ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ

А.Ю.Чаплыгина

Статья посвящена правовым основам осуществления антикоррупционной экспертизы правовых актов в Российской Федерации, подчеркивается роль прокуратуры как особого субъекта производства такой экспертизы, уделено внимание проведению антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры Забайкальского края.

Участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции [Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ с заявлением // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 26. Ст. 2780] и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию [Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173): заключена в г. Страсбурге 27.01.1999 (с изм. от 15.05.2003), ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 N 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 20. Ст. 2394] потребовало создания необходимых как правовых, так и организационных предпосылок.

В 2006 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, официально закрепив в своей правовой системе обязанность проводить специализированную экспертизу законодательства, направленную на снижение коррупционных рисков.

15.11.2003 Постановлением 22-15 на 22-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ в г. Санкт-Петербурге был принят Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (далее — Модельный закон) [Основы законодательства об антикоррупционной политике: Модельный закон: принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 Постановлением 22-15 на 22-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2004. N 33. С. 225 — 260]. Согласно п. 2 этого Постановления данный Модельный закон направляется в парламенты государств — участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендуется для использования в национальном законодательстве.

В ст. 2 даются основные используемые в Законе понятия:

«Антикоррупционная экспертиза правовых актов — деятельность специалистов (экспертов) по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. Коррупциогенный фактор — явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению».

В ст. 10 Модельного закона антикоррупционная экспертиза правовых актов обозначена как одна из мер предупреждения коррупционных правонарушений, а в п. 1 ст. 14 сказано: «антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов правовых актов является видом криминологической экспертизы, порядок проведения которой, статус экспертов и последствия поступления отрицательных заключений при проведении такой экспертизы определяются законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов государств (для федеративных государств)».

Субъектами антикоррупционной экспертизы являются органы государственной власти и местного самоуправления, иные органы и организации, на которые возложено проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, институты гражданского общества и граждане, которые могут ее проводить в инициативном порядке.

В Законе об антикоррупционной экспертизе (ст. 3) перечислены следующие субъекты, обязанные проводить антикоррупционную экспертизу:

— прокуратура РФ;

— федеральные органы исполнительной власти;

— иные государственные органы и организации, полномочные разрабатывать и принимать нормативные правовые акты;

— органы государственной власти субъектов РФ;

— органы местного самоуправления [Кудашкин А.В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: Научно-практическое пособие. М.: Норма: Инфра-М, 2012].

Прокуратуре РФ отводится особая роль в проведении антикоррупционной экспертизы, поскольку в силу возложенных на нее полномочий только прокуроры могут требовать от разработчиков нормативных правовых актов устранения выявленных в них коррупциогенных факторов.

Органы прокуратуры при проведении антикоррупционной экспертизы руководствуются:

— Законом об антикоррупционной экспертизе [Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 29. Ст. 3609];

— Законом о прокуратуре (ст. 9.1) [О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 47. Ст. 4472];

— Методикой проведения антикоррупционной экспертизы [Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»): Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (ред. от 27.11.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 10. Ст. 1084];

— Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2009 г. N 400 [Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 N 400 (ред. от 09.02.2012) // Законность. 2010. N 4];

— Методическими рекомендациями по оценке коррупциогенности проектов нормативных правовых актов и выявлению коррупционных проявлений при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законодательства государственными и муниципальными служащими, органами управления и руководителями коммерческих и иных организаций, одобренными Научно-консультативным советом при Генеральной прокуратуре РФ, которые могут применяться только с учетом Методики проведения антикоррупционной экспертизы [документ официально опубликован не был].

Антикоррупционная экспертиза проводится органами прокуратуры в отношении нормативных правовых актов, принятых поднадзорными им федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами и организациями, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Основанием для проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта является сам факт подготовки проекта нормативного правового акта на момент его поступления на государственную регистрацию. Прокуратура государства в ходе осуществления своих полномочий в порядке, установленном прокуратурой государства, и согласно Методике, определенной Президентом или Правительством государства, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых государством на основании законодательства государства; социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы. В отличие от иных органов, уполномоченных проводить антикоррупционную экспертизу, только прокуратура при выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов может заявлять требования об изменении нормативного правового акта. Закон также предусматривает право прокурора на обращение в суд. Иные органы могут давать только рекомендации.

Органы прокуратуры Забайкальского края осуществляют проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления Забайкальского края на постоянной и системной основе. Так, за 10 месяцев 2014 г. в ходе проверок на коррупциогенность оценено свыше 11 тыс. нормативных правовых актов и их проектов (АППГ — 9911).

В целях устранения положений, способствующих проявлениям коррупции, прокурорами только в этом году оспорено 7 нормативных правовых актов законодательных и исполнительных органов государственной власти края (АППГ — 23) и более 800 НПА и проектов НПА представительных и исполнительных органов местного самоуправления (АППГ — 899), из которых 77 регулировали отношения в сфере ЖКХ. Внесено более 100 требований (АППГ — 72), более 450 протестов (АППГ — 594), около 150 замечаний (АППГ — 261). Акты прокурорского реагирования поднадзорными органами рассматриваются в установленный срок, в истекшем периоде 2014 года региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления не отклонялись.

Так, например, удовлетворено замечание прокуратуры края на проект Постановления Правительства края «О выявлении самовольно установленных металлических гаражей на земельных участках, находящихся в собственности Забайкальского края, а также на земельных участках на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, с целью их дальнейшего сноса», который не предусматривал права на обращение в уполномоченный орган физических лиц в устной форме о самовольных постройках [Доржиев Б.В. Тезисы выступления на брифинге по теме «Об исполнении антикоррупционного законодательства, проблемах правоприменения, улучшения межведомственного взаимодействия в борьбе с коррупцией». URL: http://www.prokuratura.chita.ru/press-service/?id=58 (дата обращения: 30.10.2014)].

К основным коррупциогенным факторам, выявленным в нормативно-правовых актах, относятся: принятие нормативно-правового акта за пределами компетенции, широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав, завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права.

Таким образом, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов выступает правореализационным механизмом, целью которого является предупреждение появлений в них коррупциогенных факторов, создающих предпосылки для совершения коррупционных преступлений, и имеет большой профилактический потенциал относительно проявлений коррупции.

(«Государственная власть и местное самоуправление», 2015, N 1)

Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы, органы прокуратуры, нормативные правовые акты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code