Система непрерывного образования по рациональному природопользованию на основе интеграции вузовской и академической науки, школы и производства

Pассмотpены системные принципы повышения качества и научного уровня непрерывного образования, инновационных разработок и технологий обучения для решения перспективных задач природопользования на основе интеграции вузовской и академической науки, школы и производства. Такой подход обеспечивает эффективное удовлетворение спроса на рынке труда в сфере рационального использования природных ресурсов Pоссии и подготовку кадров высшей квалификации на уровне мировых стандартов.

На протяжении двух десятилетий (начиная с 1992 г.) полигоном практической апробации и широкого внедрения региональных принципов подготовки кадров для экологически рационального природопользования являлась Тульская область. Такой выбор был обусловлен спецификой географического положения этой области и особенностями размещения различных предприятий на данной территории. Тульская область сегодня — одна из наиболее высокоразвитых в промышленном и сельскохозяйственном отношении регионов России. В Тульской области создалась крайне напряженная экологическая обстановка, что отразилось на ухудшении здоровья населения, медикодемографических показателях, состояния растительного и животного мира. Причинами такой сложной ситуации является развитое промышленное и аграрное производство, многолетнее загрязнение окружающей среды в результате деятельности предприятий различных отраслей (химической, машиностроительной, металлургической, энергетической, горнодобывающей, дорожнотранспортной, аграрной, жилищно-коммунальной и др.) и аварии на Чернобыльской АЭС, нарушение природного равновесия геологической среды.

Принятие ряда законодательных актов (постановление Правительства РФ от 08.12.92 г. № 946 «О проведении в Тульской области эксперимента по отработке экономических, организационных и правовых методов и механизмов экологического оздоровления ее территории и охраны здоровья населения» и № 732 «О программе экологического оздоровления экологической обстановки и охране здоровья населения Тульской области на 1993— 1998 годы») позволяет рассматривать область в качестве экспериментального полигона для внедрения и апробации современных разработок по охране окружающей среды и р ациональному использованию природных ресурсов.

В результате комплексных исследований была реализована идея интеграционного императива в развитии непрерывного образования по рациональному природопользованию за счет создания региональных научно-образовательных и учебно-научных центров, в которых концентрируются для этого усилия институтов соответствующего профиля Российской академии наук, университетов и школ Министерства образования и науки Российской Федерации и ведущих предприятий России по добыче и переработке полезных ископаемых. При этом были решены следующие задачи:

разработка системных принципов и концепции подготовки кадров для рационального природопользования на основе интеграционного взаимодействия Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии наук и предприятий минерально-сырьевого и топливноэнергетического комплекса;

разработка нормативной базы, структуры и функциональных принципов интеграции высшего и среднего образования, академической науки и производства;

формирование идеологии и создание современной научно-педагогической базы для решения геоэкологических проблем при подготовке специалистов высшей квалификации;

внедрение новых геотехнологических и геоэкологических принципов, научных основ и технических решений освоения ресурсов недр, повышения качества высшего горного образования и уровня его инновационного потенциала, в том числе с учетом региональных особенностей, состояния и развития георесурсной базы рассматриваемых территорий;

создание на основе современных новых компьютерных технологий школьного и университетского образования, подготовки и переподготовки кадров, методов решения задач комплексного и экологически рационального освоения недр;

формирование научно-образовательных и учебнонаучных центров, обеспечивающих возможность повышения уровня контроля и качества подготовки специалистов для решения проблем рационального природопользования, промышленной и геоэкологической безопасности;

практическая реализация интеграционного взаимодействия институтов РАН, университетов, школы и производства;

апробация и пропаганда научно-образовательных приоритетов в обеспечении рационального природопользования, промышленной и геоэкологической безопасности.

Развитие системных принципов непрерывной подготовки кадров для рационального природопользования реализовано с учетом организационных особенностей и интеграционного потенциала взаимодействия Министерства образования и науки Российской Федерации и Российской академии наук, современных социально-экономических условий и геотехнологий. Повышение качества процесса реформирования образования по рациональному природопользованию позволяет создать механизм совершенствования системы природопользования в целом, что является непременным условием обеспечения требуемого уровня подготовки кадров в стране. Разработанная нормативная база, структура и функциональные принципы интеграции высшего образования и академической науки, школы и производства реализуют идеологию и основные направления регионального подхода к решению проблем рационального природопользования, обеспечения промышленной и геоэкологической безопасности.

Системные принципы интеграции высшего образования и академической науки, школы и производства представлены как система взглядов и идей, в которых оцениваются эколого-социальные проблемы природно-ресурсной части экономики страны, и которые используются в качестве средства целенаправленного изменения общественных отношений в сторону повышения престижа и экономической привлекательности научно-педагогической деятельности и практического бизнеса. Адаптация непрерывного образования по рациональному природопользованию в школах и университетах к новейшим достижениям академической науки, качественно повышающей его научный уровень и инновационный потенциал, осуществляется путем развития новых форм и методов реализации учебного процесса на основе интеграционного императива и современных информационных технологий на всех уровнях образования и переподготовки кадров.

Концептуальные положения технологической политики комплексного и экологически безопасного освоения недр, разработанные для реструктуризации системы среднего и высшего образования, основываются на новых геотехнологиях, являющихся результатом новейших научных достижений Российской академии наук в изучении физических явлений и закономерностей.

Системные принципы повышения качества и научного уровня подготовки специалистов по рациональному природопользованию на основе интеграции вузовской и академической науки, школы и производства заключаются в следующем.

1. Цель и идеология непрерывного экологического образования призваны отражать соответствующую государственную доктрину устойчивого развития, реализуемую на современном этапе путем сбережения природных ресурсов, их расширенного воспроизводства, обеспечения промышленной и геоэкологической безопасности, применения малоотходных и малооперационных технологий.

2. Интеграция высшего образования и академической науки, школы и производства является категорическим императивом в политике государства на всех этапах реформирования экономики страны и выхода из глобального экономического кризиса. Реализация интеграционного императива в сфере природопользования достигается созданием региональных научно-образовательных и учебно-научных центров, в которых концентрируются для этого усилия институтов соответствующего профиля Российской академии наук, университетов и школ Министерства образованию и науки Российской Федерации, предприятий минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплекса.

3. Необходимо, чтобы идеология интеграции высшего образования и академической науки, школы и производства как система взглядов и идей, в которых оцениваются социально-экономические и геоэкологические проблемы использования природных ресурсов страны, обеспечивала целенаправленное изменение общественных отношений в сторону повышения престижа и экономической привлекательности научно-педагогической деятельности и практического бизнеса.

4. Системные принципы взаимодействия академической и вузовской науки воплощают современное мировоззрение, прогрессивные тенденции и новейшие достижения в науках о Земле и в науках о Жизни, являются по этой причине теоретическим базисом непрерывного экологического и высшего горного образования. Такое образование составляет первичную основу формирования рационального природопользования в стране. Подготовка для этого специалистов невозможна без государственной поддержки и вместе с тем она представляет собой наиболее рентабельную область государственных инвестиций.

5. Необходимое качество образования поддерживается непрерывным налаженным интеграционным взаимодействием с академической наукой. Результатом взаимодействия является повышающийся с появлением новых знаний научный уровень образования, его инновационного потенциала, а также образовательных технологий.

6. Система высшего образования по рациональному природопользованию должна иметь следующие уровни квалификационной иерархии: бакалавр — магистр — кандидат наук — доктор наук; специалист — кандидат наук — доктор наук. Взаимосвязанность иерархических уровней подготовки кадров необходимо формировать исходя из принципа непрерывного образования.

7. Содержательная сторона подготовки специалистов должна раскрывать фундаментальный по своему значению принцип, согласно которому при рациональном и безопасном природопользовании требованиям необходимой защищенности населения, растительного и животного мира будет отвечать такое освоение природных ресурсов, когда соблюдается экологическое равновесие при техногенном воздействии на окружающую среду, не превышающем ни экологический, ни экологопроизводственный потенциалы территорий.

Внедрение новой системы осуществлялось на территориях различных субъектов Российской Федерации, однако первый этап внедрения осуществлялся на территории Тульской области и, в первую очередь, в Тульском государственном университете и Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого, а также в Научно-бразовательном центре (НОЦ) по проблемам рационального природопользования при комплексном освоении минерально-сырьевых ресурсов и

Учебно-научном центре (УНЦ) рационального природопользования в Тульской области. Необходимость коренной реструктуризации многоуровневой системы подготовки кадров потребовала, прежде всего, изменения статуса базового вуза в Тульской области. Сейчас Тульский государственный университет имеет статус классического университета, является одним из ведущих вузов Центрального региона.

Общим методическим принципом в формировании учебно-методических комплексов всех специальностей является сквозная непрерывная экологическая подготовка, ориентированная на решение практических вопросов рационального природопользования.

Довузовская подготовка реализуется на базе факультетов довузовской подготовки, которые структурно связаны с НОЦ и УНЦ ТулГУ. В первую очередь, это вновь открытые специальности, профессионально ориентированные на природопользование (их насчитывается более 30).

Эта связь реализуется через специализированные классы и курсы различной длительности для подготовки школьников по учебно-методическим планам, отработанным на базе лицея № 4. Наиболее интенсивная подготовка ведется среди школьников десятых и одиннадцатых классов. Особое внимание уделяется подготовке школьников из школ отдаленных районов Тульской области.

Эффективность довузовской подготовки по результатам приемных экзаменов последних пяти лет составляет 64…72 %.

Организована система взаимодействия со средними специальными учебными заведениями и профессионально-техническими колледжами. Так, в течение последних трех лет около 15 % студентов первого курса специальностей «Открытые горные работы», «Шахтное и подземное строительство», «Подземные горные работы», «Горные машины и оборудование», «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» и » Безопасность технологических процессов» — это лучшие выпускники техникумов и профессионально-технических колледжей.

Сводные количественные показатели внедрения рассматриваемой системы и ее эффективности за период с 2005 по 2010 гг. представлены в табл. 1, 2 и на рисунке.
Тульский государственный университет, Институт проблем комплексного освоения недр Российской академии наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тульский лицей № 4 и горнодобывающие предприятия Тульской области и Кузнецкого угольного бассейна в результате совместной учебной, научной и организаторской деятельности разработали и внедрили систему непрерывного образования по рациональному природопользованию на основе интеграции вузовской и академической науки, школы и производства, обеспечивающую повышение научного уровня подготовки кадров, инновационных разработок и технологий обучения для эффективного удовлетворения спроса на рынке труда в сфере использования природных ресурсов России и достоверного прогнозирования потребностей в специалистах. Новизна направлений определяется тем, что изменена сама система взглядов и идей, составляющая существующую основу высшего образования, с включением в нее прогрессивных научных представлений и достижений, объективно характеризующих развитие природы и общества на современном этапе и отвечающих принципам устойчивого развития.

Таблица 1

Основные показатели по источникам финансирования НИР, тыс.руб.Основные показатели по источникам финансирования НИР, тыс.руб.

Таблица 2
ву68

 

ву69

Соотношения выполнявшихся НИP по различным наукам:

1 — науки о Земле; 2 — политические науки; 3 — социологи­ческие науки; 4 — психологические науки; 5 — медицинские науки; 6 — педагогические науки; 7 — юридические науки; 8 — экономические науки; 9 — исторические науки; 10 — техниче­ские науки; 11 — биологические науки; 12 — химические нау­ки; 13 — физико-математические науки

_______________

Э. М. Соколов1, д-р техн. наук, проф., Н. А. Шайденко2, д-р пед. наук, проф., Н. М. Качурин1,  д-р техн. наук, проф.
1 Тульский государственный университет
2 Комитет Государственной Думы РФ по образованию, г. Москва

Ключевые слова: экологическое образование, природопользование, интеграция, школа, вузовская наука, академическая наука, производство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code