10.1.3.1. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И СРОК УПЛАТЫ

В случае перехода на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли отчетными периодами для вас будут признаваться месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).

Сумма авансового платежа за отчетный период, уплачиваемого исходя из фактически полученной прибыли, исчисляется следующим образом:

 

АМ отчетный = НБ x С,

 

где АМ отчетный — сумма авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода;

НБ — налоговая база за отчетный период, рассчитанная нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода;

С — ставка налога.

Сумма авансового платежа, который вы должны уплатить в бюджет по итогам соответствующего отчетного периода, исчисляется так (абз. 8 п. 2 ст. 286, абз. 5 п. 1 ст. 287 НК РФ):

 

АМ к доплате = АМ отчетный — АМ предыдущий,

 

где АМ к доплате — сумма авансового платежа за отчетный период, подлежащая уплате (доплате) в бюджет;

АМ отчетный — сумма авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода;

АМ предыдущий — сумма авансового платежа, уплаченного по итогам предыдущего отчетного периода (в текущем налоговом периоде).

Итак, сумма авансового платежа за отчетный период определяется исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли в отчетном периоде, которая рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Уплачивать ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли вы должны в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога (абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ). В случае несвоевременной уплаты авансовых платежей вам могут быть начислены пени (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

 

Примечание

Подробнее о порядке начисления пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей вы можете узнать в разд. 2.2.2 «Начисление и расчет пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу. Порядок их пересчета» Практического пособия по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.

 

При этом в бюджет ежемесячно вы перечисляете разницу между суммой авансового платежа, начисленной нарастающим итогом с начала года, и авансовым платежом, начисленным за предыдущий отчетный период.

При наличии убытка по итогам отчетного периода (месяца, двух месяцев и т.д.) сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет, равна нулю.

Исчисленные ежемесячные авансовые платежи нужно отразить в налоговой декларации. Декларация заполняется по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода в таком же порядке, как и при уплате квартальных авансов.

Представлять в налоговый орган декларацию необходимо по итогам каждого отчетного периода в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление авансовых платежей (п. 3 ст. 289, абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ). То есть декларация за январь представляется 28 февраля, декларация за январь — февраль представляется 28 марта и т.д.

Декларация по итогам налогового периода (за календарный год) представляется в срок до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).

 

ПРИМЕР

исчисления и уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли

 

Ситуация

 

Допустим, организация «Бета» с 1 января переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.

Предположим, что налоговая база, определяемая нарастающим итогом с 1 января и до конца апреля, составит:

— за январь — 1 000 000 руб.;

— за январь — февраль — 3 000 000 руб.;

— за январь — март получен убыток 100 000 руб.;

— за январь — апрель — 1 000 000 руб.

Ставка налога составляет 20%, в том числе по ставке 2% налог подлежит зачислению в федеральный бюджет и по ставке 18% — в бюджет субъекта РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).

 

Решение

 

Исчисление ежемесячных авансовых платежей произведем в следующем порядке.

  1. Определим сумму ежемесячного авансового платежа за январь. Она составит 200 000 руб. (1 000 000 руб. x 20%), в том числе:

в федеральный бюджет — 20 000 руб. (1 000 000 руб. x 2%);

в бюджет субъекта РФ — 180 000 руб. (1 000 000 руб. x 18%).

В декларации по налогу на прибыль за январь организация «Бета» отразит:

— по строке 180 листа 02 — общую сумму ежемесячного авансового платежа, исчисленного по итогам января, — 200 000 руб.;

— по строкам 190, 200 листа 02 — суммы ежемесячного авансового платежа, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, — 20 000 и 180 000 руб. соответственно.

Поскольку ежемесячный авансовый платеж по итогам января является первым авансовым платежом в налоговом периоде, суммы 20 000 и 180 000 руб. организация «Бета» в срок не позднее 2 марта <3> должна перечислить соответственно в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ в полном объеме. Поэтому организация отразит эти же суммы по строкам 270, 271 листа 02. Одновременно суммы, подлежащие перечислению в соответствующий бюджет, будут отражены в подразделе 1.1 разд. 1 по строкам: 040 — в федеральный бюджет — 20 000 руб., 070 — в бюджет субъекта РФ — 180 000 руб.

———————————

<3> Предположим, что 28 февраля пришлось на субботу, поэтому последний день уплаты авансового платежа перенесен на 2 марта — понедельник (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

 

  1. Определим сумму авансового платежа за январь — февраль. Она составит 600 000 руб. (3 000 000 руб. x 20%), в том числе:

в федеральный бюджет — 60 000 руб. (3 000 000 руб. x 2%);

в бюджет субъекта РФ — 540 000 руб. (3 000 000 руб. x 18%).

Организация «Бета» в декларации по налогу на прибыль за январь — февраль отразит:

— по строке 180 листа 02 — общую сумму авансового платежа, исчисленного по итогам января — февраля, — 600 000 руб.;

— по строкам 190, 200 листа 02 — суммы авансового платежа, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, — 60 000 и 540 000 руб. соответственно;

— по строкам 210, 220, 230 листа 02 суммы исчисленного авансового платежа за январь: 200 000, 20 000 и 180 000 руб. соответственно;

— по строкам 270, 271 листа 02 — соответственно суммы 40 000 руб. (60 000 руб. — 20 000 руб.) и 360 000 руб. (540 000 руб. — 180 000 руб.), подлежащие перечислению в соответствующие бюджеты в срок до 30 марта <4>;

— по строкам 040, 070 подраздела 1.1 разд. 1 — суммы 40 000 и 360 000 руб. соответственно.

———————————

<4> Предположим, что 28 марта пришлось на субботу, поэтому последним днем уплаты авансового платежа является 30 марта — понедельник (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

 

  1. Определим сумму авансового платежа по итогам января — марта.

Поскольку за январь — март организация «Бета» получила убыток в сумме 100 000 руб., налоговая база признается равной нулю (п. 8 ст. 274 НК РФ). Соответственно, исчисленный и подлежащий уплате в бюджет по сроку 28 апреля авансовый платеж будет равен также нулю.

При этом сумма авансового платежа, исчисленного и уплаченного по итогам января — февраля (600 000 руб.), признается переплатой по налогу. Эта переплата подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (п. 1 ст. 78, п. 1 ст. 287 НК РФ).

В налоговой декларации за январь — март организация «Бета» ежемесячный авансовый платеж отразит следующим образом:

— по строкам 180, 190, 200 листа 02 проставит прочерки;

— по строкам 210, 220, 230 листа 02 — суммы 600 000, 60 000 и 540 000 руб. соответственно;

— по строкам 270, 271 листа 02 — прочерки;

— по строкам 280, 281 листа 02 — суммы 60 000 и 540 000 руб. соответственно;

— по строкам 050, 080 подраздела 1.1 разд. 1 — суммы 60 000 и 540 000 руб. соответственно.

  1. Исчислим сумму авансового платежа за январь — апрель. Она составит 200 000 руб. (1 000 000 руб. x 20%), в том числе:

в федеральный бюджет — 20 000 руб. (1 000 000 руб. x 2%);

в бюджет субъекта РФ — 180 000 руб. (1 000 000 руб. x 18%).

Организация «Бета» в декларации по налогу на прибыль за январь — апрель отразит:

— по строке 180 листа 02 — общую сумму авансового платежа, исчисленного по итогам января — апреля, — 200 000 руб.;

— по строкам 190, 200 листа 02 — суммы авансового платежа, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, — 20 000 и 180 000 руб. соответственно;

— по строкам 210, 220, 230 листа 02 проставит прочерки, поскольку сумма авансового платежа по итогам января — марта равна нулю;

— по строкам 270, 271 листа 02 — соответственно суммы 20 000 и 180 000 руб., подлежащие перечислению в соответствующие бюджеты в срок до 28 мая;

— по строкам 040, 070 подраздела 1.1 разд. 1 — суммы 20 000 и 180 000 руб. соответственно.

Если же переплата, образовавшаяся у организации по итогам января — марта (600 000 руб.), не была зачтена в счет уплаты других налогов или не была возвращена организации на расчетный счет, то сумма переплаты зачитывается в счет уплаты авансового платежа по итогам четырех месяцев. В этом случае в срок до 28 мая перечислять в бюджет сумму 200 000 руб. у организации необходимости нет.

 

10.1.3.2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ УПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ИСХОДЯ ИЗ ФАКТИЧЕСКИ ПОЛУЧЕННОЙ ПРИБЫЛИ

 

10.1.3.2.1. ПРЕИМУЩЕСТВА

 

При таком варианте уплаты авансовых платежей в течение налогового периода вы перечисляете в бюджет авансовые платежи по налогу на прибыль, соответствующие вашим реальным финансовым показателям. Это позволяет вашей организации не отвлекать денежные средства на уплату излишних сумм налога в течение налогового периода. Поясним это на примере.

 

ПРИМЕР

сравнения двух систем уплаты авансовых платежей

 

Ситуация

 

Организация «Альфа» по итогам 9 месяцев предыдущего года получила убыток.

Предположим, что фактическая прибыль (не нарастающая) в каждом из первых шести месяцев текущего года составит:

— за январь — 200 000 руб.;

— за февраль — 150 000 руб.;

— за март — 350 000 руб.;

— за апрель — 100 000 руб.;

— за май получен убыток 100 000 руб.;

— за июнь получен убыток 250 000 руб.

Определим сумму авансовых платежей, которую организация «Альфа» должна перечислить в бюджет в течение шести месяцев, по двум вариантам их уплаты.

 

Решение

 

Вариант 1. Организация «Альфа» уплачивает квартальные авансовые платежи и ежемесячные авансовые платежи в течение каждого квартала.

Рассчитаем сумму авансовых платежей, которую организация «Альфа» должна перечислить в бюджет за шесть месяцев.

  1. Поскольку по итогам 9 месяцев предыдущего года организация «Альфа» получила убыток, ежемесячные авансовые платежи в течение I квартала она не уплачивает.
  2. Квартальный авансовый платеж по итогам I квартала, подлежащий уплате в бюджет по сроку 28 апреля, составляет 140 000 руб. ((200 000 руб. + 150 000 руб. + 350 000 руб.) x 20%).
  3. Ежемесячный авансовый платеж, исчисленный как 1/3 квартального авансового платежа по итогам I квартала и подлежащий уплате в течение II квартала по срокам 28 апреля, 28 мая и 28 июня, составит 46 666,67 руб. (140 000 руб. / 3).

Итого общая сумма авансовых платежей, которую организация «Альфа» перечислит в бюджет за шесть месяцев, составит 280 000,01 руб. (квартальный авансовый платеж по итогам I квартала + ежемесячные авансовые платежи во II квартале, т.е. 140 000 руб. + (46 666,67 руб. x 3)).

Вариант 2. Организация «Альфа» перешла с 1 января на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.

Ежемесячные авансы, которые организация «Альфа» перечислит в бюджет за шесть месяцев, составят:

— за январь (по сроку 28 февраля) — 40 000 руб. (200 000 руб. x 20%);

— за январь — февраль (по сроку 28 марта) — 30 000 руб. ((200 000 руб. + 150 000 руб.) x 20% — 40 000 руб.);

— за январь — март (по сроку 28 апреля) — 70 000 руб. ((200 000 руб. + 150 000 руб. + 350 000 руб.) x 20% — (30 000 руб. + 40 000 руб.));

— за январь — апрель (по сроку 28 мая) — 20 000 руб. ((200 000 руб. + 150 000 руб. + 350 000 руб. + 100 000 руб.) x 20% — (30 000 руб. + 40 000 руб. + 70 000 руб.));

— за январь — май (по сроку 28 июня) и январь — июнь (по сроку 28 июля) организация платить авансовые платежи не будет, поскольку в мае и июне получен убыток.

Итого общая сумма авансовых платежей, которую организация «Альфа» перечислит в бюджет за шесть месяцев, составит 160 000 руб. (40 000 руб. + 30 000 руб. + 70 000 руб. + 20 000 руб.).

Таким образом, в случае уплаты авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли у организации «Альфа» возникает обязанность уплачивать ежемесячные авансовые платежи в феврале, марте, апреле и мае и их общая сумма составляет 160 000 руб.

При этом, несмотря на то что в варианте 1 обязанность уплачивать ежемесячные авансовые платежи в январе, феврале и марте у организации отсутствует, их общая сумма за полугодие составит 280 000,01 руб., что превышает аналогичный показатель в варианте 2 на 120 000,01 руб.

 

В заключение отметим, что целесообразность перехода на уплату ежемесячных авансовых платежей по фактической прибыли напрямую зависит от размера прибыли, которую предполагается получить в течение налогового периода. Если прогноз свидетельствует о спаде доходов (прибыли) в отдельных периодах календарного года (например, деятельность вашей организации носит сезонный характер), можно с большой долей вероятности предположить, что переход на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли для вашей организации будет выгоден. Если, наоборот, все свидетельствует о стабильном росте ваших доходов в будущем, то переход на систему ежемесячной уплаты авансовых платежей исходя из фактической выручки для вас невыгоден.

 

10.1.3.2.2. НЕДОСТАТКИ

 

Недостаток этой системы уплаты авансовых платежей заключается в необходимости ежемесячно заполнять налоговую декларацию и представлять ее в налоговый орган (п. 3 ст. 289, абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ).

 

10.1.3.3. ПОРЯДОК УПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В СЛУЧАЕ ВОЗВРАТА НА ОБЩИЙ ПОРЯДОК ИХ УПЛАТЫ

 

Отказаться от уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли вы вправе с начала нового налогового периода (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ).

О возврате на общий порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль вам следует уведомить налоговый орган до начала налогового периода. С 1 января 2015 г. данное правило предусмотрено абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ (пп. «а» п. 37 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Закона N 366-ФЗ). До названной даты контролирующие органы также настаивали на этом, несмотря на отсутствие прямого указания в ст. 286 НК РФ (Письма Минфина России от 12.04.2012 N 03-03-06/1/196, от 30.07.2010 N 03-03-06/1/501).

После принятия решения о возврате на общий порядок уплаты авансовых платежей в первую очередь вам необходимо определить, должны вы уплачивать ежемесячные авансовые платежи в течение I квартала или нет.

Для этого за предыдущие четыре квартала нужно рассчитать средний размер доходов от реализации за квартал.

 

Примечание

Правила расчета этого показателя рассмотрены в разд. 10.1.2.1 «В каких случаях организация обязана перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей».

 

Если указанная величина доходов от реализации у вас не превысит 10 млн руб., то уплачивать ежемесячные авансовые платежи в течение I квартала вам не нужно (п. 3 ст. 286 НК РФ).

Если же указанный средний размер доходов от реализации превысит этот лимит, то в I квартале вы должны будете их уплачивать.

С 1 января 2015 г. порядок исчисления ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале, определен в абз. 10 п. 2 ст. 286 НК РФ (пп. «б» п. 37 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Закона N 366-ФЗ). Величина платежа составит одну треть разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам 9 месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода.

 

ПРИМЕР

определения суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в I квартале, при возврате на общий порядок уплаты авансовых платежей

 

Ситуация

 

Организация «Альфа» уплачивает ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Предположим, что в декабре организация приняла решение о возврате с 1 января следующего года на общий порядок уплаты авансовых платежей и обязана уплачивать ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного периода после перехода.

Для удобства рассмотрим порядок исчисления общей суммы авансового платежа без ее разбиения по бюджетам.

В налоговых декларациях за соответствующие отчетные периоды по строке 180 листа 02 были отражены следующие суммы.

Вариант 1:

— в декларации за январь — сентябрь — 80 000 руб.;

— в декларации за январь — июнь — 50 000 руб.

Вариант 2:

— в декларации за январь — сентябрь — 80 000 руб.;

— в декларации за январь — июнь — 100 000 руб.

Определим сумму ежемесячных авансовых платежей, которые организация «Альфа» должна уплатить в I квартале по каждому из представленных вариантов.

 

Решение

 

Вариант 1. Размер ежемесячного авансового платежа, подлежащего перечислению в бюджет в I квартале, составит 10 000 руб. ((80 000 руб. — 50 000 руб.) / 3).

Таким образом, организация «Альфа» в январе (по сроку 28 января), феврале (по сроку 28 февраля) и марте (по сроку 28 марта) должна будет перечислить в бюджет по 10 000 руб.

В налоговой декларации за январь — ноябрь по строке 320 листа 02 организация укажет общую сумму этих платежей — 30 000 руб. (п. 5.11 Порядка заполнения декларации).

В налоговой декларации по итогам I квартала по строке 210 листа 02 она отразит сумму исчисленных ежемесячных авансовых платежей за I квартал.

Вариант 2. Разница показателей, отраженная в строках 180 листа 02 деклараций за соответствующие отчетные периоды, отрицательная — -20 000 руб. (80 000 руб. — 100 000 руб.).

Статья 286 НК РФ прямо не регламентирует порядок действия для случаев, когда при возврате на общий порядок уплаты авансовых платежей сумма ежемесячного авансового платежа в I квартале отрицательная или равна нулю. Однако, по нашему мнению, в этом случае исходя из принципа равенства налогообложения налогоплательщики вправе руководствоваться положениями п. 2 ст. 286 НК РФ (п. п. 1, 7 ст. 3 НК РФ). Следовательно, в I квартале ежемесячные авансовые платежи организация «Альфа» осуществлять не будет. В налоговой декларации за I квартал организация «Альфа» по строке 210 листа 02 проставит прочерк (п. п. 2.3, 5.8 Порядка заполнения декларации).

 

До 1 января 2015 г. гл. 25 НК РФ не содержала указаний относительно того, как исчислять ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в I квартале при возврате на общий порядок уплаты авансовых платежей. Их расчет был изложен в Письмах ФНС России от 10.01.2012 N АС-4-3/8@, МНС России от 04.02.2003 N ВГ-6-02/151@. Согласно данным разъяснениям сумма ежемесячного авансового платежа в I квартале составляла одну треть суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале предыдущего налогового периода.

 

10.1.4. УПЛАТА АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ВНОВЬ СОЗДАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

 

Вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи по налогу на прибыль с учетом правил, предусмотренных п. 6 ст. 286, п. 5 ст. 287 НК РФ.

 

Обратите внимание!

На практике возникают ситуации, когда организация, применяющая специальный налоговый режим — ЕНВД, дополнительно начинает заниматься деятельностью, по которой является плательщиком налога на прибыль. В таком случае нельзя рассматривать организацию как вновь созданную, исчислять и уплачивать авансовые платежи необходимо в общеустановленном порядке (Письмо ФНС России от 12.07.2011 N ЕД-4-3/11206@).

 

10.1.4.1. КВАРТАЛЬНЫЕ АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

 

Вновь созданная организация должна уплачивать квартальные авансовые платежи по итогам каждого отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев) (абз. 2 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Первым отчетным периодом, по итогам которого нужно исчислить и уплатить в бюджет сумму авансового платежа по налогу на прибыль, является период со дня государственной регистрации организации до дня окончания соответствующего отчетного периода (квартала или месяца). Произвести первый платеж и представить налоговую декларацию необходимо в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим первым отчетным периодом.

 

Например, для организации, созданной 16 февраля, первым отчетным периодом будет период с 16 февраля по 31 марта, уплатить аванс и представить декларацию за который надо не позднее 28 апреля.

 

10.1.4.2. ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

 

Организация начинает уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты ее государственной регистрации (абз. 2 п. 2, п. 6 ст. 286 НК РФ), т.е. с месяца, следующего за истекшим полным кварталом после указанной даты.

Под полным кварталом следует понимать три полных месяца. При этом отсчет кварталов ведется с начала календарного года (абз. 2 п. 4 ст. 6.1 НК РФ).

 

Например, если организация создана в феврале, то обязанность уплачивать ежемесячные авансы возникнет только в III квартале.

 

При этом обязанность платить ежемесячные авансы возникнет у вновь созданной организации только в том случае, если ее выручка превысит 1 млн руб. в месяц или 3 млн руб. в квартал (п. 5 ст. 287 НК РФ).

 

10.1.4.2.1. ЛИМИТ ПРЕВЫШЕН ДО ИСТЕЧЕНИЯ ПОЛНОГО КВАРТАЛА

 

Независимо от того, в каком месяце выручка организации превысит установленный предел, первый ежемесячный авансовый платеж уплачивается только по истечении полного квартала с даты государственной регистрации.

При этом уплачивать ежемесячные авансовые платежи вновь созданная организация должна будет как минимум в течение еще трех кварталов, до тех пор, пока выручка от реализации за прошедшие четыре квартала в среднем не будет составлять менее 10 млн руб. (п. 3 ст. 286 НК РФ). В такой ситуации организация сможет перейти на уплату только квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода.

 

Примечание

Указанный лимит применяется для определения обязанности по уплате авансовых платежей с 1 января 2011 г. Ранее этот лимит составлял в среднем 3 млн руб. за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ, п. 31 ст. 2, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

 

ПРИМЕР

уплаты авансовых платежей вновь созданной организацией

 

Ситуация

 

Организация «Гамма» создана в мае прошлого года, и ее выручка от реализации составила:

— в мае — 300 000 руб.;

— в июне — 1 500 000 руб.;

— в июле — 250 000 руб.;

— в августе — 800 000 руб.;

— в сентябре — 1 500 000 руб.;

— в октябре — 900 000 руб.;

— в ноябре — 800 000 руб.;

— в декабре — 2 500 000 руб.

Выручка от реализации в текущем налоговом периоде составила:

— в I квартале — 2 600 000 руб.;

— во II квартале — 6 000 000 руб.

 

Решение

 

  1. Исчисляем и уплачиваем первый квартальный авансовый платеж.

Первым отчетным периодом у организации «Гамма» признается период с даты государственной регистрации по 30 июня. По итогам этого периода в срок до 28 июля организация представит первую налоговую декларацию по налогу на прибыль и перечислит в бюджет исчисленную сумму авансового платежа.

  1. Определяем период, с которого организация должна уплачивать ежемесячные авансовые платежи.

Уплачивать ежемесячные авансы необходимо по истечении полного квартала с даты создания организации. Полным кварталом с даты создания организации «Гамма» признается III квартал. Поэтому по итогам III квартала организации следует проанализировать ежемесячную выручку от реализации в разрезе каждого из прошедших месяцев.

Поскольку в июне выручка от реализации у организации составила 1,5 млн руб., т.е. превысила 1 млн руб., начиная с месяца, следующего за истекшим полным кварталом с даты ее создания, т.е. с октября, организация должна платить ежемесячные авансовые платежи (п. 5 ст. 287, п. 6 ст. 286 НК РФ). При этом тот факт, что выручка за III квартал (2 550 000 руб.) составила менее 10 млн руб., значения не имеет.

  1. Определяем период, в течение которого организация «Гамма» должна будет уплачивать ежемесячные авансовые платежи.

Организация должна будет уплачивать ежемесячные авансовые платежи до тех пор, пока не истекут четыре квартала с момента ее создания (п. 3 ст. 286 НК РФ).

В данном случае это период, включающий III, IV кварталы года создания организации и I, II кварталы текущего года.

Следовательно, в течение указанных кварталов организация «Гамма» должна уплачивать ежемесячные авансовые платежи.

  1. Исчисляем квартальный авансовый платеж по итогам 9 месяцев года создания организации и ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в IV квартале начиная с октября года создания.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате в течение IV квартала, составит 1/3 суммы квартального платежа, исчисленного по итогам 9 месяцев.

Организация «Гамма» представит декларацию за 9 месяцев до 28 октября (п. 3 ст. 289 НК РФ).

  1. В сроки до 28 октября, 28 ноября и 28 декабря организация перечислит в бюджет ежемесячные авансовые платежи за октябрь, ноябрь и декабрь соответственно.
  2. В I и II кварталах текущего года организация «Гамма» исчислит и уплатит авансовые платежи в общем порядке. То есть в течение каждого из указанных кварталов организация будет уплачивать ежемесячные авансовые платежи и квартальные авансовые платежи по итогам отчетных периодов.
  3. По итогам II квартала текущего года организация «Гамма» должна определить, следует ей уплачивать ежемесячные авансовые платежи в III квартале или нет.

Для этого организация рассчитает среднеквартальную выручку от реализации за прошедшие четыре квартала.

В данном случае при расчете средней выручки участвуют показатели III, IV кварталов прошлого года и I, II кварталов текущего года.

Средняя выручка организации за четыре квартала составит 3 837 500 руб. ((250 000 руб. + 800 000 руб. + 1 500 000 руб. + 900 000 + 800 000 руб. + 2 500 000 руб. + 2 600 000 руб. + 6 000 000 руб.) / 4 = 3 837 500 руб.).

Поскольку в среднем за квартал выручка составила менее 10 млн руб., организация «Гамма» в III квартале не должна уплачивать ежемесячные авансовые платежи.

По итогам III квартала и в дальнейшем ежеквартально организации следует в аналогичном порядке определять, должна она уплачивать ежемесячные авансовые платежи или нет.

 

10.1.4.2.2. ЛИМИТ ПРЕВЫШЕН ПО ИСТЕЧЕНИИ ПОЛНОГО КВАРТАЛА

 

На практике может возникнуть ситуация, когда выручка от реализации у вас превысит 1 млн руб. в каком-либо месяце по истечении полного квартала с даты создания организации. Получается, что начиная с месяца, который следует после месяца превышения лимита, вы обязаны уплачивать ежемесячные авансовые платежи (п. 5 ст. 287 НК РФ). Но из п. 1 ст. 287 НК РФ следует, что ежемесячные авансы, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода. Следовательно, уплата указанных платежей не в каждом месяце квартала, а в его отдельные месяцы п. 1 ст. 287 НК РФ не предусмотрена.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Значит, ежемесячные авансы, подлежащие уплате в течение отчетного периода, указываются плательщиком в налоговой декларации. И уплата ежемесячных авансов производится только на основании декларации. А налоговая декларация представляется не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 289 НК РФ). Иных сроков для представления декларации за отчетный период не предусмотрено. В связи с этим организация должна уплачивать авансовые платежи с первого месяца квартала, следующего после отчетного периода, в котором месячная выручка превысила 1 млн руб.

 

Например, у организации, созданной в феврале, в июле выручка превысила 1 млн руб. Значит, ежемесячные авансы налогоплательщик будет уплачивать с октября, а не с августа.

 

Порядок ваших действий при уплате авансовых платежей в такой ситуации аналогичен порядку, изложенному в приведенном примере. Что же касается уточненной декларации, то представлять ее в налоговый орган нет необходимости, поскольку такая обязанность налоговым законодательством не предусмотрена.

 

10.1.4.3. ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ИСХОДЯ ИЗ ФАКТИЧЕСКИ ПОЛУЧЕННОЙ ПРИБЫЛИ

 

Вновь созданная организация может исчислять и уплачивать ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли начиная с месяца, в котором она была создана (см. Письмо УМНС России по г. Москве от 20.08.2003 N 26-12/45496).

Следует учитывать, что в таком случае правила, предусмотренные п. 6 ст. 286, п. 5 ст. 287 НК РФ, на вновь созданные организации не распространяются (см. дополнительно Письмо УМНС России по г. Москве от 20.08.2003 N 26-12/45496).

Об уплате авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли вновь созданная организация должна уведомить налоговый орган в том месяце, в котором она была создана.

 

Примечание

О порядке уведомления налогового органа об уплате авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли читайте в разд. 10.1.3 «Ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли».

 

Первый авансовый платеж при таком варианте уплаты налога должен быть исчислен исходя из фактической прибыли, полученной по итогам месяца, в котором организация была создана. За этот же период вы должны представить первую налоговую декларацию.

Если ваша организация была создана в период с 1 по 31 декабря, то уплатить первый авансовый платеж и представить первую налоговую декларацию вы должны в срок не позднее 28 февраля следующего года.

 

10.2. ИСЧИСЛЯЕМ И УПЛАЧИВАЕМ НАЛОГ ПО ИТОГАМ НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА

 

Сумма налога по итогам налогового периода определяется исходя из налоговой базы, сформированной в целом за календарный год, и соответствующей ей ставки налога (п. 1 ст. 286, п. 1 ст. 285, п. 1 ст. 274 НК РФ).

Расчет налога отражается в налоговой декларации за соответствующий год (форма налоговой декларации утверждена Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@).

Общая сумма налога, исчисленного за налоговый период, отражается по строке 180 листа 02 декларации. По строкам 190, 200 листа 02 отражаются суммы налога, исчисленные в соответствующие бюджеты.

Исчисленные и уплаченные в течение налогового периода авансовые платежи по итогам отчетного (налогового) периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода (абз. 5 п. 1 ст. 287 НК РФ).

В налоговой декларации суммы налога к доплате в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ по итогам налогового периода отражаются соответственно по строкам 270 и 271 листа 02. Они определяются путем вычитания из значений строк 190, 200 листа 02 показателей строк 220, 230 и 250, 260 соответственно. Полученная разница (т.е. сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет) отражается в подразделе 1.1 разд. 1 декларации по строкам 040 и 070.

Налог нужно перечислить в бюджет не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 1 п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ). В случае несвоевременной уплаты налога вам могут быть начислены пени (п. 1 ст. 75 НК РФ).

 

Примечание

Подробнее о порядке начисления пеней за несвоевременную уплату налога вы можете узнать в разд. 2.2.1 «Порядок начисления пеней за несвоевременную уплату налога. Размер (ставка) пеней по налогу. Формула для расчета пеней» Практического пособия по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.

 

Если же сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода (показатель строки 180 листа 02), окажется меньше суммы авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода (показатель строки 210 листа 02), то налог по итогам налогового периода вы не уплачиваете (п. 1 ст. 287 НК РФ).

В таком случае по строкам 280 и 281 листа 02 отражается сумма налога к уменьшению с разбивкой по бюджетам. Одновременно эти суммы отражаются по строкам 050 и 080 в подразделе 1.1 разд. 1 декларации.

Таким образом, сумма налога, которая должна быть перечислена вашей организацией в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разность суммы налога, исчисленной за налоговый период, и суммы авансовых платежей, исчисленной в течение налогового периода.

Налоговую декларацию по итогам налогового периода вы должны представить в налоговую инспекцию не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Перечисляя налог по итогам налогового периода, в платежном поручении вы должны указать те же КБК, что и при перечислении в бюджет квартальных и ежемесячных авансовых платежей.

 

Примечание

Подробнее о порядке заполнения платежного поручения на уплату налога вы можете узнать в разд. 1.3 «Форма и порядок заполнения платежного поручения на уплату (перечисление) налога через банк (КБК, ОКТМО (ОКАТО), основание налогового платежа, статус плательщика и др.)» Практического пособия по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.

Перечень КБК для уплаты налога на прибыль организаций представлен в приложении 2 к настоящей главе.

С примерами заполнения платежных поручений на уплату (перечисление) налога на прибыль по итогам налогового периода в федеральный и региональный бюджеты вы можете ознакомиться в приложениях 3 и 4 к настоящей главе.

 

ПРИМЕР

исчисления налога на прибыль по итогам налогового периода

 

Ситуация

 

Предположим, что налогооблагаемая прибыль организации «Альфа» по итогам года составила 1 500 000 руб.

Сумма авансового платежа, исчисленного по итогам 9 месяцев, составила 120 000 руб.

Ежемесячные авансовые платежи на IV квартал были начислены в сумме 60 000 руб.

Определим сумму налога, которую организации «Альфа» необходимо уплатить в бюджет по итогам налогового периода.

 

Решение

 

  1. Сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода, у организации «Альфа» составит 300 000 руб. (1 500 000 руб. x 20%), в том числе:

— в федеральный бюджет — 30 000 руб. (1 500 000 руб. x 2%);

— в бюджет субъекта РФ — 270 000 руб. (1 500 000 руб. x 18%).

  1. Общая сумма авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода, составила 180 000 руб. (120 000 руб. + 60 000 руб.), в том числе:

— в федеральный бюджет — 18 000 руб. (12 000 руб. + 6000 руб.);

— в бюджет субъекта РФ — 162 000 руб. (108 000 руб. + 54 000 руб.).

  1. Сумма налога, которая должна быть перечислена в бюджет по итогам налогового периода организацией «Альфа», составит 120 000 руб. (300 000 руб. — 180 000 руб.), в том числе:

— в федеральный бюджет — 12 000 руб. (30 000 руб. — 18 000 руб.);

— в бюджет субъекта РФ — 108 000 руб. (270 000 руб. — 162 000 руб.).

Таким образом, в налоговой декларации за налоговый период организация отразит:

— по строке 180 листа 02 — 300 000 руб., в том числе по строке 190 — 30 000 руб., по строке 200 — 270 000 руб.;

— по строке 210 листа 02 — 180 000 руб., в том числе по строке 220 — 18 000 руб., по строке 230 — 162 000 руб.;

— по строке 270 листа 02 и строке 040 подраздела 1.1 разд. 1 — 12 000 руб. (стр. 190 листа 02 — стр. 220 листа 02);

— по строке 271 листа 02 и строке 070 подраздела 1.1 разд. 1 — 108 000 руб. (стр. 200 листа 02 — стр. 230 листа 02).

 

10.3. КАК ИСЧИСЛЯЮТ И УПЛАЧИВАЮТ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ

 

Налоговые агенты — это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы налога (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Исполнить обязанности налогового агента по налогу на прибыль организация по общему правилу обязана, если она:

1) выплачивает иностранной организации доходы от источников в РФ, не связанные с ее постоянным представительством в РФ (п. 4 ст. 286 НК РФ);

2) является российской организацией и выплачивает дивиденды налогоплательщикам — российским организациям (п. 3 ст. 275, п. 5 ст. 286 НК РФ).

 

Примечание

О порядке исчисления и уплаты налоговым агентом налога при выплате доходов иностранной организации вы можете узнать в разд. 25.2 «Налогообложение доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство».

О порядке исчисления и уплаты налоговым агентом налога с выплачиваемых дивидендов вы узнаете в разд. 15.2.1 «Порядок уплаты налоговым агентом налога с дивидендов. Российские организации, исполняющие обязанности налогового агента при выплате дивидендов».

О том, как уплачивается налог с процентного дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам, вы узнаете в разд. 14.7.3 «Порядок уплаты налога с накопленного купонного дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам».

 

Приложение 1 к главе 10

 

Уведомление об использовании права на исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению

нар4

 

Приложение 2 к главе 10

 

Перечень КБК для перечисления налога на прибыль организаций (в 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009 гг. <*>)

 

Назначение платежа КБК
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет 182 1 01 01011 01 1000 110
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ 182 1 01 01012 02 1000 110
Налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальные налоговые ставки для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации 182 1 01 01020 01 1000 110
Налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 182 1 01 01030 01 1000 110
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями 182 1 01 01040 01 1000 110
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями 182 1 01 01050 01 1000 110
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от иностранных организаций российскими организациями 182 1 01 01060 01 1000 110
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 182 1 01 01070 01 1000 110

 

———————————

<*> Перечень применяемых КБК устанавливают следующие документы:

— в 2015, 2014 гг. — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, Информация ФНС России «Перечень кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемых Федеральной налоговой службой в 2015 году (Приказы ФНС России от 30.12.2014 N НД-7-1/694@, N НД-7-1/695@, N НД-7-1/696)», Информация ФНС России «Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемые Федеральной налоговой службой в 2014 году»;

— в 2013 г. — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н, Информация ФНС России «Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемые Федеральной налоговой службой в 2013 году»;

— в 2012 г. — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, Приказ ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ (Приложение N 2), Информация ФНС России «Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемые Федеральной налоговой службой в 2012 году»;

— в 2011 г. — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, Информация ФНС России «Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемые Федеральной налоговой службой в 2011 году»;

— в 2010 г. — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н;

— в 2009 г. — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н.

 

Приложение 3 к главе 10

 

Пример заполнения платежного поручения

на уплату (перечисление) налога на прибыль организаций

в федеральный бюджет по итогам налогового периода

 

Ситуация

 

По итогам 2014 г. сумма налога на прибыль ООО «Альфа», подлежащая уплате в федеральный бюджет, составила 4000 руб.

Декларация по налогу на прибыль за 2014 г. подписана руководителем организации 27 марта 2015 г.

 

Решение

 

  1. ООО «Альфа» перечислило налог на прибыль в федеральный бюджет 27 марта 2015 г.

Отметим, что уплатить налог на прибыль по итогам налогового периода налогоплательщики должны не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций (п. 1 ст. 287 НК РФ). То есть не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ). Однако 28 марта 2015 г. выпадает на выходной день (субботу). Поэтому подать декларацию по налогу на прибыль за 2014 г., а также уплатить налог за этот период организация вправе не позднее ближайшего следующего за этой датой рабочего дня — до 24 часов 30 марта 2015 г. (п. п. 7, 8 ст. 6.1 НК РФ).

Подробнее о сроках и порядке уплаты налога на прибыль по итогам налогового периода можно узнать в разд. 10.2 «Исчисляем и уплачиваем налог по итогам налогового периода».

27 марта 2015 г. бухгалтер ООО «Альфа» составил платежное поручение N 425 на перечисление налога и передал его в банк на бумажном носителе.

  1. При заполнении платежного поручения ООО «Альфа» отразит в нем информацию о себе как о плательщике и органе Федерального казначейства, который является получателем средств, в общем порядке, предусмотренном для налоговых платежей.

Подробнее о правилах заполнения платежного поручения на уплату налогов вы можете узнать в разд. 1.3 «Форма и порядок заполнения платежного поручения на уплату (перечисление) налога через банк (КБК, ОКТМО (ОКАТО), основание налогового платежа, статус плательщика и др.)» Практического пособия по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.

Реквизиты получателя ООО «Альфа» узнает в налоговом органе по месту своего учета (пп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 2 Приказа Минфина России от 12.11.2013 N 107н).

При этом в поле 101 укажет значение, отражающее уплату налога налогоплательщиком — юридическим лицом, — «01» (Приложение N 5 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н).

Информацию, идентифицирующую налоговый платеж, ООО «Альфа» отразит в платежном поручении следующим образом.

 

Примечание

С образцом заполнения этих полей платежного поручения вы можете ознакомиться, перейдя по одной из синих ссылок.

 

Поле платежного поручения Что указываем в поле платежного поручения Комментарии
22 «Код» 0 Указывается значение уникального идентификатора начисления (п. 12 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н).

При его отсутствии в данном поле ставится ноль («0») (п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н).

Как указала ФНС России, нулевое значение («0») ставится в данном поле, если перечисление налога на основании налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщик осуществляет самостоятельно (Разъяснения ФНС России «О порядке указания УИН при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации»).

За разъяснениями относительно того, в каких случаях в данном поле указываются значения, отличные от «0», вы можете обратиться в налоговый орган по месту учета (пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ)

24 «Назначение платежа» Налог на прибыль организаций по итогам 2014 г., зачисляемый в федеральный бюджет (4000 руб. 00 коп.) Указывается информация, необходимая для идентификации платежа (Приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», п. 13 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н). В качестве такой информации рекомендуем указать:

— наименование налога;

— налоговый период, за который производится уплата;

— уровень бюджета, в который производится перечисление.

Также в нем можно отразить и иную дополнительную информацию. Например, сумму перечисляемого налога (Приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», п. 13 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н)

104 18210101011011000110 Указывается значение КБК, установленное для уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2015 г. (п. 5 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н).

Подробнее о значениях КБК по налогу на прибыль вы можете узнать в приложении 2 к гл. 10 «Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей»

105 45365000 Указывается код, присвоенный территории муниципального образования (межселенной территории) или населенного пункта, входящего в состав муниципального образования (код ОКТМО), на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога в бюджет (п. 6 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н).

Узнать свой код ОКТМО вы можете с помощью электронного сервиса «Узнай ОКТМО», который находится на официальном интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru).

При уплате налогового платежа на основании налоговой декларации (расчета) указывается код ОКТМО в соответствии с налоговой декларацией (расчетом).

Код ОКТМО определяется в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, утвержденным Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст.

При заполнении кода ОКТМО в платежном поручении следует указывать восьмизначный или одиннадцатизначный код вашего муниципального образования. Согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований последние три знака одиннадцатизначного ОКТМО (9 — 11 знаки) идентифицируют вид населенного пункта (например, все поселки городского типа имеют 9 — 11 знаки кода от «051» до «099» и т.д.). Недопустимо, чтобы одиннадцатизначный код ОКТМО имел 9 — 11 знаками кода «000» (Письмо УФК по МО N 48-12-13/02-728 и Минфина МО N 22исх-693/22-07-02 от 03.02.2014).

Заметим, что законодательство прямо не разъясняет, что считать территорией мобилизации денежных средств. Поэтому рекомендуем вам уточнить значение, указываемое в данном поле, в налоговом органе

106 ТП Указывается показатель основания платежа. В данном случае он имеет значение «ТП», обозначающее платежи текущего года (п. 7 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н)
107 ГД.00.2014 Указывается показатель налогового периода, который используется для отражения периодичности уплаты налога на прибыль. Данный показатель состоит из 10 знаков (включая разделительные точки).

Из них:

— 1-й и 2-й знаки показателя указывают на периодичность уплаты налога: ГД — код годовых платежей;

— 4-й и 5-й знаки при уплате налога за год заполняются нулями («00»);

— 7 — 10-й знаки — год, за который осуществляется платеж («2014»);

— 3-й и 6-й знаки — разделительные точки (п. 8 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н)

108 0 Указывается показатель номера документа. В случае уплаты текущих платежей (при значении поля 106 — «ТП») в этом поле проставляется ноль («0») (п. 9 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н)
109 27.03.2015 Указывается показатель даты документа. При уплате текущих платежей указывается дата подписания декларации по налогу на прибыль за 2014 г. Поскольку руководитель ООО «Альфа» подписал декларацию 27 марта 2015 г., в этом поле будет указан показатель — 27.03.2015 (п. 10 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н).

В ситуации, когда значение показателя указать невозможно, например, если текущий платеж совершается до подачи декларации, в указанном поле ставится ноль («0») (п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н). При этом оставлять поле 109 незаполненным нельзя (п. 14 указанного Приложения)

110 0 С 1 января 2015 г. утратил силу п. 11 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н, регламентирующий порядок заполнения поля 110 (п. п. 1, 2 Приказа Минфина России от 30.10.2014 N 126н, пп. «г» п. 2 Приложения к Приказу Минфина России от 30.10.2014 N 126н). Теперь, с указанной даты, заполнять поле 110 в платежных поручениях на перечисление налога, пеней и штрафов, на наш взгляд, не нужно. Аналогичный вывод содержится в Информации ФНС России «Об изменении порядка заполнения платежного поручения». Вместе с тем из Письма Банка России от 30.12.2014 N 234-Т следует, что после вступления в силу Приказа Минфина России от 30.10.2014 N 126н в платежных поручениях на уплату платежей в бюджет в реквизите 110 в любом случае нужно указывать «0», если реквизит 101 имеет значение. Поэтому не исключено, что кредитные организации могут требовать от вас указания значения «0» в поле 110 платежного поручения на перечисление налогов (сборов), пеней и штрафов.

До 1 января 2015 г. значение поля 110 при уплате налога, в том числе авансовых и иных платежей, администрируемых налоговыми органами, или штрафа — «0», при перечислении пеней — «ПЕ» (п. 11 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н)

 

  1. Поле 5 «Вид платежа» ООО «Альфа» заполнять не будет, поскольку обслуживающий организацию банк значение для него не установил.

Порядок заполнения этого поля плательщику необходимо уточнять в своем банке (Приложение 1 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 N 383-П).

Поле 15 «Сч. N» (номер счета банка получателя средств) ООО «Альфа» также не заполняет, так как получатель средств, которым является орган Федерального казначейства, обслуживается Банком России (Приложение 1 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 N 383-П).

Кроме того, если иное не установлено Банком России, не заполняются плательщиком поля 19 «Срок плат.», 20 «Наз. пл.», 22 «Код», 23 «Рез. поле» (Приложение 1 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 N 383-П).

В поле 21 «Очер. плат.» цифрой указывается установленная в соответствии с законодательством очередность платежа (Приложение 1 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 N 383-П). Для текущих налоговых платежей в бюджет установлена пятая очередь (п. 2 ст. 855 ГК РФ).

Поля 62 «Поступ. в банк плат.», 71 «Списано со сч. плат.», 45 «Отметки банка» ООО «Альфа» оставляет пустыми. Их заполнит банк (Приложение 1 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 N 383-П).

См. образец заполнения платежного поручения на уплату (перечисление) налога на прибыль организаций в федеральный бюджет по итогам налогового периода.

 

С примером заполнения платежного поручения на перечисление налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ по итогам налогового периода вы можете ознакомиться в приложении 4 к настоящей главе.

 

Приложение 4 к главе 10

 

Пример заполнения платежного поручения

на уплату (перечисление) налога на прибыль организаций

в бюджеты субъектов РФ по итогам налогового периода

 

Ситуация

 

По итогам 2014 г. сумма налога на прибыль ООО «Альфа», подлежащая уплате в региональный бюджет, составила 36 000 руб. Налоговая декларация подписана руководителем организации 27 марта 2015 г.

ООО «Альфа» зарегистрировано и осуществляет деятельность в г. Москве.

 

Решение

 

  1. ООО «Альфа» перечислило налог на прибыль в региональный бюджет 27 марта 2015 г.

Отметим, что уплатить налог на прибыль по итогам налогового периода налогоплательщики должны не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций (п. 1 ст. 287 НК РФ). То есть не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ). Однако 28 марта 2015 г. выпадает на выходной день (субботу). Поэтому подать декларацию по налогу на прибыль за 2014 г., а также уплатить налог за этот период организация вправе не позднее ближайшего следующего за этой датой рабочего дня — до 24 часов 30 марта 2015 г. (п. п. 7, 8 ст. 6.1 НК РФ).

Подробнее о сроках и порядке уплаты налога на прибыль по итогам налогового периода можно узнать в разд. 10.2 «Исчисляем и уплачиваем налог по итогам налогового периода».

27 марта 2015 г. бухгалтер ООО «Альфа» составил платежное поручение N 426 на перечисление налога на прибыль в региональный бюджет и передал его в банк на бумажном носителе.

  1. Необходимые для заполнения платежного поручения реквизиты получателя платежа (банк получателя, номер счета получателя, БИК банка получателя, ИНН, КПП и наименование получателя) ООО «Альфа» узнает в налоговом органе по месту своего учета (пп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 2 Приказа Минфина России от 12.11.2013 N 107н).
  2. Платежное поручение на перечисление налога на прибыль в бюджет субъекта РФ ООО «Альфа» заполнит в соответствии с общим порядком, предусмотренным для налоговых платежей.

При этом в поле 101 укажет значение, отражающее уплату налога налогоплательщиком — юридическим лицом, — «01» (Приложение N 5 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н).

Подробнее о правилах заполнения платежного поручения на уплату налогов вы можете узнать в разд. 1.3 «Форма и порядок заполнения платежного поручения на уплату (перечисление) налога через банк (КБК, ОКТМО (ОКАТО), основание налогового платежа, статус плательщика и др.)» Практического пособия по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.

Информацию, идентифицирующую налоговый платеж, ООО «Альфа» отразит в платежном поручении следующим образом.

 

Примечание

С образцом заполнения этих полей платежного поручения вы можете ознакомиться, перейдя по одной из синих ссылок.

 

Поле платежного поручения Что указываем в поле платежного поручения Комментарий
22 «Код» 0 Указывается значение уникального идентификатора начисления (п. 12 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н).

При его отсутствии в данном поле ставится ноль («0») (п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н).

Как указала ФНС России, нулевое значение («0») ставится в данном поле, если перечисление налога на основании налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщик осуществляет самостоятельно (Разъяснения ФНС России «О порядке указания УИН при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации»).

За разъяснениями относительно того, в каких случаях в данном поле указываются значения, отличные от «0», вы можете обратиться в налоговый орган по месту учета (пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ)

24 «Назначение платежа» Налог на прибыль организаций за 2014 г., зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации Указывается информация, необходимая для идентификации платежа (Приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», п. 13 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н). В качестве такой информации рекомендуем указать:

— наименование налога;

— налоговый период, за который производится уплата;

— уровень бюджета, в который производится перечисление.

Также в поле можно отразить и иную дополнительную информацию, например, сумму перечисляемого налога (Приложение 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», п. 13 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н)

104 18210101012021000110 Указывается значение КБК, установленное для уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в 2015 г. (п. 5 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н).

Подробнее о значениях КБК по налогу на прибыль вы можете узнать в приложении 2 к гл. 10 «Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей»

105 45365000 Указывается код, присвоенный территории муниципального образования (межселенной территории) или населенного пункта, входящего в состав муниципального образования (код по ОКТМО), на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога в бюджет (п. 6 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н). При уплате налогового платежа на основании налоговой декларации (расчета) указывается код ОКТМО в соответствии с налоговой декларацией (расчетом).

Узнать свой код ОКТМО вы можете с помощью электронного сервиса «Узнай ОКТМО», который находится на официальном интернет-сайте ФНС России (www.nalog.ru).

Код ОКТМО определяется в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, утвержденным Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст.

При заполнении кода ОКТМО в платежном поручении следует указывать восьмизначный или одиннадцатизначный код вашего муниципального образования. Согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований последние три знака одиннадцатизначного ОКТМО (9 — 11 знаки) идентифицируют вид населенного пункта (например, все поселки городского типа имеют 9 — 11 знаки кода от «051» до «099» и т.д.). Недопустимо, чтобы одиннадцатизначный код ОКТМО имел 9 — 11 знаками кода «000» (Письмо УФК по МО N 48-12-13/02-728 и Минфина МО N 22исх-693/22-07-02 от 03.02.2014).

Заметим, что законодательство прямо не разъясняет, что считать территорией мобилизации денежных средств. Поэтому рекомендуем вам уточнить значение, указываемое в данном поле, в налоговом органе

106 ТП Показатель основания платежа, который означает «платеж текущего года» (п. 7 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н)
107 ГД.00.2014 Показатель налогового периода:

— 1-й и 2-й знаки — код годового платежа («ГД»);

— 4-й и 5-й знаки — показатель налогового периода («00» — годовой);

— 7 — 10-й знаки — год, за который осуществляется платеж («2014»);

— 3-й и 6-й знаки — разделительные точки (п. 8 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н)

108 0 Показатель номера документа. При уплате текущих платежей в этом поле проставляется ноль («0») (п. 9 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н)
109 27.03.2015 Показатель даты документа. При уплате текущего платежа в этом поле указывается дата подписания налогоплательщиком декларации по налогу на прибыль за 2014 г. Поскольку руководитель ООО «Альфа» подписал декларацию 27 марта 2015 г., в этом поле будет указан показатель — 27.03.2015 (п. 10 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н).

В ситуации, когда значение показателя указать невозможно, например, если текущий платеж совершается до подачи декларации, в указанном поле ставится ноль («0») (п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н). При этом оставлять поле 109 незаполненным нельзя (п. 14 указанного Приложения)

110 0 С 1 января 2015 г. утратил силу п. 11 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н, регламентирующий порядок заполнения поля 110 (п. п. 1, 2 Приказа Минфина России от 30.10.2014 N 126н, пп. «г» п. 2 Приложения к Приказу Минфина России от 30.10.2014 N 126н). Теперь, с указанной даты, заполнять поле 110 в платежных поручениях на перечисление налога, пеней и штрафов, на наш взгляд, не нужно. Аналогичный вывод содержится в Информации ФНС России «Об изменении порядка заполнения платежного поручения». Вместе с тем из Письма Банка России от 30.12.2014 N 234-Т следует, что после вступления в силу Приказа Минфина России от 30.10.2014 N 126н в платежных поручениях на уплату платежей в бюджет в реквизите 110 в любом случае нужно указывать «0», если реквизит 101 имеет значение. Поэтому не исключено, что кредитные организации могут требовать от вас указания значения «0» в поле 110 платежного поручения на перечисление налогов (сборов), пеней и штрафов.

До 1 января 2015 г. значение поля 110 при уплате налога, в том числе авансовых и иных платежей, администрируемых налоговыми органами, или штрафа — «0», при перечислении пеней — «ПЕ» (п. 11 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н)

 

  1. Поле 5 «Вид платежа» ООО «Альфа» не заполняет, поскольку значение этого поля банк ООО «Альфа» не установил. Порядок заполнения этого поля необходимо уточнять в банке плательщика (Приложение 1 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 N 383-П).

Поля 62 «Поступ. в банк плат.», 71 «Списано со сч. плат.», 45 «Отметки банка» ООО «Альфа» не заполняет, поскольку их заполняет банк.

Также плательщиком не заполняются поля 19 «Срок плат.», 20 «Наз. пл.», 22 «Код», 23 «Рез. поле», если иное не установлено Банком России (Приложение 1 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 N 383-П).

В поле 21 «Очер. плат.» цифрой указывается установленная в соответствии с законодательством очередность платежа (Приложение 1 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 N 383-П). Для текущих налоговых платежей в бюджет установлена пятая очередь (п. 2 ст. 855 ГК РФ).

Поле 15 «Сч. N» (номер счета банка получателя средств) ООО «Альфа» также заполнять не будет, поскольку получатель платежа обслуживается Банком России (Приложение 1 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 N 383-П).

См. образец заполнения платежного поручения на уплату (перечисление) налога на прибыль организаций в региональный бюджет по итогам налогового периода.

 

С примером заполнения платежного поручения на перечисление налога на прибыль организаций в федеральный бюджет по итогам налогового периода вы можете ознакомиться в приложении 3 к настоящей главе.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code