Согласно абз. 2 п. 3 ст. 391 ГК РФ к новому должнику, исполнившему обязательство, связанное с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, переходят права кредитора по этому обязательству, если иное не предусмотрено соглашением между первоначальным должником и новым должником или не вытекает из существа их отношений.
- В этой норме отсутствует оговорка о ее применении только к договорам, заключенным между кредитором и новым должником (которая имеется, например, в абз. 1 п. 3 ст. 391 ГК РФ). Означает ли это, что данная норма применяется ко всем договорам перевода долга, в которых обязательство связано с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности?
- Если в договоре перевода долга, заключенном между первоначальным и новым должником, не предусматривать солидарную или субсидиарную ответственность, перейдут ли права кредитора к новому должнику после погашения им долга? Если да, то какой смысл в переводе долга, раз первоначальный должник в итоге все равно остается должен, но уже новому должнику?
- Можно посмотреть на эту проблему с точки зрения систематизации информации внутри пунктов, чтобы дойти до таких деталей, потому что абз. 2 п. 3 ст. 391 ГК РФ может быть истолкован так, что только к этому пункту он и относится, поэтому абз. 1 и абз. 2 и были объединены внутри пункта.
- В законе установлена общая модель, чтобы дать какую-то защиту новому должнику. В самом конце формулировки есть “окошко”: там говорится, что переход права произойдет, если иное не вытекает из существа отношений. Сформулировано так, что не видно разграничения, но оно там есть: могут быть разные ситуации, ведь у сторон (нового и прежнего должников) могут быть личные отношения, корпоративные отношения (довольно распространены в России в этой сфере), семейные отношения (есть предприниматели – семейные пары). Если таких отношений нет, то справедливо дать новому должнику защиту: он же исполнил за прежнего должника обязательство, почему он это должен делать за свой счет (у нас принцип возмездных отношений)? Если же у них есть какие-то отношения, то как раз из их существа и будет вытекать иное.
Таким образом, критерии разграничения данных случаев, наверно, появятся. В российском праве, в основном, по-видимому, эти новые конструкции будут работать внутри холдинговых отношений.
Просмотров: 2