ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Значение, определение и толкование слова

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Разные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав может быть различным. Оно основывается на уровне развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и др. особенности. Наряду с этим есть некое общее понимание их смысла и роли.

В Уставе ООН говорится о П.ч. и основных свободах. Чаще всего ради краткости и то и другое обозначают термином «П.ч.», поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право, и свобода — гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Порядок реализации свободы определяет тот, кому она адресована. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.

Концепций П.ч. существует множество: религиозные, позитивистские, естественно-правовые и т.д. Их разнообразие обусловлено различием мировоззрений в обществе. Это не препятствует формированию универсальной концепции межгосударственного сотрудничества в области П.ч. на основе общепризнанных принципов и норм международного права. В основных чертах она уже сложилась. Она отражена в Венской декларации и программе действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 г. Вместе с тем она не является чем-то застывшим, а продолжает развиваться.

Во-первых, все П.ч. неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы другим.

Во-вторых, принцип уважения П.ч. как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам, а гармонично с ними сочетается.

В-третьих, из суверенитета государства вытекает, что сфера его взаимоотношений с собственным населением — вопрос в той или иной степени внутренний, регулируемый на национальном уровне. На этом основано сложившееся в практике Организации Объединенных Наций представление о том, что под нарушением принципа уважения П.ч. следует понимать прежде всего общую политическую и правовую ситуацию в государстве, которая свидетельствует о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать П.ч., совершая массовые и грубые нарушения основных П.ч., являющиеся, например, результатом апартеида, расизма, колониализма, иностранной оккупации и т.п. Многие годы считалось, что отдельные нарушения прав конкретных лиц (индивидуальные случаи) обычно относятся к внутренней компетенции государства и не могут быть поэтому предметом рассмотрения в ООН или др. международных организациях. За последние годы, однако, взгляды на эту проблему изменились.

То обстоятельство, что государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным населением, не означает его «права» на произвол. В процессе такого регулирования должны учитываться международные обязательства, прежде всего принцип уважения П.ч.

Ничто не препятствует государствам соглашаться на обсуждение в международных органах и вопросов, касающихся нарушений прав отдельных лиц. Обычно это делается на основе международных договоров. Соответствующие положения содержатся в первом Факультативном протоколе к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американской конвенции о правах человека 1969 г. Все эти договоры предусматривают возможность рассмотрения в международных органах т.наз. частных жалоб (сообщений).

В настоящее время признается, что некоторые индивидуальные случаи могут быть предметом рассмотрения на международном уровне и на внедоговорной основе, причем даже без согласия заинтересованного государства. Однако точных критериев допустимости рассмотрения таких случаев не выработано. Вместе с тем, как показывает практика, критика в адрес государств по поводу нарушений П.ч. (включая и индивидуальные случаи) или попытки поднять такие вопросы в межгосударственных органах не рассматриваются более как нарушение принципа невмешательства.

В-четвертых, область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам (прежде всего по вопросам П.ч.) должна быть деидеологизирована и деполитизирована. Это означает, что на уровне официальных межгосударственных контактов по гуманитарным вопросам признается необходимым исключить полемику идеологического характера, использование обсуждаемых вопросов в чисто пропагандистских целях.

Устав ООН, не конкретизируя понятие П.ч., тем не менее содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свободе совести, убеждений и т.п.). Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные демократические свободы в той ее части, где говорится о стремлении членов организации «содействовать социальному прогрессу… при большей свободе».

С учетом прежде всего этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего Международной организацией труда (МОТ) и ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов — резолюции международных организаций — имеет рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г. и др. документы.

Всеобщая декларация П.ч. сыграла важную роль, напр., еще и потому, что в ней впервые были перечислены права и свободы, которые относятся к категории П.ч. Постепенно положения Декларации превратились в международный обычай.

Другая часть документов в области П.ч. — международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенция против пыток и др. жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и др. договоры. Эти договоры закрепляют стандарты в области П.ч.

Источник: Словарь международного права / Отв. ред. С.А. Егоров. Редакционная коллегия: С.В. Черниченко, А.Н. Вылегжанин, Б.Р. Тузмухамедов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2014. — 495 с. — ISBN 978-5-8354-1010-1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code