РАЗОРУЖЕНИЕ

Значение, определение и толкование слова

РАЗОРУЖЕНИЕ — это разнообразные меры по ограничению, сокращению в количественном и качественном отношении, ликвидации и прекращению производства средств ведения вооруженной борьбы. Меры Р. могут включать ограничение и сокращение личного состава вооруженных сил, уменьшение средств, выделяемых на оборону, демонтаж или перепрофилирование промышленных предприятий. Наряду с термином «Р.» в международно-правовой практике применяется термин «контроль над вооружениями», под которым понимаются меры по ограничению развертывания вооруженных сил и вооружений, иной военной деятельности как на собственной территории, так и за ее пределами, с целью устранения или уменьшения опасности возникновения вооруженного конфликта. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН. Пункт 1 ст. 11 относит «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности». Общепризнанного и универсального обязательства разоружаться в современном международном праве не существует. В 1986 г. Международный суд ООН в решении по делу «Никарагуа против США» записал: «В международном праве нет норм, за исключением таких, которые признаны заинтересованными государствами договорным или иным путем, в соответствии с которыми уровень вооружений суверенного государства может быть ограничен, и этот принцип применим ко всем государствам без исключения» (п. 269). Суть общего обязательства в данной области отражена в ст. VI Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. и заключается в том, чтобы «в духе доброй воли вести переговоры… о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем». Ссылка на такую цель или на упомянутую статью Договора о нераспространении содержится во многих современных договорах об ограничении вооружений, как правило, в их преамбулах. Основным источником норм в рассматриваемой области являются международные договоры, однако повышение роли международных организаций обусловливает возрастание значения их резолюций в качестве вспомогательного источника права в области Р. Отдельные Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам Р. допустимо рассматривать как содержащие нормы права, находящиеся в процессе формирования. В 1996 г. в консультативном заключении «О законности угрозы или применения ядерного оружия» Международный суд ООН отметил, что «резолюции Генеральной Ассамблеи, хоть они и не обладают обязывающей силой, порой могут иметь нормативное содержание. В определенных обстоятельствах они могут содержать свидетельства, важные для установления существования нормы или возникновения opinio juris… Или же серия принятых резолюций может демонстрировать постепенное развитие opinion juris, необходимого для образования новой нормы» (п. 70). Выдвигавшиеся в разное время проекты всеобщего и полного Р. под всеобъемлющим контролем остаются неосуществленными. К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по Р. Суть частичных мер заключается в запрещении и ликвидации отдельных видов оружия, запрещении их производства, накопления, развертывания и применения, ограничении некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении, сужении возможности качественного совершенствования оружия, сокращении сферы или районов размещения различных видов вооружений. К ним примыкают меры по укреплению доверия и безопасности, прямо не предусматривающие ограничения вооружений, но создающие благоприятные условия для его осуществления. Наряду с ограничением и сокращением вооруженных сил и вооружений цель Р. может достигаться путем демилитаризации и (или) нейтрализации территории.

Источник: Словарь международного права / Отв. ред. С.А. Егоров. Редакционная коллегия: С.В. Черниченко, А.Н. Вылегжанин, Б.Р. Тузмухамедов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2014. — 495 с. — ISBN 978-5-8354-1010-1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code