Доначисленный по результатам проведенной выездной налоговой проверки налог по УСН

Вопрос: Организацией, применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», по итогам налогового периода был исчислен и уплачен минимальный налог, однако по результатам проведенной выездной налоговой проверки налоговым органом был доначислен налог по УСН, исчисляемый в общем порядке (15%), при этом сумма минимального налога, исчисленная и уплаченная организацией самостоятельно, в сумме к доплате проверяющими не учитывалась. Налоговым органом в резолютивной части решения налогоплательщику предложено самостоятельно реализовать свое право на зачет и возврат излишне уплаченного минимального налога. Правильно ли поступил налоговый орган?

 

Ответ: Налоговый орган поступил неправомерно. Доначисленный по результатам проведенной выездной налоговой проверки налог по УСН, исчисляемый в общем порядке (15%), проверяющие должны были уменьшить на суммы минимального налога, исчисленного и уплаченного организацией, применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», самостоятельно.

Произведенные по результатам выездной налоговой проверки доначисления должны соответствовать действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Данная позиция поддерживается судами.

 

Обоснование: В соответствии с п. 4 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. При этом уплаченные авансовые платежи по единому налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода (п. 5 ст. 346.21 НК РФ).

Порядок исчисления и уплаты минимального налога предусмотрен п. 6 ст. 346.18 НК РФ. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% от суммы доходов, определяемых в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Следовательно, по итогам налогового периода налогоплательщик уплачивает или единый налог, исчисленный по правилам, предусмотренным ст. 346.21 НК РФ, или минимальный налог, исчисленный по правилам, предусмотренным п. 6 ст. 346.18 НК РФ, с учетом внесенных в этом налоговом периоде авансовых платежей.

Согласно ст. 39 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Положениями ст. 40 БК РФ установлено, что доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными БК РФ.

Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Банка России выписки со своих счетов осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Пунктом 4 ст. 89 НК РФ установлено, что предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Уплата сумм единого налога по УСН и минимального налога по различным кодам бюджетной классификации не влияет на порядок зачисления денежных средств на счета органов Федерального казначейства и поступления их в соответствующий бюджет или в бюджет государственного внебюджетного фонда, также и в связи с тем, что минимальный налог является единым налогом, размер которого определяется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, независимо от порядка исчисления единого налога, на что указал Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 01.09.2005 N 5767/05 по делу N А09-9647/04-29.

Право налогоплательщика на самостоятельную реализацию права на зачет и возврат излишне уплаченных налогов, о чем было указано проверяющими в резолютивной части решения, не освобождает налоговый орган в рамках проведения выездной налоговой проверки от обязанности определить сумму налогового обязательства, действительно подлежащую уплате в бюджет (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу N А78-6402/2014).

Таким образом, при доначислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисленного в общем порядке, налоговый орган должен был учесть минимальный налог, самостоятельно исчисленный и уплаченный организацией. Произведенные по результатам выездной налоговой проверки доначисления должны соответствовать действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code