УСЛУГИ ШТРАФСТОЯНОК: КАК УСТРОЕН РЫНОК

А.Ковалев

Как правило, перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств осуществляются субъектами предпринимательской деятельности. При этом закон допускает возможность перемещения и хранения разными хозяйствующими субъектами. Разберемся, кто может оказывать такие услуги, каковы предъявляемые к ним требования, сколько их может быть на рынке услуг.

Требования к организациям

Пунктом 1 ст. 27.13 КоАП РФ установлено, что задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания применяются при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида.

Как правило, перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств осуществляются хозяйствующими субъектами. При этом закон допускает возможность перемещения и хранения задержанных транспортных средств разными хозяйствующими субъектами.

Изучив несколько региональных нормативных актов, можно сделать вывод, что власти в регионах склоняются к тому, что перемещение и хранение задержанных автомобилей должно осуществляться одним и тем же субъектом, такое правило закрепляется нормативно.

Так, согласно п. 4 ст. 2 Закона Кировской области от 03.07.2012 N 164-ЗО «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» в Кировской области организацией, осуществляющей деятельность по перемещению, хранению и возврату задержанных транспортных средств, является организация вне зависимости от организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по перемещению на специализированную стоянку, хранению и возврату задержанных транспортных средств в порядке, установленном данным Законом.

В Ростовской области специализированной организацией являются организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, а также его хранение (подп. 3 ч. 2 ст. 2 Закона Ростовской области от 22.06.2012 N 876-ЗС «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств»).

При определении, кто может осуществлять перемещение и хранение, возникает еще один важный вопрос: обязаны ли эти организации иметь спецтранспорт для эвакуации, или это не обязательно и они могут привлечь для этих функций подрядчика, у которого такой транспорт есть? Полагаем, что второй вариант вполне допустим. Однако некоторые местные власти придерживаются первого варианта и выдвигают такое требование организациям, которые претендуют на выполнение функций по эвакуации транспорта. Например, в Законе Кировской области определено, что лицо, осуществляющее перемещение и хранение задержанных транспортных средств, должно иметь на любом законном праве транспортное средство для перемещения (ч. 1 ст. 3 Закона N 164-ЗО).

Подводя итог вышесказанному, отметим, что федеральное законодательство не содержит запретов и ограничений при отборе организации, которая будет осуществлять перемещение и хранение задержанных транспортных средств. Перемещать и хранить этот транспорт может и одна организация, а можно доверить перемещение одной организации, а хранение — другой. Более того, организация, на которую возложено перемещение, может по договору подряда привлечь для этого другую организацию, если она сама не располагает необходимыми техническими средствами для осуществления перемещения.

В этом вопросе все должно зависеть от потребностей конкретного муниципального образования, а они, в свою очередь, зависят от количества населения.

Только на основе конкурса

Теперь обратимся непосредственно к порядку отбора лиц для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств и на основании их анализа сформулируем основные особенности такого порядка, а также выработаем единые подходы к построению оптимальной модели учета интересов участников развития и функционирования штрафных стоянок.

До 1 июля 2012 года действовали Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 N 759 на основании п. 5 ст. 27.13 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2012 года).

Следует отметить, что данными Правилами не был урегулирован вопрос порядка отбора лиц для оказания услуг как по перемещению, так и по хранению задержанных транспортных средств.

В свою очередь, судебной и административной практикой были выявлены негативные последствия такой правовой неопределенности относительно порядка отбора лиц для оказания соответствующих услуг.

Арбитражным судом Республики Хакасия в деле N А74-905/2007 было отмечено, что порядок заключения договоров о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу (договор хранения), федеральным законодательством не урегулирован.

Механизм заключения государственных контрактов на конкурсной основе в данном случае также не применим, поскольку заключение договора хранения не предполагает расходование бюджетных средств и получение услуги как таковой, а является способом координирования действий органов внутренних дел и лица, которому поручается хранение задержанных транспортных средств.

Однако отсутствие законодательно установленного порядка не может служить препятствием для заключения органами внутренних дел субъекта Российской Федерации договоров хранения, поскольку заключение такого рода договоров обусловлено исполнением возложенных на них административно-принудительных функций.

Таким образом, несмотря на отсутствие в законодательстве требований к порядку отбора лиц для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств, а также отсутствие императивных норм, предусматривающих проведение конкурсного отбора, судом высказана позиция о недопустимости свободного выбора лица, которым будут оказаны соответствующие услуги в условиях, когда не обеспечен равный доступ для других участников рынка.

Позиция о недопустимости свободного выбора лиц, которые будут оказывать соответствующие услуги, в условиях, когда не обеспечен равный доступ для других участников рынка, также нашла свое отражение в решениях Арбитражных судов Владимирской области от 07.12.2009 по делу N А11-13629/2009, Кемеровской области от 08.10.2012 по делу N А27-14139/2012, Курганской области от 26.07.2013 по делу N А34-3034/2013.

Вопросы выбора лица для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств также были предметом расследования Федеральной антимонопольной службы, которой было возбуждено и рассмотрено дело в отношении Администрации города Великий Устюг по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Как следует из пресс-релиза, размещенного на официальном сайте ФАС России в сети Интернет, Администрация города Великий Устюг без проведения конкурсных процедур издала постановление, согласно которому стоянке ООО «ABC» присвоили статус специализированной. Комиссия ФАС России установила, что этим постановлением Администрация города Великий Устюг ограничила конкуренцию на рынке услуг по хранению задержанных транспортных средств, тем самым нарушив п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Постановление главы города Великий Устюг было отменено, в связи с чем производство по делу прекращено. Администрация города добровольно устранила нарушение антимонопольного законодательства.

Из пресс-релиза видно, что антимонопольный орган также не поддерживает заключение договоров на оказание услуг по хранению задержанных транспортных средств без проведения конкурсных процедур.

Таким образом, в вопросе способа отбора лиц для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств можно констатировать, что судебными и антимонопольными органами выработан единообразный подход, а именно недопустимость свободного выбора лиц для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств в отсутствие обеспечения равного доступа для остальных участников рынка.

Законодательство субъектов

С 1 июля 2012 года практика отбора лиц для оказания услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств претерпела существенные изменения, а именно: субъекты Российской Федерации были наделены полномочиями по определению порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами (п. 10 ст. 27.13 КоАП РФ).

С указанной даты в целях реализации положений п. 10 ст. 27.13 КоАП РФ в субъектах Российской Федерации начали приниматься соответствующие порядки.

На примере отдельных субъектов Российской Федерации рассмотрим такие порядки и выделим их основные отличительные черты, в частности способы отбора.

В Дагестане действует Закон Республики Дагестан от 05.10.2012 N 61 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств», в соответствии с которым отбор организаций для оказания услуг осуществляется исключительно на конкурсной основе с учетом административно-территориального деления.

Следует выделить одну особенность порядка отбора, действующего в Дагестане и существенно отличающегося от аналогичных порядков других субъектов РФ: специализированной организацией, осуществляющей перемещение задержанных транспортных средств на штрафную стоянку, их хранение и возврат, может быть только юридическое лицо. Однако в соответствии с федеральным законодательством субъектом предпринимательской деятельности (хозяйствующим субъектом), субъектом рынка может выступать не только организация, но и индивидуальный предприниматель, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

При этом законодательство РФ не содержит каких-либо ограничений по субъектному составу лиц, которые могут оказывать услуги по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств.

Таким образом, законодатели в Республике Дагестан искусственно ограничили возможность участия индивидуальных предпринимателей, не являющихся юридическими лицами, в конкурсном отборе на право заключения договора об оказании услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату. А это приводит или может привести к устранению конкуренции.

Другой примечательной особенностью принятого в Республике Дагестан порядка отбора являются его отдельные требования, которым должна соответствовать специализированная стоянка, а именно:

— возможность размещения не менее 100 транспортных средств категории «В» на специализированных стоянках, расположенных в городских округах, и не менее 50 транспортных средств категории «В» на специализированных стоянках, расположенных в муниципальных районах Республики Дагестан;

— нахождение на территории специализированной стоянки только транспортных средств, задержанных в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ, а также транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку после дорожно-транспортных происшествий.

Следует отметить, что требования к количеству размещаемых транспортных средств и к нахождению на территории специализированной стоянки только задержанных транспортных средств могут оказать существенное влияние на структуру рынка, а именно на количество штрафных стоянок в муниципальном образовании.

В Приморском крае отбор лиц для оказания услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств тоже осуществляется на основе конкурса, но там индивидуальные предприниматели имеют право участвовать в конкурсном отборе (Закон Приморского края от 23.07.2012 N 73-КЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в Приморском крае»).

Кроме того, в Приморском крае также предусмотрены требования к уполномоченным организациям, и они идентичны требованиям, устанавливаемым в Республике Дагестан. Отличия заключается в следующем:

— в Приморском крае требований, предъявляемых к количеству размещаемых транспортных средств категории «В» на штрафных стоянках, расположенных в муниципальных районах городских округов, вдвое меньше по сравнению с Республикой Дагестан;

— в Приморском крае уполномоченные организации должны иметь возможность размещения не менее 50 транспортных средств категории «В» на специализированных стоянках, расположенных в городских округах, и не менее 25 транспортных средств категории «В» на специализированных стоянках, расположенных в муниципальных районах;

— предусмотрено требование к наличию средств видеофиксации с обязательным хранением видеоархива в течение 15 суток.

В Ростовской области специализированной организацией являются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, а также хранение такого транспортного средства, включенные в реестр специализированных организаций (подп. 3 п. 2 ст. 2 Закона N 876-ЗС).

Включение в данный реестр осуществляется в порядке, определяемом правительством Ростовской области (далее — Порядок) <1>.

———————————

<1> Постановление правительства Ростовской области от 23.08.2012 N 784.

 

В свою очередь, Порядком предусмотрено, в частности, представление ряда документов, подтверждающих фотоматериалов, то есть в Ростовской области установлен заявительный порядок, а не конкурсный отбор, как в Республике Дагестан и в Приморском крае.

В то же время заявительный порядок сопряжен с необходимостью соблюдения ряда требований. Некоторые из них могут рассматриваться как необходимые и достаточные (копии учредительных документов; свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; документы, подтверждающие наличие в собственности или на ином законном основании земельного участка, на котором размещена специализированная стоянка; документы, подтверждающие наличие в собственности или на ином законном основании средств эвакуации транспортных средств), а некоторые требования (к стоянке, к количеству средств эвакуации транспортных средств) могут рассматриваться как ограничительные.

В Кировской области перемещение на специализированную стоянку, хранение и возврат задержанных транспортных средств осуществляются организациями, включенными в перечень соответствующих организаций. При этом порядок представления документов организациями для включения их в перечень определяется Правительством Кировской области (ст. 3 Закона N 164-ЗО).

Правительством Кировской области <2> было определено, что для включения в перечень организация вне зависимости от организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель представляют заявления на осуществление деятельности по перемещению на специализированную стоянку, хранению и возврату задержанных транспортных средств. Заявитель своей подписью подтверждает наличие специально отведенного охраняемого места, предназначенного для хранения задержанных транспортных средств, и соответствие его необходимым требованиям для осуществления такой деятельности.

———————————

<2> Постановление правительства Кировской области от 18.09.2012 N 171/535.

 

Таким образом, в Кировской области, как и в Ростовской области, действует заявительный порядок.

Отличительной особенностью порядка, действующего в Кировской области, от порядков Республики Дагестан, Приморского края и Ростовской области является минимизация требований как к количеству документов, так и непосредственно к специализированной стоянке.

Из приведенных положений нормативных правовых актов Республики Дагестан, Приморского края, Ростовской и Кировской областей можно выделить два основных способа отбора лиц для оказания услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств:

— по результатам проведения конкурсного отбора;

— без проведения конкурсного отбора — заявительный порядок.

Спорные вопросы

Некоторые из требований к специализированным стоянкам могут оказать существенное влияние на структуру рынка и на реализацию владельцами (представителями владельцев) задержанных транспортных средств своих прав.

Одно из таких требований (оно есть в законодательствах Республики Дагестан, Приморского края и Ростовской области) — к количеству размещаемых транспортных средств и к нахождению на территории специализированной стоянки только задержанных транспортных средств.

Как правило, услуги по хранению транспортных средств оказывают несколько хозяйствующих субъектов. Их количество на рынке определяется в зависимости от численности населения муниципального образования и фактического количества транспортных средств, то есть от уровня спроса. Соответственно, чем выше спрос, тем выше предложение и, следовательно, больше специально отведенных охраняемых мест.

В зависимости от площади, отведенной для организации деятельности по хранению транспортных средств, стоянки могут вмещать совершенно разное их количество. Одни могут разместить 30 транспортных средств, другие свыше 50, то есть количество размещаемых транспортных средств на стоянке не может иметь постоянного значения.

Следует также обратить внимание, что, вне зависимости от полезного объема стоянок, их максимально допустимый объем может не использоваться в полной мере.

Полагаем, что требования к количеству размещаемых транспортных средств и к нахождению на территории специализированной стоянки только задержанных транспортных средств могут ограничить права так называемых комбинированных стоянок, которые осуществляют хранение как задержанных, так и незадержанных транспортных средств.

Таким образом, субъекты Российской Федерации, вводя требования к количеству размещаемых средств и к хранению исключительно задержанных транспортных средств, могут искусственно не только создать ограничение по кругу лиц, которые могут оказывать услуги по хранению задержанных транспортных средств, но и также назначить специализацию для стоянок. Между тем п. 1 ст. 27.13 КоАП РФ определено, что задержанное транспортное средство помещается в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку).

В контексте приведенной нормы специализированная стоянка — это специально отведенное место, то есть место, имеющее соответствующее ограждение для пресечения свободного доступа и обеспечения сохранности транспортного средства, а не стоянка, осуществляющая хранение исключительно задержанных транспортных средств.

Можно констатировать, что положения КоАП РФ не устанавливают обязанность по помещению задержанного транспортного средства исключительно на специально отведенное охраняемое место, где осуществляется хранение только задержанных транспортных средств, в связи с чем есть предпосылки для совершенствования и развития рынка услуг по хранению задержанных транспортных средств.

Возможно, такое требование уместно, но только к государственным (муниципальным) предприятиям и учреждениям при определении видов их деятельности в учредительных документах указанных организаций, при формировании государственного (муниципального) задания.

Установление требования для частных стоянок по хранению только задержанных транспортных средств не основано на нормах законодательства Российской Федерации и требует публичного обсуждения.

Также не находит своего обоснования в законодательстве Российской Федерации требование к количеству размещаемых транспортных средств на стоянке, и его можно рассматривать как требование, носящее ограничительный характер.

Интересным является требование, установленное в Ростовской области. Оно касается не только количества размещаемых транспортных средств (50 и более), но и площади участка для стоянки 1 автомобиля, равной 22,5 кв. м.

Таким образом, требования к количеству размещаемых транспортных средств и к хранению только задержанных транспортных средств также являются требованиями ограничительного характера, препятствующими доступу на рынок по хранению задержанных транспортных средств неограниченного круга лиц, заинтересованных и имеющих намерение и возможность осуществлять хранение задержанных транспортных средств.

Отметим еще одно незаконное требование — наличие средств видеофиксации с обязательным хранением видеоархива в течение 15 суток (оно есть в Приморском крае).

Любое требование, предъявляемое к хозяйствующим субъектам, должно быть не только разумным, но и основываться на нормах законодательства Российской Федерации. Однако законодательством Российской Федерации не установлено, что деятельность по хранению как задержанных, так и незадержанных транспортных средств осуществляется при обязательном наличии средств видеофиксации.

Главная задача любой стоянки — обеспечить сохранность транспортного средства. Средства же видеофиксации следует рассматривать как инструмент, используемый в добровольном порядке и направленный на повышение уровня безопасности деятельности самой стоянки, а не как условие для осуществления деятельности по хранению транспортных средств.

Следует обратить внимание, что к стоянкам, которые осуществляют хранение незадержанных транспортных средств, требование о наличии средств видеофиксации законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В связи с этим правомерно возникает вопрос: какое принципиальное отличие существует между хранением задержанных и незадержанных транспортных средств помимо принудительного порядка помещения задержанного транспортного средства на штрафстоянку и ограничения доступа к нему?

Кроме того, вне зависимости от наличия или отсутствия средств видеофиксации, при помещении транспортного средства на стоянку она несет ответственность за сохранность транспортного средства.

Таким образом, лицо, осуществляющее хранение транспортного средства, должно самостоятельно определять, использовать ему дополнительные технические средства или нет.

Следовательно, требование к наличию средств фиксации также можно рассматривать как требование, не основанное на законодательстве Российской Федерации и накладывающее на хозяйствующего субъекта возможное дополнительное обременение в виде необходимости приобретения технических средств, обеспечивающих соответствующий период хранения видеоархива.

Следующее требование, которое хотим обсудить, — требование о соответствии стоянки установленным нормативам к размещению и оборудованию плоскостных автомобильных стоянок (СН 441-72, ВСН 01-89), а также требованиям противопожарной и санитарной безопасности (СНиП 2.07.01-89, СНиП 21-02-99, ППБ 01-03, НПБ 110-3, НПБ 88-2001) (Ростовская область).

Необходимость использования ряда нормативов, на наш взгляд, вызывает сомнения.

Так, можно предположить, что нет существенной необходимости в применении СН 441-72 — строительных норм «Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений».

Данные указания распространяются на проектирование ограждений площадок и участков вновь строящихся и реконструируемых предприятий, зданий и сооружений различного назначения.

При этом приведенные указания не содержат требований к специально отведенным охраняемым местам, в которых осуществляется хранение задержанных транспортных средств (ВСН 01-89 — ведомственные строительные нормы «Предприятия по обслуживанию автомобилей»).

ВСН предприятий по обслуживанию автомобилей предназначены для разработки проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий.

Требования ВСН распространяются на следующие типы предприятий автомобильного транспорта, именуемые в дальнейшем «предприятия», их здания и сооружения, предназначенные для хранения, технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) подвижного состава: автотранспортные предприятия, их производственные и эксплуатационные филиалы, производственные автотранспортные объединения, базы централизованного технического обслуживания, производственно-технические комбинаты, централизованные производства для ТО и ТР подвижного состава, агрегатов, узлов и деталей, станции технического обслуживания легковых автомобилей, открытые площадки для хранения подвижного состава, гаражи-стоянки для хранения подвижного состава, топливозаправочные пункты.

Из приведенных положений следует, что ВСН распространяются на предприятия, осуществляющие хранение, техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава. Следовательно, действие ВСН не распространяется на специально отведенные охраняемые места, в которых осуществляется исключительно хранение задержанных транспортных средств.

В свою очередь, п. 3.17 строительных норм и правил СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» предусмотрено, что стоянка для автомобилей — здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.

Таким образом, СНиП 21-02-99 проводится четкое разграничение между зданиями, сооружениями и специальными открытыми площадками, предназначенными для хранения (стоянки) автомобилей.

Кроме того, наличие на специальной открытой площадке здания и (или) сооружения (например, пост охраны) не может рассматриваться как предприятие, под которым в соответствии со ст. 132 ГК РФ понимается имущественный комплекс.

На практике стоянки, как правило, представляют собой специальные открытые площадки, на которых осуществляется исключительно хранение, необходимость соответствия стоянки требованиям СН 441-72, ВСН 01-89 может привести к установлению избыточных требований и возникновению субъективных суждений о соответствии/несоответствии потенциального претендента.

Здесь необходимо обратить внимание, что, помимо указанных стандартов, лицо, имеющее намерение осуществлять деятельность по перемещению и хранению задержанных транспортных средств, должно также обеспечить выполнение и других стандартов: СНиП 2.07.01-89, СНиП 21-02-99, ППБ 01-03, НПБ 110-3, НПБ 88-2001.

Каким образом на практике лицо обеспечит выполнение требований всех этих стандартов — вопрос, равно как и вопрос о правомерности установления в качестве требования выполнения всех этих стандартов.

В Ростовской области есть еще одно избыточное требование — об обеспечении всех зданий и сооружений, расположенных на территории стоянки, телефонной связью и кнопкой экстренного вызова полиции. Оно может привести к возложению дополнительных затратных обременений. По нашему мнению, в качестве допустимого может рассматриваться установление в качестве обязательного требования наличия телефонной связи и кнопки экстренного вызова полиции только на посту охраны.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что для оценки соответствия установленным требованиям претендент должен представить фотоматериалы, подтверждающие соответствие специализированной стоянки требованиям к количеству размещаемых транспортных средств и к нахождению на территории специализированной стоянки только задержанных транспортных средств, требованиям по соответствию ряду стандартов и к наличию технических средств. Между тем оценка соответствия требованиям на основании фотоматериалов не может рассматриваться как объективный механизм подтверждения соответствия, который является оценочным и не основанным на объективном подходе к отбору лиц.

В числе прочих регионов мы исследовали и законодательство Кировской области. Стоит отметить, что там существует минимум требований к хозяйствующим субъектам, а порядок отбора довольно прозрачный по сравнению с порядками отбора в Республике Дагестан, Приморском крае и Ростовской области. Но некоторые недостатки законодательного регулирования мы обнаружили.

Так, в Кировской области установлено требование о подтверждении заявителем соответствия специально отведенного охраняемого места, предназначенного для хранения задержанных транспортных средств, необходимым требованиям для осуществления такой деятельности.

На наш взгляд, формулировка «подтверждение соответствия необходимым требованиям специально отведенного охраняемого места» может привести к неоднозначному пониманию и субъективному подходу органов власти при оценке представленных документов. В данном случае остается неясным, каким требованиям должно соответствовать специально отведенное охраняемое место. В одном случае достаточным может оказаться фактическое наличие огражденной территории, а в другом — соответствие огражденной территории строительным нормам и правилам. Указанная формулировка может способствовать возникновению коррупционных рисков в связи с широтой дискреционных полномочий при отборе лиц для оказания услуг по хранению задержанных транспортных средств.

Фактически при предъявлении требований к штрафной стоянке при заявительном порядке отбора лиц для оказания соответствующих услуг законодатели субъектов Российской Федерации установили обязательные условия, при которых заявления соответствующих лиц можно рассмотреть с принятием положительного решения, то есть с последующим включением в реестр специализированных организаций.

Установление таких условий свидетельствует о проведении своего рода альтернативного отбора наряду с конкурсным с тем лишь отличием, что для альтернативного отбора — заявительного порядка — не свойственна процедура, проводимая при конкурсном отборе (опубликование извещения о проведении конкурсного отбора, проведение отбора, подведение итогов, опубликование извещения о проведении, заключение соответствующего договора с победителем).

Однако вне зависимости от того, какой способ выбрали органы государственной власти субъектов Российской Федерации — конкурсный отбор или заявительный порядок, предъявляемые ими требования к лицам, осуществляющим деятельность по перемещению и хранению транспортных средств, часто носят ограничительный характер и создают препятствия к доступу на товарный рынок.

Установление таких требований может быть квалифицировано антимонопольным органом как нарушение ст. ст. 15, 16, 17 Закона N 135-ФЗ.

Тем не менее нельзя не признать, что после 1 июля 2012 года процедуры отбора лиц для оказания услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств стали более очевидными, то есть повысился уровень прозрачности и открытости способов отбора. Это видно из приведенной ниже таблицы.

Основные различия До 1 июля 2012 года После 1 июля 2012 года
Субъект, осуществляющий регулирование Правительство РФ Субъекты РФ
Способы отбора штрафстоянок Законодательно не определены 1. Конкурсный отбор2. Заявительный отбор

3. Законодательно не определены

Требования к штрафстоянкам Законодательно не определены Установлены в актах субъектов РФ

 

Однако, несмотря на повышение уровня транспарентности способов отбора и наличия вариативности среди них, проблемы в практическом применении тех или иных способов остаются.

Оптимальная модель

Для разрешения проблем практического применения способов отбора обратимся к редакции п. 1 ст. 27.13 КоАП РФ, которым предусмотрено, что транспортное средство помещается в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку).

Помещение в ближайшее специально отведенное охраняемое место означает, что на территории субъекта Российской Федерации, его муниципальных образований могут осуществлять деятельность как одна, так и несколько специализированных стоянок (штрафстоянок). Каких-либо ограничений на количество штрафных стоянок законодательством РФ не предусмотрено.

Наличие нескольких штрафных стоянок главным образом способствует:

— возможности реализации «покупателем (потребителем) поневоле» права на помещение задержанного транспортного средства в ближайшее специально отведенное место, удобное для водителя (возможность выбора штрафстоянки);

— увеличению количества стоянок, имеющих право осуществлять хранение задержанных транспортных средств;

— появлению комбинированных штрафных стоянок.

В связи с этим представляется целесообразным при отборе лиц для оказания соответствующих услуг выбирать тот способ отбора, устанавливать такие разумные требования, которые исключат дискриминационный подход при данном отборе, например введение специализации для стоянок — хранение только задержанных транспортных средств, и позволят в будущем обеспечить баланс интересов: «покупатель (потребитель) поневоле» — стоянки — органы власти.

Данный баланс означает:

— во-первых, «покупатель (потребитель) поневоле» имеет возможность поместить свое транспортное средство не на одну-единственную штрафстоянку, которая может располагаться в удаленном районе муниципального образования, неудобном для него, а на ближайшую либо к месту задержания, либо к месту проживания;

— во-вторых, увеличение количества лиц, которые могут оказывать услуги по хранению задержанных транспортных средств, в том числе создание комбинированных стоянок.

Построение оптимальной модели баланса интересов «покупатель (потребитель) поневоле» — стоянки — органы власти должно осуществляться в первую очередь посредством проведения пяти ключевых исследований:

1) ретроспективное исследование статистических данных о количестве задержанных транспортных средствах за последние годы в разрезе муниципальных образований;

2) исследование мнения водителей транспортных средств о заинтересованности в увеличении количества стоянок, осуществляющих услуги по перемещению и хранению задержанных транспортных средств, с разъяснением последствий такого увеличения. Например, формирование у водителя задержанного транспортного средства права выбора ближайшего места для хранения задержанного транспортного средства (в случае, если водитель присутствует в момент задержания транспортного средства);

3) исследование мнения водителей о возможности помещения задержанного транспортного средства на стоянки, осуществляющие хранение как незадержанных, так и задержанных транспортных средств, с разъяснением последствий такой возможности. Например, увеличение количества мест для хранения задержанного транспортного средства и, как следствие, расширение границ реализации права водителя на выбор ближайшего места для хранения задержанного транспортного средства;

4) исследование мнения лиц, осуществляющих хранение незадержанных транспортных средств, о возможности и наличии заинтересованности в осуществлении хранения задержанных транспортных средств по регулируемой цене с разъяснением последствий такой возможности и заинтересованности. Например, обеспечения получения дополнительного дохода и загрузки свободных мощностей;

5) исследование возможности внесения изменений в законодательные акты субъектов Российской Федерации в части закрепления за водителями транспортных средств права на выбор ближайшего специально отведенного охраняемого места (в случае, если водитель присутствует в момент задержания транспортного средства).

Как бы то ни было, выбор действующей модели или построение новой должны осуществляться непосредственно тремя категориями заинтересованных лиц: «покупателем (потребителем) поневоле», стоянкой и органами власти.

Представляется, что оптимальной моделью станет та модель, в построении которой примут участие все три категории лиц.

ЭЖ-Юрист», 2015, N 13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code