вынесено предупреждение или наложен штраф в соответствующем размере.

Если вы передали полномочия по ведению налогового учета и представлению отчетности представителю (например, специализированной компании) и он несвоевременно подал декларацию в налоговый орган, то ответственность за данное нарушение будет нести ваша организация. Это связано с тем, что действия (бездействие) представителя рассматриваются как действия самого налогоплательщика (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Помимо налоговой и административной ответственности в виде штрафа при задержке подачи декларации более чем на 10 рабочих дней налоговые органы могут приостановить операции на счетах налогоплательщика в банке (п. 3 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Однако в случае непредставления расчета авансового платежа приостановление операций по счетам не применяется (Письмо ФНС России от 11.12.2014 N ЕД-4-15/25663).

 

Примечание

Подробнее о порядке приостановления операций по счетам в банке вы можете узнать в разд. 5.5 «Порядок и срок приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке при непредставлении декларации» Практического пособия по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.

 

Ответственность (штраф) за нарушение срока представления налоговой декларации (непредставление, несвоевременное представление) до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ. Особенности исчисления налоговых санкций, связанные с вступлением в силу указанного Закона

 

Напомним, что до внесения Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ изменений в ст. 119 НК РФ, которые вступили в силу 2 сентября 2010 г. (есть неопределенность относительно даты начала действия изменений, подробнее см. Справочную информацию), применялись другие размеры штрафа.

Кроме того, размер штрафа зависел от количества дней просрочки (ст. 119 НК РФ). Основания для привлечения к ответственности и соответствующие санкции, которые действовали ранее, приведены в таблице.

 

 

Основание для привлечения к ответственности Налоговая санкция
Декларация представлена с опозданием не более чем на 180 рабочих дней Штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. При этом штраф не может быть меньше 100 руб. и больше 30% суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ)
Декларация представлена с опозданием более чем на 180 рабочих дней Штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, + 10% указанной суммы налога за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ)

 

 

При этом согласно ч. 12 ст. 10 Закона N 229-ФЗ, если решение налогового органа о привлечении к ответственности вынесено до дня вступления в силу изменений, штраф за данное правонарушение взимается по правилам ранее действовавшей редакции ст. 119 НК РФ.

В то же время в ч. 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что, если налоговая ответственность в соответствии с Законом N 229-ФЗ носит более мягкий характер, за нарушение, совершенное до его вступления в силу, применяются новые правила. При этом максимальный размер взимаемого штрафа по ранее вынесенному, но не исполненному решению не может превышать размера санкций, определенного Законом N 229-ФЗ.

Факт несвоевременного представления декларации налоговый орган обязан зафиксировать в акте не позднее 10 рабочих дней после ее получения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ).

При этом решение о привлечении к ответственности может быть вынесено значительно позже даты составления акта (п. п. 4 — 8 ст. 101.4 НК РФ).

Как видим, даты совершения правонарушения, составления акта и вынесения решения о привлечении к ответственности разнесены во времени. Поэтому в связи с вступлением в силу Закона N 229-ФЗ могут возникать вопросы, по каким правилам исчисляются налоговые санкции.

Рассмотрим, какие ситуации могут сложиться на практике.

  1. Акт составлен, и решение о привлечении к ответственности вынесено до вступления в силу Закона N 229-ФЗ. При этом до указанной даты решение не исполнено.

В этом случае, если просрочка составила менее 180 рабочих дней, должна применяться прежняя редакция ст. 119 НК РФ. То есть штраф составит 5% от суммы налога к уплате (доплате) на основании декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% этой суммы и не менее 100 руб. (п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 119 НК РФ, ч. 12, 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

Если же просрочка составила более 180 дней, штраф следует рассчитывать уже по новой редакции ст. 119 НК РФ. Это связано с тем, что ответственность за такое нарушение смягчена при расчете штрафа. Поэтому согласно п. 3 ст. 5 НК РФ и ч. 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ максимальный размер штрафа в этом случае не может превышать размера санкций, определенного Законом N 229-ФЗ. Однако следует отметить, что в п. 2 ст. 119 НК РФ не было установлено минимального размера штрафа в случае нарушения срока представления декларации более чем на 180 рабочих дней. Поэтому введение минимального штрафа в данном случае отягчает налоговую ответственность. Следовательно, в рассмотренной ситуации минимальный штраф применяться не может (п. 2 ст. 5 НК РФ, ч. 12, 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

  1. Акт составлен до вступления в силу Закона N 229-ФЗ, однако решение о привлечении к ответственности вынесено после этой даты.

Полагаем, что при таких обстоятельствах штраф определяется в том же порядке, что и в первом случае (п. п. 2, 3 ст. 5 НК РФ, ч. 12, 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

  1. Декларация представлена с нарушением срока до вступления в силу Закона N 229-ФЗ, а акт составлен и решение вынесено после этой даты.

Полагаем, что и при таких условиях штраф будет рассчитываться в том же порядке, что и в случае 1. Связано это с тем, что фактически правонарушение было совершено до вступления в силу Закона N 229-ФЗ (п. п. 2, 3 ст. 5 НК РФ, ч. 12, 13 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).

  1. Декларация представлена с опозданием после вступления в силу Закона N 229-ФЗ.

В этом случае размер ответственности будет определен по новым правилам ст. 119 НК РФ.

При этом, если до вступления в силу Закона N 229-ФЗ сумма налога, подлежащая уплате на основе декларации, была равна нулю, штраф взысканию не подлежал, поскольку его сумма не могла быть определена (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06). Однако это правило не применялось в следующей ситуации:

— при привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ, поскольку данной нормой был предусмотрен минимальный размер штрафа в 100 руб.

 

СИТУАЦИЯ: Применяется ли ответственность (штраф) по ст. 119 НК РФ за нарушение срока представления (несвоевременное представление, непредставление) налоговой декларации за отчетный период?

 

Как мы уже говорили, в случае нарушения срока представления налоговой декларации применяется ответственность согласно ст. 119 НК РФ. При этом по общему правилу размер штрафа зависит от суммы налога, подлежащей уплате на основании такой декларации.

Возникает вопрос: применяется ли указанная ответственность при нарушении срока представления налоговой декларации за отчетные периоды? Ведь в таких декларациях рассчитывается не величина самого налога на прибыль, а авансовый платеж по нему (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ в случае непредставления в срок налоговой декларации за отчетный период привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ нельзя (п. 17 Постановления от 30.07.2013 N 57). Ссылаясь на п. 3 ст. 58, п. 1 ст. 80 НК РФ, Пленум указал на отличие налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, от расчета авансовых платежей, который представляется по итогам отчетного периода. В связи с этим к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, нельзя привлечь при непредставлении либо несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей. Судьи также уточнили, что не имеет значения, как применительно к конкретному налогу поименован документ, который представляется по итогам отчетного периода.

ФНС России приняла позицию Пленума ВАС РФ и рекомендовала нижестоящим налоговым органам руководствоваться ею на практике (Письмо от 30.09.2013 N СА-4-7/17536).

Ранее контролирующие органы давали противоречивые разъяснения. Так, в одних письмах чиновники поясняли, что в случае непредставления в срок налоговой декларации по налогу на прибыль за отчетный период налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ (Письма Минфина России от 25.09.2012 N 03-02-08/86, УФНС России по Московской области от 22.01.2007 N 24-17/0038). Свое мнение они мотивировали тем, что положения гл. 25 НК РФ предусматривают представление по итогам отчетных периодов именно налоговой декларации, а не расчета авансового платежа. Следовательно, при нарушении сроков ее подачи должны применяться санкции, установленные п. 1 ст. 119 НК РФ.

Вместе с тем в Письме от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228 Минфин России указал, что декларация по налогу на прибыль за отчетный период представляет собой расчет авансового платежа. Налоговая декларация и расчет авансового платежа — два различных документа (п. 1 ст. 80 НК РФ). В свою очередь, ст. 119 НК РФ предусматривает ответственность за нарушение срока подачи именно налоговых деклараций. Поэтому при несвоевременном представлении расчета (декларации за отчетный период) положения названной статьи не применяются, а ответственность наступает согласно п. 1 ст. 126 НК РФ. В указанном Письме чиновники также ссылаются на п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71.

Отметим, что до принятия Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2013 N 57 арбитражная практика также складывалась неоднозначно. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.10.2010 N 3299/10 указывалось, что нарушение срока представления декларации за отчетный период влечет ответственность по ст. 119 НК РФ. Ранее к этому выводу приходили и некоторые суды (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2010 N А70-7521/2009, ФАС Центрального округа от 27.08.2007 N А48-4756/06). Однако в ряде случаев судьи вставали на сторону налогоплательщиков (Постановления ФАС Московского округа от 07.09.2010 N КА-А40/9743-10, от 16.09.2008 N КА-А40/8744-08).

 

Правоприменительную практику по вопросу о том, можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации за отчетный период, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

 

28.14. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (ШТРАФ) ЗА НАРУШЕНИЕ СПОСОБА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ)

 

Если вы подали налоговую декларацию в бумажном виде, хотя обязаны были направить ее в электронной форме, вам грозит штраф в размере 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).

Отметим, что ст. 119.1 введена в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ (вступил в силу с 02.09.2010 согласно п. 44 ст. 1, ч. 1 ст. 10 данного Закона).

До внесения указанных изменений Налоговый кодекс РФ не устанавливал ответственность за нарушение порядка представления декларации. Поэтому, если такое нарушение совершено налогоплательщиком до вступления в силу Закона N 229-ФЗ, привлечение его к налоговой ответственности по данному основанию недопустимо (п. 2 ст. 5 НК РФ).

 

28.15. В КАКИХ СЛУЧАЯХ И В КАКОЙ СРОК НУЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ЕДИНУЮ (УПРОЩЕННУЮ) НАЛОГОВУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ

 

Налогоплательщики должны подавать декларацию, даже если у них отсутствует обязанность по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу (п. 1 ст. 289 НК РФ, п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Однако вы вправе представить единую (упрощенную) декларацию при соблюдении следующих условий (абз. 2 — 4 п. 2 ст. 80 НК РФ):

— на банковских счетах и в кассе не происходит движения денежных средств;

— отсутствуют объекты налогообложения по одному или нескольким налогам.

Такая ситуация может сложиться, если вы временно приостанавливаете предпринимательскую деятельность, не получаете доходы и не осуществляете расходы.

Форма упрощенной декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н.

Срок подачи упрощенной декларации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом (абз. 4 п. 2 ст. 80 НК РФ).

Однако данная отчетность не так удобна, как кажется, и на практике используется редко. Так, необходимо тщательно контролировать, чтобы по вашим банковским счетам не было денежных операций. Отслеживать это достаточно трудоемко. Особенно те платежи, которые банк может списывать автоматически (например, свою комиссию за расчетно-кассовые операции). Между тем в этом случае нельзя подавать единую (упрощенную) декларацию. Если, не зная о расходной операции, вы ее сдадите вместо обычной декларации, то налоговые органы могут оштрафовать вас по ст. 119 НК РФ.

 

Примечание

Подробнее о порядке привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление декларации вы можете узнать в разд. 28.13 «Ответственность (штраф) за нарушение срока представления налоговой декларации (непредставление, несвоевременное представление). Приостановление операций по счетам».

 

28.16. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ СВЕДЕНИЙ О СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ (ФОРМА, СРОКИ ПОДАЧИ)

 

Обязанность организации представлять декларацию в электронной форме зависит от количества работников. Поэтому все организации должны направлять в налоговые органы сведения о среднесписочной численности работников.

Срок подачи сведений — не позднее 20 января текущего года. А в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором она была создана или реорганизована (абз. 6 п. 3 ст. 80 НК РФ). Представлять такие сведения обязаны все организации независимо от количества работников (Письма ФНС России от 09.07.2007 N ЧД-6-25/536@, от 09.07.2007 N 25-3-05/512). Также важно учитывать, что и отсутствие работников не освобождает организации от обязанности представить сведения в налоговые органы в установленный срок (Письма Минфина России от 04.02.2014 N 03-02-07/1/4390, от 17.07.2012 N 03-02-07/1-178).

Форма сведений о среднесписочной численности работников утверждена Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@. Порядок ее заполнения и представления рекомендован ФНС России в Письме от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@. Согласно абз. 1 Рекомендаций по порядку заполнения этой формы среднесписочная численность определяется в соответствии с правилами заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-Т.

В случае если организация не представит данные сведения в установленный срок, она может быть привлечена к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ. Величина штрафа составит 200 руб. за каждый непредставленный документ. Также должностное лицо организации, виновное в непредставлении таких сведений, может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа на основании ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. На это в своих разъяснениях указывают и финансисты (Письмо Минфина России от 07.06.2011 N 03-02-07/1-179).

 

ГЛАВА 29. ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ С 2011 Г. ДО ПОЛУГОДИЯ 2012 Г.: ФОРМА, ИНСТРУКЦИИ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ И ОБРАЗЦЫ

 

Форма декларации, утвержденная Приказом ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@, применялась для заполнения отчетности по налогу на прибыль:

— за налоговый период 2010 г.;

— отчетные и налоговый период 2011 г.;

— I квартал и полугодие 2012 г.

 

Примечание

С подробным порядком заполнения отчетности по налогу на прибыль в указанном периоде вы можете ознакомиться в Архиве налоговой отчетности.

 

ГЛАВА 30. ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В 2010 Г.: ФОРМА, ИНСТРУКЦИИ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ И ОБРАЗЦЫ

 

Для заполнения отчетности по налогу на прибыль в 2010 г. применялась форма декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н (в ред. Приказа Минфина России от 16.12.2009 N 135н). Последний раз отчетность по этой форме следовало представить за 9 месяцев (за 11 месяцев — для организаций, уплачивавших ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли) 2010 г.

 

Примечание

С подробным порядком заполнения отчетности по налогу на прибыль в указанном периоде вы можете ознакомиться в Архиве налоговой отчетности.

 

ГЛАВА 31. ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЯВШАЯСЯ В 2008 — 2009 ГГ.: ФОРМА, ИНСТРУКЦИИ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ И ОБРАЗЦЫ

 

Для заполнения отчетности по налогу на прибыль в период с 1 июля 2008 г. по 2009 г. применялась форма налоговой декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н. В последний раз декларацию по этой форме нужно было подать за последний отчетный период 2009 г.

 

Примечание

С подробным порядком заполнения отчетности по налогу на прибыль в указанном периоде вы можете ознакомиться в Архиве налоговой отчетности.

 

ГЛАВА 32. ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ С 2007 Г. ПО 1 ИЮЛЯ 2008 Г.: ФОРМА, ИНСТРУКЦИИ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ И ОБРАЗЦЫ

 

Для заполнения отчетности по налогу на прибыль в период с 1 января 2007 г. по 1 июля 2008 г. применялась форма налоговой декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н (в ред. Приказа Минфина России от 09.01.2007 N 1н).

 

Примечание

С подробным порядком заполнения отчетности по налогу на прибыль в указанном периоде вы можете ознакомиться в Архиве налоговой отчетности.

 

ГЛАВА 33. ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА 2006 Г.: ФОРМА, ИНСТРУКЦИИ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ И ОБРАЗЦЫ

 

Для заполнения отчетности по налогу на прибыль за отчетные и налоговый периоды 2006 г. применялась форма налоговой декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н.

 

Примечание

С подробным порядком заполнения отчетности по налогу на прибыль в указанном периоде вы можете ознакомиться в Архиве налоговой отчетности.

 

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code