Обязательно ли включать в договор пожертвования условие о цели

Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

  1. Обязательно ли включать в договор пожертвования условие о цели, или общеполезность цели подразумевается в силу самого факта заключения именно договора пожертвования?
  2. Если включение в договор пожертвования указанного условия обязательно, то какие последствия повлечет его отсутствие: переквалификацию договора в договор обычного дарения, незаключенность договора или его ничтожность?

 

Ответ:

  1. Ответ можно вывести из п. 3 ст. 582 ГК РФ, где сказано, что пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Здесь используются другие термины, например «цель», а в легальном определении присутствует термин «общеполезные цели». Терминология разная, но представляется, что она описывает одни и те же явления с разных ракурсов. Если это так, то ответ на заданный вопрос зависит от субъектного состава. Если пожертвование делается гражданам и цель не обозначена, то это будет обычное дарение. Если в договоре с юридическими лицами цель обозначена, то одаряемый должен пустить полученное именно на эту общественно полезную цель.

2. Если цель не обозначена, то появляется риск квалификации этого договора как простого договора дарения. С учетом запрета дарения появляется противоречие закону в условиях новой ст. 168 ГК РФ. Такая сделка не будет ничтожной, поскольку у запрета дарения нет реквизита ничтожности. Следовательно, надо будет доказывать, нарушено ли чье-то право или не нарушено. Возможно, запрет дарения в Гражданском кодексе РФ — это вообще лишнее ограничение. В литературе указывается, что запрет дарения между коммерческими организациями установлен, поскольку дарение не свойственно коммерческим организациям. Это спорный вопрос. Для имущественного гражданского оборота дарение между коммерческими организациями — это действительно редкая вещь. Но есть и исключения, например, когда в рекламных целях коммерческая организация, которая производит некую продукцию, дарит своим клиентам незначительные экземпляры ассортиментного ряда своей продукции. Запрет таких сделок не имеет под собой существенного политико-правового основания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code