ПРАВОПРЕЕМСТВО (международное право)

Значение, определение и толкование слова

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ — это переход прав и обязанностей относительно положения линии границы при правопреемстве государств. Согласно Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и обязательств и прав, относящихся к режиму границы. Это означает, что если в силу самого факта правопреемства и возникают какие-либо основания для прекращения или изменения договорных прав и обязательств, то эти основания не могут быть использованы для изменения установленных договором границ или прав и обязательств, относящихся к режиму границы. Договоры о границах должны соблюдаться государством-преемником, если по взаимному согласию с сопредельным государством не будет достигнуто соглашение об их изменении в соответствии с международным правом. Такова была и практика государств. Так, при достижении независимости бывшими испанскими колониями на Американском континенте в начале XIX в. границами вновь образовавшихся республик становились границы бывших испанских провинций, на месте которых они возникли. При достижении своей независимости в 50 — 60-х гг. XX в. африканские государства также сохранили старые границы.

Оговорка о коренном изменении обстоятельств, при которых был заключен международный договор, согласно ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. не применяется к договорам, установившим границу, т.е. коренное изменение обстоятельств не дает оснований для прекращения договоров об установлении границы. Международные договоры, устанавливающие границу, могут прекращать свое действие или изменяться только по взаимному согласию сторон договора, что, однако, не исключает права народов и наций на свое самоопределение.

ПРАВОПРЕЕМСТВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ — наступает в весьма ограниченных случаях, предусмотренных либо международным договором, либо решениями заинтересованной организации. Предпосылкой для положительного решения вопроса о правопреемстве организаций должна быть, очевидно, определенная связь между организацией-предшественником и организацией-преемником, хотя отсутствие достаточно развитой практики затрудняет четкую характеристику такой связи. Это, видимо, может быть сходство компетенции и целей (напр., универсальность Лиги Наций и ООН, поддержание международного мира и безопасности как их главная цель) либо наряду со сходством компетенции совпадение круга участников.

При роспуске Лиги Наций в 1946 г. между ней и ООН было заключено соглашение о передаче ее собственности и некоторых функций ООН.

Международный суд в консультативном заключении 1971 г. по вопросу о Намибии указал, что функции наблюдения, осуществлявшиеся Лигой Наций в отношении Намибии (Юго-Западной Африки), перешли к Генеральной Ассамблее ООН и последняя, прекратив мандат ЮАР на управление этой территорией, действовала правомерно. Резолюция Генеральной Ассамблеи, прекратившая мандат, по существу признала, что ООН стала преемницей Лиги Наций в том, что касалось осуществления таких функций.

ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВ — это правопреемство прав и обязанностей при внутренних изменениях в государстве. Так, при смене правительства неконституционным путем встает вопрос об отношении нового правительства к договорам и соглашениям, заключенным с иностранными государствами прежним правительством. На этот счет имеется и другая точка зрения, согласно которой смена правительства не оказывает влияния на права и обязанности государств.

ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВА В РЕЗУЛЬТАТЕ РАЗДЕЛЕНИЯ — это переход прав и обязанностей по международному договору от государства-предшественника. Если после отделения любой части территории государства это государство продолжает существовать, то любой договор, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении его сохранившейся территории. Это диктуется в первую очередь необходимостью сохранить стабильность договорных отношений между государствами. Основополагающим принципом правопреемства договоров в данном случае будет принцип соблюдения договоров. Статья 35 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. содержит исключения из указанного общего правила в случае, когда: а) государство-преемник и др. государство-участник или др. государства — участники договора договорились об ином; б) установлено, что договор относился лишь к той территории, которая отделилась от государства-предшественника; в) из договора явствует или иным образом установлено, что его применение в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия.

ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБРАЗОВАНИИ НОВЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ — обладает определенной спецификой. Находясь долгие годы под колониальным господством, зависимые территории не участвовали в заключении международных соглашений. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. предусматривает освобождение нового независимого государства от договоров государства-предшественника.

В 1983 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. Согласно Конвенции, когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику. К нему переходит и такая недвижимая государственная собственность, которая находилась за пределами этой территории и стала собственностью государства-предшественника в период зависимости. Если в образовании такой собственности, находящейся за рубежом, участвовала зависимая территория, то к новому государству она переходит в доле, соответствующей вкладу зависимой территории.

В отношении движимой государственной собственности в Конвенции 1983 г. указывается, что такая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику, так же как и собственность, принадлежащая территории, являющейся объектом правопреемства государств, и ставшая в период зависимости государственной собственностью государства-предшественника. Иная движимая государственная собственность государства-предшественника, если в ее образовании участвовала зависимая территория, переходит к государству-преемнику в доле, соответствующей вкладу этой зависимой территории.

Одной из наиболее сложных и острых проблем правопреемства является правопреемство в отношении долгов. Статьей 38 Конвенции 1983 г. принят принцип неперехода государственного долга государства-предшественника государству-преемнику. Не исключается, однако, возможность заключения соглашений о правопреемстве в отношении государственных долгов, причем в Конвенции дается определенное направление, ориентировка в отношении тех условий, при которых в таком соглашении может быть предусмотрена возможность перехода долга. Это может иметь место, если долг государства-предшественника связан «с его деятельностью на территории, являющейся объектом правопреемства государств». Долг, возникший в связи с деятельностью на соответствующей территории, должен быть связан также с имуществом, правами и интересами, которые переходят к новому независимому государству.

ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОБЪЕДИНЕНИИ ГОСУДАРСТВ — имеет место, когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник.

Любой договор, находившийся в силе в момент правопреемства государств в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении государства-преемника, за исключением случаев, когда из договора явствует или иным образом установлено, что применение договора в отношении данной территории было бы несовместимо с объектом и целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия (ст. 31 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.).

ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ОТДЕЛЕНИИ (СЕЦЕССИИ) ГОСУДАРСТВА — имеет место, когда часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник. При этом любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства государств в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного таким образом государства-преемника, а любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства государств в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника. Статья 34 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. содержит исключения из этого правила: а) когда соответствующие государства договорились об ином; б) когда из договора явствует или иным образом установлено, что применение договора в отношении данного государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия.

ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ ПЕРЕХОДЕ ТЕРРИТОРИИ — наступает, когда часть территории государства или какая-либо территория, не являющаяся частью территории государства, за международные отношения которой это государство несет ответственность, становятся частью территории др. государства. В этом случае: а) договоры государства-предшественника утрачивают свою силу на данной территории с момента ее перехода к др. государству; б) договоры государства-преемника приобретают силу на данной территории. Исключение составляют случаи, когда применение договора в отношении данной территории несовместимо с его целями или когда коренным образом изменяется объем обязательств. Однако договоры с третьими государствами относительно границ переходящей территории остаются в силе (ст. 15 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.).

ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ — переход некоторых международных прав и обязательств от старого государства к новому, образовавшемуся в результате социальной революции. Происходящие при социальной революции коренные социально-экономические изменения зачастую ведут к пересмотру международных прав и обязательств свергнутого строя. Существуют различные концепции П. при с.р. Согласно одной из них пересмотр прав и обязанностей в случае социальной революции происходит на том основании, что возникает качественно новый субъект международного права — государство нового исторического типа. Согласно другой социальная революция, производя коренные социально-экономические изменения в стране, не влияет тем не менее на международную правосубъектность страны, однако в конечном счете также дает право на пересмотр лишь некоторых международных прав и обязанностей (см. Государство как субъект международного права).

Напр., возникшее в результате революции Советское государство отказалось от всех тайных договоров царской России, от соглашений, направленных на продолжение войны и раздел территории, а также аннулировало иностранные займы и отказалось от уплаты долгов. Вместе с тем были сохранены многие соглашения по гуманитарным, административным и техническим вопросам.

Источник: Словарь международного права / Отв. ред. С.А. Егоров. Редакционная коллегия: С.В. Черниченко, А.Н. Вылегжанин, Б.Р. Тузмухамедов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2014. — 495 с. — ISBN 978-5-8354-1010-1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code