УПРАВЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

В рыночной экономике эффективное управление физкультурными организациями нуждается в постоянном стимулировании и поддержке. Не мало важную роль в эффективной работе подобных организаций играют вопросы стимулирования труда и повышения мотивации сотрудников. В статье рассмотрены экономические рычаги (государственная поддержка) и их новое применение — оплата труда — за результат, а не отработанные часы. В спортивной сфере наивысшим достижением является спортивный результат спортсменов. Государственное регулирование заключается в подготовке и реализации программ, направленных на повышение эффективности управления развитием отрасли физической культуры и спорта.

За последнее время число специализированных спортивных учреждений, таких как СДЮШОР, УОР, ТТТВСМ, не смотря на ликвидацию многих, в среднем сохранилось. Закрытие многих физкультурных организаций связанно в основном с недостаточным финансированием и нехваткой квалифицированных кадров. Государственная политика РФ все больше акцентирует внимание на пропаганде физкультурных движений, занятий спортом, особенно среди молодежи. К сожалению, занятие массовыми видами спорта на профессиональном уровне доступны не всем начинающим спортсменам. Это связано с не достаточным количеством спортивных организаций, в различных городах России, социальной поддержки, высокой платой занятий, а так же опыта.

Одним из элементов процесса модернизации управления развитием спорта является не только привлечение к занятиям всех возрастных групп населений (возрождение массовых видов спорта), но и разработка новых методик занятий, учитывающих различную физическую подготовку занимающихся.

Говоря о проблеме недостатка квалифицированных кадров необходимо учитывать не только их компетентность, но и наличие мотивации, стимула для достижения высших результатов. Под компетентностью специалиста понимается проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования [6]. Раскрытию творческого педагогического и спортивного потенциала, наряду с мотивацией и стимулированием труда тренера, совершенствованием его профессионального уровня, способствуют развитие информационной, материально-технической и учебно-методической базы, создание благоприятного морально-психологического климата [1].

Как было отмечено ранее, система управления физкультурными организациями давно нуждалась в модернизации. Особое внимание следует уделить механизму мотивации работников спортивных школ. В эпоху союза для спортивных школ был разработан норматив оплаты труда тренера-преподавателя [2]. Главный критерий оплаты труда
— это результат, подготовленность спортсмена, а не количество тренировочного времени.

Это способствовало стабилизации тренерских кадров и созданию преимуществ в оплате наиболее талантливых, творчески работающих тренеров, специалистов и служащих. Это поставило их заработок в прямую зависимость от результата педагогической деятельности. Главной задачей такой системы оплаты труда является стимулирующее воздействие заработной платы на повышение результата и качества подготовки занимающихся.

Все это обуславливает необходимость государственного регулирования систем оплаты труда в сфере физической культуры и спорта. В условиях подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи в 2014 г. внимание государства к анализируемому вопрос было усилено. Федеральным законом от 28.02.2008 г. № 13-ФЗ в Трудовой Кодекс была добавлена глава 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров», в конце 2009 г. Министерством спорта, туризма и молодежной политики [7] был издан Приказ об утверждении методических рекомендаций по формированию новых систем оплаты труда тренеров [5], целью которых была максимальная привязка заработной
платы тренеров к этапам спортивной подготовки и спортивным достижениям занимающихся [3].

Необходимо учесть, что традиционное повышение объемов тренировочных часов, как одно из направлений методики спортивной тренировки, практически исчерпало свои возможности. В связи с этим представляется более перспективным путь повышения интенсификации тренировочного процесса. В этом случае рост спортивных результатов происходит за счет совершенствования качественной стороны тренировочного процесса, разработки новых методик, а также изменения самой структуры тренировочных нагрузок.

Изучение деятельности спортивных школ России, показывало, что изменение формы и системы оплаты труда повлекло за собой реструктуризацию процесса подготовки. Тренер заинтересован в получении лучших результатов, в наибольшей отдаче, что стимулирует проявление творчества, инициативы, профессиональных способностей. Главным принципом дифференциации заработной платы, надбавок и премий является конечный результат, а не отработка тренировочных часов и объем работы.

Как показывает опыт, обеспечение ускорения процесса подготовки невозможно только на основе утвержденных сверху режимов тренировочной работы, необходимо стимулирование заинтересованности всех участников процесса подготовки в конечном результате, свободное маневрирование ресурсами времени, поощрение творчества и инициативы. Следовательно, заслуга в ускорении процесса спортивной подготовки должна осуществляться по средствам экономических рычагов и стимула в сочетании с применением мер административного воздействия.

Целью мониторинга управления физкультурными организациями является повышение эффективности их функционирования в современных рыночных условиях и распространении физкультурно-оздоровительных услуг. Это требует ведение инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта, которая должна осуществляться в нескольких направлениях:

• Разработка новых методик ведения тренировочного процесса;
• Совершенствование материально-технической базы донной отрасли;
• Повышение количества квалифицированных кадров.

Для повышения уровня материально-технической базы сферы физической культуры необходимо должное финансирование спортивных организаций. Именно с этой проблемой сталкиваются многие физкультурные организации. Для повышения уровня тренировочного процесса необходимо достаточное количество спортивных сооружений, спортивного инвентаря, оборудование, техническая и контрольно-измерительная аппаратура.

Существующая система физкультурно-спортивных сооружений нуждается в совершенствовании и дальнейшем развитии, увеличении их количества и обновлении. Позитивной тенденцией в данном направлении является появление все большего числа легкоатлетических манежей, спортивных залов. Но вместе с тем по-прежнему не достаточно бассейнов, стадионов, лыжных баз. С решением данных проблем регулярно сталкиваются управленцы спортивных школ и учреждений.

Важным аспектом в совершенствовании спортивной деятельности является подготовка кадров, осуществляющих тренировочный процесс. Особые требования к подготовке персонала диктует профессиональный спорт. Подготовка соответствующих специалистов должного уровня требует высокоразвитой системы научных и образовательных, спортивных учреждений, наличие материальной, исследовательской и финансовой базы.

Не достаточно быть заслуженным спортсменом для того, чтобы приступить к тренировочной деятельности. Причиной является недостаток теоретических и методических знаний. Кадровый состав данной сферы формируется из людей с большим практическим и педагогическим опытом. Подготовку тренеров соответствующего уровня курирует государство путем финансирования образования, подготовкой образовательных стандартов, аттестации, присвоения почетных званий.

Немало важную роль в развитии спортивных организаций играет принятая программа «Управление развитием отрасли физической культуры и спорта», целью которой является повышение эффективности управления развитием отрасли физической культуры и спорта (ФКиС) [7]. Срок реализации программы: 2015-2020 годы.

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 10 261 843 тыс. руб. В таблице 1 представлена разбивка данной суммы по годам [4].

Таблица 1

Расходы на отрасль ФКиС на 2015-2020 гг.
Расходы на отрасль ФКиС на 2015-2020 гг.

В результате реализации Программы к 2015 году предполагается: увеличить долю граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 30 процентов общего числа граждан Российской Федерации; увеличить показатель обеспеченности спортивной инфраструктурой до 30 объектов на 100 тыс. жителей; снизить долю выявленных случаев нарушения антидопинговых правил спортсменами, включенными в список спортсменов, подлежащих тестированию как в соревновательный, так и во внесоревновательный период, общего числа прошедших процедуру допингового контроля до уровня не более 1 процента.

Система управления спортивными организациями в России на сегодняшний момент совершенствуется. Это происходит в нескольких направлениях: увеличение финансирования, пропаганда занятий физической культурой, разработка новых методик тренировочного процесса разных видов спорта, переподготовка квалифицированного персонала, социальная поддержка.

Руководители физкультурных организаций работают над созданием новых проектов для привлечения финансовых средств, развития данной сферы. Современное развитие отрасли «физической культуры и спорта» подразумевает ряд мероприятий:

• Развитие правовой базы для защиты интеллектуальной собственности в сфере спорта.
• Создание стабильных финансовых условий для развития отрасли «физической культуры и спорта», требующего инвестиций.
• Формирование кадров для модернизации процессов в сфере физической культуры и спорта.
• Пропаганда занятий физической культуры и спорта для людей всех возрастов, различной физической подготовкой.

Системный подход к вопросам грамотного управления физкультурными организациями приведет к достижению поставленных целей.

Литература

1. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : методическое пособие / В. И. Байденко. — М. : Исследовательский центр проблем качества под- готовки специалистов, 2005. — 114 с.

2. Бауэр В. Г. Нормативное обеспечение подготовки спортивного резерва в РФ — электронный ресурс — режим доступа — http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1997N2/p18-19.htm

3. Бондаренко, М.П. Формирование системы оплаты труда спортивных тренеров / М.П. Бондаренко // Уровень жизни населения регионов России. — 2013. — №4. — Москва: ООО «ПК «Ориус», 2013. . — №8 (186). — С. 76.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической
культуры и спорта»    — электронный ресурс — режим доступа — http://vkbs.su/upload/iblock/66f/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-fizicheskoy-kultury- i-sporta-v-rf.pdf

5. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 28.12.2009 г. № 1273 (ред. 17.03.2010) «Об утверждении методических рекомендаций по установлению системы оплаты труда и материального стимулирования тренеров — преподавателей и специалистов образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва при переходе на новую систему оплаты труда». Утратил силу (Приказ Министерства спорта от 24.10.2012 г. № 324).

6. Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования / Ю. Г. Татур. □ М., 2004. — C. 54.
7. Указом Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 Министерство спорта, туризма и молодежной политики преобразовано в Министерство спорта РФ.

______________________________

Бондаренко М.П., Макаренко Т.М., Клиновская Е.В. Волгоградская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: спортивная организация, управление спортивной организацией, управление развитием спорта, спорт, управление спортом, оплата труда в спорте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code