ЕСЛИ ИНСПЕКЦИЯ ПРИНЯЛА РЕШЕНИЕ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ… (Н.В.Фирфарова)

На страницах прошлого номера в статье «Когда налоговики вправе принять решение о приостановлении операций по расчетному счету?» мы говорили об основаниях для приостановления операций по банковским счетам налогоплательщика. Полагаем, что теперь имеет смысл вернуться к данной теме с целью рассмотрения последствий принятия контролерами соответствующего решения.

Итак, счета организации в банке заблокированы. В чем особенность названных ограничительных мер? О каких нюансах необходимо знать плательщику налога на прибыль в связи с этим?

 

Об ограничительных мерах в период приостановления операций по счетам

В соответствии с п. 4 ст. 76 НК РФ решение <1> о приостановлении операций по счетам организации направляется налоговым органом в банк в электронной форме. Самой организации передается лишь копия этого решения (под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения соответствующего решения) в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

———————————

<1> Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств утверждена Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@.

 

Примечание. Согласно п. 6 ст. 76 НК РФ решение инспекции о приостановлении операций по счетам налогоплательщика подлежит безусловному (то есть без проверки его законности) исполнению банком.

 

После этого банк в силу п. 5 ст. 76 НК РФ обязан сообщить налоговикам (тоже в электронной форме) сведения об остатках денежных средств на счетах организации, операции по которым приостановлены. Сделать это необходимо в течение трех дней после дня получения решения инспекции.

Напомним, что приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по нему (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ).

В силу п. 12 указанной нормы при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации банки не вправе открывать этому налогоплательщику новые счета, вклады и депозиты. ФНС по согласованию с Банком России установлен порядок информирования банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщиков.

Так, в 2014 г. в промышленную эксплуатацию введен интернет-сервис «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков» <2>, который позволяет банкам получать актуальную информацию о наличии решения о приостановлении операций по счетам. Банкам предоставляется возможность доступа к сведениям, состояние которых зафиксировано на дату обращения (см. Письма ФНС России от 13.02.2014 N НД-4-8/2283, от 20.02.2014 N ПА-4-6/3003).

———————————

<2> Размещен на сайте ФНС в разделе «О ФНС России/Взаимодействие с другими государственными учреждениями РФ/Взаимодействие с Банком России/Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов («БАНКИНФОРМ»)» (https://service.nalog.ru/bi.do).

 

Пойти навстречу организации и закрыть счет в период его блокировки инспекцией банк также не вправе. По установленным законодательством правилам при закрытии счета остаток денежных средств выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет (п. 3 ст. 859 ГК РФ). Соответственно, расторжение договора банковского счета при наличии на нем остатка денежных средств сопряжено с проведением расходных операций по этому счету, которые ограничены нормами ст. 76 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 11.05.2007 N 03-02-07/1-225).

А вот при отсутствии денежных средств на счете банк вправе по заявлению клиента закрыть указанный счет, потому что расторжение договора банковского счета в данном случае не повлечет проведения расходных операций по счету (п. п. 1, 4 ст. 859 ГК РФ). Однако это ничего не даст, поскольку блокировка счетов такими действиями не отменяется.

Важно отметить, что нарушать установленные правила банк вряд ли станет. Ведь, идя на уступки клиентам, он может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 134 НК РФ. Кроме того, за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков административная ответственность по ст. 15.9 КоАП РФ грозит его должностным лицам.

Правда, необходимо оговориться, что банк все же вправе производить списание денежных средств со счета организации в ряде случаев. Это следует из п. 1 ст. 76 НК РФ, согласно которому приостановление расходных операций не распространяется:

— на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с ГК РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;

— на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ (см. п. 2 Письма Минфина России от 21.02.2014 N 03-02-07/1/7393).

Общие правила очередности списания денежных средств со счетов в банках установлены ст. 855 ГК РФ. Так, при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке календарной очередности поступления распоряжений клиента и других документов на списание (п. 1 ст. 855 ГК РФ). При недостаточности же на счете средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание производится в очередности, установленной п. 2 ст. 855 ГК РФ.

 

К сведению. Данной нормой предусмотрена следующая очередность списания денежных средств со счета клиента:

— в первую очередь совершаются платежи по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также о взыскании алиментов;

— во вторую — по исполнительным документам, связанным с расчетами по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью — по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов;

— в четвертую — по исполнительным документам, определяющим удовлетворение других денежных требований;

— в пятую — по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

 

Из содержания п. 2 ст. 855 ГК РФ следует, что очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются ли они в добровольном или принудительном порядке.

Напомним: п. п. 1, 8 ст. 45 и п. п. 1, 10 ст. 46 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов исполняется налогоплательщиком либо самостоятельно, либо в принудительном порядке по решению налогового органа путем обращения взыскания на денежные средства на банковских счетах, а также на электронные денежные средства этого налогоплательщика.

Из приведенных норм права следует, что платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика, — в пятую очередь.

Данный вывод подкрепляется разъяснениями чиновников. Так, в Письме от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9526 Минфин России указал, что в соответствии с п. 2 ст. 855 ГК РФ исполнение требований по списанию денежных средств, предусмотренных в первую, вторую и третью (в зависимости от календарной очередности поступления платежных документов) очереди, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов посредством взыскания этих платежей. То есть при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств по платежным документам налогоплательщиков в счет уплаты налогов осуществляется в пятую очередь.

 

Обратите внимание! Принудительное списание со счета налогоплательщика пеней и штрафов банк должен производить в пятую очередь, поскольку п. 2 ст. 855 ГК РФ не предусмотрено списание денежных средств в счет погашения задолженности по пеням и штрафам на основании поручений налоговых органов в третью очередь (см. Письма Минфина России от 15.12.2014 N 03-02-08/64580, от 19.02.2014 N 03-02-07/1/6932).

 

Что касается расходных операций по требованиям, относящимся к четвертой и пятой очередям, то такие операции приостанавливаются на основании решения налогового органа, за исключением операций, связанных с уплатой налогов налогоплательщиком (см. Письма Минфина России от 06.03.2014 N 03-02-07/1/9689, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9530).

 

Об условиях возобновления операций по счетам

Блокировка расходных операций по счетам налогоплательщика действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций до получения им решения налогового органа об отмене приостановления (п. 7 ст. 76 НК РФ). Иными словами, действие решения о приостановлении операций может быть прекращено только самим налоговым органом. Банк не вправе осуществлять операции по счетам налогоплательщика до получения от налоговиков соответствующего решения. Причем налоговым законодательством предусмотрены конкретные основания для разблокировки счета. Так, приостановление операций отменяется:

— не позднее одного дня, следующего за днем представления плательщиком налоговой декларации (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ);

— не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат: днем передачи организацией квитанции о приеме документов, направленных инспекцией, днем представления истребованных налоговиками документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ);

— не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Отмена решения по иным основаниям не допускается.

 

Обратите внимание! Банк не имеет права разблокировать счет организации при погашении ею задолженности, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счету, не дожидаясь получения решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам данной организации (Письмо Минфина России от 11.06.2010 N 03-02-07/1-276).

 

Следует отметить, что в силу п. 9 ст. 76 НК РФ организация имеет право подать в инспекцию заявление об отмене приостановления операций по своим банковским счетам, если общая сумма денежных средств на счетах, операции по которым были приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в таком решении сумму. При этом в заявлении (оно подается в произвольной форме) налогоплательщик должен отразить счета, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

В данном случае инспекция обязана в двухдневный срок со дня обращения организации принять решение об отмене приостановления операций по счетам в части превышения суммы денежных средств, обозначенной в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Если к заявлению налогоплательщик не приложил документы, подтверждающие наличие денежных средств на указанных им счетах, контролеры вправе до принятия решения об отмене приостановления операций в течение дня, следующего за днем получения такого заявления, направить в соответствующие банки запросы об остатках денежных средств на этих счетах.

После получения от банков информации о наличии денежных средств на счетах организации в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по ее банковским счетам в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

 

Об ответственности контролеров и о причитающихся налогоплательщику процентах

За свои ошибки контролеры несут ответственность в соответствии с налоговым законодательством. Пунктом 9.2 ст. 76 НК РФ для этого предусмотрено два основания:

— нарушение срока принятия решения об отмене приостановления операций по банковским счетам налогоплательщика-организации или срока направления в банк данного решения;

— неправомерное вынесение налоговиками решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

В первом случае на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за счет средств бюджета, за каждый календарный день нарушения установленных сроков. Во втором случае проценты исчисляются с суммы денежных средств, которая была заблокирована на счете, за каждый календарный день начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня поступления в банк решения об отмене приостановления.

 

К сведению. Суммы процентов рассчитываются исходя из ставки Банка России, действовавшей в дни неправомерной блокировки счетов, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам или срока направления в банк решения об отмене приостановления.

 

На практике может возникнуть ситуация, когда на счетах налогоплательщика отсутствуют денежные средства. Сможет ли налогоплательщик в таком случае претендовать на проценты за неправомерное приостановление операций по счетам? Сразу скажем, что это маловероятно.

Если организация, действуя на основании абз. 2 п. 9.2 ст. 76 НК РФ, потребует от контролеров выплаты процентов с суммы, указанной в решении о приостановлении операций, инспекция откажет ей в этом по причине отсутствия денежных средств на банковском счете. С учетом сложившейся позиции арбитров выигрыш судебного процесса для налогоплательщика сомнителен, о чем свидетельствуют Постановления <3> ФАС МО от 13.02.2013 N А40-59298/12-99-342 <4>, ФАС СКО от 13.01.2012 N А53-9126/2011.

———————————

<3> Обращаем внимание, что указанные судебные споры касаются взаимоотношений налогового органа и индивидуального предпринимателя. Считаем, что статус хозяйствующего субъекта в данном случае не изменяет выводов по рассматриваемому вопросу.

<4> Определением ВАС РФ от 15.05.2013 N ВАС-5501/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

 

При рассмотрении споров подобного характера суды исходят из того, что начисление процентов призвано компенсировать налогоплательщику материальные потери от невозможности использования принадлежащих ему денежных средств в связи с приостановлением операций по его счетам в банках. Иное толкование привело бы к нарушению баланса частных и публичных интересов и неосновательному обогащению последнего.

И в заключение отметим: суммы процентов, начисленные инспекцией и уплаченные организации из бюджета на основании п. 9.2 ст. 76 НК РФ, учитываются для целей исчисления налога на прибыль. Исходя из того, что пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения доходов в виде сумм процентов, полученных в соответствии с требованиями ст. 76 НК РФ, указанные проценты подлежат включению в состав внереализационных доходов. Такие доходы признаются организацией в налоговом учете на момент их фактического получения (см. Письма Минфина России от 14.02.2011 N 03-03-06/1/101, от 12.03.2010 N 03-03-06/1/128).

______________________

Фирфарова Н.В. Если инспекция приняла решение о приостановлении операций по расчетному счету… // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2015. N 3. С. 66 — 73.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code