НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РАСХОДОВ ЭЛЕКТРОННЫМ ДОКУМЕНТОМ

Чтобы учесть в составе расходов по налогу на прибыль те или иные затраты, организация должна их документально подтвердить согласно п. 1 ст. 252 НК РФ. Однако применение современных информационных технологий позволяет составлять и подписывать документ не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. Распространенным является электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью.

В этом случае возникает закономерный вопрос, будет ли такой документ служить надлежащим документальным подтверждением расходов в целях обложения налогом на прибыль.

Для правильного решения данного вопроса проанализируем соответствующие нормы НК РФ, иные нормативно-правовые акты, актуальные изменения налогового и иного российского законодательства, а также позиции официальных органов.

При использовании электронных подписей отношения регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон N 63-ФЗ).

Так, в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 63-ФЗ под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Средства электронной подписи — это шифровальные (криптографические) средства, используемые для реализации хотя бы одной из следующих функций:

— создание электронной подписи;

— проверка электронной подписи;

— создание ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи.

На основании п. 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, которые установлены федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Указанные нормативные правовые акты и соглашения должны предусматривать порядок проверки электронной подписи.

В ст. 11 Закона N 63-ФЗ определено, что квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное, при одновременном соблюдении следующих условий:

— квалифицированный сертификат создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата;

— квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен;

— имеется положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие изменений, внесенных в этот документ после его подписания. При этом проверка осуществляется с использованием средств электронной подписи, получивших подтверждение соответствия требованиям, которые установлены в соответствии с указанным Федеральным законом, и с использованием квалифицированного сертификата лица, подписавшего электронный документ;

— квалифицированная электронная подпись используется с учетом ограничений, которые содержатся в квалифицированном сертификате лица, подписывающего электронный документ (если такие ограничения установлены).

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

На основании абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ установлено, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе согласно договору). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Более того, в п. 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе находящиеся в основе мнимых и притворных сделок.

В п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ указывается, что обязательными реквизитами первичного учетного документа являются наименование документа, дата его составления; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пп. 6 п. 2 данной статьи, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Согласно п. 6 ст. 9 Закона N 402-ФЗ в случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

Таким образом, из совокупного анализа приведенных норм следует вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета на подтверждение расходов в целях налогообложения прибыли электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью, так как такой документ приравнивается к документу на бумажном носителе.

Что касается разъяснений официальных органов по рассматриваемому вопросу, то в Письме Минфина России от 21.04.2014 N 03-03-06/1/18206 разъясняется, что документ, который оформлен в электронном виде и подписан квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

В Письме Минфина России от 02.09.2014 N 03-03-06/1/43920 указано, что поскольку в гл. 25 НК РФ в части документального подтверждения расходов не установлены особенности, в соответствии с которыми определенные документы должны оформляться исключительно на бумажном носителе, или составленные в электронной форме документы могут подписываться простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, то первичные учетные документы, составленные в электронном виде, могут подтверждать соответствующие расходы для целей налогообложения прибыли при условии их надлежащего подписания усиленной квалифицированной электронной подписью.

 

Ю.Лермонтов

«Финансовая газета», 2015, N 15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code