БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА

В данной статье изложены методологические основы условий безопасности жизнедеятельности, а также сформулированы некоторые направления повышения эффективности учебной работы в процессе преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА

«Человек является мерилом всех вещей». Это высказывание древнегреческого философа Протагора как нельзя точно характеризует суть относительно новой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД).

Почти треть аварий и несчастных случаев на производстве связана с тем, что люди не знают, как вести себя в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Это свидетельствует о том, что дисциплине БЖД необходимо и впредь уделять самое пристальное внимание.

В центре внимания курса БЖД — человек как самоцель развития общества. Человек имеет ценность не только как рабочая сила, которую нужно охранять в процессе трудовой деятельности, а как неповторимый индивидуум. Он обладает ценностью независимо от своего конкретного местонахождения и выполняемых функций, признанных обществом необходимыми и полезными (занятия спортом, быт, отдых и тому подобное). Вся совокупность видов человеческой активности образует понятие деятельности. Как раз деятельность выделяет человека из других живых существ, она является специфически человеческой формой активности, необходимым условием существования человеческого общества. Формы деятельности разнообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, которые происходят в быту, в общественной, производственной, научной, культурной и других областях жизни.

Деятельностью занимаются все — взрослые, дети, люди преклонных лет, поэтому безопасность жизнедеятельности имеет отношение ко всему человечеству.
Безопасность — это состояние деятельности, при котором с определённой вероятностью исключается проявление опасностей. Безопасность — это цель, а безопасность жизнедеятельности — это средства, пути, методы её достижения.

Актуальность БЖД подчёркивается аксиомой потенциальной опасности деятельности: ни в одном её виде невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна.

БЖД — это степень защиты человека от опасностей при ЧС. Опасность характеризуется возникновением факторов, которые могут отрицательно влиять на состояние его здоровья. Природа этих факторов может иметь техногенный, естественный или социально-экономический характер.

БЖД — это общепрофессиональная дисциплина. Такой фразой начинается определение «Безопасности жизнедеятельности» как дисциплины в примерной программе Министерства образования. Она была разработана в 1994 году и скорректирована в 2002 году. Таким образом, около 20 лет эта дисциплина реализуется в учебном процессе ВУЗов и является составной частью подготовки населения страны по безопасности жизнедеятельности.

Подготовка по безопасности жизнедеятельности осуществляется в три этапа.

1 этап — Основы безопасности жизнедеятельности, который реализуются во время обучения в школе со своими приоритетами.

2 этап — Безопасность жизнедеятельности, который реализуется в системе высшего и среднего профессионального образования.

3 этап — Мероприятия гражданской обороны, который реализуется во время профессиональной деятельности.

В этой связи во всех средних и высших учебных заведениях страны, реализуется второй этап подготовки по безопасности жизнедеятельности. Он предусматривает на основе общей начальной подготовки в школе углубить и систематизировать знания по физической сущности опасных явлений при чрезвычайных ситуациях (ЧС) и способов защиты при их возникновении, а также организационные и правовые принципы противостояния поражающим воздействиям при ЧС.

В конце 90-х годов было очень много дискуссий по поводу того, как лучше подготовить население к действиям при угрозе и возникновении ЧС. Среди множества мнений, часто абсурдных, приоритетным оказалось мнение департамента по защите населения МЧС РФ, что если человек знает физические основы возможных опасностей и реакцию его организма, он может успешнее им противостоять и даже на уровне автоматизма.
Речь идет о создании у обучаемых начального психологического стереотипа действий при угрозе и возникновении ЧС, при этом действие может часто опережать сознание.

Одним из таких примеров является изменение биоритмов организма человека при изменении магнитного поля земли, а биоритмы определяют сердечно-сосудистую деятельность организма человека — об этом знает подавляющее большинство населения. Поэтому, когда передается очередная метеосводка, и в ней сообщается об изменениях на солнце, которые повлияют на магнитное поле земли, мы знаем, что произойдет изменение биоритмов с соответствующими последствиями. Это вызывает внутреннюю готовность организма к этим изменениям и даже без нашего сознания.

Такая направленность учебной работы требует соответствующего содержания учебного материала; методики его изложения и систематической работы студентов не только с учебным материалом, но и анализом условий современной жизнедеятельности.

В рамках этой дисциплины разработана структура условий безопасности на основе экологических принципов жизнедеятельности живых организмов — экологическая валентность:

— если экологические факторы находятся в зоне экологической валентности, то это условия нашей повседневной жизни от оптимальных до границ выносливости;

— если экологические факторы выходят из экологической валентности, то это чрезвычайная ситуация с реальной угрозой жизни здоровью людей (число погибших и раненных).

В этой связи, когда речь идет о реализации, в рамках существующего учебного плана, компетентностного подхода к обучению студентов — это условия безопасности жизнедеятельности при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

С другой стороны существуют условия безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни, и они определяются правовыми, экономическими, социальнообщественными, профессиональными аспектами нашей жизнедеятельности. Эти условия излагаются в целой совокупности учебных дисциплин — практически значительная часть учебного плана.

В последние годы реализуется внешний итоговый контроль учебных заведений
— интернет-экзамен. На примере прошлого года, при проведении этого экзамена, были включены вопросы по следующим проблемам:
— национальная и международная безопасность РФ;
— безопасность жизнедеятельности на производстве;
— организация мероприятий по безопасности в учреждениях разного типа;
— техника безопасности на производстве;
— безопасность жизнедеятельности в разных сферах жизни;
— теория риска и ее практическое применение;
— первая медицинская помощь.

И это только один из вариантов существующего контроля. Анализ педагогических измерительных материалов показывает, что только 50 процентов тематического наполнения полностью или частично соответствует содержанию дисциплины, разработанной в соответствии с общекультурной компетенцией ФГОС. Такова реальность и, если оценка объективности этого подхода вопрос возможного будущего, то

в настоящее время экзамен надо сдавать в этом виде. Решение этой проблемы, на первый взгляд, требует:

— участия преподавателей смежных дисциплин в непосредственной подготовке к экзамену;

— осознание студентами, что знания, которые приобретаются во время обучения, нужны не только для сдачи зачетов и экзаменов, но и для использования при продолжении образования и в практике жизни.

Литература
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для ВУЗов, 2-е издание./ Под ред. Михайлова Л.А. — СП: Питер,2009 — 461с:ил.

2. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / В.В. Тофановский. — Волгоград: ФГБОУ ВПО « ВГАФК », 2014. -101 с.

______________________

Тофановский В.В., Чёрноусов К.И.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code